«Современные образовательные технологии – в работе учителя-логопеда – эффективное средство в повышении качества образования»,
методическая разработка по логопедии
Наряду с традиционными методами и приемами обучения мы всегда находимся в поиске оригинальных, креативных, творческих методов – инновационных образовательных технологий, эффективность которых доказана практикой.
В течение нескольких лет уделяем большое внимание изучению и внедрению современных образовательных технологий, целью которых является модернизация и оптимизация образовательного процесса и выбираем такие современные педагогические технологии, которые формируют базовые способности, необходимые для развития личности и соответствуют ФГОС ДО.
Инновационные технологии помогают в организации образовательного процесса, создавая благоприятные условия, ориентированные на развитие индивидуальных способностей ребенка и формирует устойчивое стремление учиться самостоятельно.
Вашему вниманию представляю современные образовательные технологии, которые применяются в нашем МБДОУ.
1. Технология Виммельбух
«Виммельбух» ― это направление в детской литературе, которое быстро завоевало любовь детей всего мира. Книги в этом жанре впервые появились в Германии: глагол «wimmeln» означает «роиться, толпиться», «виммельбухи» насыщены детальными рисунками, множеством предметов и героев. Виммельбух» имеет свои отличительные особенности:
«Классический» виммельбух – большая книга, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Обычно количество разворотов виммельбуха небольшое — от 5 до 10, напечатаны они, как правило, на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало. Текстом обычно написаны различные задания. Иллюстрации виммельбуха отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей, при этом все фигуры кажутся равными, независимо от расположения.
Несмотря на отсутствие текста, любой виммельбух — долгоиграющая книга. В ней отсутствует единый сюжет. Глядя на яркие развороты, можно сочинять столько историй, сколько позволит фантазия.
С помощью технологии «Виммельбух» я решаю множество задач, как общепедагогических, так и специальных коррекционных:
*коррекция и автоматизация звуков;
* развитие грамматической структуры и связной речи;
* обогащение словаря;
* развитие внимания, логики;
* улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги;
* формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации;
* формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;
* формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);
* умение формировать свое отношение к увиденному.
Работа с виммельбухом объединяет такие образовательные направления, как речевое, когнитивное, социальное и коммуникативное развитие.
Используя данную технологию, развиваю психические процессы у детей с нарушениями речи, расширяю кругозор, формирую умение устанавливать причинно-следственные связи.
Книга-виммельбух даёт массу возможностей проявить фантазию.
книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и становится образовательной технологией, объединяющей все образовательные области Федерального Государственного стандарта.
2. Игровая технология «Друдлы»
Друдлы – это графические задачи – головоломки, в которых нужно домыслить и которая имеет множество вариантов ответа. Друдлы в переводе с английского означают «каракули».
Друдлы изображаются в виде квадрата с условными начертаниями, а их задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы. Чем больше креативных подписей, тем лучше.
Чем полезна техника друдлы?
- развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
- развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
- развитие речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.
Задаются вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?»
Для работы необходимы карточки, на которых изображены всевозможные элементы из линий и кругов. Например, зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе, машинной строчке, кардиограмме, так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т.д.
Как видите, с помощью друдлов можно расширить словарный запас, потренировать воображение, мелкую моторику, развить умение вести диалог, заставить работать мозг и получить эмоциональный эффект.
Предлагаю взять эту технику на своё вооружение. Так как у этих загадок широкий возрастной диапазон в друдлы могут играть люди любого возраста для расширения их кругозора.
3.Технология «Виртуальное гостевание» - информационно-коммуникативная технология - альтернатива занятиям «Гость группы». Воспитанники не покидают группы и при этом путешествуют по организациям, где работают их папы и мамы.
Ее эффективность - расширение возможности обучения, через использования социума и интерактивное обучение, которая способствует значительному повышению общей эффективности образовательного процесс. Чтобы познакомить воспитанников с разными профессиями, предлагаем родителям записать видеоролики и рассказать о своей работе.
Задача виртуального гостя не просто рассказать на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показать рабочее место, оборудование, инструменты, которые используют люди данной профессии. Детям нравится, когда родители рассказывают истории из опыта своей работы, обращаются к ним. Видеоролики получаются живыми и создают атмосферу реального общения. Тесная связь работы с воспитателями!!!!!
4.Технология «Мультипликация» - более подробно мы остановимся на данной технологии немного позже.
