Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Мосияш Екатерина Валерьевна

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционную программу).

АООП  для детей с ТНР предполагает:

-  конкретизацию  планируемых результатов и целевых ориентиров для детей разных возрастных групп с учетом  особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих проявлений;

- дополнение содержательного раздела направлениями коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков речеязыкового развития  детей, психологической, моторно-двигательной базы речи,  профилактике  потенциально возможных трудностей в  овладении грамотой и   обучении в целом;

- определение содержания программы коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением комплексных, парциальных программ, методических и дидактических  пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта;

-  конкретизация и дополнение пунктов организационного раздела с учетом изменений, необходимых для эффективной работы с  детьми с ТНР в части планирования образовательной деятельности, обеспечения психолого-педагогических условий развития детей, режима и распорядка дня, кадрового обеспечения, оформления предметно-развивающей среды, перечня нормативных и нормативно-правовых документов, перечня литературных источников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_1.docx68.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №165»

Согласовано:

Протокол педагогического совета №__

От ____________

Утверждаю:                                                                                                                                                                             Заведующий МАДОУ «Детский сад №165»                                                                                                                                                                 ____________   О.Я. Кузенкова

Приказ № ______от "___" сентября 2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда

в группе комбинированной направленности

для детей с нарушением речи

на 2020-2021 учебный год.

Выполнила: учитель-логопед Мосияш Е.В.

Новосибирск

2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………6

1.1. Пояснительная записка        ……………………………………………………………………..6

1.1.1. Цели и задачи Программы………………………………………………………………..6

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………..8

1.2. Планируемые результаты…………………………………………………………………..9

1.2.1. Целевые ориентиры дошкольного возраста……………………………………………10

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе…..12

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………….....14

2.1. Общие положения………………………………………………………………………….14

2.2. Программа коррекционной работы с детьми с ТНР (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей………………16

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………..23

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка        …………….23

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды……………………...24

3.3. Планирование образовательной деятельности…………………………………………..25

3.4.  Режим дня и распорядок………………………………………………………………….26

3.5. Перечень нормативных и нормативно-методических документов…………………….31

3.6. Перечень литературных источников……………………………………………………..32

ВВЕДЕНИЕ

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную  разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Дошкольники с ТНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

При включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализация данного условия возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с ТНР.

С учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), а также в соответствии с примерной адаптированной основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – Программа) и адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи МКДОУ д/с №165 разработана настоящая Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда для детей с ТНР.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционную программу).

АООП  для детей с ТНР предполагает:

-  конкретизацию  планируемых результатов и целевых ориентиров для детей разных возрастных групп с учетом  особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих проявлений;

- дополнение содержательного раздела направлениями коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков речеязыкового развития  детей, психологической, моторно-двигательной базы речи,  профилактике  потенциально возможных трудностей в  овладении грамотой и   обучении в целом;

- определение содержания программы коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением комплексных, парциальных программ, методических и дидактических  пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта;

-  конкретизация и дополнение пунктов организационного раздела с учетом изменений, необходимых для эффективной работы с  детьми с ТНР в части планирования образовательной деятельности, обеспечения психолого-педагогических условий развития детей, режима и распорядка дня, кадрового обеспечения, оформления предметно-развивающей среды, перечня нормативных и нормативно-правовых документов, перечня литературных источников.

АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на использование специальных методов, привлечение специальных комплексных и парциальных образовательных программ (полностью или частично), специальных методических пособий и дидактических материалов. Реализация АООП для детей с ТНР подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и индивидуальных занятий.

Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи в общество.

Коррекционная программа:

- является неотъемлемой частью, адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;

-  обеспечивает достижение максимальной коррекции нарушений развития;

  - учитывает особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи в виде целевых ориентиров в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.

В Организационном разделе программы представлены условия, в том числе материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогически, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы.


