Консультация для родителей «Готов ли ребёнок к школьному обучению»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Минина Анна Владимировна

Оглавление:

1) Что такое школьная готовность?

2) Предпосылки к успешной учебной деятельности в дошкольном возрасте

3) Но что же делать, если на какой-то вопрос нет положительного ответа?

4) Вопросы родителей, индивидуальные беседы, анкетирование 

5) Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребёнок идти в школу?»

6) Лист регистрации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Готов ли ребёнок к школьному обучению?»

Составила: учитель-логопед ГБДОУ №151 Адмиралтейского р-на, г. Санкт-Петербурга

Минина А.В.

1) Что такое школьная готовность?

   

Когда говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

2) Предпосылки к успешной учебной деятельности в дошкольном возрасте

У детей 5-7 лет идёт бурное интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие. Они день ото дня меняются буквально на глазах! Растут физически и духовно, всем интересуются и так много знают! А ещё они неплохо лепят, рисуют и разбираются в компьютере.
В этот же период у дошкольников наиболее успешно ставятся и закрепляются в речи самые трудные звуки (Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р), идёт качественный и количественный рост словаря. Они проявляют живой интерес к чтению, а порой уже и читают!
Но этот же отрезок времени выявляет и явные пробелы в дошкольном обучении и воспитании детей. Особенно это касается речевого развития.

Появятся ли звуки сами?

Родители надеются, что к школе ребенок «выговорится», звуки появятся сами, а навыки письма и чтения сформируются без вмешательства извне. Хочется напомнить, что чудеса бывают только в сказках. А на деле….

Переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.

Я расскажу вам об основных критериях, которые помогут вам определить готовность вашего ребенка к школе.

Хочется сразу предупредить: придётся отбросить в сторону розовые очки, забыть о родительском самолюбии и честно ответить себе на ряд вопросов.

- сформированность ребенка как личности

(коммуникативная деятельность, готовность к совместной работе с другими детьми,    сотрудничеству, взаимопомощи. Это очень важно, поскольку в школьной жизни ему предстоит ставить перед собой определённые цели и делать что-то для их достижения. А это сопряжено с трудностями, усилиями и необходимостью общаться не только с компьютером, но и со множеством людей. Будущий школьник должен уметь отстаивать свою точку зрения и в то же время прислушиваться к мнению других)

    - хорошее физическое развитие ребёнка;

    - развитый физический (фонематический) слух (умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
=
способность выделить звук в начале, середине и конце слова в словах; придумать слово на заданный звук; найти звук в словах; разделить слова на слоги + 4ый лишний, сломанный телефон)

    - общее речевое развитие (Здесь учитывается: умение правильно произносить все звуки (Устная речь вашего ребенка - прочный фундамент для успешного обучения и  плавного его погружения в мир письменной речи - чтение и письмо); объём активного и пассивного словаря (Определяем словарный запас ребенка. Когда речь заходит о словаре, родители почему-то представляют школьный словарик под редакцией Ожегова. Для них обследование словаря, - это называние слов на определенную букву. На самом же деле, определение словарного запаса ребенка – довольно трудоемкое занятие. Начинать можно с предметного словаря (существительных). Возьмите любой предмет: чайник, стул, кресло, машину, собаку и проч. Ребенок должен назвать части (детали) каждого. Чем больше он их вспомнит, тем лучше. Подсказки исключены! Единственное, что вам дозволено сделать, - указать ребёнку на ту или иную часть (деталь). Её название должен озвучить будущий первоклассник. Вы можете услышать: «то, на чем сидят» (сидение), «куда грузят» (кузов), «где люди сидят» (салон). В зачет подобные ответы не идут, только если со знаком минус. Ещё хуже, если малыш называет кофейник чайником, кресло – стулом, а пароход – лодкой. Придется призвать на помощь всевозможные картинки и иллюстрации. Существуют целые картинные словари для дошкольников. Рассматривая их без спешки и суеты, ребенок без труда запомнит названия различных предметов, их детали и части. Картинки в этих словарях разбиты по темам: «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Транспорт» и т.д. Помимо предметного словаря, обследовать предстоит и словарь признаков. Здесь нелишним будет вспомнить о материалах, из которых сделаны те или иные предметы: кубик – пластмассовый, деревянный, бумажный, стеклянный; ручка – деревянная, металлическая, пластиковая; варенье – клубничное, вишнёвое, малиновое и т.д. Образование прилагательных от существительных даёт ребёнку массу возможностей для словотворчества. Ещё интересней будет, когда придётся определять, чей хвост у зайца, чья лапа у лисы и чьё ухо у волка. После этого, или параллельно, проверьте глагольные формы. Это можно сделать на наглядной основе. Подойдут любые иллюстрации или фотографии из семейного альбома. Проследите, не путает ли малыш близкие по звучанию и значению слова: пришивает-вышивает – ушивает – перешивает – зашивает – нашивает - сшивает; лепил – слепил – прилепил – облепил - залепил и т.д. Следует обратить внимание и на различие временных форм (настоящее, прошедшее и будущее время): учится - учился – будет учиться. Придется вспомнить и слова-предметы, а точнее, связанные с ними действия: карандаш рисует, штрихует, чертит, раскрашивает; кошка мяукает, лакает, сидит, лежит, царапается.); грамматическое оформление речи (согласование слов между собой в роде, числе и падеже. Умение самостоятельно строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные), используя предлоги, союзы.); способность вести диалог, монолог и  умение самостоятельно составить рассказ по описанию или по памяти. (Умение вести диалог, - весьма полезный навык. Обсуждайте с малышом буквально всё: просмотренный фильм, прочитанную книгу, какие-то житейские проблемы. В процессе диалога ребёнок должен научиться не только правильно строить фразу, задавать вопрос, но и слушать и понимать собеседника. От диалога переходите к монологу. А точнее – к составлению рассказа. Для начала, положите перед ребёнком какую-нибудь сюжетную картинку или фотографию. И послушайте, что он вам расскажет. Если повествование будет содержать лишь перечисление отдельных предметов, не спешите праздновать победу. До неё ещё очень далеко. Рассказ должен состоять из грамматически верно построенных фраз. У него должен быть сюжет. Смысл изображенного должен быть раскрыт так, чтобы, даже не видя картинку, можно было представить её содержание. Вот к этому идеалу вы и должны стремиться. От одной сюжетной картинки переходите к серии. Для этого подойдут столь любимые ребятнёй комиксы.)

