Современные здоровьесберегающие технологии
методическая разработка по логопедии

Горбунова Надежда Леонидовна

ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ—повышение эффективности коррекционной работы по преодолению нарушений речи путем введения в занятия элементов здоровьесберегающей системы работы над артикуляционным аппаратом, дыханием, мелкой моторикой рук, гимнастикой для глаз,  динамическими паузами и т..д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

                                              АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически  развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения.

ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ—повышение эффективности коррекционной работы по преодолению нарушений речи путем введения в занятия элементов здоровьесберегающей системы работы над артикуляционным аппаратом, дыханием, мелкой моторикой рук, гимнастикой для глаз,  динамическими паузами и т..д.

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ—дети с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет изучения – использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей.

Задачи: -обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада, осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи, повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Субъект реализации технологии.   Основная роль в коррекции речевых дефектов принадлежит учителю-логопеду, который обоснованно планирует цели, задачи и содержание коррекционного процесса.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  

Позиция созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что, как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Она есть у родителей, школы, общества. Но у каждого малыша огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их.

Многие образовательные программы последнего поколения пытаются решить проблемы организации здоровьесберегающей  работы в новом ключе. Но, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный недостаток — в них очень слабо разработан вопрос формирования у ребенка отношения к своему здоровью, хотя в оздоровительных программах он должен быть центральным. Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость. В психологии подобное считают нездоровым поведением, в основе которого лежит феномен «нереалистичного оптимизма». Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы, зарождаться пессимистически-негативное настроение. Ребенок уже не в состоянии оценить правильно и свои потенциальные возможности, а тем более использовать их. Но главное, так постепенно формируется пассивное отношение к здоровью.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры.

Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия. Но хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить эту успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать «свой путь» в плане физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности. Это помогает им создать образ себя будущего. Полюбив этот образ, дети стремятся к его реализации, а достигнув желаемого, ставят перед собой новые цели.

Навыки самооценки физического здоровья и напрямую связанных с ним показателей физического развития и физической подготовленности являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте.

Самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в состоянии осмыслить сущность этого понятия. Четырех-пятилетние дети к критериям здоровья относят не только физические, но также и психические и социальные признаки:

  • эмоциональные;
  • психической уравновешенности;
  • интеллектуальные.

Как и взрослые, дети в определении здоровья отдают приоритеты признакам физического здоровья. Но представление дошкольников о критериях физического здоровья нелогичны и бессистемны. Дети не соотносят занятия физкультурой с укреплением здоровья, несмотря на то что в этих дошкольных учреждениях реализуются оздоровительные программы.

Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования. Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные образовательные учреждения.

Физкультурные занятия в подавляющем своем большинстве не имеют оздоровительной направленности. Проводя лечебно-профилактическую работу, детьми попросту манипулируют. Для чего с ними проводят те или иные мероприятия, дети толком сказать не могут или повторяют все как один (часто хором) заученные фразы. Да и сама лечебно-профилактическая деятельность, нередко из-за отсутствия должного медицинского обоснования, носит спонтанный характер.

К другим основаниям модернизации содержания физкультурно-оздоровительной деятельности являются новейшие исследования в области педиатрии, спортивной медицины, валеологии, психологии здоровья. В свете этих исследований многие технологии физического воспитания и лечебно-профилактической работы должны быть пересмотрены.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым богажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

ПРИНЦИПЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

- принцип «Не навреди!»;

- принцип сознательности и активности;

- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуальности;

- принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;

- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЛОГОПЕДАМИ

- дыхательная гимнастика;

- упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения;

- развитие мелкой моторики;

- артикуляционная гимнастика;

- физминутки;

- логоритмические занятия;

- элементы музыкотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, аромотерапии, су-джок терапии, аурикулотерапия (массаж ушных раковин);

- массаж и самомассаж;

- кинезеологические упражнения.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики. Дыхание у них очень часто поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

В своей работе я использую несколько видов здоровьесберегающих технологий (как традиционных, так и нетрадиционных):

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы.

Устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов нормализации психомоторных и речемоторных функций у данного контингента детей. В связи с этим в последние годы в логопедии широко применяется здоровьесберегающая практика.

Данные приемы зачастую используются бессистемно, фрагментарно, что нарушает целостность процесса и не способствует формированию необходимых умений и навыков. В научно-практической литературе недостаточно раскрыт вопрос комплексного использования различных направлений здоровьесберегающих технологий в ходе коррекционно-развивающей деятельности по исправлению нарушений речи.