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи Программы

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии;  с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии,  ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается  в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием  речи окружающих его взрослых и  в большой степени зависит  от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического  слуха.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения  фонематического слуха, лексико-грамматического строя  разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас  состоит из отдельных лепетных слов,  звуковых или звукоподражательных комплексов,  сопровождающихся жестами и мимикой;

на II уровне речевого развития  в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из  слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим,  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;

на III уровне речевого развития  в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными  элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

на IV уровне речевого развития  при наличии развернутой фразовой речи  наблюдаются остаточные  проявления недоразвития всех компонентов  языковой системы.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений).

Целью Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Коррекционная помощь детям с ТНР является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.

 Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста, в том числе, детей с тяжелыми нарушениями речи, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач:

– реализация адаптированной основной образовательной программы;

– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;

– охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Программа построена с учетом документов:

  1. Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29. 12. 2012 №273-ФЗ) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 №1155)
  2. Санитарно-эпидеимологических требований к устройству, содержанию и организациирежима дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 и др.)
  3. Психолого-педагогической характеристики особенностей психофизиологического развития детей с ОВЗ.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Общие принципы и подходы к формированию программ:

– поддержка разнообразия детства;

– сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

– позитивная социализация ребенка;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– сотрудничество Организации с семьей;

– возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Специальные принципы и подходы к формированию программы:

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью    дошкольного образования является развитие ребенка.

Принцип научной обоснованности и практической применимости.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Онтогенетический принцип. Анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития.

 Дифференцированный подход к содержанию, направлениям и приемам логопедической работы с детьми, имеющим различную структуру речевого нарушения.

 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и       развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции    нарушений детей  с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

    Также необходимо учитывать такие обще дидактические принципы, как наглядность, доступность, дифференцированный и индивидуальный подход и др. Принцип наглядности регламентирует подбор наглядного материала. Принцип доступности предполагает подбор материала от простого к сложному, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода отражается на комплектовании групп и подгрупп в зависимости от результатов обследования детей с нарушениями речевого развития.

1.2. Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ТНР. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

1.2.1. Целевые ориентиры дошкольного возраста

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Планируемые результаты освоения программы

В итоге коррекционной работы дети должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно    передавать    слоговую    структуру    слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями,  владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически  правильно  оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и сложные предлоги  правильно употребляться;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических   категорий   (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания  некоторых  букв,  слогов, слов  и  коротких предложений в пределах программы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ.

Звукопроизношение:

  • нарушение нескольких групп звуков;
  • недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи.
  • звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков.
  • звукопроизношение в норме.

Фонематические процессы:

  • не слышит данный звук в любой позиции
  • не дифференцирует оппозиционные звуки какой – либо группы.
  • с заданием справляется, но допускает несколько ошибок.
  • фонематические процессы в норме.

Словарный запас:

  • активный словарь ограничен бытовым уровнем.
  • владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
  • глаголы, использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки, пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения.
  • активный словарь близок к возрастной норме.

Грамматический строй речи:

  • речь аграмматична.
  • допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
  • допускает незначительное количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
  • грамматический строй близок к возрастной норме.

Связная речь:

  • фразовая речь отрывочна, малопонятна.
  • испытывает значительные затруднения при составлении рассказа – описания, пользуется вопросно – ответной формой предложения.
  • при составлении рассказа использует не более двух-трёх предложений, не пользуется планом при построении рассказа, при описании использует не более двух признаков.
  • умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространёнными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.

Пространственная ориентировка:

  • не ориентируется на плоскости и в пространстве.
  • владеет понятиями вверх-вниз, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево.
  • ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения.
  • пространственная ориентировка соответствует возрасту.

Артикуляционная моторика:

  • объём артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.
  • неполный объём артикуляционных движений, неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.
  • статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объёме, при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.
  • строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.

Мелкая моторика:

  • мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор).
  • испытывает затруднения при выполнении динамических проб.
  • точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении асимметричных движений обеими руками.
  • мелкая моторика в норме.

