Консультация " Основные приемы и методы по обогащению словаря дошкольников"
консультация по логопедии

Хрипкова Елена Викторовна

  Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Задача педагогов –создать необходимые условия и использовать методы и приемы, которые помогут добиться положительного результата в развитии речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_osn_priemy_i_metody.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №15

143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 18

Тел/факс 562-13-16  562-11-19 E – mail: detskiisad15@mail.ru; сайт krgora-ds15.ru

Консультация :

«Основные приемы и методы по обогащению словаря дошкольников».

                                                          Подготовил учитель-логопед

                                                                                             Хрипкова Е.В.

2019г

  Обогащение словарного запаса является необходимым условием для

развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок

должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со

сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать

литературу, телевизионные и радиопередачи .

Задача педагогов –создать необходимые условия и использовать методы и приемы, которые помогут добиться положительного результата в развитии речи.

Выделяют две группы методов обогащения словаря ребенка:

  • Методы накопления слов.

Сюда входит рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кинофильмов, просмотр телепередач.

  • Методы, направленные на закрепление  и активацию словаря.

Сюда входит рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Работа по формированию словаря детей дошкольного возраста осуществляется на основе расширения и уточнения знаний ребёнка об окружающем. Обогащению и активизации словаря служат следующие приёмы:

  • детям называют новый предмет (действие, качество и т.п.), интонационно выделяя слово, многократно повторяя его в различном контексте («У овец - ягнята. Маленькие ягнята похожи на крупных щенков. Ягнята бывают белые, чёрные, серые» и т.п.);
  • детям предлагают поразмышлять над новым словом («День был пасмурный», - произносит воспитатель и предлагает рассказать, как дети представляют себе такой день, т.е. что обозначает слово «пасмурный»);
  • детям предлагают несколько характеристик предмета (объекта) и просят, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется наиболее точной (шалунья – озорница – плутовка)

Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания значений слов. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит».

           В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом:

  • акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;
  • уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле,
  • объяснение педагогом значений слов;
  • проговаривание слов детьми;
  • замена авторских слов словами, близкими по значению;
  • подбор слов для характеристики героев;
  • употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

Описанные выше приёмы являются неотъемлемой частью наблюдений в природе, в быту. Они используются также при рассматривании игрушек, предметов, картинок и картин, при группировке и классификации предметов.

Также детей учат придумывать к известным им загадкам свои варианты. Например, воспитатель говорит: «Мохнатенький, усатенький, молоко пьёт, песенки поёт». Просит детей объяснить, как они догадались, про кого эта загадка, если слово котёнок в тексте не встречается. Выслушивая ответы, обращает внимание детей на определения, которые можно использовать при описании и других живых существ (мохнатенький, усатенький – так можно сказать и про мышонка, и про кролика). Отмечает, что в сочетании с другими характеристиками (молоко пьёт, песенки поёт) они создают конкретный образ котёнка. Далее педагог предлагает воспитанникам на основе данной загадки составить свою про другое животное. Показывает игрушку (картинку) и просит назвать особенности, которые можно отметить в загадке. Оценивает ответы. Помогает оформить окончательный вариант: «Мохнатенький, усатенький, под полом живёт, всё подряд грызёт» (Мышонок).

Для активизации словаря используются дидактические игры и упражнения. Многие из них проводятся с опорой на наглядность, например:

 «Кто лишний и почему?»,

 «Каждую картинку – в свой ряд»,

 «Определи на ощупь» (материал, из которого сделана вещь; ткань – шерсть, шёлк, бархат),

 «Найди пару» (ориентировка на цвет, форму, материал, назначение),

 «Что не так?».

Можно рекомендовать и словесные игры:

«Кто скажет точнее?»,

 «Кто заметит(услышит) больше?»,

 «Кто расскажет подробнее?»,

 «Кто скажет иначе?» (на подбор синонимов),

«Продолжи» («Груз доставили в магазин. Лук передали в отдел «Овощи», а яблоки…?» - «В отдел «Фрукты». – «Молочник – предмет чайной посуды, салатница…? – «Предмет столовой посуды».)

Можно проводить упражнения, в которых дети анализируют тексты-небылицы и составляют по аналогии новые («Пятнадцать лягушек палили из пушек в дубовый пенёк! – Ой, врёшь, куманёк!»). Это развивает у ребёнка воображение, помогает активизировать накопленную информацию и словарный запас, воспитывает чувство юмора. Исключительные возможности для развития словаря создает творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.

Словарная работа проводится на всех занятиях по другим разделам программы. Например, на занятиях по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств;

занятия по физической культуре помогают уточнить и закрепить глаголы движения и т.д.

Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.

Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы способствующие активизации и обогащению словаря дошкольников.

Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. В ходе развитие словаря происходит накопление слов, освоение ...

Консультация для родителей «Использование сказок в развитии речи и обогащении словаря дошкольников»

Сказка - прекрасный материал для развития речи детей. То есть языковой материал сказок можно использовать практически на любом занятии по развитию речи в зависимости от целей и задач этого занятия: эт...

Консультация для педагогов« ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo; Обогащение словаря дошкольников»Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обучении родному языку признается многими исследователями, которые считают ее (взаимосвязь) одной из зако...

Консультация "Обогащение словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим"

Материал содержит методы и приёмы работы с дошкольниками при формировании словарного запаса....

Консультация: «Особенности организации и проведения работ по обогащению словаря дошкольника»

Консультация: «Особенности организации и проведения работ по обогащению словаря дошкольника»...

Приемы обогащения словаря дошкольников.

Методическая разработка учителя-логопеда для воспитателей. Подборка игр для занятий по развитию речи по обогащению словаря дошкольников....