     - навыки элементарной грамоты, Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. (начальный уровень: понятия звук, буква, слог, слово, предложение, текст; работа со звуками; звукобуквенный анализ, звуковые схемы; знать буквы, уметь составлять слоги, читать и печатать простые слова; элементарные правила грамматики; ребусы)

   -владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции), (Ребенок должен иметь понятия о временах года, времени суток (день, вечер, утро, ночь), днях недели, домашних и диких животных, называть их детёнышей. Кроме того, обязательными являются знания личного характера – имя, фамилия, возраст, домашний адрес (город, улица, дом, квартира), имя и профессия папы, мамы).

 - развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

 - нормальное функционирование ЦНС (консультация и, если требуется, наблюдение у невропатолога);

  - произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

  - познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность (самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.

Существенную роль играет осознание ребенком общественной значимости его новой деятельности. Очень важно не только заложить набор знаний и умений, но и воспитать ту самую школьную готовность. Настраивайте ребенка на правильный лад. Помогут в этом и курсы подготовки детей к школе. Главное не отбить желание к обучению, к стремлению узнать что-то новое и интересное.

Только здесь мы должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. При внутренней мотивации дошкольник хочет много узнать в школе, ожидает, что там будет интересно. При внешней мотивации малыш хочет в школу потому, что мы купим ему к школе новый портфель и пенал с разноцветными карандашами, ручками и ластиком).

3) Но что же делать, если на какой-то вопрос нет положительного ответа?

Вашему вниманию я предлагаю небольшие советы.

1.Если ребёнок не произносит или неправильно произносит звуки.

Если логопед уже поставил звук, приложите максимум усилий, чтобы закрепить его в речи.  Этот этап  полностью зависит именно от вас! Исправление произношения в 1-м классе для многих детей является серьёзной дополнительной нагрузкой, мешающей успешному обучению.

Почему это так важно, исправить нарушенное произношение звуков? Как известно, речь бывает устная и письменная. При обучении новая для ребёнка система письменной речи надстраивается над уже сформированной (к моменту начала обучения в школе) системой устной речи. Если в развитии устной речи имели место какие-либо нарушения, то у такого ребёнка велик риск развития нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по русскому языку и чтению. В таком случае в тетради ребёнка появятся так называемые "логопедические ошибки». Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
  2.Если ребёнок плохо ориентируется в звуковой стороне слова, можно предложить ему поиграть в игры с картинками:

- «Где спрятался звук?» ( найти картинку с заданным звуком),

- «Подбери картинки, начинающиеся со звука…»

- «Определи место звука в слове»

-«Определи первый, второй, третий и т.д. звук в слове» 

3. Если ребёнок имеет недостаточно богатый словарь, поиграйте с ним в игры:

- «4-ый лишний» с обязательным называнием предметов и объяснением своих действий с ними;

- «Угадай по описанию» (взрослый описывает предмет, не называя его, ребёнок его угадывает);

- «Загадай предмет» (ребёнок описывает предмет, взрослый угадывает);

 Так же можно попросить ребенка:

- «Назови все свои игрушки»,

- «Назови слова, которые обозначают транспорт»,

- «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну»,

- «Вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный- горячий».