1.3. Развивающее оценивание качества коррекционной деятельности по Программе

Программой предусмотрена система мониторинга динамики речевого развития детей, динамики их образовательных достижений, включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

– речевая карта ребенка дошкольного возраста с ТНР (Приложение 1);

– протокол обследования речевого развития ребенка с ТНР;

- экран обследования звукопроизношения ребенка с ТНР (Приложение 2).

Программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

- внутреннее самообследование, оценка, самооценка дошкольной образовательной организации;

- внешняя оценка дошкольной образовательной организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

На уровне образовательной организации система оценки качества реализации Программы решает задачи:

- повышения качества реализации программы дошкольного образования;

- реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам основной образовательной программы дошкольной организации;

- обеспечения объективной экспертизы деятельности Организации в процессе оценки качества адаптированной программы дошкольного образования детей с ТНР;

- задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самой Организации;

- создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием обучающихся с ТНР.

Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в Организации является оценка качества психолого-педагогических условий реализации адаптированной основной образовательной программы в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Организации. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации Программы.

Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

В содержательном разделе представлены:

– описание коррекционной деятельности деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями ребенка с ТНР с учетом методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. При разработке образовательных программ дошкольного образования могут использоваться образовательные модули по образовательным областям (направлениям развития детей дошкольного возраста) на основании единства и взаимосвязи содержания образовательной программы, форм, методов и средств образовательной деятельности, а также организации образовательной среды, в том числе предметно-пространственной развивающей образовательной среде, представленные в комплексных и парциальных программах;

– описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников с ТНР, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

– программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития детей с ТНР.

Способы реализации образовательной деятельности определяются климатическими, социально-экономическими условиями субъекта РФ, местом расположения Организации, педагогическим коллективом Организации. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования детей с ТНР и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития детей с ТНР, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию  детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование обучающихся с ТНР по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование», при разработке которого учитываются особенности психофизического развития воспитанников с ОВЗ, определяющие организацию и содержание коррекционной работы специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др.). Воспитанник с ФФН или с заиканием получает образование по основной образовательной программе дошкольного образования, а воспитанник с ОНР -  по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

При включении воспитанника с ФФН в группу общеразвивающей направленности его образование осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование».  При включении воспитанника с ОНР в группу общеразвивающей направленности, его образование осуществляется по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы дается с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с ТНР, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста воспитанников с ТНР, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).

Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить такие формы как: образовательные ситуации, предлагаемые для группы детей, исходя из особенностей их речевого развития (занятия), различные виды игр и игровых ситуаций, в том числе сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные игры, игра-экспериментирование и другие виды игр; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.

Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы должны осуществляться с учетом базовых принципов Стандарта и раскрытых в разделе 1.1.2 принципов и подходов Программы, т. е. должны обеспечивать активное участие ребенка с нарушением речи в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др.

В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности педагоги создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.

2.2. Программа коррекционной работы с детьми с ТНР (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей)

Программа коррекционной работы предусматривает:

- проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;  

- достижение  уровня  речевого  развития,  оптимального  для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах  детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях;

- обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей  и воспитательных мероприятий;  

- психолого-педагогическое  сопровождение  семьи  (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с родителями (законными представителями).

Программа коррекционно-логопедической деятельности ТНР (ОНР) 5-6 лет.

•        Развитие понимания речи.

•        Уточнение и расширение словарного запаса.

•        Формирования понятий, начиная с достаточно простых, обещающих и  закрепленных ранее.

•        Формирование практических навыков словоизменения и словообразования. Овладение умением изменять части речи по грамматическим категориям; согласование слов в составе словосочетания и предложения; употребление в самостоятельной речи простых, а затем и сложных предлогов.

•        Формирование обобщенного значения слов.

•        Употребление притяжательных местоимений в сочетании с существительными мужского и женского рода.

•        Практическое овладение навыками изменения числа и падежа существительных, числа глаголов настоящего и прошедшего времени.

•        Овладение навыками составление простых предложений по вопросам, демонстрации действия, по картинке, по наглядно- графической модели.

•        Подготовка к овладению диалогической формой речи.

•         Развитие фонематического слуха и восприятия.

