Использование ИКТ в работе логопеда с детьми с ОВЗ
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Использование ИКТ в работе логопеда в работе с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy.pptx270.09 КБ
Файл e.v.ignatova.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование инновационных технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОНР Учитель-логопед МБДОУ №396 Е. В. Игнатова

Слайд 2

«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса» В. Г. Белинский Логопедия, как и всё современное образование, не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии. Логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Слайд 3

Современная логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, и поэтому она использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. Логопедия Педагогика Медицина Психология

Слайд 4

Инновация - введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Основной критерий инновационности технологии - это повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Слайд 5

Инновационные технологии Логопедический, пальцевый массаж, самомассаж. Арт-терапевтические ( сказкотерапия , музыкотерапия) Кинезиология ( развитие головного мозга через движение) Телесно- ориенированные технологии ( распускание мышечных зажимов, растяжки, релаксация, дыхательные упражнения) Технология сенсорного воспитания ( блоки Дьенеша , конструктор ЛЕГО, система Монтессори , математический планшет, палочки Кюизенера , квадрат Воскобовича ) ИКТ Песочная терапия Су- Джок терапия

Слайд 6

Интернет Компьютерное оборудование Сотовая связь Электронная почта Мультимедийные средства Программное обеспечение ИКТ – это информационные коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определённую информацию или оказать услуги.

Слайд 7

Компьютерные ресурсы Самостоятельно разработанные инструментарии Готовые программы Составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point Веб-страницы и веб-сайты Подборки компьютерных тестов Цифровые видеоролик Аудиозаписи Компьютерные логопедические тренажёры Компьютерные тесты Приключенческие квесты и обучающие игры Книги, учебники, энциклопедии Электронные рассылки Логопедические ресурсы

Слайд 8

Преимущества использования компьютерных игр и программ: Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес Игры несут в себе образный тип информации, понятный детям Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка У детей повышается мотивация для исправления недостатков речи Быстрее происходит развитие фонематического слуха, коррекция слоговой структуры слова и звукопроизношения, развитие связной речи

Слайд 9

Дети получают знания в увлекательной и визуализированной форме, получают чувство удовольствия от увлекательного процесса познания Проблемные задачи, поощрение ребёнка самим компьютером при правильном решении данных задач являются стимулом познавательной активности детей Развивается психологическая база речи: восприятие, внимание и мышление за счёт повышения уровня наглядности Совершенствуются навыки пространственной ориентировки, развивается точность движений руки.

Слайд 10

Формируется личность ребёнка в целом и повышается самооценка ребёнка Повышается качество обучения и работоспособность детей Развивается самостоятельность и самоконтроль. Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач Предоставляется возможность индивидуализации обучения Компьютер очень «терпелив», никто не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их Создаются благоприятные условия для взаимопонимания педагога и ребёнка в учебном процессе

Слайд 11

Мультимедийная презентация современная и перспективная информационно-рекламная технология способ представления информации с помощью компьютерных программ, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание. Интерактивная мультимедийная презентация позволяет пользователю, который просматривает презентацию , влиять на отображаемый в тот или иной момент материал. Например , при просмотре презентации присутствует меню, по которому можно кликать, для перехода к разным разделам презентации или существует опция смены языка презентации.

Слайд 12

Возможности мультимедийных презентаций: Способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Включаются четыре вида памяти : зрительная, слуховая, моторная, ассоциативная. Вносится эффект наглядности в занятие . Повышается мотивационная активность детей. Дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме благодаря последовательному появлению изображений на экране. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка.

Слайд 13

Преимущества мультимедийных презентаций: информационная ёмкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Слайд 14

«Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий с компьютером» СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10 . Максимальная одноразовая длительность работы для дошкольников не должна быть более указанной ниже: 6 лет 1-2 группа здоровья 15 минут в день 6 лет 3 группа здоровья 10 минут в день 5 лет 1-2 группа здоровья 10 минут в день 5 лет 3 группа здоровья 7 минут в день 6 лет гр.риска по состоянию зрения 10 минут в день 5 лет гр.риска по состоянию зрения 7 минут в день

Слайд 15

В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера. Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 5-6 лет – 2-3 раза в неделю. Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера: первая половина дня – оптимальна, вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 ч.30 мин. до 16ч.30мин., после дневного сна и полдника. Рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером: вторник, среда, четверг – оптимальные; понедельник – допустимый. В первый день недели работоспособность ещё не достигает желаемого уровня (нарушение режима в выходные). В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.

