Моделирование подвижных игр с целью коррекции речи детей с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Денисова Ольга Вячеславовна

Данная статья научит логопеда создавать подвижные игры с речевым сопровождением с учётом выбранных задач коррекции речи и раскрывает разные способы их моделирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_podvizhnyh_igr.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование подвижных игр с целью коррекции речи детей с ОНР.  

Логопедическое занятие на современном этапе предполагает игровую деятельность. Учитывая это, мы широко используем дидактические игры в качестве самостоятельных технологий и мало применяем подвижные игры. Подвижная игра требует пространства, а в кабинете логопеда его не так много. Кроме того, все задания на занятии объединены в единый сюжет  и подчинены, как правило, одной лексической теме. Тем для изучения много, а подвижных игр на каждую тему не найдёшь. А если и подберёшь игру, то не всегда она сопровождается речью и содержит нужный нам лексический материал. А нам без этого никак нельзя. Мы считаем, что на занятии у логопеда должна преобладать речь детей, её должно быть 80%. Учитывая все эти обстоятельства, мы пришли к выводу, что будем сами создавать подвижные игры, дающие детям не только радость движения, но и корригирующие речь детей. Для чего мы сначала подвергли анализу имеющиеся в педагогической практике подвижные игры, где основные движения (бег, ходьба или прыжки) выполнялись бы в ограниченном пространстве.  Мы заметили, что у каждой игры своя технология, но все они решают определённую дидактическую задачу, которую логопед формулирует детям в виде игровой задачи. Каждая игра имеет свои игровые действия, правила, содержит небольшое по объёму речевое сопровождение, заканчивающееся призывом к действию. И в отличие от игровых упражнений в игре есть соревнование, победители и проигравшие.  В ходе данной работы мы увидели, что можно самим моделировать похожие и новые подвижные игры с учётом задач коррекции речи. Некоторый речевой материал, имеющийся в нашей практике, хорошо ложится на ту или иную технологию известной игры. В таких случаях получается  подвижная игра со знакомыми детям правилами, но новым содержанием.   Часть речевого материала потребует частичного изменения технологии знакомых игр или соединения элементов технологии 2-3 игр. Тогда получится новая игра. Стало понятно, что для создания разных подвижных игр потребуется тщательный подбор речевого материала.  В итоге он представлял собой небольшие 6-8 строчные стихи с интересными диалогами, разными грамматическими конструкциями, нужной нам  лексикой и обязательно содержащими призыв к действию. Часть стихотворных текстов были изменены или сокращены. Прекрасным материалом стали и речевые логопедические упражнения, которые мы постоянно использовали в своей работе.

Итак, в результате наложения речевого материала на готовую технологию знакомой игры получилось множество подвижных игр с речевым сопровождением, решающих разные речевые задачи.

Например, игра «Садоводы» по теме «Фрукты» составлена на основе технологии известной подвижной игры «Мышеловка» и изменённого стихотворного текста «Яблоки» Я. Акима. Данная игра обогащает словарный запас и упражняет детей в употреблении предлогов «С», «В».

Описание игры. Играющие делятся на две группы. Одна группа детей «садоводы» образует круг — корзинку. Остальные изображают «яблоки» и находятся вне круга. Садоводы берутся за руки, поднимают сцепленные руки вверх  и приговаривают:

Яблоки спелые, красные, сладкие.  

Яблоки хрусткие, с кожицей мягкою.

Падают с яблони  прямо в траву.

Я их в корзинку скорей соберу.

Сок приготовлю, компот или джем.

Или намою и быстренько съем.

Дети-яблоки бегают из круга в круг. По окончании стихотворения дети-садоводы, стоящие по кругу, быстро опускают руки и приседают. Яблоки, не успевшие выбежать из круга, считаются собранными и съеденными. Они тоже становятся в круг (и размер корзинки увеличивается). Когда большая часть яблок будет собрана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

На основе технологии известной подвижной игры «Жмурки» и речевого упражнения «Отгадай по описанию»  у нас получилась одноимённая игра «Жмурки». Целью игры является развитие описательной речи, умения описывать предмет и отгадывать его по описанию. В игре предусматривается повязка для Жмурки и медальоны для каждого игрока с изображением домашних животных.

Описание игры. Дети-домашние животные образуют круг, в центр круга приглашается Жмурка с завязанными глазами. Дети идут по кругу и в такт своим шагам говорят: - Мы проснулись на заре и гуляем во дворе. Жмурка, Жмурка, не зевай! Кто попался, отгадай?  На последнем слове все останавливаются. Жмурка двигается к детям, дотрагивается до ближайшего ребёнка и спрашивает: - Ты кто?  Ребёнок отвечает: - Я тебе не скажу, я тебе расскажу: - У меня есть копыта, рога, короткий хвост. Я даю молоко. Я люблю траву. Кто я?  Жмурка: - Ты-коза! Если Жмурка правильно отгадал, то передаёт повязку другому игроку. Если не отгадал, то игра продолжается.