•        Развитие навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры.

•         Контроль за внятностью и выразительностью речи.

•        Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

•         Обучение детей построению самостоятельных высказываний.

•        Закрепление навыков построения различных типов предложений.

•        Обучение детей умению передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности.

•        Обучение связному и логичному изложению содержания текстов, составлению рассказов по картине и серии картин, описанию предметов и объектов.

Основные задачи логопедической работы  с детьми ТНР ( ОНР) 6-7 лет.

•        Уточнение и расширение словарного запаса; закрепление знаний детей о различных свойствах предметов; образование сложных и родственных слов, существительных от глаголов; образование сравнительной степени прилагательных.

•        Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

•        Практическое усвоение и употребление в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.

•        Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными членами.

•        Составление рассказа о любой игрушке с использование описательных приемов в самостоятельной речи.

•        Практическое усвоение согласования числительных с существительными; прилагательных и числительных с существительными.

•        Введение в самостоятельную речь названий профессий  и действий, связанных с ними.

•        Продолжать учить употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления.

•        Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста.

•        Закрепление навыков деления слов на слоги с помощью наглядно – графических схем.

•        Изучение букв, соответствующие гласным и согласным звукам.

•        Проведение анализа и синтеза: слогов, односложных слов со стечением согласных, двухсложных слов со стечением согласных в середине слова, в начале; трехсложных слов.

•        Закрепление понятий слог, слово, звук, предложение.

•         Упражнять в умение дифференцировать звуки по признакам твердости, звонкости, мягкости, глухости.

•        Учить детей преобразовывать слоги в слова.

Основные формы реализации программы для детей с ТНР (ОНР ) 5 – 7 лет.

Эффективность коррекционно - логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Месяц

Кол-во недель

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

Общ кол-во

занятий

Развитие связной  Речи

Развитие

 фонетико- фонематической стороны речи

1 период обучения

Сентябрь

2 недели

Логопедическое обследование

Сентябрь -  ноябрь

11 недель

 5-6

лет

25 мин.

1 занятие в неделю

 

1 занятия в неделю  и на индивидуальных занятиях

20/5

6-7

лет

30мин

2 период обучения

Декабрь -февраль

11 недель

Старшая группа

25 мин.

1 занятие в неделю

1 занятия в неделю  и на индивидуальных   занятиях

20/6

Подг. группа

30

мин

3 период обучения

Март - май

12

Недель

Старшая группа

25 мин.

1 занятие в неделю

1 занятия в неделю  и на индивидуальных  занятиях

22/6

Подг. групп

30

мин

На фронтальных и подгрупповых занятиях  изучаются  те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скорректированные на индивидуальных занятиях.  После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия.

  Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка.

Важным является учет специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии.

Те или иные проявления речевого нарушения имеют различную динамику преодоления и в связи с этим различную выраженность на разных этапах коррекционного обучения. Определить наиболее оптимальные сроки для их преодоления, а также последовательность в их устранении – одно из необходимых условий эффективности индивидуальных занятий.

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:

•        дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

•        артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

•        пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук, штриховки, выкладывание фигур из палочек и т.д.);

•        постановка звуков разными способами;

•        автоматизация звуков в речи;

•        дифференциация звуков в речи;

•        коррекция слоговой структуры слова;

•        развитие фонематического восприятия;

•        обогащение словарного запаса;

•        закрепление знаний, полученных на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

Планируя работу по постановке звуков, учитывается общая последовательность логопедической работы на фронтальных занятиях и общепринятая последовательность постановки звуков.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: специфику строения и подвижности артикуляционного аппарата; степень развития слухового внимания и восприятия; количество неправильно произносимых звуков; уровень звукового анализа; степень сформированности грамматического строя речи, работоспособности.

В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей. Понятно, что содержание работы будет различным. Так, с одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать на постановку звуков, с другими – больше внимания обращать на развитие слухового внимания, анализа, синтеза, грамматически правильной связной речи.

Существенными особенностями индивидуальных занятий являются предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях.