Слайд 16

Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха. В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить гимнастику для глаз, для снятия статистического и нервно – эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения. Обеспечивать рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора при проведении индивидуальных занятий должен находиться на уровне глаз ребёнка на расстоянии не ближе 50 см. .Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Необходимо использовать новые модели компьютера. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога

Слайд 17

Выводы Инновационные методы и технологии в системе коррекционной работы с детьми с ОНР: позволяют обеспечить полноценное развитие ребенка сохранить физическое и психическое здоровье детей скорректировать недостатки всех сторон речи успешно социализировать детей с нарушениями речи.

Слайд 18

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОНР.

 «Без стремления к новому нет жизни,

 нет развития, нет прогресса»

 В.Г.Белинский

Логопедия, как и всё современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Появляются новые формы и инновационные технологии. Логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Современная логопедия соприкасается с педагогикой, психологией и медициной, и поэтому она использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда, но их не рассматривают как самостоятельные, они становятся частью общепринятых логопедических технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и нарушенных психических функций. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, инструменты, приёмы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Основным критерием инновационности технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

 Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие)

Инновационные методы воздействия в коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР помогают достичь максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений.

К инновационным технологиям в логопедии относятся:

  • Арт-терапевтические (сказкотерапия, музыкотерапия)
  • Кинезиология (развитие головного мозга через движение)
  • Технология сенсорного воспитания (блоки Дьенеша, конструктор ЛЕГО, система Монтессори, математический планшет, палочки Кюизенера, квадрат Воскобовича)
  • Логопедический и пальцевый массаж, самомассаж.
  • Телесно-ориенированные техники (распускание мышечных зажимов, растяжки, релаксация, дыхательные упражнения)
  • Су-Джок терапия
  • Песочная терапия
  • ИКТ

ИКТ – это информационные коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определённую информацию или оказать услуги.

                К ИКТ относятся:

  • Интернет
  • Компьютерное оборудование
  • Сотовая связь
  • Электронная почта
  • Мультимедийные средства
  •  Программное обеспечение

Компьютерные ресурсы, используемые на логопедических занятиях, могут   быть готовыми программами или самостоятельно разработанными инструментариями

  Готовые программы:

  • Компьютерные логопедические тренажёры
  • Компьютерные тесты
  • Приключенческие квесты и обучающие игры
  • Книги, учебники, энциклопедии
  • Электронные рассылки
  • Логопедические ресурсы

        Самостоятельно разработанные инструментарии:

  • Составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации  Power Point
  • Веб-страницы и веб-сайты
  • Подборки компьютерных тестов
  • Цифровые видеоролик
  • Аудиозаписи

В итоге, пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения технологии. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

Практика показала, что при использовании ИКТ,

-значительно возрастает интерес детей к занятиям,

-повышается уровень познавательных возможностей.

-использование новых непривычных приёмов объяснения

 и закрепления в игровой форме, повышает не произвольное

 внимание детей,

-помогает развить произвольное внимание.

-информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.

-возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

-кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

-компьютерные программы приучают к самостоятельности,

-развивают навык самоконтроля.