Цель использования здоровьесберегающих технологий в логопедической практике не только в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, но и в создании целостной системы работы, направленной на коррекцию и нормализацию нарушенных функций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • развивать у дошкольников психомоторные и речемоторные функции;
  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • формировать мотивационную готовность к регулярному применению полученных навыков.

Использование здоровьесберегающих технологий базируется на таких дидактических принципах, как: научность, системность, доступность, индивидуальность. Кроме того, здоровьесберегающие технологии, являясь качественной основой любой педагогической технологии, должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, сформулированным профессором Н.К.Смирновым:

  • принцип “Не навреди!” - все применяемые методы, приемы должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью;
  • принцип приоритета действенной заботы о здоровье - все используемые средства должны быть оценены с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;
  • принцип непрерывности и преемственности - работа ведется не от случая к случаю, а систематически, ежедневно;
  • принцип субъект-субъектного взаимоотношения - ребенок является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах;
  • принцип активности и сознательности участников образовательного процесса;
  • принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
  • принцип комплексного, междисциплинарного подхода – единство в действиях всех субъектов воспитательно-оздоровительного процесса.

В рамках коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда реализуется несколько направлений здоровьесберегающих технологий:

  • Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (улучшение иннервации мышц лица, формирование статической и динамической организации движений мышц артикуляционного аппарата);
  • Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук (формирование точных координированных движений, стимулирование двигательных зон коры головного мозга);
  • Развитие дыхательных функций (формирование правильного физиологического и речевого типа дыхания, развитие силы и подвижности дыхательной мускулатуры, освоение резонаторов);
  • Развитие общей моторики (нормализация двигательных умений и навыков, выработка ловкости, четкости, координированности движений, профилактика нарушений осанки);
  • Охрана зрения и развитие зрительного восприятия (снятие переутомления зрительного аппарата, повышение эластичности и тонуса глазных мышц);
  • Психогимнастика (нормализация эмоционального состояния, процессов возбуждения и торможения).

Выбор и использование технологических методов определяется характером речевого нарушения и применяется с учётом содержания, цели и задач коррекционно-логопедического воздействия, а также этапа работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Последовательность включения упражнений, переход от простых упражнений к более сложным комплексам выстраивается в зависимости от периода обучения и лексической темы.

Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс осуществляется с помощью таких педагогических приемов, как:

  • речевая инструкция, предшествующая деятельности детей;
  • опорные сигналы, пиктограммы, цветообозначения, аудио- и видеоматериалы;
  • показ движений и действий;
  • игровые приёмы.

Для успешной реализации здоровьесберегающих технологий необходимо соблюдение следующих условий:

  • выстраивание коррекционно-развивающей работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • наличие рационально организованного двигательного режима;
  • благоприятный эмоционально-психологический климат;
  • взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

В результате использования элементов здоровьесберегающих технологий в логопедической практике у дошкольников формируются следующие умения:

  • выполнять согласованные движения разных частей тела и органов речи, плавного переключения с одного движения на другое;
  • согласовывать работу речедвигательного, дыхательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием моторных функций;
  • ориентироваться в схеме собственного тела;
  • контролировать процессы возбуждения и торможения;
  • владеть физиологически правильным диафрагмальным дыханием;
  • снимать зрительное напряжение и утомление.

Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач. Именно системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе, преемственность в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения способствуют повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья детей, имеющих речевые нарушения.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, артикуляционная и дыъательная  гимнастика, развитие мелкой моторики рук и т.д. 

В ходе коррекционно-образовательного процесса используются такие элементы здоровьесберегающих технологий, как:

       психогимнастика, релаксационные упражнения (Е.А. Алябьева, М.И. Чистякова);

  • пальчиковая гимнастика (А.Л. Сиротюк, О.И. Крупенчук, Г.А. Османова, Л.П. Савина, В.В. Цвынтарный);
  • динамические паузы (И.Е. Аверина, В.И. Ковалько);
  • артикуляционная гимнастика (Т.В. Буденная, А.В. Ястребова, З.А. Репина);
  • дыхательные комплексы (М.Н. Щитинин, Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова);
  • упражнения для глаз (Г.Г. Демирчоглян, Г.И. Рожкова, Е.А. Лапп).

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-логопедической    работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии

в деятельности логопеда

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

(Буденная Т.В.,  Набойкина Е.Л.,  Алябьева Е.А., Мещерякова Н.В., Леонтьева С.В.)

