Мастер-класс для логопедов на региональном фестивале педагогических практик «Использование бодиперкуссий как эффективного метода в работе логопеда с детьми с ОВЗ с ТНР»
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Мастер-класс разработан для показа на фестивале педагогических практик, как инновационный метод в работе логопеда. В мастер-классе собран многолетний опыт знаний, умений, творчества моей работы. В сообщении сначала теория, актульность, значимость, а затем на практическом уровне участники фестиваля пробуют методику бодиперкуссий. Самое важное, что для использования бодиперкуссий в своей работе не нужны большие затраты, а всего лишь знания, умения и навыки и небольшой музыкальный материал. В статье есть ссылки на музыкальный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bodiperkussii_dlya_festivalya.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для логопедов на региональном фестивале педагогических практик  «Использование бодиперкуссий как эффективного метода в работе логопеда с детьми с ОВЗ с ТНР»

Автор: учитель-логопед Фомина В. В. 

 Речь – это ритм, который постоянно присутствует в жизни ребенка. Ритм окружает его везде и всегда: бьется сердце, дыхание (вдох-выдох), сон-бодрствование,  тикают часы, биоритмы: год, месяц, неделя, день-ночь и т.д., Бодиперкуссии  «Перкуссия тела» - один из инновационных подходов в деятельности дошкольников, где в качестве инструмента используется тело, а не голос. Данную технику можно широко применять на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков, групповых занятиях (логоритмика, обучение грамоте, развитии речи), в качестве физминутки и организации любых занятий, поскольку она помогает дошкольнику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести.

BodyPercussion (перкуссия тела) – искусство владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Человеческий организм – это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Музыка тела доступна для всех с раннего возраста, особенно данная техника очень хорошо воздействует на детей с речевыми нарушениями. 

Телесная перкуссия действует в трех областях:

• на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;

• на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, внимание, когнитивные способности в целом, развивает межполушарное взаимодействие, стимулирует развитие речи, как высшей психической функции человека; помогает ребенку освоить слоговую структуру слова, так как ребенок в стихотворениях или словах делает ритмичные жесты только на слоги.

• в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

К. Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки): ПОКАЗАТЬ КАРТИНКИ

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Эта техника легко ложиться на многие этапы работы логопеда с детьми, имеющими различные речевые нарушения, т.к. посредством сочетания музыки, движения и речи можно реализовывать множество задач:

‒ расширение лексического запаса речи;

 ‒ развитие связной речи;

 ‒ развитие слухового внимания и зрительной памяти;

‒ совершенствование общей и мелкой моторики;

 ‒ выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью и с музыкой;

 ‒ развитие общей моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

 ‒ формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации

- формирование фонематического слуха.

К проведению занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования: это положительный эмоциональный настрой, уровень знаний, навыков и умений детей.

 В сюжете занятий можно использовать музыкальные произведения русских и зарубежных авторов, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Виды работы:

На индивидуальных и групповых занятиях можно использовать

  1. Чистоговорки

Ра-ра-ра-ра (притопы) – вот высокая гора! (шлепки)

Ры-ры-ры-ры (притопы) – за горою комары! (щелчки)

Ро-ро-ро-ро (притопы) – потерял петух перо! (потирание)

Ру-ру-ру-ру (притопы) – а барсук унёс в нору! (хлопки)

Для развития фонематических представлений, слоговой структуры слова, чувства ритма, активизации моторной сферы,  мыслительной деятельности, межполушарных связей головного мозга, а также внимательности, активности и др. на занятиях по обучению грамоте можно использовать элементы бодиперкуссий.

  1. Предлагаемый материал разработан для детей подготовительной группы с ОВЗ с ТНР на основе методики Чуриковой Елены Валентиновны. Бодиперкуссии для развития фонематического слуха:

Звук Д

ДАЧА-ДОМИНО (на слог ДА-хлопок в ладоши, ЧА- удар правой рукой по грудной клетке), (ДО-хлопок, МИ – удар правой рукой по грудной клетке, НО- удар левой рукой по грудной клетке)

ДУМА-ДОЛОТО (на слог ДУ-хлопок в ладоши, МА- удар правой рукой по грудной клетке), ( ДО-хлопок, ЛО – удар правой рукой по грудной клетке, ТО- удар левой рукой по грудной клетке).

