Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Оксана Геннадьевна Карпова

Мастер-класс для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл словарный запас20.63 КБ
Файл leksika.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №23 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Мастер-класс для воспитателей на тему:

 «Приемы обогащения словарного запаса детей

дошкольного возраста»

Составил:

учитель-логопед

Карпова О.Г.

Проверил:

старший воспитатель

Родкина Н.В.

г.Домодедово

октябрь, 2017

Цель:

     научить педагогов ориентироваться в многообразии игр, развивающих лексический уровень речи детей.

Задачи:

  1. сформировать представления об играх, способствующих расширению кругозора детей и актуализации словаря
  2. обучить играм, обогащающим глагольный словарь
  3. заинтересовать в организации и проведении подобных игр на прогулке и в группе, а также в создании соответствующих пособий.

   

 Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления, а с другой стороны, с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

     С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.

     Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.

Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом.

     При обследовании лексического строя речи было выявлено, что предикативный словарь (глаголы и прилагательные) менее развит,  не знают многих слов-существительных: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела, частей предмета, что говорит об ограниченности словарного запаса; расхождение объема активного и пассивного словаря; неточное употребление слов (значение слова неясно); многочисленные вербальные парафазии (вместо одного слова другое филин-сова, лось-олень, оса-пчела из-за замен и смешений слов по семантическому признаку; нарушения актуализации словаря (мяукает-мяучает) из-за искажений звукового образа слова.

     Соответственно, работа над лексическим строем речи во всех возрастных группах включает в себя решение четырех основных задач, сформулированных М.М.Алексеевой и В.И.Яшиной следующим образом:

  1. Накопление и обогащение словаря детей (знакомство с новыми, ранее неизвестными словами, или с неизвестными ранее значениями одного слова, например, многозначные слова «ключ», «коса» и др.)
  2. Закрепление и уточнение словаря (в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста нуждаются в многократных повторениях для запоминания слова – это закрепление; при знакомстве с новыми словами слова даются в контексте, чтобы дети понимали, как можно использовать то или иное слово, с какими словами его можно сочетать)
  3. Активизация словаря детей, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный (пассивный словарь – это слова, которые ребенок не употребляет; активный словарь – слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи)
  4. Устранение нелитературных слов (слов-вульгаризмов, устаревших слов; неправильного ударения в словах).

     

Обогащение глагольной лексики очень важно для развития всех уровней языка, т.к. именно глаголы лежат в основе фразовой речи.

«Что сначала, что потом?»  - копать, рыхлить, сажать, поливать, полоть, собирать – способствует расширению кругозора детей.

«Назови цепочку действий», имеющейся в знакомой сказке – Репка. Посадил, выросла, тянул, не вытянул, позвал, помогали, тянули, вытянули.

«Что делает?» - подобрать как можно больше слов к названиям животных – Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, несется;

Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, грызет; Кошка мурлычет, царапается, трется, ловит, играет, лакает, облизывается, крадется.

«Что делает?» - по профессиям – художник, актер, парикмахер, повар, учитель, каменщик, носильщик, часовщик, сварщик, точильщик…

«Объясни», называя только слова-действия. Как открыть консервную банку? Поставить, взять, приставить, ударить, проткнуть, продвигать, приподнять, отогнуть. (Как помыть окно? Как поменять постельное белье? Как из салфетки сделать снежинку? и т.д.)

«Расскажи Пете» - называние по картинкам глаголов с приставками: машина из гаража выехала, к дому подъехала, от дома отъехала, по дороге поехала, на мост заехала, мост переехала, с моста съехала…

Актуализация словаря

«Можно…стирать, пить, рисовать, жарить, дарить, бросать, фотографировать, измерять, варить, гладить, разрезать… - подобрать названия пяти предметов к каждому сочетанию слов.

«Каждый знает» - закончить фразу, каждый раз подбирая новые слова

  • Каждый знает, что желтым бывает…
  • Каждый знает, что сильным бывает…
  • Каждый знает, что круглым бывает…
  • Каждый знает, что легким бывает…
  • Каждый знает, что новым бывает…
  • Каждый знает, что огромным бывает…
  • Каждый знает, что глубоким бывает…
  • Каждый знает, что красивым бывает…
  • Каждый знает, что тяжелым бывает…
  • Каждый знает, что полезным бывает…

«Мы знаем» - дополнить каждую фразу, быстро подбирая нужные слова

  • Мы знаем 5 молочных продуктов…
  • Мы знаем 5 крупных птиц…
  • Мы знаем 5 лиственных деревьев…
  • Мы знаем 5 головных уборов…
  • Мы знаем 5 летающих насекомых…
  • Мы знаем 5 видов спорта…
  • Мы знаем 5 мелких животных…
  • Мы знаем 5 умывальных принадлежностей…
  • Мы знаем 5 животных Севера…
  • Мы знаем 5 музыкальных инструментов…

«Помоги Незнайке закончить свою мысль» -

  • Такой же пушистый, как…
  • Такой же веселый, как…
  • Такой же колючий, как…
  • Такой же хитрый, как…
  • Такой же смелый, как…
  • Такой же добрый, как…
  • Такой же шершавый, как…
  • Такой же толстый, как…
  • Такой же гладкий, как…
  • Такой же быстрый, как…
  • Такой же высокий, как…
  • Такой же блестящий, как…
  • Такой же сильный, как…
  • Такой же светлый, как…
  • Такой же мокрый, как…
  • Такой же глубокий, как…
  • Такой же ровный, как…
  • Такой же твердый, как…
  • Такой же белый, как…

«Помоги роботу Робби» познакомиться с окружающим миром. Подробно и точно объяснить, что обозначает каждое слово.