           

Коррекционные технологии

(Цвынтарный В.В., Крупенчук О.И., Соколова Ю.В, Петрова П.Н., Сиротюк А.Л. и др.)

Технологии обучения здоровому образу жизни

(Картушина М.Ю., Дьякова Е.А., Новикова Е.В., Метельская Н.Г., Краузе Е.Н.)

-                                                                              Артикуляционная                                 -Логопедический                                                                      

  гимнастика                                             массаж                                   - Пальчиковые игры

- Биоэнергопластика                           - Логопедический                    и развитие мелкой

- Дыхательная                                          самомассаж                           моторики

  гимнастика                                          - Массаж биологически         -Кинезиологические

- Гимнастика для глаз                            активных зон                          упражнения

- Релаксация                                          - Динамические паузы,

- Игры с водой                                         физминутки,

  и песком                                                  коммуникативные

- Психогимнастика                                  игры

                                                                   -Логоритмика

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

2.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести:

  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  • организацию питания;
  • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
  • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
  • физическое воспитание детей.

Система общеоздоровительных мероприятий включает:

  • обучение детей уходу за своим телом,
  • закаливание,
  • витаминизацию блюд,
  • фитопрофилактику,
  • натуропатию,
  • освоение упражнений психосаморегуляции состояния,
  • оптимизацию двигательной деятельности детей.

Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

Организация ухода за детьми должна стать предметом особой заботы и контроля со стороны руководителя дошкольного учреждения. Отличный уход за детьми — это, по существу, главный компонент оздоровительной деятельности.

3.

Модернизация содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т. Кудрявцев назвал развивающей педагогикой оздоровления.

Основные характеристики педагогики оздоровления следующие:

  • представления о здоровом ребенке как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития;
  • здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм;
  • оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;
  • работа по оздоровлению детей не может осуществляться только медицинскими методами;
  • эффективность применения медицинских методов возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.

Основные идеи педагогики оздоровления реализуются в Программе развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4—7 лет, а ее ключевым принципом является индивидуально-дифференцированный подход. К числу других основных принципов педагогики оздоровления относятся:

  • развитие творческого воображения. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Недостаток существующих медико-педагогических практик состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. При этом ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий, поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.
  • формирование осмысленной моторики. Движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.
  • создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
  • формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Возраст с 5 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

4.

К основным принципам семейного воспитания относятся:

  • принцип наследования и индивидуализации;
  • принцип активности;
  • принцип органичности и преемственности в освоении знаний;
  • принцип использования комментариев;
  • принцип резонанса.

Базовые принципы семейного воспитания формировались не одно столетие. Семью рассматривают и как «ячейку общества», и как «организованную общность». В первом случае семья предоставляет подрастающему поколению возможность наследования, а во втором — возможность включения в социальные отношения.

Соблюдение принципа наследования позволяет научить ребенка подчиняться авторитету взрослого, а через него — норме, традиции, закону. Но в семье существует еще одна традиция. Она противоположна наследованию и даже разрушает его. Это стремление ребенка к индивидуализации своего сознания, своего отношения к Миру. Оно направлено на преодоление существующего закона, авторитета, на создание своего смысла данного закона. И только при реализации двух важнейших традиций: наследования и индивидуализации — происходит не только сохранение, но и обогащение культуры. Именно соблюдение принципов наследования и индивидуализации предопределяет в семье нормальное физическое развитие ребенка, развитие его личности и индивидуальности.

Принцип активности предполагает создание условий для реализации устремлений ребенка, в том числе и в удовлетворении его естественных потребностей. Семья удовлетворяет потребность ребенка в пище, тепле, отдыхе, ласке. В ней он удовлетворяет потребность в движении, она предоставляет ему возможность на доступном его пониманию уровне изучать окружающий мир.

Одним из значимых принципов семейного воспитания является принцип органичности и преемственности в освоении знаний предыдущему опыту ребенка. Знание всегда вырастает из опыта ребенка, оно тесно связано с его переживаниями и устремлениями. И в этом смысле знание никогда не может быть навязано ребенку. Оно всегда выстраивается на мироощущении и миропонимании ребенка, его личном опыте. В семье чаще интуитивно, нежели сознательно, следуют этому принципу. А вот в практике общественного воспитания чаще бывает иначе. Знание навязывается со стороны и должно быть (а почему «должно», ребенку не объясняют) им усвоено.