Каковы бы ни были индивидуальные особенности каждого ребенка, план всегда составляется с таким расчетом, чтобы все дети группы были подготовлены к фронтальным занятиям.

Подлежащий изучению и отработке фонетический материал распределяется по периодам обучения в соответствии с программой.

Важным стимулом для эффективного устранения недостатков произношения детьми отдельных звуков является возможность быстрее включиться в групповые занятия, проводимые в соответствии с программными требованиями.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиН № 2.4.1.3049-13.

 Содержание коррекционно-развивающей работы  с детьми 5-7 лет.

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей с  ОВЗ (нарушением речи);

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей  воспитанников;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка ;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно - развивающей работы.

Коррекционно - развивающая работа включает:

- выбор оптимальной для развития ребёнка с нарушением речи коррекционной программы, методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно – развивающей образовательной деятельности, необходимой для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка, психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР,  единых  для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;

- консультативную помощь  семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные  практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание  коррекционной работы  отражено в   планировании, которое включает в себя:

•        Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда (Приложение 3).

•        Календарно- тематическое планирование на каждую неделю месяца в старшей логопедической группе (Приложение 4)

•        Перспективное комплексно – тематическое планирование логопедической работы (старшая группа) (Приложение 5).

•        Календарно- тематическое планирование на каждую неделю месяца в подготовительной к школе  логопедической группе

(Приложение 6)

•        Перспективное комплексно – тематическое планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе. (Приложение 7)

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования  два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции.

      В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки Семаго Н.Н., Семаго Н.А., Иншакова О.Б., Воллкова Г.А., и др. Выбранные методики позволяют детально изучить уровень сформированности у детей с ОНР, обусловленным дизартрией, речевых и неречевых функций. Результаты обследования фиксируются в речевой карте ребенка  (Приложение 1).

Составляется индивидуальный  образовательный маршрут  работы с ребенком. Диагностика проводится в начале, в середине и в конце учебного года, с целью определения  изменения у детей в развитии речевых и неречевых функций. Одновременно воспитатель группы обследует умения и навыки каждого ребенка в различных видах образовательной деятельности. Кроме того, он выявляет и анализирует их индивидуальные особенности. Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.

       В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих образование ребенка с ТНР в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку  с ТНР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и  жизненных навыков; учитываются обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности деятельности (в том числе речевой), средств ее реализации,  ограниченный объем личного опыта.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с ТНР, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР, с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ТНР в разных видах игры.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с ТНР.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи.

Реализация данной программы осуществляется в тесном взаимодействии всех участников коррекционного процесса на основе единого тематического планирования при правильном и четком распределении целей и задач.

      Воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой  детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие воспитанников с ОВЗ. В своей работе, специалисты  ДОУ, учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

Особенность построения работы с учетом всех специалистов показаны в Приложении 8.

Совместная коррекционно – развивающая деятельность  учителя – логопеда и воспитателя  в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР показана в Приложении 9.

  1. Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе  развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции нарушений речевого развития детей с ТНР.

Наполнение логопедического кабинета предлагает максимальную реализацию образовательного потенциала детей дошкольного возраста с ТНР в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их речевого развития;

 – построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста осуществляется главным образом в ведущей деятельности этого периода - игре. Именно в этой деятельности формируются такие важнейшие новообразования дошкольного возраста как воображение, произвольность, самосознание. Кроме того, в дошкольном возрасте начинается активное приобщение детей к жизни общества и формирование таких социально значимых качеств как толерантность. Каждая из этих способностей требует специфических форм игры и, следовательно, определённых игровых материалов.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда  обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской  деятельности детей.

Паспорт логопедического кабинета представлен в Приложении 10

  1. Планирование образовательной деятельности.

Режим  работы  МКДОУ  г .  Новосибирска  Детский  сад  № 165

 - пятидневная рабочая неделя;

- длительность работы 12 часов;  - ежедневный график работы - с7-00  до 19-00 часов;  - выходные дни–  суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни.

Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда Поторочиной Е.В. на 2019-2020 уч.г.