Например: Лужа -  это такая ямка в земле или асфальте, в которую после дождя собирается вода. (Скворечник, бассейн, мультфильм…)

Взрослый записывает объяснения (ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Это можно уже делать со средней группы детского сада, когда на четвертом году жизни идет формирование контекстной речи у некоторых детей. Письменная речь – речь контекстная. При письме замедляется темп речи. Все это создает условия для того, чтобы ребенок более правильно оформлял свои высказывания. Можно завести специальный блокнот и записывать в него специальные рассказы, а затем читать их вслух в присутствии авторов взрослым и другим детям. При составлении рассказов совершенствуется связная речь, понимание смысловой стороны слова, а особенно – синтаксическая структура предложений).

Темы рассказов-сочинений: подробно рассказать, что ты будешь делать, если:

  • У твоей бабушки заболело сердце;
  • За тобой с лаем бежит чужая собака;
  • Ты потерял деньги, когда ходил в магазин;
  • Сестренка поранила ногу на улице;
  • В лесу, где ты гуляешь, началась сильная гроза

«Назови» как можно больше животных (рыб, птиц, насекомых и пр.), которые живут в указанных местах.

нора   сарай   море   гнездо   трава   пруд   дупло   земля

Например: В траве живут: кузнечики, жуки, бабочки, пчелы, шмели, осы, мотыльки, стрекозы, комары, мухи, сверчки, муравьи и пр.

«Какой вид спорта?» или «Какая профессия?» по одному из атрибутов их деятельности.

  1. Лед, лыжи, парашют, коньки, брусья, ракетка, клюшка, бассейн, мяч, сетка, перчатки, сноуборд, мотоцикл, автомобиль, весло, бита, корзина, ворота.
  2. Поезд, билет, маска, халат, весы, карандаш, зал, бинокль, рыба, сетка, магнитофон, шприц, ножницы, молоток, сцена, указка, компьютер, отвертка, рубанок, ручка, кисть, микрофон и пр.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №23 «Золотой ключик» Мастер-класс для воспитателей на тему: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» Подготовила: Учитель-логопед Карпова О.Г.

Слайд 2

Обогащение глагольной лексики «Что сначала, что потом» Копать Рыхлить Сажать Поливать Полоть Собирать

Слайд 3

«Назови цепочку действий…»

Слайд 4

«Что делает?»

Слайд 5

«Объясни…» называть только слова-действия Пример: - Как открыть консервную банку? Поставить, взять, приставить, ударить, проткнуть, продвигать, приподнять, отогнуть. - Как помыть окно? - Как поменять постельное белье? - Как из салфетки сделать снежинку?

Слайд 6

«Расскажи Пете»

Слайд 7

Актуализация словаря «Можно…стирать, пить, рисовать, жарить, дарить, бросать, фотографировать, измерять, варить, гладить, разрезать… - подобрать названия пяти предметов к каждому сочетанию слов.

Слайд 8

«Каждый знает» – закончить фразу, каждый раз подбирая новые слова Каждый знает, что желтым бывает… Каждый знает, что сильным бывает… Каждый знает, что круглым бывает… Каждый знает, что легким бывает… Каждый знает, что новым бывает… Каждый знает, что огромным бывает… Каждый знает, что глубоким бывает… Каждый знает, что красивым бывает… Каждый знает, что тяжелым бывает… Каждый знает, что полезным бывает…

Слайд 9

«Мы знаем» - дополнить каждую фразу, быстро подбирая нужные слова Мы знаем 5 молочных продуктов… Мы знаем 5 крупных птиц… Мы знаем 5 лиственных деревьев… Мы знаем 5 головных уборов… Мы знаем 5 летающих насекомых… Мы знаем 5 видов спорта… Мы знаем 5 мелких животных… Мы знаем 5 умывальных принадлежностей… Мы знаем 5 животных Севера… Мы знаем 5 музыкальных инструментов…

Слайд 10

«Помоги Незнайке закончить свою мысль» Такой же пушистый, как… Такой же веселый, как… Такой же колючий, как… Такой же хитрый, как… Такой же смелый, как… Такой же добрый, как… Такой же шершавый, как… Такой же толстый, как… Такой же гладкий, как… Такой же быстрый, как… Такой же высокий, как… Такой же блестящий, как… Такой же сильный, как… Такой же светлый, как… Такой же мокрый, как… Такой же глубокий, как… Такой же ровный, как… Такой же твердый, как… Такой же белый, как…

Слайд 11

«Помоги роботу Робби» Лужа – это такая ямка в земле, в которую после дождя познакомиться с окружающим миром собирается вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

Сообщение из опыта работы "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы  "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"...

Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона....

Консультация для воспитателей ДОУ "Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Данный материал будет интересен для воспитателей детских садов, так как в нем систематизирован практический материал по данной теме....