От рисунка к слову, от творческого замысла к чтению
проект по логопедии (подготовительная группа)

Карпова Марина Александровна

 Чтение – это процесс овладения системой знаков. Детский рисунок является формой дописьменной речи, в которой ребёнок выражает свой замысел. Значимы и «ситуации письменной речи», когда взрослый записывает за ребёнком рассказ, а ребёнок с удовольствием в эти ситуации включается.

Учителя-логопеды проводят цикл занятий, в рамках которого воспитанники подготовительной группы сочиняют свою сказку. К созданному произведению дети также рисуют иллюстрации. Готовая сказка входит в сборник произведений. Таким образом воспитанники подготовительной группы становятся авторами и участниками ежегодного гимназического конкурса «Самиздат».

Скачать:


Предварительный просмотр:

От рисунка к слову, от творческого замысла к чтению

Авторы:

Лариса Валерьевна Воробьева, заместитель директора по Дошкольному отделению АНО «Павловская гимназия»

Марина Александровна Карпова, учитель-логопед Дошкольного отделения АНО «Павловская гимназия»

Екатерина Анатольевна Сильченкова, библиотекарь АНО «Павловская гимназия»

Людмила Михайловна Урсуленко, административный менеджер Дошкольного отделения АНО «Павловская гимназия»

Ольга Александровна Цицанкина, учитель-логопед Дошкольного отделения АНО «Павловская гимназия»

Аннотация:

В АНО «Павловская гимназия» несколько лет реализуется совместный проект библиотеки гимназии и Дошкольного отделения по приобщению воспитанников к чтению - «Мгновения в словах и красках». Он является частью большого направления работы по созданию условий для формирования готовности к обучению чтению.

 Чтение – это процесс овладения системой знаков. Детский рисунок является формой дописьменной речи, в которой ребёнок выражает свой замысел. Значимы и «ситуации письменной речи», когда взрослый записывает за ребёнком рассказ, а ребёнок с удовольствием в эти ситуации включается.

Мастер-класс, посвящённый японской поэзии, является организованной образовательной деятельностью, в рамках которой воспитанники включаются в «ситуацию письменной речи». Дети знакомятся с иллюстрациями к японским поэтическим произведениям (хокку или хайку), пробуют сложить свои строки, а затем приступают к рисункам. Когда рисунки готовы, педагоги спрашивают, что на них нарисовано и помогают записать получившиеся строки. Позже полученные работы передаются в типографию для публикации в виде открыток или книжек-малышек.

Учителя-логопеды проводят цикл занятий, в рамках которого воспитанники подготовительной группы сочиняют свою сказку. К созданному произведению дети также рисуют иллюстрации. Готовая сказка входит в сборник произведений. Таким образом воспитанники подготовительной группы становятся авторами и участниками ежегодного гимназического конкурса «Самиздат».

Представленная статья написана в соавторстве педагогов детского сада и библиотекарей гимназии и оформлена от лица каждого из них. В ней приводятся методические подходы к формированию готовности к чтению, а также описания занятий, сказка и хокку воспитанников подготовительных групп детского сада разных лет.

The library and the kindergarten of Pavlovo Gymnasium have been working on a joint project that could help awake an interest in reading. The title of the project is “The Moments in Colours and Words”. This project plays a huge role in creating the necessary skills that should prepare children for reading.

Reading is a process for acquiring the system of signs. A child’s drawing is a form of preliterate speech, when a child can express his thoughts. The situations of written language are also important, the adult records the stories told by the child and the child with pleasure takes part in these situations.

The workshop that relates to Japanese poetry is an organized educational class during which the children take part in the situations of written language. The children familiarize themselves with the Japanese illustrations (hokku and haiku), they try to write their own poems, and then start drawing. When the drawings are finished the teachers ask the children to describe them. After that the teachers help the kindergarteners write their own poems based on the drawings. Once the children have finished their work we send them to the printing office for publishing.

Speech therapists give classes in which the kindergarteners make up their own stories. They also draw illustrations to these stories, and then their tales become a part of the book. So the kindergarteners become the authors and participants of the annual contest “SAMIZDAT”.

This article is written by the teachers from the kindergarten and the librarians. The authors show methodological approaches in perfecting reading skills, as well as they provide a description of the lessons.

Все дети – разные, и каждый находит к книге собственный путь. Поэтому для нас, педагогов Дошкольного отделения АНО «Павловская гимназия», так значимо предлагать своим воспитанникам разнообразный опыт для формирования готовности к обучению чтению. Как эта готовность складывается? На чем основана? Как поддержать ребёнка в этом процессе? Представим один из форматов нашей совместной работы от лица администрации, библиотекаря и учителя-логопеда.

