Рекомендации родителям для занятий с детьми раннего возраста
статья по логопедии (младшая, средняя группа)

Беляева Маргарита Викторовна

Данная статья  будет полезна родителям детей раннего возраста и педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_roditeley_i_pedagogov.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям для занятий с детьми раннего возраста

  1. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом, ежедневно). Когда комплекс упражнений будет разучен, артикуляционную гимнастику можно выполнять под музыку и без зеркала. Начинаем делать в три подхода каждое упражнение под счёт до 5, затем увеличивая до 10. Упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Птенчики», «Лопаточка», «Часики», «Варенье», «Оближем губки».
  2. Дыхательная гимнастика. Развиваем речевой выдох. Вдох должен быть через нос, а выдох через рот, без надувания щёк. Сначала дуем на ватку, на ладошку, на бумажку, далее подключаем такие упр., как «Буря в стакане»- дуем в водичку в стакане через коктейльную трубочку, мыльные пузыри и др. Важно, чтобы воздушная струя была плавной и продолжительной.
  3. Пение гласных звуков А, О, У, Ы, Э, И (с опорой на символы звуков).
  4. Пение сочетаний звуков АУИ, ОИЭ и т.д
  5. Отхлопывание ритмов следом за взрослым  /      /  , /   //   ,   //    /  , /   /   /  ,

///  /,        //  //  //,      //   ///,    /   //    /  и др. сначала с опорой на какие-нибудь предметы (лего, камешки, фасоль и т.д.),  далее на слух, без зрительной опоры.

  1.  К 3 годам у ребёнка появляются звуки раннего онтогенеза П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.  Берём звук, например В, вызываем его у ребёнка по подражанию, с опорой на символ-картинку «Ветер дует, либо волк воет в-в-в-в-в-в…», при этом губы растянуты в улыбке, нижняя губка тянется к верхним зубам. Перед произнесением звука вдох через нос, на выдохе В-В-В… Далее по подражанию ребёнок следом за взрослым произносит слоги  с хлопками ВА-ВА-ВА…, ВЭ-ВЭ-ВЭ… и т.д. со всеми гласными, указанными выше. Далее, поём эти слоги: ва-ва-ва…вэ-вэ-вэ….во-во-во…, затем поём, чередуя гласный звук ва-ву, ва-ву, ва-ву, ва-ву….ва-вэ….во-ву…во-ва…  потом поём, чередуя согласные звуки ва-та-ва-та-ва-та…..ва-на-ва-на-ва-на…

Аналогичная работа проводится с остальными  согласными звуками.

  1. Проговаривание слоговых цепочек.

Па-па-ба (на каждый слог соединять пальчики обеих рук или загибать их синхронно)

Та-да-та (на каждый слог сжимать и разжимать кулачки)

Ма-мо-му (по аналогии с движениями пальцев рук) и т.п.

  1. Параллельно всей этой работе, называем слова 1 класса слоговой структуры  с хлопками и многократно. Можно петь слова или произносить протяжно (с опорой на картинки и игрушки), объясняя ребёнку значения слов: ды-ня, ко-за, во-да, ка-ша т.д.
  2. В повседневной деятельности большое внимание уделять глагольному словарю: вижу маму, папу, бабу, сову, мыло, ванну и т.д., мою…., режу….мажу…иду….бегу….еду….плыву…(в единственном и мн.ч., соотнося с предметами и игрушками) и т.д.
  3.  Разучивание простых стишков:

***

Вот кот, вот кот

Моет лапки, моет хвост.( все движения показываем)

***

Тик-так, тик-так

Ходят часики вот-так.

Вправо-влево головой,

Зазвенел будильник мой….Дзиньььь!!!(с движением)

***

Мою ручки, мою ножки,

Мою спинку нашей кошке.(с движением)

***

(Все движения по тексту выполняем вместе с ребёнком).

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!

Рассердился Мишка и ногою ТОП!

Не пойду я больше по лесу гулять!

Лягу я в берлогу, буду крепко спать!

  1.  Изучение лексических тем: Игрушки. Семья. Люди. Части тела(лица). Овощи. Фрукты. и т.д.

Семья

Умеет ли Ваш малыш называть всех членов семьи?