- Если ваш ребенок только что посмотрел мультфильм, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.  

Иногда в речи 7-летних детей встречаются  грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторять правильно, спокойным ровным тоном. 

 Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

4.Если ваш ребёнок неправильно употребляет разные формы слов и делает ошибки при согласовании их между собой, вам поможет счёт предметов с обязательным их называнием ( в усложнённом варианте – счёт «каких -то» предметов):

- Счёт весёлых котят, большие деревья и т.п.),

- Игры с картинками «Чего не стало?» (убрать картинку), «Что без чего?» (н\р, стул без ножки), «Один-много» (кот-коты, окно- окна и т.п.)

5. Если у вашего ребёнка не очень хорошо развита связная речь, вы должны следить за тем, чтобы:

ваш ребёнок, отвечая на ваши вопросы или в свободном общении, пользовался полными предложениями;

- при рассказе или пересказе чётко и последовательно излагал свои мысли (при необходимости нужно поправлять его).

При совместном прочтении книг разберите новые (сложные) слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

6.Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, как успешно выполняет графические задания, вырезает геометрические фигуры.

Если данный вид работы вызывает у ребенка затруднения, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке.

Работа родителей должна быть направлена в нескольких направлениях:
1. Развитие мелкой моторики руки (пальчиковая гимнастика, массаж рук, лепка из пластилина, оригами…).
2. Отработка дифференциации правых и левых частей тела: 
- Показать правую руку, затем левую.

Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;
- Взять предмет то правой, то левой рукой.
3. Формирование ориентации в окружающем пространстве: 
-Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку:

  • "Покажи, какой предмет находится справа от тебя"
  • "Положи книгу слева от себя".

Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.
- Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

 

4) Вопросы родителей, индивидуальные беседы, анкетирование 

Приложение

Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребёнок идти в школу?»

       Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.

       С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребёнка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

1.Часто ваш малыш заявляет о своём желании идти в школу?

2.Вашего ребёнка сильнее  привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

3.Считаете ли вы, что ваш ребёнок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

4.Общителен ли ваш ребёнок как с детьми, так и со взрослыми?

5.Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

6.Может ли побыть один  и заняться чем-либо самостоятельно?

7.Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда ли убирает их или вы устали напоминать об этом)?

8.Умеет ли считать до 10/20 и обратно?

9.Может ли сравнивать числа и предметы?

10.Способен ли складывать и вычитать в пределах 10/20?.

11.Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)?

12.Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, клюв у птиц, перья)?.

13.Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, словом «обувь» объединить слова «сапоги, туфли, валенки, т.д.)?

14.Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным значением (холодно – жарко)?

15.Умеет ли составлять рассказы по картинкам?

16.Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?

17.Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (с трудом и без всякого удовольствия).

18.Умеет ли уверенно пользоваться ручкой?

19.Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

20.Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?

21.Рисунки вашего ребёнка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

22.Может ли без особого труда собрать разрезную картинку?

23.Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, дерево – ветки, листья; книга – страница, строка)?

24.Считаете ли вы , что ваш ребёнок нелюбознателен и плохо осведомлён?

Соотнесите свои ответы с ключом:

-если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «ДА», то за каждый ответ начислите по 1 баллу;

-если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «НЕТ», то начислите за каждый ответ ещё по одному баллу.

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:

20 -24 балла, то поздравляем! Ваш ребёнок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению знаний.

15 -19 баллов – вам следует уделить больше внимания своему ребёнку, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребёнок почти готов к школе.

14 баллов и менее – лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд всё перетрут». Ваш ребёнок ждёт помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Всё это поможет достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.      

Тема консультации: «Готовность к школьному обучению»

учитель-логопед Минина А.В.

Дата: 

ФИО родителя

подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Уважаемые родители!  Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для каждого ребенка. Однако не все дети всестороннее подготовлены к безболезненному и успешному вхожден...

Консультация для родителей "Что такое готовность к школьному обучению? "

для успешного обучения в школе важнее не содержательная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться и таким образом затормозит развитие ре...

Консультация для родителей "Психологические аспекты готовности к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению. Основные компоненты. Что важно знать перед поступлением в школу....

Консультация для родителей:"Что такое готовность к школьному обучению ? "

Что такое готовность к школьному обучению ? – это школьная зрелость, подразумевающая достаточный уровень развития физиологического, психологического и функционального, которые необходимы для усп...

Консультация для родителей Развитие мотивации ребенка к школьному обучению школьному обучению

Консультация для родителейРазвитие мотивации ребенка к школьному обучению...

Консультация для родителей "Готов ли ребенок к школьной жизни"

К 1 сентября ребенку еще не исполнилось 7 лет и вы не до конца уверены, что он дорос до статуса первоклассника? Чтобы определить его готовность к школьной жизни, посмотрите, как дается ему соблюдение ...