Презентация опыта работы музыкального руководителя по теме «Хор рук как ресурс развития музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке

Представлен опыт работы  инновационной работы в рамках стажерской площадки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_opyta_raboty.docx21.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы музыкального руководителя по теме «Хор рук как ресурс развития музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Кузнецова Оксана Олеговна. Я музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №141 г.Дзержинск. Имею высшую квалификационную категорию, так же являюсь победителем Всероссийского конкурса им. Л.С. Выготского 2020г.

Сегодня я хочу представить Вам свой опыт работы по теме «Хор рук как ресурс развития музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на развитие в детях таких качеств личности:  любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение. Но зачастую педагог сталкивается с тем, что у детей недостаточно развит опыт творческого самовыражения. Многие дети не знают как выразить то что чувствуют, зажаты, стесняются проявить себя в детском саду, при других детях.

Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых методик. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, необходимо использовать методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей.

За основу своих разработок я взяла методические наработки Татьяны Анатольевны Боровик, а так же методическое пособие Анны Иосифовны Бурениной «Ритмическая мозаика».

Хор рук – это новая и привлекательная для детей форма организации музыкально-ритмической деятельности в ДОУ, разработанная нашим современником музыковедом, педагогом исследователем, музыкотерапевтом Татьяной Анатольевной Боровик, подводящая детей к пониманию двигательного многоголосия, в которой все участники делятся на «хор из голосов» и ведущих-«дирижеров». Открывающая новые возможности в развитии творческих способностей детей в музыкально-ритмической деятельности.

Цель моей работы: развитие музыкальных и творческих способностей детей  в процессе использования методики хор рук.

Для достижения цели наметила задачи представленные на слайде.

Требования ФГОС ДО определяют условия реализации Программы, в частности, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Работа строилась поэтапно. Выделила следующие этапы, которые представлены на слайде.

На прогностическом этапе с целью получения информации о развитии музыкальных и творческих способностей детей подготовительной группы была проведена диагностика. Я использовала диагностику «Уровня музыкального и психомоторного развития ребенка» А.И. Бурениной.

     Продиагностировано 28 воспитанников подготовительной к школе группы. Данные диагностики показали, что у 40-54 % воспитанников недостаточно развиты творческие проявления и координация движений.

Разработано перспективное планирование по методике Хор рук на год для воспитанников подготовительной к школе группы.  В планирование включен репертуар, состоящий из детских песен и инструментальной музыки программы Детство.  Подобран репертуар современной, популярной детской музыки, классической музыки, который соответствует возрастным особенностям детей.

Следующий пункт – это Обогащение  развивающей предметно-пространственной среды группы.

 В группе создан музыкальный центр, оснащенный дидактическими играми, атрибутами для Хора рук.

Создана аудиотека. Записаны произведения для организации Хора рук в группе: песни и инструментальные произведения, как современных композиторов, так и классиков. Имеется картотека схем движений, партитуры, позволяющие детям организовать свой хор рук в группе или дома.

Разработаны игры, направленные на улучшение качества исполнений тех или иных движений. Например, видеоигра «Путешествие ладошек». С целью создания детьми плоскостных фигур для хора – рук обогатили центр изобразительными материалами.

Дети с удовольствием сами делали атрибуты для танцев.

Система работы с детьми осуществляется в образовательной деятельности на занятиях 2 раза в неделю, не более 3х-5ти минут. На изучение одной композиции отводится несколько занятий.  

Работа по данной технологии подчинена определенному алгоритму, который представлен на слайде.

На занятии на начальном этапе я рассказываю детям, что такое Хор рук. Знакомлю их с методикой, в работе использую методы и приемы, представленные на слайде.

Показываю основные движения. Т.к. это танец руками, движения в основном статичные. Их не так много. Чтобы детям было проще их понять, осмыслить и выполнить, мы вместе придумываем им названия

Так мы придумали картотеку движений: радуга, лесенка, качели, ручеек, дуга, цветок, березка и т.д. В соответствии с названиями я подобрала картинки – схемы. Детям проще запоминать движения через игру, поэтому мы придумали игры и с удовольствием играем вместе с детьми.

На следующих занятиях мы слушаем произведение. При восприятии музыки я не использую наглядные материалы, так как считаю, что они вызывают у детей определенное представление. Знакомлю детей с композитором и названием произведения. После прослушивания рассуждаем с детьми, какие образы, картины  возникли у них. Чтобы дети лучше прочувствовали образ, я предлагаю им игры и  упражнения по ритмопластике.