Правильно ли он произносит слова мама, папа, деда, баба, дядя, тётя? Произнесите

эти слова, покажите ребёнку всех членов семьи на фотографии, предложите ему

задания:

- Где мама, покажи. (папа, баба, деда, дядя, тётя и т.д.);

1) Дидактическая игра » Назови ласково»:

мама - …

папа - …

бабушка - …

дедушка - …

сестра - …

брат - …

2) Какое слово лишнее? (ребёнок должен на слух определить)

Бабушка, бабулечка, бабочка, бабуля.

Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.

Дочь, дочка, дочиста, дочурка.

Мама, соседка, бабушка, дочка.

Мама, папа, доктор, сын.

3) Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование имени существительного

с прилагательным)

мама (какая?) — ..., бабушка (какая?) — ..., дедушка (какой?) — ..., папа (какой?) — ...

4) Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка.

А это я!

Вот и вся моя семья!

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.

Сжать руку в кулак несколько раз).

Игрушки

1. Рассмотрите с ребенком несколько игрушек, определите материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая,

меховая);

Отметьте внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная,

прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая).

2. Подберите вместе с ребенком действия к предмету:

мяч — (что делает?) летит, прыгает, катится, скачет, падает… и т.д.

кукла — (что делает?) спит … и т.д.

машинка — (что делает?) едет, поворачивает …, и т.д.

3. Предложите ребенку назвать игрушку ласково:

мяч — мячик, кукла — … ; машина — … ; и т.д.

4. Дидактическая игра: «Найди подходящую картинку»

Раздаются картинки с изображениями игрушек. Вы показываете ребенку игрушку, а он должен показать картинку с изображением этой игрушки. Затем вы задаете ребенку вопросы: Что это ( мяч)?, У кого Мяч? и так со всеми игрушками. Следить чтобы ребенок произносил предложение полным ответом.

5. Дидактическая игра: « Давай поиграем»

Ребенку предлагается выполнить действия с игрушками такие как: « Покачай куклу», « Покатай машинку», « Кинь мне мяч» и т.д.

6. Дидактическая игра» « Волшебный мешочек»

В закрытый мешочек положить, небольшие игрушки и ребенок должен определить наощупь, что это за игрушка и рассказать как ей играют.

7. Разрезные картинки из 3 и 4 частей с изображением игрушки.

8. Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперѐд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерѐдно кладѐм друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Овощи

1. Познакомить ребёнка с овощами: морковь, огурец, помидор, перец, картофель, свекла, лук, редиска, капуста.

2. Познакомьте ребенка, когда собирают урожай овощей; где растут овощи; что из них готовят.

3. Учить различать овощи на вкус, запах и на ощупь.

4. Игра « Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме).

Огурец – огурчик (помидор, горох, морковь, картошка, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редиска)

5. Игра « Чего много в огороде» (образование существительных множественного

числа): огурец - много огурцов (горох, помидор, морковь, картошка, редиска, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редька, кабачок).

6. Игра «Сосчитай» (согласование числительных в роде, числе и падеже):

Одна морковка, две морковки, пять морковок (огурец, помидор, картошка, перец, редиска, чеснок, луковица, свекла,).

7. Пальчиковая гимнастика: « Овощи»

«Капуста»

Мы капусту рубим – рубим,

Мы капусту солим – солим

Мы капустку трем – трем,

Мы капусту жмем – жмем.

Попробовали… Пересололи…

Солим снова…

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушек пальцев.

Потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки

8. Отгадай загадки:

- Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. ( Капуста)

- Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? ( Огурец)

- Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. ( Лук)

- И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом ... ( Картошка)

- Я важный и сочный

У меня красные щечки. ( Помидор)

По аналогии изучайте другие лексические темы, не забывайте читать детям сказки, рассматривать картинки и разговаривать с ребёнком.

Успехов вам!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....

Методические рекомендации родителям по общению с детьми раннего возраста

Методические рекомендации для родителей по общению с детьми....

Развитие детей раннего возраста.Основные виды занятий с детьми раннего возраста.

Развитие детей раннего возраста.Основные виды занятий с детьми раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Группа раннего возраста. Занятие с детьми раннего возраста «Осень в гости к нам пришла»

Группа раннего возраста. Занятие с детьми раннего возраста «Осень в гости к нам пришла»...