Следование принципу органичности и преемственности позволяет ребенку «выращивать» свое знание на основе своего опыта и тех понятий, которые у него к этому времени сформировались. Задача педагога — помочь ребенку выстроить в своем сознании новые понятия, помочь ему организовать свою деятельность и в результате получить свои новые знания как следствие движения по его индивидуальному пути.

Успех в осознании ребенком своей позиции созидателя в отношении своего здоровья во многом зависит от профессионально-личностных установок педагога, от того, как они понимают основную направленность своего общения, своего совместного проживания различных образовательных ситуаций с ребенком.

Развитие речи, включающее умение четко и произносить звуки различать их, владеть артикуляционным аппаратом, одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

    Неоспоримо, что основная задача детского сада- подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определённые привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию своих воспитанников? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

    Понятие «Здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимаются многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий, полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения, своевременное проведение прививок и профилактику «школьных заболеваний».

    На самом деле, эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегаюшую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих методов и приёмов, столько их «грамотной встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.

    Главная цель в воспитании и образовании дошкольников -это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению, методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут применяться в работе на разных этапах занятия:

 работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики..

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Значение гимнастики для органов артикуляции, упражнения и рекомендации

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка.

    Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

• Обязательно на занятии присутствует динамическая пауза, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий.

    Основные задачи физминутки - это:

- снять усталость и напряжение;

- внести эмоциональный заряд; 

- совершенствовать общую моторику;

- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

    Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно - развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается! Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить

кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3—4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5—2 минут.

Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно-имитационного характера — как птички пьют водичку, как капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т. д.
Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения.

Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультурных минутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5—8.
И физические упражнения, и игры должны быть детям хорошо знакомы. Полезно содержание физкультурных пауз строить на программном материале, включая в них упражнения, знакомые детям, или упражнения, способствующие подготовке нового двигательного действия.

Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольником, обязан помнить, что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз — активный отдых.

Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки.

Детям можно предложить упражнения с такими пособиями, как флажки, погремушки, кубики.

Интересны упражнения с флажками, кубиками, ленточками, палками, круговой веревкой, обручами. Дети старшего возраста должны уметь выполнять упражнения с обручами, мячами разного размера, скакалками, ленточками и др.

Прежде всего, важно, чтобы дети принимали правильное исходное положение. Дошкольникам младшего возраста удобное исходное положение для ног — стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Такая стойка будет обеспечивать устойчивое положение и способствовать равномерному распределению тяжести тела. Для детей старшего возраста можно использовать разные исходные положения для ног при выполнении упражнений.
Приседание, поднимание и отведение ног выполняется из исходного положения ноги вместе.

Выполняя упражнения для туловища, используется исходное положение — ноги слегка расставлены, на ширине плеч, ноги вместе.

Исходное положение для рук — руки вниз, отведены назад, за спину, на поясе, руки в стороны, вверх, за голову, перед грудью, к плечам.
Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание.

Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш»: как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик и т. д.

На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

    Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).   

  Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. У ребенка дыхательные мышцы, так же как вся мышечная система, силой не отличаются, их надо развивать. Нарушение, затруднение или отсутствие носового дыхания у ребенка ведут к серьезным изменениям со стороны этих функций и ряда органов и систем организма.

В настоящее время в связи со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей эта работа приобретает особую значимость и как профилактическая мера, и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания.

Нами рассмотрены и внедрены в систему физкультурно-оздоровительной работы методики, позволяющие приучать детей правильному носовому дыханию, предложенными следующими авторами: А.Н. Стрельниковой, М. Л. Лазарева “Звуковое дыхание”, “Очистительное дыхание” (на основе древнекитайских оздоровительных систем), “Закаливающее носовое дыхание”.

Изучив различные формы организации оздоровительных систем, педагогами детского сада разработана комплексная программа “Неболейка”, включающая систему физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы. Одним из важнейших направлений программы является – использование комплексов дыхательных упражнений как средства совершенствования произвольной регуляции дыхания, тренировки механизмов и составных компонентов дыхательного акта детей дошкольного возраста. Положительных результатов в оздоровлении дошкольников можно достигнуть только при умелом сочетании разных форм сотрудничества педагогов и родителей воспитанников. Поэтому работа по использованию дыхательной гимнастики в оздоровительном режиме имеет три направления: работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, работа с воспитателями групп, работа с родителями.