Дни недели

Время работы

Образовательная деятельность

учителя-логопеда с детьми

Организационная работа

Индивидуально-подгрупповые

Фронтальные

12.00 – 12.20 – работа с документами, консультации воспитателей, родителей

19.00-19.15 - подготовка к занятиям

Понедельник

8.00 - 12.00

15.00 -19.00

8.00 – 12.00

15.00 – 19.00

Вторник

8.00 - 12.00

15.00 -19.00

8.00 – 10.20

11.15 – 12.00

15.00 -19.00

10.20-10.45 - гр. №15 (Iподгруппа)

10.50-11.15 - гр. №15 (IIподгруппа)

12.00 – 12.20 – работа с документами, консультации воспитателей, родителей

19.00-19.15- подготовка к занятиям

Среда

8.00 - 12.00

15.00 -19.00

8.00 – 10.20

11.15 – 12.00

15.00 -19.00

10.20-10.45 - гр. №16 (Iподгруппа)

10.50-11.15 - гр. №16 (IIподгруппа)

15.15-15.40

Логоритмика -  гр.№15

15.45-16.10

Логоритмика -  гр.№16

12.00 – 12.20 – работа с документами, консультации воспитателей, родителей

19.00-19.15-подготовка к занятиям

Четверг

8.00 - 12.00

15.00 -19.00

8.00 – 12.00

15.00 -18.00

12.00 – 12.20 – работа с документами, консультации воспитателей, родителей

18.00-19.00- Консультация для родителей. Работа в консультативном пункте.

Пятница

8.00 - 12.00

15.00 -19.00

8.00 – 12.00

15.00 -19.00

12.00 – 12.20 – работа с документами, консультации воспитателей, родителей

19.00-19.15- подготовка к занятиям

График рабочего времени учителя-логопеда

МКДОУ «Детский сад №165»

Понедельник

8.00 - 12.00

15.00 -19.00

Вторник

8.00 - 12.00

15.00 -19.00

Среда

8.00 - 12.00

15.00 -19.00

Четверг

8.00 - 12.00

15.00 -19.00

Пятница

8.00 - 12.00

15.00 -19.00

  1. Режим дня и распорядок

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом: построения образовательного процесса, исходя из индивидуальных особенностей детей: основной формой работы с детьми с ТНР и ведущим видом деятельности для них является игра; решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Система обучения и воспитания дошкольников с ТНР старшего дошкольного возраста рассчитана на два учебных года (старшая и подготовительная к школе группы), каждый из которых разбит на три условных периода. В течение этого времени у детей формируется самостоятельная связная, грамматически правильно оформленная речь, количественные и качественные параметры лексического строя языка, соответствующие возрастным требованиям, происходит усвоение фонетической системы родного языка, а также элементов грамоты, что способствует развитию готовности этих детей к обучению в школе. Пятилетние дети с общим недоразвитием речи в большинстве случаев не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Эта особенность обусловлена не только отставанием в речевом развитии, но и своеобразием процессов внимания, памяти, а также быстрой утомляемостью и истощаемостью детей на занятиях. В связи с этим целесообразным и оправданным является проведение логопедических и, частично, общих (воспитательских), занятий по подгруппам. Как правило, формируются две подгруппы детей в зависимости от состояния их речевых и неречевых возможностей.

Предусмотрены следующие виды логопедических занятий:

  • занятия по формированию связной речи;
  • занятия по формированию лексико-грамматических средств языка;
  • занятия по формированию звукопроизношения

Во вторую половину дня воспитатель осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда.

Организация режима дня

При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и активность.

 Режим дня предусматривает: - четкую ориентацию на возрастные, физические и психологические возможности детей; - опору на индивидуальные особенности детей, что проявляется в подвижном определении времени сна и прогулки, строгом соблюдении интервалов между приемами пищи; - наличие целесообразного соотношения организованной взрослыми и самостоятельной детской деятельности, двигательной и интеллектуальной активности детей, соблюдение объема учебной нагрузки. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом воспитанников домой.

В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами образовательной деятельности не менее 10 минут, образовательная деятельность с воспитанниками старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю.

