Использование психогимнастики и координационно - подвижных игр с целью психофизического развития детей. (Из опыта работы музыкального руководителя Е. Г. Коноваловой)
материал

Регулярное выполнение психогимнастических упражнений, коррекционных и координационно-подвижных игр, направленных на снижение дезадаптации у детей, на укрепление их физического и эмоционального благополучия, помогает освободиться от отрицательных эмоций; развить эмоциональную и волевую сферу, коммуникативность, самоконтроль. Кроме того, это способствует развитию творчески активной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc132.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

3

7

Использование психогимнастики и координационно - подвижных игр с целью психофизического развития детей.

(Из опыта работы музыкального руководителя Е. Г. Коноваловой)


Для того, чтобы управлять своими эмоциями и чувствами, нужно научиться контролировать свои внутренние ощущения, осознавать их, различать, сравнивать и произвольно менять их характер.

Регулярное выполнение психогимнастических упражнений, коррекционных и координационно-подвижных игр, направленных на снижение дезадаптации у детей, на укрепление их физического и эмоционального благополучия, помогает освободиться от отрицательных эмоций; развить эмоциональную и волевую сферу, коммуникативность, самоконтроль. Кроме того, это способствует развитию творчески активной личности.

Обогащение чувственной сферы музыкальными формами воздействия дают богатый материал для разнообразных переживаний, позволяет говорить о расширении познавательных границ, познавательной активности, развития мышления и физических возможностей в целом.

Координационно-подвижные игры - доступны детям уже с младшего возраста.

Это жанр детского фольклора. Общеизвестно использование в логорйтмике игровых моделей, соединяющих речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизованная речь является органической частью развития музыкального слуха детей.

Ценность координационно-подвижных игр заключается в том, что они

  • являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий.
  • дают возможность детям “играть” своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность.
  • развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевые интонации.
  • учат ребенка ощущать свое тело и управлять им; бережно относится к партнеру во время занятий, угадывать намерения друг друга, сотрудничать.

Условно их можно разделить на следующие группы:

1. Коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга.

Например, “ Встреча ”, ‘‘Подними и покачай ”

Я предлагаю посмотреть вам песенку-приветствие “Хей, привет тебе” Т. Боровик

(Подготовительная группа)

ОРИГИНАЛЬНА ТЕМ, ЧТО ДЕТИ ЗДОРОВАЮТСЯ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ ТЕЛА. ИГРА НЕНАВЯЗЧИВО ПРЕДЛАГАЕТ ОБЩЕНИЕ И ОБМЕН ПРИВЕТСТВИЯМИ.

СТИМУЛИРУЕТ РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ, ТОЧНОСТИ, РЕАКЦИИ, ВОСПИТЫВАЕТ АНСАМБЛЕВУЮ СЛАЖЕННОСТЬ - ВСЕ ТО, ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА В ЦЕЛОМ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ В ЧАСТНОСТИ.

  1. Игры-команды. Они учат детей контролировать свои эмоции, активизируют внимание. Интонация произнесения текста педагогом, темповые и динамические изменения играют очень важную роль - они помогают детям искать соответствующее отражение в движении, пластике, тактильности.

Я предлагаю вам посмотреть видеозапись игры “Заходите в гости

модель Т. Боровик. Средняя группа.

  1. Массажные. Умение общаться через тактильное прикосновение необыкновенно важно. Подобные игры учат обходиться друг с другом ласково, доверительно, бережно и аккуратно. Массаж снимает напряжение, дают новые силы, тонизирует, снимает усталость, бодрит и повышает настроение.

Например, “Зайкин огород” Т. Боровик в исполнении детей старшей

группы

“Дождик” Картушиной в исполнении детей старшей группы

  1. Пластико-ритмо-речевой театр, пантомима, двигательная разминка.

Например, “Дом, который построил Джек”модель Т. Боровик в

исполнении детей старшей группы, (видеозапись)

(Пластико-ритмо-речевой театр)

В этой игре много персонажей. Образ, характер и смена действующих лиц приближают модель к театральным играм. Дети “играют5 своим телом, как первым инструментом, передающим творческую личность. Развиваются двигательные способности, память, чувство ритма, речевые интонации.