Первое направление включает проведение основных и дополнительных форм работы: организация физкультурных занятий, утренней гимнастики, физкультминуток, подвижных игр на прогулках, бесед, различных форм активного отдыха, элементы точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики.

С целью систематического использования дыхательных упражнений и результативности мы стали вносить их в структуру физкультурного занятия с уменьшенной дозировкой, заменяя ими обычный комплекс общеразвивающих упражнений. При этом мы помнили о том, что дыхательные упражнения не могут заменить собой другие упражнения, а только дополняют их. В связи с этим, чередовались на занятиях по физической культуре. Так, из восьми занятий в месяц – одно занятие полностью построено на использовании комплекса дыхательных упражнениях. В остальные же занятия мы лишь включали различные варианты элементов дыхательной гимнастики во вводной и заключительной частях. Использовались специальные игры для профилактики заболевания дыхательной системы – “Король ветров”, “Воздушный шар”, и другие.

Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с детьми обеспечивало сочетание дыхательных и звуковых упражнений.

В процессе утренней гимнастики чередовались общеразвивающие упражнения с комплексами дыхательной и звуковой гимнастики в соотношении 1:1. Элементы дыхательной гимнастики нами проводились с детьми 4-х лет, так как в этом возрасте дети выполняют эти упражнения более осознанно, а с детьми младшей группы проводились упражнения игрового характера.

Итогами использования дыхательной гимнастики становятся досуги, развлечения, которые построены на основе хорошо знакомых детям упражнений и подвижных игр.

Второе направление – работа с воспитателями, которая включала проведение консультаций на темы “Дыхание – залог здоровья”, “семинара-практикума с использованием дыхательных и звуковых упражнений, элементов дыхательной гимнастики мо методу А.Н. Стрельниковой, М.Л.Лазарева и их применение в режиме дня.

В течение дня воспитателями проводились разные дыхательные и звуковые упражнения: во время занятий (для снятия напряжения и усталости), физкультминутках, гимнастике пробуждения, индивидуальные занятия с дидактическим материалом. Для воспитателей и родителей были оформлены тематические папки-передвижки, включающие материал об актуальности обучения детей носовому дыханию, комплексов дыхательной гимнастики и др. для дальнейшего использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Третьим направлением является работа с родителями. С целью получения дополнительной информации об оздоровлении ребенка посредством использования дыхательной гимнастики для родителей были организованы индивидуальные беседы и консультации. В ходе проведения практикума “Дыхание – залог здоровья” родители познакомились с комплексами дыхательных и звуковых упражнений, с особенностями их использования в домашних условиях. Для них была составлена памятка выполнения дыхательных упражнений дома. Данная форма работы позволила родителям приобрести практические навыки использования дыхательной гимнастики.

Сочетание всех трех направлений использования дыхательной гимнастики в оздоровительном режиме и внедрение в систему физкультурно-оздоровительной работы, позволило нам получить следующие результаты.

  1. Количество детей, состоящих на диспансерном учете по ЛОР заболеваниям, с 47 % снизилось до 40,5 %.
  2. По заболеваемости дыхательной системы у детей с 3-х до 7 лет снизились – бронхит с 20,5%до 13,5%; – ларинготрахеит с 7,9% до 0,6%; пневмония с 2,6% до 0,6%.

Таким образом, использование дыхательной гимнастики, как средство оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. Только при совместном овладении педагогами и родителями элементов дыхательной гимнастики дает положительный результат в оздоровлении ребенка не только на физическое развитие, но и на резистентность (иммунитет) организма в целом. Важным условием применения дыхательной гимнастики является варьирование комплексов по дыхательной гимнастике; правильное сочетание в разных частях физкультурного занятия и в режимных моментах; совместное сотрудничество с педагогами и родителями.

Одними из положительных моментов применения дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкольников является во-первых то, что не требует высоких экономических затрат и поэтому может применяться в любом дошкольном учреждении, а во-вторых, доступность рекомендуемых средств и методов дыхательной гимнастики позволяет использовать ее воспитателями и родителями с их детьми.

Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики

  1. Педагоги и родители предварительно должны сами освоить дыхательные упражнения.
  2. Не заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды.
  3. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать надо с упрощенной формой выполнения с постепенным усложнением.
  4. Комплексы необходимо чередовать в течении двух недель, можно варьировать.

     Закаливающую носовую гимнастику можно делать сидя, стоя, лежа. Если сначала дышать носом трудно, делайте время от времени вдох ртом. Следует заниматься несколько раз в день по 2-3 минуты. Во время болезни, высокой температуры упражнения не выполняются. Вдыхать и выдыхать воздух через нос. Можно включать во все комплексы дыхательной гимнастики, в режимные моменты в течение дня.

