Мастер-класс для логопедов на региональном фестивале педагогических практик «Использование бодиперкуссий как эффективного метода в работе логопеда с детьми с ОВЗ с ТНР»
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Мастер-класс разработан для показа на фестивале педагогических практик, как инновационный метод в работе логопеда. В мастер-классе собран многолетний опыт знаний, умений, творчества моей работы. В сообщении сначала теория, актульность, значимость, а затем на практическом уровне участники фестиваля пробуют методику бодиперкуссий. Самое важное, что для использования бодиперкуссий в своей работе не нужны большие затраты, а всего лишь знания, умения и навыки и небольшой музыкальный материал. В статье есть ссылки на музыкальный материал.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для логопедов на региональном фестивале педагогических практик «Использование бодиперкуссий как эффективного метода в работе логопеда с детьми с ОВЗ с ТНР»
Автор: учитель-логопед Фомина В. В.
Речь – это ритм, который постоянно присутствует в жизни ребенка. Ритм окружает его везде и всегда: бьется сердце, дыхание (вдох-выдох), сон-бодрствование, тикают часы, биоритмы: год, месяц, неделя, день-ночь и т.д., Бодиперкуссии «Перкуссия тела» - один из инновационных подходов в деятельности дошкольников, где в качестве инструмента используется тело, а не голос. Данную технику можно широко применять на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков, групповых занятиях (логоритмика, обучение грамоте, развитии речи), в качестве физминутки и организации любых занятий, поскольку она помогает дошкольнику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести.
BodyPercussion (перкуссия тела) – искусство владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Человеческий организм – это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Музыка тела доступна для всех с раннего возраста, особенно данная техника очень хорошо воздействует на детей с речевыми нарушениями.
Телесная перкуссия действует в трех областях:
• на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
• на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, внимание, когнитивные способности в целом, развивает межполушарное взаимодействие, стимулирует развитие речи, как высшей психической функции человека; помогает ребенку освоить слоговую структуру слова, так как ребенок в стихотворениях или словах делает ритмичные жесты только на слоги.
• в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
К. Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки): ПОКАЗАТЬ КАРТИНКИ
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Эта техника легко ложиться на многие этапы работы логопеда с детьми, имеющими различные речевые нарушения, т.к. посредством сочетания музыки, движения и речи можно реализовывать множество задач:
‒ расширение лексического запаса речи;
‒ развитие связной речи;
‒ развитие слухового внимания и зрительной памяти;
‒ совершенствование общей и мелкой моторики;
‒ выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью и с музыкой;
‒ развитие общей моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
‒ формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации
- формирование фонематического слуха.
К проведению занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования: это положительный эмоциональный настрой, уровень знаний, навыков и умений детей.
В сюжете занятий можно использовать музыкальные произведения русских и зарубежных авторов, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Виды работы:
На индивидуальных и групповых занятиях можно использовать
- Чистоговорки
Ра-ра-ра-ра (притопы) – вот высокая гора! (шлепки)
Ры-ры-ры-ры (притопы) – за горою комары! (щелчки)
Ро-ро-ро-ро (притопы) – потерял петух перо! (потирание)
Ру-ру-ру-ру (притопы) – а барсук унёс в нору! (хлопки)
Для развития фонематических представлений, слоговой структуры слова, чувства ритма, активизации моторной сферы, мыслительной деятельности, межполушарных связей головного мозга, а также внимательности, активности и др. на занятиях по обучению грамоте можно использовать элементы бодиперкуссий.
