Мастер-класс «Мнемотехника для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Несмачных Марина Анатольевна

Мастер-класс «Мнемотехника для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

 

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно. Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?

Дети, страдающие различными речевыми патологиями, без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.

Детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. В педагогике существует такое понятие - мнемотехника.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Что дает мнемотехника?

-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

-Развивается мелкая моторика рук.

Мнемотехника строится от простого к сложному:

- мнемоквадрат;

- мнемодорожка;

- мнемотаблица

Мнемоквадрат -   одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:

  • Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
  • Заучивания стихов, потешек;
  • При отгадывании и загадывании загадок;
  • Проговаривании чистоговорок;
  • Заучивании стихотворений;
  • При пересказе  текстов;
  • При составлении описательных рассказов

Когда  начинать  заниматься  мнемотехникой?

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в  занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.

Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением - расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры - упражнения на самостоятельную шифровку слов.

Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом, проводится работа над словом.

http://festival.1september.ru/articles/604902/img1.jpg

Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов “большая машинка”:

http://festival.1september.ru/articles/604902/img2.jpg

Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, “Маленькая девочка стоит”.

http://festival.1september.ru/articles/604902/img3.jpg

Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:

Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец

http://festival.1september.ru/articles/604902/img4.jpg

И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например:

домик — ), волк — http://festival.1september.ru/articles/604902/img6.jpg , медведь — http://festival.1september.ru/articles/604902/img7.jpg.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Этапы работы со схемой-моделью:

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы;
  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
  • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Коллаж (Большева Т. В.)
  • Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
  • Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.)
  • Схема составления рассказа ( Ефименкова  Л. Н.)
  • Блок – квадрат (Глухов В. П.)

Коллажи и мнемотаблицы использую в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формирую экологические представления, расширяю словарный запас, развиваю связную речь, зрительную память (это очень необходимо для детей с ОНР). Основное назначение коллажа- объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз предстоит меленькому исследователю. Таким образом, развиваются самостоятельность мышления, и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, если строить работу с детьми в следующей последовательности: на первом этапе детям внимательно рассмотреть коллаж (заранее приготовленный) или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы. Далее даётся сжатая информация по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. На втором этапе идет обсуждение: задаютя дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе дети с помощью коллажа и мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ.

Мнемотаблицы можно использовать для самостоятельной деятельности детей в играх:

1. Восстанови последовательность картинок по памяти.

2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

3. Определи, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.

4. Найди лишнюю картинку.

5. Найди ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”.

 

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов

  • Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
  • Расширить круг знаний об окружающем мире.
  • Активизировать словарный запас.
  • Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Литература:

  1. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Т.Б. Полянская. [Текст] СПб., - 2009 г.
  2. Стукалина, В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. В.П. Стукалина. [Текст] М., «Первое сентября», - 2009г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_mnemotehnika.docx70.4 КБ
Файл mnemotehnika_1.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Мнемотехника для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно. Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?

Дети, страдающие различными речевыми патологиями, без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.

Детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. В педагогике существует такое понятие - мнемотехника.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Что дает мнемотехника?

-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

-Развивается мелкая моторика рук.

Мнемотехника строится от простого к сложному:

- мнемоквадрат;

- мнемодорожка;

- мнемотаблица

Мнемоквадрат -   одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:

  • Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
  • Заучивания стихов, потешек;
  • При отгадывании и загадывании загадок;
  • Проговаривании чистоговорок;
  • Заучивании стихотворений;
  • При пересказе  текстов;
  • При составлении описательных рассказов

Когда  начинать  заниматься  мнемотехникой?

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в  занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.

Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением - расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры - упражнения на самостоятельную шифровку слов.

Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом, проводится работа над словом.

http://festival.1september.ru/articles/604902/img1.jpg

Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов “большая машинка”:

http://festival.1september.ru/articles/604902/img2.jpg

Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, “Маленькая девочка стоит”.

http://festival.1september.ru/articles/604902/img3.jpg

Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:

Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец

http://festival.1september.ru/articles/604902/img4.jpg

И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например:

домик — ), волк — http://festival.1september.ru/articles/604902/img6.jpg , медведь — http://festival.1september.ru/articles/604902/img7.jpg.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Этапы работы со схемой-моделью:

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы;
  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
  • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Коллаж (Большева Т. В.)
  • Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
  • Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.)
  • Схема составления рассказа ( Ефименкова  Л. Н.)
  • Блок – квадрат (Глухов В. П.)

Коллажи и мнемотаблицы использую в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формирую экологические представления, расширяю словарный запас, развиваю связную речь, зрительную память (это очень необходимо для детей с ОНР). Основное назначение коллажа- объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз предстоит меленькому исследователю. Таким образом, развиваются самостоятельность мышления, и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, если строить работу с детьми в следующей последовательности: на первом этапе детям внимательно рассмотреть коллаж (заранее приготовленный) или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы. Далее даётся сжатая информация по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. На втором этапе идет обсуждение: задаютя дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе дети с помощью коллажа и мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ.

Мнемотаблицы можно использовать для самостоятельной деятельности детей в играх:

1. Восстанови последовательность картинок по памяти.

2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

3. Определи, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.

4. Найди лишнюю картинку.

5. Найди ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов

  • Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
  • Расширить круг знаний об окружающем мире.
  • Активизировать словарный запас.
  • Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Литература:

  1. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Т.Б. Полянская. [Текст] СПб., - 2009 г.
  2. Стукалина, В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. В.П. Стукалина. [Текст] М., «Первое сентября», - 2009г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс « Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету » Ушинский К.Д .

Слайд 3

Что такое мнемотехника Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 4

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: - Развивать связную речь - Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи - Обучать детей правильному звукопроизношению - Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки - Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память

Слайд 5

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

Слайд 6

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение .

Слайд 7

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Слайд 8

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)

Слайд 9

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 10

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью : Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д Заучивания стихов, потешек ; При отгадывании и загадывании загадок; При пересказе текстов; При составлении описательных рассказов

Слайд 11

Мнемотаблицы , отображающие последовательность действий

Слайд 12

Проговаривание скороговорок, заучивание потешек

Слайд 13

Отгадывание загадок

Слайд 14

Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Слайд 15

Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин .

Слайд 16

Пересказ художественных текстов Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы : лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Слайд 17

Когда начинать заниматься мнемотехникой? Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста , но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет , когда у детей накоплен основной словарный запас.

Слайд 18

Кодирование слова «Девочка»

Слайд 19

Кодирование словосочетания «Большая машина»

Слайд 20

Кодирование предложения «Маленькая девочка стоит»

Слайд 21

Кодирование загадки «Без окон, без дверей, полна горница людей»

Слайд 22

Символы-образцы

Слайд 23

Этапы работы со схемой-моделью : • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы; • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа; • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Слайд 24

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж ( Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.) Блок – квадрат ( Глухов В. П.) (

Слайд 25

Коллаж – это объединение на одном листе ( фланелеграфе ) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.

Слайд 26

Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. схема описания игрушки

Слайд 27

Схемы составления рассказов

Слайд 28

Схемы составления рассказов

Слайд 29

Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

Мастер-класс «Применение синквейна в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

       Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи....

Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Практический материал для целевой аудитории: педагоги групп старшего дошкольного возраста....