Статья "Артикуляционная гимнастика с целью коррекции речи детей"
статья по логопедии

Егупова Татьяна Фёдоровна

Что такое артикуляционная гимнастика? И для чего она нужна?

На что влияет артикуляционная гимнастика и в чём может помочь?

Виды артикуляционных упражнений, а также рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

Обо всём об этом можно узнать из этой статьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Артикуляционная гимнастика с целью коррекции речи детей»

У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её развития невозможно сформировать навыки правильного звукопроизношения.
Чтобы говорить правильно, ребёнку необходимо уметь управлять органами артикуляции: нижней челюстью, губами, языком, щеками.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.

 Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность артикуляционных органов.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Виды артикуляционных упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье).

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнений статических и 2-3 упражнений динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение.          А чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упражнение «трубочка» — придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога.

Педагог дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

- Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняются упражнения)

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

          Упражнения для губ


         
1. Улыбка.
         Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Упражнения для губ и щек

 

          1.  Хомячок.
         Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

          2. Голодный хомячок.
         Втянуть щеки.

Статические упражнения для языка


1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится, Мостик).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.


1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2.  Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

3. Футбол (Спрячь конфетку, Орешек).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
4. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 5. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
6. Котёнок лакает молоко.
Рот широко открыт. Широким языком , как бы лакаем молоко. Закрываем рот, убираем язычок.

          7. Маляр.
         Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних  

          резцов до мягкого нёба.                    

Литература


1.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - Спб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
2.
Косинова Е. М. Артикуляционная гимнастика. - М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007.
3.
Костыгина В. Н. Тру - ля - ля. Артикуляционная гимнастика. 2 - 4 года. - М.: Карапуз, 2006.

4.Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012

5.Новиковская О. А. 500 игр и упражнений для развития речи. - М.: АСТ; АСТ; Спб.: Сова; Владимир: ВКТ. 2008.
6.
«Шпаргалка» для учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда - практика. - Спб.: КАРО, 2008. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма проведения пальчиковой гимнастики , как средство коррекции речи детей.

В данной работе описаны особенности проведения закаливания в нетрадиционной форме с детьми, имеющими речевые расстройства....

Опыт работы по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста. Артикуляционные гимнастики в стихах и сказках "Наш весёлый язычок".

В сборнике собран материал для проведения артикуляционных гимнастик с детьми дошкольного возраста в интересной и увлекательной форме. Сборник предназначен для логопедов, воспитателей, а также будет по...

«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».

Мастер-класс «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)» в рамках Семинара-практик...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, орган...

Роль дыхательной гимнастики в коррекции речи детей

В статье даются рекомендации по обследованию типа дыхания у детей и упражнения по дыхательной гимнастике для детей, имеющих патологию прикуса....

Моделирование подвижных игр с целью коррекции речи детей с ОНР.

Данная статья научит логопеда создавать подвижные игры с речевым сопровождением с учётом выбранных задач коррекции речи и раскрывает разные способы их моделирования....

Логоритмика – относительно новое понятие в педиатрии, воспитательной и педагогической работе. В первую очередь направление было введено с целью коррекции речи в детском возрасте. С ее помощью удавалось добиться скоординированности работы между нервной и д

Цели, задачи логоритмикиОсновная цель логоритмики в дошкольном возрасте – профилактика речевых нарушений или их коррекция путем оттачивания двигательных навыков. Ее достижение сопровождается физ...