 Ее продолжительность должна составлять не более 15-20 минут в средней группе и 25-30 минут в старшей группе в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Индивидуальная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения воспитанников, проводиться в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности воспитанников (вторник, среда).

 В летний период образовательная деятельность не проводится. Организуются спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие мероприятия, а также увеличивается продолжительность прогулок. Организация деятельности группы модифицируется в соответствии с динамикой развития ситуации в группе. При планировании работы учитывается баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе. С учетом психологических особенностей и потребностей в развитии детей составлена сетка занятий.

Формы и режим занятий.

Логопедические занятия проводятся индивидуально или подгруппами. 

Индивидуальные занятия, проводятся с каждым ребенком 3-4 раза в неделю и направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития.

Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Например, работу логопеда по развитию речи дополняет работа психолога по развитию коммуникативных функций. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

В старшей возрастной группе предусмотрены следующие виды логопедических занятий: - занятия по формированию связной речи; - занятия по формированию лексико-грамматических средств языка; - занятия по формированию звукопроизношения. Во вторую половину дня воспитатель осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда.

Примерный перечень занятий ( старший возраст)

День недели

Тип занятий

Время

специалист

понедельник  

1. Групповое занятие логопеда

2. Индивидуальные занятия с логопедом

3. Групповое занятие воспитателя

4. Групповое занятие воспитателя

5. Групповое занятие*

9.00 – 9.25

9.30-12.30

9.35-10.00

10.10-10.35

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

вторник

1. Групповое занятие логопеда

 2. Индивидуальные занятия с логопедом

 3. Групповое занятие воспитателя

4. Групповое занятие воспитателя

5. Групповое занятие*

9.00 – 9.25

9.30-12.30

9.35-10.00

10.10-10.35

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

среда

1. Групповое занятие логопеда

2. Индивидуальные занятия с логопедом

3. Групповое занятие воспитателя

 4. Групповое занятие воспитателя

5. Групповое занятие*

9.00 – 9.25

9.30-12.30

9.35-10.00

10.10-10.35

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

четверг

1. Групповое занятие логопеда

2. Индивидуальные занятия с логопедом

3. Групповое занятие воспитателя

4. Групповое занятие воспитателя

5. Групповое занятие*

9.00 – 9.25

9.30-12.30

9.35-10.00

10.10-10.35

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

пятница

1. Групповое занятие логопеда

2. Индивидуальные занятия с логопедом

3. Групповое занятие воспитателя

 4. Групповое занятие воспитателя

 5. Групповое занятие*

9.00 – 9.25

9.30-12.30

9.35-10.00

10.10-10.35

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

* согласно п. 11.13. Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима

работы дошкольных образовательных организаций» физкультурные, музыкальные

занятия, ритмику и т.п. рекомендуется проводить во второй половине дня для

профилактики утомления детей.

В подготовительной к школе группе логопедическая работа направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико- грамматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению грамотой.

Примерный перечень занятий ( старший возраст, 2 год обучения)

День недели

Тип занятий

Время

специалист

понедельник  

1. Групповое занятие логопеда

2. Индивидуальные занятия с логопедом

3. Групповое занятие воспитателя

4. Групповое занятие воспитателя

5. Групповое занятие*

9.00 – 9.25

9.30-12.30

9.35-10.00

10.10-10.35

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

вторник

1. Групповое занятие логопеда

 2. Индивидуальные занятия с логопедом

 3. Групповое занятие воспитателя

4. Групповое занятие воспитателя

5. Групповое занятие*

9.00 – 9.25

9.30-12.30

9.35-10.00

10.10-10.35

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

среда

1. Групповое занятие логопеда

2. Индивидуальные занятия с логопедом

3. Групповое занятие воспитателя

 4. Групповое занятие воспитателя

5. Групповое занятие*

9.00 – 9.25

9.30-12.30

9.35-10.00

10.10-10.35

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

четверг

1. Групповое занятие логопеда

2. Индивидуальные занятия с логопедом

3. Групповое занятие воспитателя

4. Групповое занятие воспитателя

5. Групповое занятие*

9.00 – 9.25

9.30-12.30

9.35-10.00

10.10-10.35

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

пятница

1. Групповое занятие логопеда

2. Индивидуальные занятия с логопедом

3. Групповое занятие воспитателя

 4. Групповое занятие воспитателя

 5. Групповое занятие*

9.00 – 9.25

9.30-12.30

9.35-10.00

10.10-10.35

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

3.5.Перечень нормативных и нормативно-методических документов

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от

02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..