5.Мнемотехника - техника развития памяти, совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы -рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
6. Технология «Мыслительная карта».
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
Это – ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.
Преимущество мыслительных карт в том, что:
1. Их легко составить
2. Можно запомнить быстро и качественно много информации
3. При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение.
4. Экономия времени (Писать нужно мало, написать можно быстро).
5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
7.«Технология «Журналистика» - данный технология основывается на личностно –ориентированном подходе, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате журналистской деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – фундаментальные составляющие детской журналистики как технологии.
Для успешной реализации детской журналистики необходимы условия:
· развивающая предметно – пространственная среда;
· профессиональная компетентность педагога;
· совместная деятельность детей, родителей и педагога по намеченной теме.
Технология организации детской журналистики включает в себя следующие 2 этапы работы. Этапы представлены на слайде.
8. Технология «Загадка» - предлагается детям не обычную, привычную для нас, загадку, а загадку, предполагающую только два варианта ответа «ДА» и «НЕТ». Пример загадки: Жеребенок – это дикое животное? Ёжик спит зимой? В слове Корова два слога? И т.п.
9. Синквейн - одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием синквейна.
10.«Музейная технология» - способствует обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, ориентации ребенка в окружающем мире. То есть:
Дети описывают представленные предметы, используя при этом разные части речи, а разнообразные экспонаты музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.
11. Технология применения литературных игр – любая игра, которая основана на сюжете литературного произведения (дидактические игры, театрализованные игры, режиссерские, литературные игры – викторины)
13. Лего-конструирование
Увлеченность детей ЛЕГО-конструктором наводит на мысль о том, что его можно использовать на занятиях по обучению детей навыкам звукового анализа и синтеза, то есть при обучении детей грамоте.
В процессе работы дети используют разные детали Lego конструктора, запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.
Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.
14. Квест-технология
Квест-игра приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями.
15. Коллекционирование - деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего-либо имеющего определённую ценность.
Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития
познавательных способностей дошкольников. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.
16. Проектная деятельность – используется в нашем ДОУ уже достаточно давно и конечно имеет большую результативность.
Также широко применяем коррекционные технологии и здоровьесберегающие.
Технология «Биоэнегропластика»
«Биоэнергопластика» строится на трех базовых понятиях:
био – человек как биологический объект;
энергия – сила, необходимая для выполнения определенной деятельности;
пластика – раскрепощенные, плавные, гибкие, эмоционально выразительные движения тела, рук.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы.
Замечательным средством для речевого развития детей являются инновационные пособия. В нашем ДОУ их целый спектр. Такие пособия дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую и речевую активность детей, учат мыслить нестандартно, тем самым способствуют формированию творческой личности, способной применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Многофункциональное логопедическое
пособие из фетра «Живая картина».
Цель идеи - развитие связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
Задачи:
- научить понимать и использовать простые (на, под, над, к, у, от, с(со), из, в, по, между, за, перед) и сложные (из-под, из-за) предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами;
- выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге, как об отдельном служебном слове;
- учить дифференцированно использовать предлоги в речи;
- формировать грамматический строй речи;
- совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости;
- обобщить и систематизировать представления детей о диких и домашних животных;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления и мелкой моторики;
- расширять и уточнять словарный запас;
- развивать связную речь.
Варианты игр с применением пособия:
«Сделай и не ошибись», «Подбери предлог», «Кто где спрятался?», «Кто где живёт?», «Прятки с предлогами», «Исправь ошибку», «Чего быть не может?», «Отыщи предлог», «Скажи наоборот», «Угадай, кого я задумал», «Помоги Незнайке», «Составь предложение по схеме», «Составь схему предложения» и др.
Так же, с применением данного пособия можно сочинять с детьми небылицы, рассказы и сказки, проводить звуковой и слоговой анализ слов, играть в пальчиковые и театрализованные игры, автоматизировать звуки.
Систематическая работа над правильным употреблением предлогов помогает скорректировать грамматический строй речи, развивать связную речь и сформировать предпосылки для успешного обучения детей с речевыми нарушениями в школе.
«Шнурочные истории» для разностороннего развития ребенка.
Основой этого пособия являются шнурки различной длины, цвета, структуры, где каждый шнурок – это отдельная, всегда новая и красочная история, где нет готовых решений. Игры со шнурками дают неограниченное пространство для полета фантазии, воображения и творчества детей: развивают речь ребёнка, повышают мыслительную деятельность, стимулирует пространственное мышление, познавательную активность детей.