        Частично изменить технологию игры пришлось в том случае, когда мы захотели подчинить игру «Поймай мяч» стихотворению «Куры» В. Степанова. И появилась игра «Дети и куры», целью которой было развитие диалогической речи и закрепление знаний о способе питания кур: клюют зёрна, крошки, червячков и жуков.

Описание: Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. В руках одного из детей мягкая игрушка-жук. Выбираются и выходят в центр круга двое детей- «куры». По команде педагога дети начинают диалог:

- Куры, куры, как живёте? Куры, куры, что жуёте?

Куры отвечают:

- Хорошо пока живём, но, простите, не жуём.

Мы КЛЮЁМ червячков, зёрна, крошки и жучков.

«Куры» бегут к игроку  с жуком  в руках и стараются выхватить игрушку. Данный ребёнок при приближении кур начинает перебрасывать жука другому ребёнку, а тот следующему. Так жук передаётся из рук в руки. Курам нужно поймать жука. Те дети, из чьих рук куры выхватили жука, становятся курами.

Примером соединения элементов двух технологий является игра «У дедушки Егора». Она построена на основе русской народной игры «Гори, гори ясно», технологии и текста музыкальной игры С. Железновой «У дедушки Егора». Целью игры является упражнение детей в назывании домашних животных и различении способа их питания.  

Описание игры. Дети встают в круг, образуют «двор».  Затем выбираются и выходят в центр круга дедушка Егор с косточкой и травкой и два домашних животных, которыми игроки себя называют по желанию. Например, один ребёнок решил быть телёнком, а другой - собакой. Дети, взявшись за руки, идут в центр круга со словами: У дедушки Егора телёнок за забором. Затем отходят назад и говорят: Тут му-му, там му-му, мууу! По окончании слов поднимают сцепленные руки вверх. Телёнок выбегает в ворота за круг и ходит за пределами круга. Затем снова дети идут в центр круга и говорят: У дедушки Егора собака за забором. Затем отходят назад со словами: Тут гав-гав, там гав-гав, гав! и поднимают сцепленные руки вверх. Собака выбегает в ворота и выходит за пределы круга. Затем дед Егор встаёт между любыми двумя детьми, образующими круг, и выставляет за пределы круга две руки, в которых держит траву и косточку. К пище подбегают телёнок и собака, встают спиной друг к другу и на счёт: раз-два-три-беги!- бегут по кругу в противоположных направлениях. Кто первым схватит свой корм, обежав круг, тот и победитель. Игра может получиться только с травоядными животными (коровой и козой) или только хищными животными (собакой и кошкой). Дед Егор в любом случае выставляет обе руки и с травой и с косточкой для различения детьми способа питания.

Новизна данной идеи в том, что логопед сам моделирует подвижные игры под свои речевые задачи и корригирует речь детей с ОНР в игре, наиболее естественных для них условиях, не озадачиваясь мотивацией и даря радость движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР

Метод наглядного моделирования активно применяют в дошкольной педагогике. Он развивает пространственное воображение, позволяет представить сложные абстрактные понятия. ...

Наглядное моделирование в коррекции речи детей с ТНР

В презентации представлены некоторые наглядные модели для коррекции разных сторон речи детей с ТНР....

Использование психогимнастики и координационно - подвижных игр с целью психофизического развития детей. (Из опыта работы музыкального руководителя Е. Г. Коноваловой)

Регулярное выполнение психогимнастических упражнений, коррекционных и координационно-подвижных игр, направленных на снижение дезадаптации у детей, на укрепление их физического и эмоционального благопо...

Статья "Артикуляционная гимнастика с целью коррекции речи детей"

Что такое артикуляционная гимнастика? И для чего она нужна?На что влияет артикуляционная гимнастика и в чём может помочь?Виды артикуляционных упражнений, а также рекомендации по проведению упражнений ...

Коррекция речи детей с ТНР в ходе моделирования дидактических игр

Данная статья представляет опыт логопеда по коррекции речи детей с ТНР в ходе совместного моделирования дидактических игр на основе алгоритма  детской деятельности (познавательно-исследовательско...

Логоритмика – относительно новое понятие в педиатрии, воспитательной и педагогической работе. В первую очередь направление было введено с целью коррекции речи в детском возрасте. С ее помощью удавалось добиться скоординированности работы между нервной и д

Цели, задачи логоритмикиОсновная цель логоритмики в дошкольном возрасте – профилактика речевых нарушений или их коррекция путем оттачивания двигательных навыков. Ее достижение сопровождается физ...