Выступление на региональном форуме «Мы вместе» «Использование квазиамонимов как эффективной технологии в работе учителя-логопеда»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
В коррекции речи детей помогает решать проблему увлекательная и интересная технология по использованию квазиамонимов. Данная технология применяется наряду с традиционными техниками и методиками, принятыми в логопедической практике
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование квазиамонимов как эффективной технологии в работе учителя-логопеда
Коррекция дефектов звукопроизношения у детей с тяжелыми речевыми патологиями – процесс сложный и трудоемкий.
Вопрос, как в оптимальные сроки добиться стабильных, качественных результатов, актуален для учителей – логопедов, учителей – дефектологов образовательных учреждений.
Данную проблему в настоящее время помогает решать увлекательная и интересная технология по использованию квазиамонимов. Данная технология применяется наряду с традиционными техниками и методиками, принятыми в логопедической практике.
Квазиамонимы (или минимальные пары) –это близкие пл звуковому составу, но разные по смыслу слова, которые отличаются одной фонемой, и относятся к совершенно разным семантическим сферам. При нормальном развитии речи слова-квазиамонимы не могут смешиваться в силу того, что употребляются в несходных ситуациях: вол, гол, иол, пол,тол, кол.
О квазиамонимах, как о специальном методе фонемного анализа говорят дескриптивисты( дескриптивизм - направление и) Лев Владимирович Щерба, Лев Рафаилович Зиндер, Алла Соломоновна Штерн.
Эти лингвисты рассматривают «минимальные пары» как наиболее убедительное и наглядное средство фонологического анализа. Таким образом, использование квазиамонимов в коррекционной работе с детьми дает положительные результаты по профилактке акустической дисграфии, за счет развития фонематического слуха и восприятия, различения звуков. Чтои является основной целью коррекционной работы по предупреждению, в частности, акустической дисграфии.
Для получения лучшего результата использования занимательный материал с применением различных рисунков и символов, способствующих запоминанию и усвоения материала.
Занимательные игры со словами – квазиамонимами являются одной из эффективных форм работы по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия дошкольников, активно воздействующих на развитие познавательных процессов и их эмоциональную сферу, на формирование коммуникативных навыков и, как следствии , успешную социализацию детей с речевой патологией.
Эти игры способствуют развитию слухового внимания на материале речевых звуков, а также влияют на развитие памяти, формирование основ слуховой дифференциации, развивают чувства ритма, формируют ритмико- интонационный стороны речи.
Использование занимательных игр со словами – квазиамонимы позволяют решить следующие задачи:
-закреплять точные артикуляционные уклады автоматизируемого звука;
-формировать у детей навыки дифференциации (различения) фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
-развить фонематический слух и восприятие;
-количественно и качественно обогатить словарь;
-закрепить различные способы словоизменения и словообразования;
-тренировать зрительную память;
-формировать пространственные представления;
-практически усваивать правописания слов-квазиомонимов;
-развивать связную речь;
-осваивать коммуникативные умения и навыки;
-приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Примером пособия по применению увлекательной техники автоматизации звуков является серия книг Волковой Татьяны Анатольевны «Квазиомонимы. Увлекательная технология автоматизации звуков» (свистящих, шипящих, сонорных)
Слова-картинки квазиомонимы, имеющие акустико-артикуляционное сходство собраны в виде «дорожек» с циклично повторяющимся материалом, и с нарушенным циклом повторений. Ребенку предлагают передвигать пальцем (или фишкой) по «дорожке», в зависимости от заданного направления, и называть картинки с правильным артикуляционным укладом автоматизируемого звука.
«Дорожка» позволяет повторить автоматизируемый звук от 8 до 16 раз, две «дорожки» увеличивают повторение до 32 раз. Необходимым условием повторения является систематическое повышение темпа проговаривания речевого материала в совокупности с передвижением пальца по заданной «дорожке». От спокойного, утрированного проговаривания к более быстрому в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.
В каждом пособии из этой серии представлен список используемых слов-квазиомонимов (с автоматизируемым звуком в разной позиции: в начале, в середине и в конце слова, приведена правильная артикуляция автоматизируемого звука и подборка игр, для работы по данной логопедической технологии.)
Ещё одним замечательным образцом применения техники автоматизации звуков является «системы коррекции звукопроизношения с использованием квазиомонимов» Лебедевой Ирины Леонидовны.