При своей простоте пособие имеет широкий потенциал использования в различных образовательных областях и видах детской деятельности. Нами была создана картотека игр со шнурками с уникальным названием «Шнурочные истории», которая активно применяется на наших занятиях.
Тантамарески
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Один из интересных видов театра - театр «тантамарески».
Театр «Тантамарески» представляет модифицированные рамки с вкладышами, хард-постер с вырезами для рук и лица.
- Стендовая тантамареска – ширма или стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия. Персонажам придаются интересные позы, можно разместить их на фоне сказочной страны или космических просторов, это зависит от вашей фантазии. Тантамареска может быть как с одной прорезью для лица, так и с несколькими, всё зависит от задумки всей композиции в целом.
- Пальчиковые тантамарески – это фигурки из бумаги или картона с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку.
- Маски-тантамарески – это лист картона с отверстием для лица.
- Тантамареска-свиток – рулон обоев, на котором изображен сюжет сказки с героями, у которых есть прорези для головы и рук, по ходу действия свиток разворачивается либо сворачивается.
Использование тантамаресок дает возможность детям чувствовать себя более раскрепощенно, быть защищенными от посторонних взглядов, не испытывать стеснения.
Использовать тантамарески можно при заучивании стихотворений, потешек, рассказывании сказок, историй собственного сочинения, в театральных играх, играх-импровизациях и даже при поздравлении детей с днем рождения, в непрерывно-образовательной деятельности. Тантамареска в руках ребенка может превратиться во что угодно. Дети старшего дошкольного возраста могут изготовить тантамарески самостоятельно, а затем с интересом разыграть известные сказки или придумать свои, новые.
Таким образом, игры–тантамарески стимулируют развитие речи, фантазию ребенка, способствуют полноценному проживанию ребёнком дошкольного этапа детства, оказывают огромное воздействие на эмоциональный мир
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальска»
Сообщение
«Современные образовательные технологии – в работе учителя-логопеда – эффективное средство в повышении качества образования»
Подготовила:
Лященко Т.С.
учитель-логопед
2025 г.
Наряду с традиционными методами и приемами обучения мы всегда находимся в поиске оригинальных, креативных, творческих методов – инновационных образовательных технологий, эффективность которых доказана практикой.
В течение нескольких лет уделяем большое внимание изучению и внедрению современных образовательных технологий, целью которых является модернизация и оптимизация образовательного процесса и выбираем такие современные педагогические технологии, которые формируют базовые способности, необходимые для развития личности и соответствуют ФГОС ДО.
Инновационные технологии помогают в организации образовательного процесса, создавая благоприятные условия, ориентированные на развитие индивидуальных способностей ребенка и формирует устойчивое стремление учиться самостоятельно.
Вашему вниманию представляю современные образовательные технологии, которые применяются в нашем МБДОУ.
- Технология Виммельбух
«Виммельбух» ― это направление в детской литературе, которое быстро завоевало любовь детей всего мира. Книги в этом жанре впервые появились в Германии: глагол «wimmeln» означает «роиться, толпиться», «виммельбухи» насыщены детальными рисунками, множеством предметов и героев. Виммельбух» имеет свои отличительные особенности:
«Классический» виммельбух – большая книга, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Обычно количество разворотов виммельбуха небольшое — от 5 до 10, напечатаны они, как правило, на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало. Текстом обычно написаны различные задания. Иллюстрации виммельбуха отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей, при этом все фигуры кажутся равными, независимо от расположения.
Несмотря на отсутствие текста, любой виммельбух — долгоиграющая книга. В ней отсутствует единый сюжет. Глядя на яркие развороты, можно сочинять столько историй, сколько позволит фантазия.
С помощью технологии «Виммельбух» я решаю множество задач, как общепедагогических, так и специальных коррекционных:
*коррекция и автоматизация звуков;
* развитие грамматической структуры и связной речи;
* обогащение словаря;
* развитие внимания, логики;
* улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги;
* формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации;
* формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;
* формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);
* умение формировать свое отношение к увиденному.
Работа с виммельбухом объединяет такие образовательные направления, как речевое, когнитивное, социальное и коммуникативное развитие.
Используя данную технологию, развиваю психические процессы у детей с нарушениями речи, расширяю кругозор, формирую умение устанавливать причинно-следственные связи.