От лица администрации

Обратимся к чтению, как процессу овладения системой знаков. Слова состоят из букв, которые в свою очередь обозначают звуки, являются своего рода изображениями этих звуков, знаками. Ребёнок придёт к чтению, когда поймёт, как работает знак. Сначала он учится распознавать изображения в книгах: читающий взрослый называет, что нарисовано, а ребёнок учится отличать одно изображение от другого по каким-то значимым элементам. Постепенно он понимает, что и сам может выразить через рисунок что-то задуманное.

Детский рисунок – важнейшая форма дописьменной речи: ребёнок рисует своё представление о мире (по М. Осориной), учится выражать то, что у него «внутри». Именно в рисунках у ребёнка появляются первые буквы, что может быть сигналом пробуждения интереса к овладению другой системой знаков. Развивать речь ребёнка можно через создание «ситуации письменной речи» (Ф. Сохин): ребёнок диктует взрослому свой рассказ, а взрослый за ним записывает. Ребёнок видит, как речь превращается в текст с помощью букв, т.е. специальных знаков. Психологическая готовность к обучению чтению формируется как раз в тот момент, когда ребёнок с удовольствием включается в ситуации письменной речи. Сама способность получать удовольствие от чтения имеет большую значимость и является культурно приобретённой (М. Аромштам).

Ситуации письменной речи могут возникать в свободной деятельности: ребёнок нарисовал что-то и просит взрослого подписать, либо взрослый интересуется у ребёнка, что нарисовано и записывает за ним. А могут быть основой для организованной образовательной деятельности, примером которой является занятие «Мгновения в словах и красках».

Инициативу наших коллег – библиотекарей – мы поддерживаем не первый год: работы детей публикуются в издательстве в виде книжки-малышки, набора открыток, и ребята становятся соавторами и участниками ежегодного гимназического конкурса «Самиздат».

Когда библиотекарь знакомит детей с изданиями предыдущих лет, читает короткие стихотворения, показывает иллюстрации и называет имена авторов, оказывается, что дети с ними знакомы. Это старшие браться и сестры или друзья наших воспитанников! Данная ситуация вызывает столько эмоций и желания поделиться ими, что придаёт особую ценность как самим книжечкам, тексту и иллюстрациям, так всему занятию.

Видя интерес детей к созданию собственных произведений, учителя-логопеды предложили им придумать и записать собственную сказку, так появился цикл занятий «Давайте сочиним сказку» в рамках курса по развитию речи «Риторика».

От лица библиотекаря

Как увлечь чтением детей пяти-шести лет? Читать с ними вместе вслух, рисовать и придумывать. Что читать, кто ближе всех стоит к детям? Мне кажется, поэты. Какие стихи самые образные и короткие? Хокку или хайку. Так из этих составляющих родилась идея занятия для воспитанников детского сада «Мгновения в словах и красках», посвящённого японской поэзии.

Каждый из нас – и взрослый, и ребёнок – видит немало прекрасного вокруг. Как же сохранить эти моменты? Хочется воскликнуть, вслед за И. В. Гёте: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!». Есть, конечно, фотокамера, но маленьким детям она не всегда доступна. И потом холодный объектив не видит так, как видит человеческий глаз. Как же быть? Можно нарисовать и написать несколько строк о том, что видишь и чувствуешь. Поэтому мы знакомим детей с творчеством японских поэтов и даём понять, что сочинить три строчки – по силам каждому. Как сказал Басё: «Настоящее хокку может написать или опытный мастер, или ребёнок».

Вначале я показываю ребятам фотографии природы или репродукции картин японских художников и читаю стихи к ним:

Белый грибок в лесу.

Какой-то лист незнакомый

К шляпке его прилип.

(Басё)

Это простые строчки, в них есть красота образа, в группе детей расцветают улыбки. Далее:

Неподвижно висит

Тёмная туча в полнеба.

Видно, молнию ждёт.

(Басё)

Лица сосредоточены, ух, какая туча на картинке! Так меняется образ за образом, меняются эмоции ребят: они восхищаются, грустят, становятся задумчивы. Поэзия трогает души и сердца.

Затем я обращаю внимание детей на общее в этих стихах: три строки, не нужна рифма, они описывают яркое или тихое мгновение, явление природы, чувство. Мы пытаемся сходу сочинить такие три строки о своём, о том, что видим вокруг, за окном или в классе.

Потом я всем раздаю листы тонированной или белой бумаги, карандаши, фломастеры, мелки и каждый рисует своё мгновение, вспышку, явление жизни. Когда рисунки готовы, спрашиваю, что получилось и помогаю записать три строчки, иногда выходит только две строки, иногда одна: «Радуга летит как птица!».