3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г. [Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://government.ru/docs/18312/.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673)

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

9. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. От 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)

10. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014

г. № 08- 249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.

11. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).

3.6. Перечень литературных источников

  1. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи (методическое пособие, альбом для обследования восприятия и произнесения слов, картинный материал для проведения игр) - М., 2005.
  2. Баряева Л.Б. Математические представления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: экспериментальное исследование. Монография. – М.: ПАРАДИГМА, 2015.
  3. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
  4. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.
  5. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет. — СПб.: КАРО, 2010.
  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.
  7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М., 2002.
  8. Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
  9. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.: ДРОФА, 2008.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011.
  11. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. — СПб.: КАРО, 2004.
  12. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000.
  13. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  14. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. — М.: ВЛАДОС, 2007.
  15. Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Учимся считать вместе (Профилактика дискалькулии у дошкольников). – СПб., 2014.
  16. Кондратьева С.Ю., Рысина И.В. Методика исследования уровня развития счетных навыков у детей старшего дошкольного возраста (выявление предрасположенности к дискалькулии). – СПб., 2015.
  17. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000.
  18. Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 3+ —СПб: Литера, 2012.
  19. Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 4+ —СПб: Литера, 2012.
  20. Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 5+ —СПб: Литера, 2013.
  21. Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 6+ —СПб: Литера, 2013.
  22. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. — СПб., 2006.
  23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.
  24. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
  25. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. — М.: АРКТИ, 2005.
  26. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 2010
  27. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти.– М.: Национальный книжный центр, 2016.
  28. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под. ред. Л. С. Волковой. — М., 2007.
  29. Логопедия. Теория и практика. Под ред .Филичевой Т.Б. М. Эксмо 2017.
  30. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников. Монография. – М.: УМЦ «Добрый мир», 20115.
  31. Лопатина Л. В., Ковалева М.В. Логопедическая работа по формированию выразительных средств речи у детей-сирот. – М.: Парадигма, 2013.
  32. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
  33. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ. ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.
  34. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). — СПб.: Паритет, 2008.
  35. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.
  36. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. —СПб.: КАРО, 2006.
  37. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев,2007.
  38. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2008.
  39. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Чиркиной Г.В. М. просвещение 2011.
  40. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2004.
  41. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Астрель-АСТ, 2001.
  42. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.
  43. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Педагогика, 2000.
  44. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2000.
  45. Специальная психология / В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Академия, 2004.
  46. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. — СПб.: КАРО, 2009.
  47. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000.
  48. Филичева Т.Б., Орлова О.С, Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М. Эксмо 2015.
  49. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2009.
  50. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. М. Изд-во В. Секачев. 2016.
  51. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.
  52. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2005.
  53. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. —М.: ВЛАДОС, 2000.
  54. Шангина И. И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.
  55. Шуленко Е.Е. Занимательные росчерки: Рабочая тетрадь для обучения письму детей 5–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  56. Шуленко Е.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Приложение 1 – Речевая карта

Приложение 2 – Экран обследования звукопроизношения

Приложение 3 – Годовой план организации коррекционно-педагогической работы

Приложение 4 – Календарно тематическое планирование в старшей группе

Приложение 5 – Перспективное планирование в старшей группе

Приложение 6 - Календарно тематическое планирование в подготовительной к школе группе

Приложение 7 - Перспективное планирование в подготовительной к школе группе

Приложение 8 – Связь специалистов ДОУ в коррекционно-педагогической работе

Приложение 9 – Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя

Приложение 10 – Паспорт логопедического кабинета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...