Пантомима “Пирожки ” Т. Боровик. Подготовительная группа

МОДЕЛЬ РАЗВИВАЕТ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ, МОТОРИКУ, ЧУВСТВО РИТМА, СОГЛАСОВАНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ С ТЕМПОМ, ХАРАКТЕРОМ, РИТМОМ МУЗЫКИ ИЛИ РЕЧЕВЫМ ТЕКСТОМ. ПОВЫШАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОНУС РЕБЕНКА, СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ САМОВЫРАЖАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ЖЕСТЫ,

ДВИЖЕНИЯ, МИМИКУ.

Двигательная разминка “Сладкая страна’ Т. Боровик Старшая группа.

Подобные игры приносят детям радость и удовольствие. Происходит активизация внимания, самостоятельный поиск двигательных приемов выполнения команд педагога; развивается координация слуховых, двигательных, тактильных и коммуникативных качеств восприятия.

От координационно-подвижных игр я перехожу к более сложному виду деятельности двигательно-импровизационным этюдам. Накопленный детьми опыт в проявлении эмоций, приобретение двигательных навыков и навыков самоконтроля помогает развивать в детях творческие способности, эстетический вкус, умение самовыражаться, получать удовольствие от слаженной “работы” чувства и мысли

Я предлагаю всем собравшимся поиграть в импровизационную двигательно-коммуникативную игру на взаимодействие “Веселые шляпы” Т. Тютюнниковой

ВЕСЕЛЫЕ ШЛЯПЫ

Импровизационная двигательно-коммуникативная игра на взаимодействие. Можно использовать любые панамки, соломенные шляпы и др. Игра проводится под музыку, в которой две части - веселая и спокойная (лучше под фонограмму, записанную 2-3- раза подряд). Все дети получают по палочке (от флажков или более длинные), на половину из них надеваются шляпы. На веселую часть музыки се свободно танцуют, перемещаясь по залу и передавая шляпы с палки на палку. Смысл игры - в постоянной передаче шляп друг другу. Не разрешается убегать со шляпой ли поднимать ее слишком высоко вверх, не давая подошедшему ребенку снять ее с палки. На спокойную часть музыки тот, у кого в данный момент шляпа, надевает ее себе на голову. Все с палочками в руках ходят и кланяются друг другу. Игра повторяется 2-3- раза.

Вариант. Если музыка - двухчастная полька, то на вторую часть все свободно танцуют: половина со шляпами, половина с палочками.

5. Речевые, музыкально-речевые, пальчиковые игры, танцы рук.

Развивается мелкая моторика рук, улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Происходит стимуляция речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на совершенствовании памяти. Движения рук построено на занимательно-игровой основе. Одно условие необходимо соблюдать - пальчиковые игры должны выполнятся ребенком без затруднения и приносить ему радость.

Предлагаю посмотреть речевые игры:

“Дидили” Т. Алехиной , 2 младшая группа


“Утречко”, “Прогулка”, “Мизинчик”, “Пальчик мой”, “Сова”, “Два мышонка” И. Бодраченко. Средняя группа ритмодекламация, пальчиковая игра ” 5 обезьянок” США. Подготовительная группа.

Игра направлена на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

  • подвижная речевая игра с элементами музицирования “Едем на тележке’ Т. Тютюнниковой. Подготовительная группа.
  • танцы рук: (модели Т. Боровик) “Паучина”. Старшая группа.

Песенка, в которой соединены оттенки сосредоточенности и игры,

серьезности и ловкости, паутинности в движении.

  • “Трик - трак”. 2 младшая группа.

Простота интонирования мелодии соединена в ней с пластическими движениями, образно рисующими содержание.

  • “Смехота”. Средняя группа

ЭТА МОДЕЛЬ ПОВЫШАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОНУС РЕБЕНКА, РАЗВИВАЕТ КООРДИНАЦИОННУЮ И ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ, СТИМУЛИРУЕТ РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ, ТОЧНОСТИ, РЕАКЦИИ, ЧИСТОТЫ ИНТОНИРОВАНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

Предлагаю взрослым сделать самомассаж тела “Черепаха” М. Картушиной.

Шла купаться черепаха И кусала всех от страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

(выполняется легкое пощипывание пальцами рук, груди, ног под

стихотворение)

Черепашка Рура В озерко нырнула,

С вечера нырнула И пропала...Э-эй,

Черепашка Рура,

Выгляни скорей!

