Постановка звука [c] в домашних условиях.
консультация по логопедии

Колодина Ирина Александровна

Для маленьких детей нередко этого бывает достаточно, чтобы они правильно произнесли звук. Но если игра не помогает, потребуются другие, более сложные приемы. Чтобы правильно подобрать их, следует внимательно разобраться в характере нарушений свистящих звуков.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_s._postanovka_v_domashnih_usloviyah.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка звука [c] в домашних условиях.

     В настоящее время очень много детей дошкольного возраста имеют проблемы со звукопроизношением, т.е. неправильно произносят некоторые звуки. Или ребенок по тем или иным причинам не попал в логопедическую группу, а маме ждать не хочется. Но небольшие (негрубые) отклонения от нормы, не всегда являются поводом для немедленного визита к логопеду. Предположим, если трех или четырехлетний ребенок в целом неплохо говорит, строит фразы, имеет достаточный активный и пассивный словарный запас, но не выговаривает звук [С], можно просто дать ему шанс сделать это в ближайшее время дома вместе с мамой. Маме уделить немного своего времени ребенку, позаниматься гимнастикой для язычка и скорее всего все получится.

Поэтому данный материал будет полезен заботливым родителям детей 4-7 лет.
     Приступая к работе по исправлению того или иного звука у ребенка, сами перед зеркалом изучите правильное положение языка и губ. И только потом перед зеркалом покажите ребенку, как правильно произносится этот звук.
Сегодня речь пойдет о звуке [С].
Перед зеркалом покажите ребенку, как правильно произносится звук [С]:
- губы слегка растянуты и наполовину обнажают зубы, которые сильно сближены или даже сомкнуты.
-кончик языка почти касается передних нижних зубов.
струя воздуха проходит по образующемуся вдоль спинки желобку, попадает в узкую щель между кончиком языка и зубами, создавая характерный тонкий свистящий звук ССС…
воздух тонкой струйкой выходит из проколотой шины,мячика или шарика:


Для маленьких детей нередко этого бывает достаточно, чтобы они правильно произнесли звук. Но если игра не помогает, потребуются другие, более сложные приемы. Чтобы правильно подобрать их, следует внимательно разобраться в характере нарушений свистящих звуков.
Если ребенок заменяет звук [С] звуком [Ф] /фабака – собака/, важно добиться чтобы нижняя губа не смыкалась с верхними зубами, а кончик в образовании приближен к передним нижним резцам и принимал участие в образовании звука.


А если ребенок не поймет, как нужно приблизить кончик языка к зубам?

Тогда можно предложить ему выполнить следующее упражнение «сдуй ватку»: на середину высунутого кончика языка положить маленький кусочек ватки и предложить сдуть её. При этом звук получается явно искаженный, нечистый, но зато и взрослый и сам ребенок может следить за тем, чтобы кончик языка принимал участие в произнесении звука. Для этого обычно бывает достаточно предложить ребенку произнести звук [С] с сомкнутыми зубами.

Если у ребенка получается звук похожий на [Т] /колеТо – колеСо/, на [Ш] /Шуп – Суп/ или звук произносится со слегка высунутым между зубами кончиком языка, подобном английскому, можно рекомендовать нехитрый прием.
Возьмите чистую спичку, отломите головку и положите спичку поперек на передние зубы ребенка. После этого предложите ему, прикусив спичку, сказать: ССС.
Спичка помогает кончику языка принять правильное положение за нижними зубами, и получается чистый звук. После некоторой тренировки ребенок научится произносить его и без механической помощи.

Иногда у ребенка струя воздуха вместо того, чтобы идти по спинке языка, проходит сбоку от него, в таком случае вместо [С] получается своеобразно хлюпающий звук.

В этом случае можно также прибегнуть к механической помощи. Инструментом для вас послужит пластмассовая вязальная спица. Тщательно вымойте ее и положите на спинку языка ребенка так, чтобы острый конец был у вас в руках. Не старайтесь продвигать спицу глубоко (достаточно 2-2,5 см), это может вызвать у ребенка неприятные ощущения. Теперь, сжав спицу зубами, пусть ребенок произнесет звук ССС. Спица, положенная вдоль спинки языка позволит образовать необходимый желобок по которому и пойдет выдыхаемая струя воздуха.
Такой же результат от этого приема получится и тогда, когда ребенок произносит [С] мягко /Сь/ - самалёт – сЯмалёт. Мягкость звука возникает оттого, что приподнимается спинка языка. Спинка придерживает ее и помогает вызвать твердый звук.
Механическую помощь с использованием спички и спицы желательно использовать только по достижении ребенком 5-ти лет.

Когда ребенок научится произносить звук [С], необходимо закрепить его в речи. Закрепление вызванного у ребенка правильного звука происходит в такой последовательности: от звука изолированного к слогам, словам, фразам, от них к картинкам, стихотворениям, рассказам, беседам, к общению с окружающими.
Вот несколько упражнений для закрепления звука [С]:
ССА, АССА, АСС – сани, сапоги, касса, квас.
ССО, ОССО, ОСС – сом, носок, песок, нос.
ССУ, УССУ, УСС – суп, суббота, посуда, фокус.
ССЫ, ИССЫ, ИСС – сын, весы, кис – кис.

Соня стоит у стола и смотрит на книгу. Из теста пекут сайки.

Спит спокойно
старый слон.
Стоя спать
умеет он.


"Соня". В саду стояла скамейка. Соня села на скамейку. Она стала рисовать. Соня нарисовала сад, над садом солнце. Рисунок Соне понравился.

Пользуясь художественной литературой, подберите стихи и короткие тексты для заучивания, насыщенные звуком [С].

ПОМНИТЕ, что очень важно не просто повторять с ребенком подобные слоги, слова и фразы, а ОБЯЗАТЕЛЬНО добиваться в них правильного звучания [С].

Не огорчайтесь и тем более не вините ребенка, если он не сразу выполнит ваши указания. Воспитание правильного произношения процесс тонкий и довольно длительный. Постарайтесь подойти к нему вдумчиво и терпеливо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедические домашние задания, используемые на этапе постановки звуков.

логопедические домашние задания,используемые на этапе постановки звуков....

Использование логопедического массажа (самомассажа) при постановке звуков у детей с дизартрией в условиях логопункта

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функциюотстающих систем мозга, но и вовлекают в работублизлежащие мозговые системы...

Постановка звуков в условиях логопункта ДОУ

Речевое развитие дошкольников является одним из направлений работы в ДОУ. В нашем дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по развитию речи на специально организованных занятиях, в режимн...

Логопедические домашние задания № 1, 2 направленное для постановки звука Ш

Логопедическая работа в домашнем задании адаптированна для родителей....