В век компьютерных технологий, инновационных методик, использование компьютера на индивидуальных логопедических занятиях по коррекции звуковой стороны речи расширяет возможности в работе учителя - логопеда, позволяет сделать занятие более насыщенным, интересным, разнообразным. Особенно ценно то, что значительно повышается мотивационная готовность ребенка,  следовательно, и положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. Компьютер позволяет приблизить речевой материал, который преподносится ребенку, к реальным жизненным условиям, так как учитель - логопед может использовать любые фотографии и картинки, которые можно разыскать в Интернете. Важно то, что картинки могут быть крупные, яркие, реалистичные, что не всегда можно наблюдать в рисунках или иллюстрациях. Гораздо легче с ребенком проводить словарную работу, так как можно рассмотреть неизвестный и непонятный для ребенка предмет на приближенных к реальным условиям фотографиях. Это, в свою очередь, создает у ребенка более четкие и правильные представления о новых изучаемых темах.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие   задачи как:

  •  пополнение словарного запаса,
  •  формирование грамматического строя,
  •  восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи,

   формирование связной речи.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point.

Мультимедийная презентация - это современная и перспективная информационно-рекламная технология, являющаяся способом представления информации с помощью компьютерных программ, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание.

Мультимедийная презентация может быть интерактивной, позволяющей пользователю, который просматривает презентацию, влиять на отображаемый в тот или иной момент материал. Например, при просмотре презентации присутствует меню, по которому можно кликать, для перехода к разным разделам презентации или существует опция смены языка презентации. Создаваемый аудио, видео, фотографический ряд обеспечивает эффектное и интересное восприятие информации.

В использовании мультимедийных презентаций имеются такие преимущества, как:

  • информационная ёмкость,
  • компактность,
  • доступность,
  • наглядность,
  • эмоциональная привлекательность,
  • мобильность,
  • многофункциональность.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объёме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию, а также способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. При этом включаются четыре вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная, ассоциативная. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Осуществляется более тесная взаимосвязь между учителем-логопедом и ребёнком.

Использование компьютера в работе с детьми может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты. Поэтому особого внимания требует проблема общения ребенка и компьютера. При работе с компьютером необходимо соблюдать «Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий с компьютером» СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10.

  • Максимальная одноразовая длительность работы для дошкольников не должна быть более указанной ниже:

6 лет

1-2 группа здоровья

15 минут в день

6 лет

3 группа здоровья

10 минут в день

5 лет

1-2 группа здоровья

10 минут в день

5 лет

3 группа здоровья

7 минут в день

6 лет

гр.риска по состоянию зрения

10 минут в день

5 лет

Гр.риска по состоянию зрения

7 минут в день

  • В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
  • Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 6 лет – 2-3 раза в неделю.
  • Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

первая половина дня – оптимальна, вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 ч.30 мин. до 16ч.30мин., после дневного сна и полдника.

  • Рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером: вторник, среда, четверг – оптимальные; понедельник – допустимый.

В первый день недели работоспособность ещё не достигает желаемого уровня (нарушение режима в выходные). В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.

  • Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.
  • В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить гимнастику для глаз, для снятия статистического и нервно – эмоционального напряжения  можно использовать обычные физические упражнения.
  • Обеспечивать рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.
  • Экран видеомонитора при проведении индивидуальных занятий должен находиться на уровне глаз ребёнка на расстоянии не ближе 50 см.
  • .Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.
  • Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.
  • Необходимо использовать новые модели компьютера.
  • Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога

Вывод

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей и должна приносить ощутимые результаты. Использование инновационных методик и технологий в системе коррекционной работы с детьми с ОНР, позволяет обеспечить полноценное развитие ребенка, сохранить физическое и психическое здоровье детей, скорректировать недостатки просодической, эмоциональной стороны речи и успешно социализировать детей с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.»

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократи...

Использование ИКТ в работе логопедов ДОУ с детьми с ОВЗ.

   Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие информационно-комму-никативных те...

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить пр...

Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Игры Воскобовича в логопедической работе с детьми с ОВЗ...

Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции в работе логопеда с детьми с ОВЗ.

Методика «Расскажи стихи руками» широко используется логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми, имеющими речевые недостатки. Целью занятий является развитие речи и мелкой моторики (то...

презентация на тему: использование самомассажа в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР

Массаж- это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи и работоспособностьмышц массируемой части тела....

Использование мнемотехники в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР

Статья об использовании мнемотехники в работе с детьми...