(Затем поглаживают себя ладонями, выполняя круговые движения и приговаривая)

Для укрепления психики ребенка, развития его мышления, эмоционально-волевой сферы, снятия остро-невротических реакций, нейтрализации страхов и эмоционально-отрицательных переживаний используется психогимнастика, состоящая из психотехнических упражнений и коррекционных игр. Автор методики Наталья Васильевна Самоукина.

Игровые методы развивающего и психокоррекционного характера обязательно вводятся в старших группах детского сада. Это продиктовано необходимостью оказания помощи ребенку в развитии “комплекса произвольности” - умения контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия. Без этого успешно адаптироваться к школе и полноценно включится в учебно-воспитательный процесс невозможно.

Программа психотехнических упражнений и коррекционных игр подразделяется на такие темы, как

  • развитие внимания. Игры “Слушай звуки ”, “Слушай хлопки ”, “Зеваки ”.
  • развитие памяти наблюдательности. Игры “Повтори за мной ”, “Запомни свое место ”.
  • развитие внутренней свободы и раскованности. Игры “Разведчики ’ “Слушай и исполняй ”.
  • развитие произвольных движений, самоконтроля и самодисциплины.

Игры “Флажок ”, “Запретный номер ”, Запрещенное движение ”.

  • развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция личностных нарушений, снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Игры “Поссорились два петупика ”, “Дракон кусает свой хвост ”, “Кляксы ”.

Вниманию собравшихся предлагаю просмотреть видеозапись следующих психокоррекционных упражнений:

  • игра “Слушай звуки”. Развитие внимания, самоконтроля, тембрового восприятия.
  • игра “Скучно, скучно так сидеть’

Развитие раскованности, тренировка самоорганизации -игра “Кто что сделал’. Развитие наблюдательности, восприятие, памяти.

  • игра “Слушай команду”. Способствует успокоению возбуждения и развития самоконтроля. Развивает способность к сосредоточению

Предложить взрослым поиграть в игру “Слушай хлопки” .Развитие внимания        

Провести со взрослыми упражнение на релаксацию и взаимодействие под музыку “Отдых в тени”, модель Т.Тютюнниковой.


Половина участников ложится на пол в произвольной позе для отдыха. Оставшиеся участники листком бумаги обмахивают их, создавая прохладный ветерок.

Конечно, не всем детям удается все сразу. С целью оказания детям помощи в приобретении тех или иных умений и навыков проводятся индивидуальные занятия, где ребенок занимается в небольшой группе сверстников или один на один с педагогом. На таких занятиях я использую музыкально-спортивные сказки-игры, двигательные разминки, вызывающие у детей положительные эмоции, приносящие радость и удовольствие.

Педагогические задачи скрыты для детей, поскольку данные формы педагогического общения не назидают, а стараются тронуть, дать шанс почувствовать и таким образом увлечь. Я вместе с детьми, для них, а не над ними. Мое взаимодействие с детьми - это побуждение, предложение, совместный поиск, наблюдение, помощь. В результате ребенок становится более раскованным и свободным в действии. Любое придуманное движение или извлеченный ребенком звук при музицировании обладает определенной степенью индивидуальности и заслуживает внимание, принимается й используется в различных композициях.

Я советую родителям использовать игры дома - в момент пробуждения, досуга или домашнего праздника.

Провести со взрослыми упражнение на релаксацию и взаимодействие под музыку “Отдых в тени ”, модель Т.Тютюнниновой.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты использования музыкального репертуара в празднично – игровой деятельности. Из опыта работы музыкального руководителя.

Актуальной остается проблема перенасыщенности репертуара на праздниках. В материале рассматриваются принципы и варианты подбора репертуара для празднично-игровой деятельности, нацеленные на то, чтобы ...

Из опыта работы музыкального руководителя. Использование музыкального фольклора на занятиях, как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ музыкального руководителя МБДОУ№18 " Колосок" ст.Терновской  Ганжа Натальи Александровны МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны   Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личност...

Cтатья "Методы и приемы использования электронных презентаций в современной ДОО" (из опыта работы музыкального руководителя)

Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способс...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...