  • Упражнения по методу очистительного дыхания рекомендуется проводить во время физкультурных пауз на занятиях педагогами, после физической нагрузки, как можно чаще для снятия напряжения, усталости. Делать глубокий вдох носом и полный удлиненный выдох через рот. Чтобы ребенок дышал правильно, научить его выполнять упражнения в виде разных игровых образов.
  • Звуковые дыхательные упражнения могут выполняться ежедневно во время утренней гимнастики, в течение дня, гимнастике пробуждения, на занятиях, как способ коррекции психического состояния детей. В летнее время лучше проводить на свежем воздухе во время прогулки. Наиболее интенсивно проводить в осенне-весенний период, когда идет подъем заболеваний верхних дыхательных путей. Выполняется как в покое, так и ходьбе. Для эффективности дыхание должно выполняться не менее 3 минут.
  • Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой доступна детям с 3-4 лет, но для лучшего эффекта следует начинать с 4 лет. Комплексы можно выполнять на утренней гимнастике, физкультурном занятии, физкультминутках, на прогулках при температуре 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра. Освоение комплекса необходимо начинать с трех первых упражнений: “Ладошки”, “Погончики, “Насос”. Уделять внимание активному вдоху носом и пассивному выдоху ртом. Каждую последующую неделю можно осваивать по одному новому упражнению. Легче начинать по 4 вдохов–движений (4 серии, т.е. 16 движений вдохов), отдыхая 3-5 секунд после каждых 4 вдохов-движений. Если появляется выраженное головокружение, то гимнастику надо делать сидя, с перерывами до 5-10 секунд.

    Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Организм ребенка очень восприимчив к всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание. Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте читать, писать, играть с конструктором. Но надо помнить, что общая продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

Профилактику неправильных зрительных привычек у ребенка начинают уже с 2-3 лет. Детей учат периодически моргать, не горбиться, не дают им возможность смотреть пристально, просят чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно.

Очень важно обучить ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Длительность для дошкольников и младших школьников не должно превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м.Экран монитора компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал на глаза.

Несмотря на возрастающую популярность «развивающих» игр, следует помнить о чувстве меры продолжительность таких игр не более 20 минут единовременно и более 60 минут за весь день. Просмотр телевизора, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет запрещены.

Взрослые должны учитывать следующее:

-с 1,5 лет ребенок должен держать книгу на расстоянии 20-25 см. от глаз;

-при рисовании нельзя заслонять источник света рукой;

-комната, где ребенок проводит большую часть времени должна быть хорошо освещена.

Рекомендуется с одного года приучать ребенка к гимнастике глаз в игровой форме. Зрительная гимнастика помогает:

-улучшить кровообращение сосудов органов зрения;

-снять утомление глаз после чтения или работы с мелкими деталями.                                

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

Упражнения для развития мелкой моторики  рук-- пальчиковые игры способствуют развитию речи.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. "Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию .мелкой моторики. Игры эти очень эмогщоналъны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности, "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.. Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Начинать   пальчиковые   игры   надо   с разминки   пальцев:   сгибания   и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе гти бабушке.

Дети от года, до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы, Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Этапы разучивания игр: 

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка,

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Вывод.

 Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использование здоровьесберегающей технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей, посещающих логопедические занятия  

Целенаправленное использование компьютерной технологии в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста позволяет оптимизировать процесс коррекции звукопроизносительной, лексической, грамматической и просодической  сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.

Подводя итоги, я предполагаю, что применение здоровьесберегающей технологии может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.

 

Список литературы.

 

1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.

2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 - 28.

3. Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. - С.25-30.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1- 4 классы. - М.: ВАКО, 2007.

5. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.

6. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.

7. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.

8. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

9. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

10. Ю.Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.

11. П.Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.

12.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.

13.Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.

14. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 - 34.

15. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001. 16. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4. - С.40-45.

17. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.

 18.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.

  19.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у    дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.

  20.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 64           21.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 159с.

  22.Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Улучшаем зрение. – М.: ЭКСМО, 2003. – 48 с.

  23.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2004. – 176 с.

  24.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Родничок, 2002. – 44 с.

  25.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

  26.Чистяков М.И. Психогимнастика./под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. – М.: Просвещение.1995. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Современные здоровьесберегающие технологии

Консультация для воспитателей.  Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования ...

«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...