Музыкальные игры как средство формирования чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
статья по логопедии

Минина Анна Владимировна

В статье рассматривается эффективность включения музыкальных игр в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющих стертую дизартрию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_minina_av.docx19.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Минина А.В.

Музыкальные игры как средство формирования чувства ритма

у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

ГБДОУ детский сад № 151 Адмиралтейского района

(г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В статье рассматривается эффективность включения музыкальных игр в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющих стертую дизартрию.

Ключевые слова: дети, стертая дизартрия, музыкальная игра.

Интерес к проблеме нарушения чувства ритма при стертой дизартрии вызван его значимой ролью в развитии моторной сферы, речи и ее коммуникативной функции. Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи. Она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, что ограничивает его общение со сверстниками [5, с. 52].

У детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией чувство ритма характеризуется нарушением восприятия и воспроизведения различных ритмов; замедленным или ускоренным темпом речи, сбивчивым ритмом; трудностью использования ритмического и мелодического ударений; расстройством паузации; разобщённостью музыки и ритма движений; общей аритмичностью движений. [1, 2, 3, 4] В дальнейшем это вызывает сложности при заучивании стихов и воспроизведении слоговой структуры слов. Дети пропускают или переставляют местами слоги, звуки, потому что не ориентируются на ритмическую основу слова, не чувствуя ее [3].

Одним из эффективных средств формирования ритмического чувства у дошкольников с речевыми нарушениями является музыкальная игра. Она даёт возможность проводить коррекционное обучение в ведущей для дошкольников деятельности – игровой форме, а музыка способствует преодолению скованности движений, которые становятся более ритмичными, четкими, координированными.  Играя, ребенок активно слушает музыку и реагирует на неё в соответствии с мелодией, ритмическим рисунком. Музыка воспитывает чувство ритма, способствует уравновешиванию нервных процессов, регулирует мышечные усилия детей.

Серия музыкальных игр, которую можно проводить как во время занятий, так и вне, предполагает постепенный переход от восприятия к самостоятельному воспроизведению и придумыванию ритмов детьми через усложнение содержания всех этапов коррекционной работы. 

Музыкальная игра будет эффективным средством формирования чувства ритма у старших дошкольников со стертой дизартрией при соблюдении следующих условий:

  • при разработке серии музыкальных игр должны учитываться индивидуальные, возрастные и речевые возможности каждого ребёнка;
  • при подборе репертуара, применяемого в музыкальных играх, необходимо, чтобы ритмическая структура всех музыкальных произведений была с ярко выраженными акцентами, несложная, доступная для восприятия детьми со стертой дизартрией, легко прочитываемая и узнаваемая ими;
  • в ходе проведения музыкальных игр использовать такие приёмы работы, как показ движений, повторные инструкции, совместное проговаривание/ выполнение с педагогом;
  • использование большого количества разнообразного наглядного материала, различных дидактических средств (ложки, кубики, ритмические молоточки и др.).

В результате проведения цикла музыкальных игр уже на заключительном этапе у дошкольников можно наблюдать тенденцию к улучшению воспроизведения ритма как в музыке, так и в стихотворном тексте.

Мы склонны полагать, что с помощью музыкальных игр общая моторная подготовленность (как всех, так и отдельных групп мышц) положительно влияет на нормализацию артикуляторных и дыхательных мышц. А выполнение ритмических движений на фоне позитивного эмоционального состояния способствует воспитанию правильной речи, поскольку она воспроизводится из стремления к общению, участию в игре и двигательной импровизации. 

Библиографический список

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 352 с.

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М.: ВЛАДОС, 1997. –  304 с.

3. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – Спб.: КОРОНА принт, 2005. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Картотека музыкальных игр, направленных  на развитие чувства ритма  у детей старшего дошкольного возраста...

Сборник музыкальных игр направленный на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Данный сборник музыкальных игр предназначен для развития чувства ритма у детей 5 – 7 лет. Музыкальные игры из сборника развивают у детей чувство ритма, формируют интерес к музыкальной деятельности....

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возрастаЕще в раннем возрасте дети откликаются на веселую плясовую музыку, с большим интересом прислушива...

Музыкально-ритмическая игра как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

В детском саду закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности дошкольников. Большое значение приобретают занятия ...