Книга-виммельбух даёт массу возможностей проявить фантазию.
книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и становится образовательной технологией, объединяющей все образовательные области Федерального Государственного стандарта.
- Игровая технология «Друдлы»
Друдлы – это графические задачи – головоломки, в которых нужно домыслить и которая имеет множество вариантов ответа. Друдлы в переводе с английского означают «каракули».
Друдлы изображаются в виде квадрата с условными начертаниями, а их задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы. Чем больше креативных подписей, тем лучше.
Чем полезна техника друдлы?
- развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
- развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
- развитие речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.
Задаются вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?»
Для работы необходимы карточки, на которых изображены всевозможные элементы из линий и кругов. Например, зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе, машинной строчке, кардиограмме, так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т.д.
Как видите, с помощью друдлов можно расширить словарный запас, потренировать воображение, мелкую моторику, развить умение вести диалог, заставить работать мозг и получить эмоциональный эффект.
Предлагаю взять эту технику на своё вооружение. Так как у этих загадок широкий возрастной диапазон в друдлы могут играть люди любого возраста для расширения их кругозора.
3.Технология «Виртуальное гостевание» - информационно-коммуникативная технология - альтернатива занятиям «Гость группы». Воспитанники не покидают группы и при этом путешествуют по организациям, где работают их папы и мамы.
Ее эффективность - расширение возможности обучения, через использования социума и интерактивное обучение, которая способствует значительному повышению общей эффективности образовательного процесс. Чтобы познакомить воспитанников с разными профессиями, предлагаем родителям записать видеоролики и рассказать о своей работе.
Задача виртуального гостя не просто рассказать на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показать рабочее место, оборудование, инструменты, которые используют люди данной профессии. Детям нравится, когда родители рассказывают истории из опыта своей работы, обращаются к ним. Видеоролики получаются живыми и создают атмосферу реального общения. Тесная связь работы с воспитателями!!!!!
4.Технология «Мультипликация» - более подробно мы остановимся на данной технологии немного позже.
5.Мнемотехника - техника развития памяти, совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы -рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
6. Технология «Мыслительная карта».
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
Это – ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.
Преимущество мыслительных карт в том, что:
- Их легко составить
- Можно запомнить быстро и качественно много информации
- При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение.
- Экономия времени (Писать нужно мало, написать можно быстро).
- В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
7.«Технология «Журналистика» - данный технология основывается на личностно –ориентированном подходе, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате журналистской деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – фундаментальные составляющие детской журналистики как технологии.
Для успешной реализации детской журналистики необходимы условия:
∙ развивающая предметно – пространственная среда;
∙ профессиональная компетентность педагога;
∙ совместная деятельность детей, родителей и педагога по намеченной теме.
Технология организации детской журналистики включает в себя следующие 2 этапы работы. Этапы представлены на слайде.
8. Технология «Загадка» - предлагается детям не обычную, привычную для нас, загадку, а загадку, предполагающую только два варианта ответа «ДА» и «НЕТ». Пример загадки: Жеребенок – это дикое животное? Ёжик спит зимой? В слове Корова два слога? И т.п.
9. Синквейн - одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием синквейна.
10.«Музейная технология» - способствует обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, ориентации ребенка в окружающем мире. То есть:
Дети описывают представленные предметы, используя при этом разные части речи, а разнообразные экспонаты музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.
11. Технология применения литературных игр – любая игра, которая основана на сюжете литературного произведения (дидактические игры, театрализованные игры, режиссерские, литературные игры – викторины)
13. Лего-конструирование
Увлеченность детей ЛЕГО-конструктором наводит на мысль о том, что его можно использовать на занятиях по обучению детей навыкам звукового анализа и синтеза, то есть при обучении детей грамоте.
В процессе работы дети используют разные детали Lego конструктора, запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.
Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.
14. Квест-технология
Квест-игра приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями.
15. Коллекционирование - деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего-либо имеющего определённую ценность.
Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития
познавательных способностей дошкольников. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.
16. Проектная деятельность – используется в нашем ДОУ уже достаточно давно и конечно имеет большую результативность.
Также широко применяем коррекционные технологии и здоровьесберегающие.
Технология «Биоэнегропластика»
«Биоэнергопластика» строится на трех базовых понятиях:
био – человек как биологический объект;
энергия – сила, необходимая для выполнения определенной деятельности;
пластика – раскрепощенные, плавные, гибкие, эмоционально выразительные движения тела, рук.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы.