Звук Дь

ДЯТЕЛ-ДЕРЕВО (на слог ДЯ-хлопок в ладоши, ТЕЛ- удар правой рукой по грудной клетке), (ДЕ-хлопок, РЕ – удар правой рукой по грудной клетке, ВО- удар левой рукой по грудной клетке)

ДЕТИ-ДЕВОЧКА (на слог ДЕ-хлопок в ладоши, ТИ- удар правой рукой по грудной клетке), (ДЕ-хлопок, ВОЧ – удар правой рукой по грудной клетке, КА- удар левой рукой по грудной клетке).

Звук Т

ТУЗИК-ТАРАКАН

ТОМА-ТАМБУРИН

Звук Ть

ТЁМА-ТЕПЕПАТ

ТИМА-ТЕАТРАЛ

Звук Б

БАБА-БАОБАБ

БАЯН-БАРАБАН

Звук Бь

БИЗОН-БИАТЛОН

БЕРИ-БИГУДИ

Звук Г

ГАМАК-ГОРОДОК

ГОРШОК-ГРАДУСНИК  

Звук Гь

ГИГАНТ-ГЕРКУЛЕС

ГЕРОЙ-ГЕРОИЗМ  

Звук К

КОЛЯ-КОНТРОЛЛЕР

КОСТЯ-КУЛИНАР  

Звук Кь

КИНО-КИМАНО

СОКИ-МОРЯКИ  

Для развития речи: например:

Тема: Перелетные птицы:   Утки-журавли

                                             Гуси-соловьи

Тема: Овощи:     Томат-кабачок

                         Редис- чесночок

Тема: Фрукты: Груша-апельсин

                      Слива-мандарин

  1. Видео обзор бодиперкуссии-повторялки
  2. Показ видео занятий бодиперкуссиями в детском саду
  3. Мастер-класс для взрослых

В заключение хочу отметить, что применение инновационной методики ритмо-техники Bоdypercussiоn в работе с детьми дошкольного возраста влияет на всесторонне развитие способностей детей. Детям очень нравятся игры с музыкой и телом (со звучащими жестами). Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле.

Ссылки:

1.        Чурикова Елена Валентиновна «Боди перкуссии для детей дошкольного возраста»

2.        Бодиперкуссии, распевки, ритм-игры,  артикуляционная гимнастика с персонажами. Елена MUSICWAY I Музыкальные занятия для детей https://musicway-elena.ru

интернет-ресурсы

3.        Clap-Clap sound разные варианты

4.         Mozart _ Body Percussion for kids _ Alla turca _ Turkish March _ Music class

5.        RITMO MUSICAL de MANOS PARA NIÑOS

6.        You can play it!  Rush E   Body Percussion (for kids_) _ Music Classroom

7.        Wellerman body percussion play along

8.        Ediz Toksoy Турция

9.        Sun is Shining - Body Percussion

10.        Rhythm play along game for music classroom. Vivaldi Spring Allegro. Body percussion.

11.        Percusión Corporal Marcha Turca Mozart

12.        Percusión Corporal Acumulativa . Vídeos para niños

13.        MUSICOGRAMA _The Addams Family_ (La familia Addams) - Inicial_Primer ciclo

14.        Percusión corporal Galop infernal de Offenbach (Can-can)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста». Цель: повышение профессиональной компетентност...

Мастер-класс для педагогов в рамках регионального семинара «Традиции и инновации в современной логопедии» на тему: «Обучение грамоте дошкольников с ОВЗ»

МАстер-класс предназначен для логопедов, воспитателей логопедически групп, воспитывающих детей старшеготдошкольного возраста....

Отчет «Тьюторское сопровождение как эффективный метод индивидуальной работы с одаренными детьми»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29164380","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...

Педагогический проект Логоритмика - как эффективный метод в работе учителя- логопеда и музыкального руководителя с детьми с нарушением интеллекта».

Актуальность проектаВ настоящее время,  в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма...

Выступление на региональном форуме «Мы вместе» «Использование квазиамонимов как эффективной технологии в работе учителя-логопеда»

В  коррекции речи детей помогает решать проблему увлекательная и интересная технология по использованию квазиамонимов. Данная технология применяется наряду с традиционными техниками и методиками,...