После активного слушания мы совместно с детьми сочиняем танец, с помощью карточек-схем, которые были изготовлены совместно с детьми.

Цель второго этапа - разучивание танцевальных движений.   Мы начинаем с разучивания одноголосья, подробно останавливаемся на первом голосе.

Работая над одноголосием, дети выполняют упражнения за дирижером-взрослым. Зеркально повторяют все движения. Когда движения разучены, мы добавляем атрибуты. С атрибутами детям очень нравится танцевать, ведь на их глазах оживает тот или иной образ.  

Для активизации творческой деятельности детей, предлагаю им выбрать в качестве дирижера одного из детей. Тут действует главное правило: хором полностью руководит дирижер. Если он случайно или намерено меняет уже выученную комбинацию движений, весь хор повторяет не заученные ранее движения, а выполняют движения, показанные дирижером.

Работа над разучиванием движений второго голоса осуществляется по тому же принципу, но дети второго голоса стоят за детьми, сидящими на стульчиках, что позволяет им добавить разнообразные ритмические движения, ставить с ними разные ритмические рисунки. Хор рук сразу перестает быть статичным, оживает.

Следующим этапом является соединение двух голосов. Хором руководят сразу два дирижера. Один – руководит движениями первого голоса, второй – второго.

Сначала в качестве дирижеров выступает муз.рук и воспитатель, потом, когда дети уже уверены и хорошо знают движения, можно пригласить дирижеров-детей. Для активизации творческих способностей воспитанников, нет никаких ограничений в соединении голосов. Например, при касании бабочкой цветка, дети сами решают, куда посадить бабочку.

Концертный вариант – это исполнение детьми танца без участия взрослых. Полностью достигнутый результат, это когда дети, выбирают сами дирижеров, и те в свою очередь, основываясь на знакомых движениях, придумывают свой танец под музыку, который могут записать в партитуры. Или импровизируют, создавая каждый раз новые ритмические рисунки.

Совместная деятельность взрослого с детьми занимает ведущее место в формировании и развитии у детей творческих и музыкальных способностей. 

     К робким, стеснительным, малообщительным детям у меня особый подход. Для развития у детей чувства уверенности в своих силах, снижения уровня тревожности, развития навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, я предлагаю организовать свой хор рук. Хор рук маленький, состоящий из 3-5 детей.  В  котором, принимают участие друзья воспитанника. Или организовать свой семейный хор с родителями и любимыми игрушками.

Вне занятий дети сами придумывают танцы, организуют Хор рук в группе. На общих праздниках, с атрибутами, которые они изготовили дома.

В соответствии с ФГОС ДО родителей воспитанников являются активными участниками образовательных отношений.

Для повышения уровня представления родителей были проведены следующие мероприятия, представленные на слайде.

Если сначала родители являлись пассивными наблюдателями деятельности детей в детском саду, то постепенно начали принимать участие в создании и обогащении предметно – развивающей среды в группе. Родители с интересом участвуют вместе с детьми в постановке танца, исполняя один из голосов. Практически не один утренник не обходится без совместного исполнения танца.

Система работы дала положительный результат. Проведенная итоговая диагностика в конце года, показала, что у большинства детей группы в развитии музыкальных и творческих способностей произошли изменения.

Мои коллеги познакомились с методикой и успешно применяют ее в своей работе. Воспитатели в качестве физминутки или динамической паузы. Чтобы дети смогли отдохнуть и расслабиться. Наличие атрибутов в данном случае не обязательно. Хор рук стал визитной карточкой нашего ДОУ, мы всем коллективом участвуем в городских конкурсах и праздниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель внедрения КИК  не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...

Создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в центре нравственно-патриотического воспитания.

Учитывая приоритетное направление нашего детского сада (военно-патриотическое воспитание), большое внимание уделяю созданию центра патриотического воспитания «Моя Родина – мой дом», «Под надёжной защи...

«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА «ЛЕГО»

Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе общения и игры.Одним из средств акт...

Развитие речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование творческих способностей и развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством реализации театрализованной деятельности, по русско-народной сказке на новый лад «Волк и семе...

Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей "Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...

Развитие познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при работе с фетром

В условиях ФГОС ДО особенную значимость приобретает развитие творческих способностей и творческих качеств у наших воспитанников. Творить вместе с детьми, уважать решения детей - вот главная задача пед...

РМО «Развитие воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования»

Развитие творческих способностей дошкольников через внедрение современных технологий...