Замечательным средством для речевого развития детей являются инновационные пособия. В нашем ДОУ их целый спектр. Такие пособия дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую и речевую активность детей, учат мыслить нестандартно, тем самым способствуют формированию творческой личности, способной применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Многофункциональное логопедическое
пособие из фетра «Живая картина».
Цель идеи - развитие связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
Задачи:
- научить понимать и использовать простые (на, под, над, к, у, от, с(со), из, в, по, между, за, перед) и сложные (из-под, из-за) предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами;
- выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге, как об отдельном служебном слове;
- учить дифференцированно использовать предлоги в речи;
- формировать грамматический строй речи;
- совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости;
- обобщить и систематизировать представления детей о диких и домашних животных;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления и мелкой моторики;
- расширять и уточнять словарный запас;
- развивать связную речь.
Варианты игр с применением пособия:
«Сделай и не ошибись», «Подбери предлог», «Кто где спрятался?», «Кто где живёт?», «Прятки с предлогами», «Исправь ошибку», «Чего быть не может?», «Отыщи предлог», «Скажи наоборот», «Угадай, кого я задумал», «Помоги Незнайке», «Составь предложение по схеме», «Составь схему предложения» и др.
Так же, с применением данного пособия можно сочинять с детьми небылицы, рассказы и сказки, проводить звуковой и слоговой анализ слов, играть в пальчиковые и театрализованные игры, автоматизировать звуки.
Систематическая работа над правильным употреблением предлогов помогает скорректировать грамматический строй речи, развивать связную речь и сформировать предпосылки для успешного обучения детей с речевыми нарушениями в школе.
«Шнурочные истории» для разностороннего развития ребенка.
Основой этого пособия являются шнурки различной длины, цвета, структуры, где каждый шнурок – это отдельная, всегда новая и красочная история, где нет готовых решений. Игры со шнурками дают неограниченное пространство для полета фантазии, воображения и творчества детей: развивают речь ребёнка, повышают мыслительную деятельность, стимулирует пространственное мышление, познавательную активность детей.
При своей простоте пособие имеет широкий потенциал использования в различных образовательных областях и видах детской деятельности. Нами была создана картотека игр со шнурками с уникальным названием «Шнурочные истории», которая активно применяется на наших занятиях.
Тантамарески
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Один из интересных видов театра - театр «тантамарески».
Театр «Тантамарески» представляет модифицированные рамки с вкладышами, хард-постер с вырезами для рук и лица.
- Стендовая тантамареска – ширма или стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия. Персонажам придаются интересные позы, можно разместить их на фоне сказочной страны или космических просторов, это зависит от вашей фантазии. Тантамареска может быть как с одной прорезью для лица, так и с несколькими, всё зависит от задумки всей композиции в целом.
- Пальчиковые тантамарески – это фигурки из бумаги или картона с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку.
- Маски-тантамарески – это лист картона с отверстием для лица.
- Тантамареска-свиток – рулон обоев, на котором изображен сюжет сказки с героями, у которых есть прорези для головы и рук, по ходу действия свиток разворачивается либо сворачивается.
Использование тантамаресок дает возможность детям чувствовать себя более раскрепощенно, быть защищенными от посторонних взглядов, не испытывать стеснения.
Использовать тантамарески можно при заучивании стихотворений, потешек, рассказывании сказок, историй собственного сочинения, в театральных играх, играх-импровизациях и даже при поздравлении детей с днем рождения, в непрерывно-образовательной деятельности. Тантамареска в руках ребенка может превратиться во что угодно. Дети старшего дошкольного возраста могут изготовить тантамарески самостоятельно, а затем с интересом разыграть известные сказки или придумать свои, новые.
Таким образом, игры–тантамарески стимулируют развитие речи, фантазию ребенка, способствуют полноценному проживанию ребёнком дошкольного этапа детства, оказывают огромное воздействие на эмоциональный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владение современными образовательными технологиями в работе учителя - логопеда
Владение современными образовательными технологиями позволяют повысить результативгость и эффективность коррекционно - образовательного процесса....

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.
Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с ...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда
Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и пс...

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда
Описываются образовательные технологии в работе учителя-логопеда ДОО...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
Выступление об актуальности использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Наряду с традиционными методами и приемами обучения мы всегда находимся в поиске оригинальных, креативных, творческих методов – инновационных образовательных тех...