И.Л. Лебедева предлагает поэтапную, очень подробную автоматизацию автоматизации звука «Л». Каждый этап подробно описан, пособие удобно в использовании. Первые этапы – постановка, а затем автоматизация с применением квазиомонимов.
Из своего опыта работы могу сказать, что система использования занимательных игр со словами-квазиомонимами оказалась эффективной и способствует значительному улучшению речевого развития, формированию социально-бытовых навыков, позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение.
Помимо этого работа с квазиомонимами является хорошей находкой для домашнего пользования: родителям все понятно, детям нравится, долго малышу не надоест.
Данная техника применяется мною наряду с традиционными техниками и методиками, принятыми в логопедической технике. Материалы пособия включаются в структуру индивидуального или подгруппового занятия по автоматизации звука.
Предлагаю вам квазиомонимы для автоматизации звуков К и Кь с помощью слов-картинок (квазиомонимы, которые собраны в виде «дорожек» с циклично повторяющимся материалом, и с нарушенным циклом повторений по 9 картинок, что позволяет повторить автоматизируемый звук множество раз. Третья картинка помогает ребёнку перейти к фразе.)
Необходимым условием повторения систематическое повышение темпа проговаривания и «показа» речевого материала в совокупности с передвижением по заданной «дорожке», в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.
Также данное пособие имеет усложнённый вариант (второй лист). Когда ребёнок освоит задания первого листа, добавляем задания второго, где совместно с проговариванием слов-квазиомонимов подключаем «нейродорожки», состоящие из смены положений кистей рук и пальцев. В соответствии с произносимым словом.
Необходимым условием повторения является систематическое повышение темпа проговаривания и «показа» речевого материала в совокупности с передвижением по заданной «дорожке», в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.
Кроме предложенных заданий можно придумать ещё десяток своих вариантов.
Игры и упражнения по Волковой:
1. «Ходим-бродим-говорим» Предлагаем ребенку переставлять указательный палец левой руки с картинки на картинку и произносить названия изображений сначала слева направо, затем в обратную сторону, но уже работая пальцем правой руки.
Также можно использовать указательный и средний пальцы в паре и делать движения по типу «пальчики шагают».
2. «Фишка» Предлагаем ребенку закрыть фишкой картинку по заданной инструкции. — Закрой фишкой третью (пятую, седьмую) картинку справа (слева) и назови ее.
3. «Ходим-бродим-говорим с героем» Предлагаем ребенку переставлять маленькую игрушку («Лего», «киндер-сюрприз» и т.д.) левой рукой с картинки на картинку и произносить предложить предложения сначала слева направо, необходимо подобрать на автоматизируемый звук (лиса, зайка и т.д.). Двигая игрушку по картинкам в заданном направлении, ребенок формирует и произносит предложения: «Кот куп-куп», «кубик на коте, кубик на ките», «У кукушки ключ, у кукушки клюв» и т.д.
4. «Хлопушка» Предлагаем ребенку посчитать слоги в слове, хлопая в ладоши
5. «Я считаю до пяти» Предлагаем ребенку согласовать числительное с именем существительным. Обращаем внимание ребенка на изменение окончания имени существительного, в зависимости от подставленного числительного.
6. «Назови ласково» Предлагаем ребенку назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме. Формируем навыки словообразования и словообразования и словоизменения.
7. «Один — много» Предлагаем ребенку образовать имя существительное во множественном числе. Формируем навыки словообразования и словоизменения.
8. «Назови и покажи» Предлагаем ребенку назвать картинку и повторить движение (карточки с нейродорожками).
В заключении могу сказать, что данные игры и упраженения, можно применять тольно при условии автоматизированного звука (правильно выработанной артикуляции звука).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ"
Здоровьесберегающие технологии способствуют обеспечению комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение пси...
Эффективность применения мультимедийных и компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Презентация выступление. Преимущества использование ИКТ в работе логопеда....

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"
Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
Выступление об актуальности использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Конкурс. Выступление на педагогическом совете 2021г. "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов и спкциалистов ДОУ....

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...

«Су-Джок терапия – как эффективная здоровьесбере-гающая технология в работе учителя логопеда с детьми с ОВЗ»
Игры с массажными мячами....