- Предлагаемый материал разработан для детей подготовительной группы с ОВЗ с ТНР на основе методики Чуриковой Елены Валентиновны. Бодиперкуссии для развития фонематического слуха:
Звук Д
ДАЧА-ДОМИНО (на слог ДА-хлопок в ладоши, ЧА- удар правой рукой по грудной клетке), (ДО-хлопок, МИ – удар правой рукой по грудной клетке, НО- удар левой рукой по грудной клетке)
ДУМА-ДОЛОТО (на слог ДУ-хлопок в ладоши, МА- удар правой рукой по грудной клетке), ( ДО-хлопок, ЛО – удар правой рукой по грудной клетке, ТО- удар левой рукой по грудной клетке).
Звук Дь
ДЯТЕЛ-ДЕРЕВО (на слог ДЯ-хлопок в ладоши, ТЕЛ- удар правой рукой по грудной клетке), (ДЕ-хлопок, РЕ – удар правой рукой по грудной клетке, ВО- удар левой рукой по грудной клетке)
ДЕТИ-ДЕВОЧКА (на слог ДЕ-хлопок в ладоши, ТИ- удар правой рукой по грудной клетке), (ДЕ-хлопок, ВОЧ – удар правой рукой по грудной клетке, КА- удар левой рукой по грудной клетке).
Звук Т ТУЗИК-ТАРАКАН ТОМА-ТАМБУРИН | Звук Ть ТЁМА-ТЕПЕПАТ ТИМА-ТЕАТРАЛ |
Звук Б БАБА-БАОБАБ БАЯН-БАРАБАН | Звук Бь БИЗОН-БИАТЛОН БЕРИ-БИГУДИ |
Звук Г ГАМАК-ГОРОДОК ГОРШОК-ГРАДУСНИК | Звук Гь ГИГАНТ-ГЕРКУЛЕС ГЕРОЙ-ГЕРОИЗМ |
Звук К КОЛЯ-КОНТРОЛЛЕР КОСТЯ-КУЛИНАР | Звук Кь КИНО-КИМАНО СОКИ-МОРЯКИ |
Для развития речи: например:
Тема: Перелетные птицы: Утки-журавли
Гуси-соловьи
Тема: Овощи: Томат-кабачок
Редис- чесночок
Тема: Фрукты: Груша-апельсин
Слива-мандарин
- Видео обзор бодиперкуссии-повторялки
- Показ видео занятий бодиперкуссиями в детском саду
- Мастер-класс для взрослых
В заключение хочу отметить, что применение инновационной методики ритмо-техники Bоdypercussiоn в работе с детьми дошкольного возраста влияет на всесторонне развитие способностей детей. Детям очень нравятся игры с музыкой и телом (со звучащими жестами). Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле.
Ссылки:
1. Чурикова Елена Валентиновна «Боди перкуссии для детей дошкольного возраста»
2. Бодиперкуссии, распевки, ритм-игры, артикуляционная гимнастика с персонажами. Елена MUSICWAY I Музыкальные занятия для детей https://musicway-elena.ru
интернет-ресурсы
3. Clap-Clap sound разные варианты
4. Mozart _ Body Percussion for kids _ Alla turca _ Turkish March _ Music class
5. RITMO MUSICAL de MANOS PARA NIÑOS
6. You can play it! Rush E Body Percussion (for kids_) _ Music Classroom
7. Wellerman body percussion play along
8. Ediz Toksoy Турция
9. Sun is Shining - Body Percussion
10. Rhythm play along game for music classroom. Vivaldi Spring Allegro. Body percussion.
11. Percusión Corporal Marcha Turca Mozart
12. Percusión Corporal Acumulativa . Vídeos para niños
13. MUSICOGRAMA _The Addams Family_ (La familia Addams) - Inicial_Primer ciclo
14. Percusión corporal Galop infernal de Offenbach (Can-can)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...

Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста». Цель: повышение профессиональной компетентност...

Мастер-класс для педагогов в рамках регионального семинара «Традиции и инновации в современной логопедии» на тему: «Обучение грамоте дошкольников с ОВЗ»
МАстер-класс предназначен для логопедов, воспитателей логопедически групп, воспитывающих детей старшеготдошкольного возраста....
Отчет «Тьюторское сопровождение как эффективный метод индивидуальной работы с одаренными детьми»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29164380","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...
Педагогический проект Логоритмика - как эффективный метод в работе учителя- логопеда и музыкального руководителя с детьми с нарушением интеллекта».
Актуальность проектаВ настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма...

Выступление на региональном форуме «Мы вместе» «Использование квазиамонимов как эффективной технологии в работе учителя-логопеда»
В коррекции речи детей помогает решать проблему увлекательная и интересная технология по использованию квазиамонимов. Данная технология применяется наряду с традиционными техниками и методиками,...