Дети очень охотно выражают себя в рисунках или поделках, они лепят, режут, клеят – творят. Слово для них пока не несёт столько смысла и не даётся им ещё для яркого и полного самовыражения. Поэтому занятие, на котором мы переводим краски в слова, вызывает у детей интерес: как, оказывается, можно передать свой образ и мысль через рисунок и буквы!

Они всегда, затаив дыхание, вслушиваются в стихи мастеров хокку:

О кленовые листья!

Крылья вы обжигаете

Пролетающим птицам.

(Сико)

И стараются написать своё, чудесное, например, такое:

Дождь был поздний,

И радуга

Наступила ночью!

(Екатерина Р.)

«Нетронутое детское творчество – самобытно, самоценно. Напряжённое, оно даёт такую же острую радость, как архаики», - писала художник и скульптор Вера Попова.

Дети всегда с гордостью сами пишут свои имена – это они уже хорошо умеют, а стихотворение записать можем мы. Когда я спрашиваю: «Что же у тебя здесь получилось?», порой слышу удивительные комментарии. Скажем, одна девочка нарисовала посередине листа малышку в платье. Ну что бы это могло быть? Портрет? Мода? Почему остальной лист пуст? Не успела, не придумала? Нет! Всё было строго по замыслу: «Девочка вышла во двор поиграть с подружками, а там – никого нет». Другая подобная работа, красивая дева, длинное платье: «Девушка фотографируется под аркой. Она влюблена». Вот оказывается, для чего вся эта красота и фотосессия. Дети - тонкие наблюдатели и, если не спугнуть в них этот дар, можно получить удивительные результаты.

Почему я думаю, что это занятие прививает любовь к чтению? В нем на глазах и при участии детей вершится волшебство передачи смысла от меня другому (от ребёнка-автора к читателю его произведения). Рисовать в этом возрасте дети уже умеют и любят, а тут мы их замысел записываем буквами, переводим в слова. Оказывается, его можно выразить и с помощью рисунков, и с помощью слов.  А значит, можно через интересные, яркие, цветные образы прочитать чьи-то мгновения.

Некоторые стихотворения детей:

2018 год

Выпустили шарики в небо папа с сыном.

Летят они над птицами, над рыбами в прудах –

Летний день рожденья!

(Иван Д.)

Ураган начался,

Волны поплыли по синему морю –

Вернулся Властелин Молний!

(Федя Ч.)

Шла по лесу оленей семья,

Маленький оленёнок

Заметил божью коровку.

(Катя Ч.)

2017 год

Я сплю, а котик приходит ко мне –

Вот моя мечта:

Чтобы я могла трогать кошек.

(Настя Н.)

Ковёр-самолёт

Между летающих тарелок

Добрый и злых.

(Георгий Б.)

Солнце светит ярко.

Берёзы мелькают, берёзы,

Мост красный –

Еду в детский садик.

(Владимир К.)

2016

Гимнастка выступает на сцене.

Она хочет выиграть.

Она волнуется.

(Дина К.)

Мы с котом

Каждый вечер лежим в темноте –

Вдвоём не страшно!

(Гриша Н.)

Маленький жираф Толя

Со своим козлёнком Васей

Смотрят в звёздное небо…

(Миша Н.)

Подобный урок с успехом идёт и в начальной школе для детей 8-10 лет. С акцентом на японскую культуру, шрифт, написание букв на рисунке не слева направо, как привычно русским детям, а сверху вниз. Знакомство с чужой письменной культурой обогащает читателя, раскрывает понятие «текста»: рисунок – это текст, иероглиф – это текст, в определённом смысле и сам человек – это текст, записанный в геном создателем. Игра с красками, образами, буквами делает для детей чтение интересным и разнообразным, помогает открывать и понимать мир. Эта форма работы запоминается, и потом ребята приносят на гимназический литературный конкурс уже домашние рисунки и хокку.

От лица учителя-логопеда

Сочинение сказки – это даже не процесс, а результат системной работы по развитию речи детей. Какие шаги нужно пройти, чтобы подойти к созданию литературного произведения? Формирование словаря детей и перевод слов из пассивного в активный словарь. Для этого мы используем разные речевые игры: «Что бывает красным?», «Может ли помидор быть синим?» (объясни, в каких случаях), «Какие слова «живут» на небе?» (на земле, в поле), «Закончи предложение». Эти игры не только активизируют речь, но и позволяют развивать воображение: возможно объяснить всё, если подобрать нужные аргументы. Чтобы отступить от бытового уровня, мы прибегаем к нелепицам: бывает ли рыба на дереве? В каком случае? Так мы подбираемся к сказке.

 «Давайте сочиним сказку!» - приглашаем воспитанников подготовительной группы и рассказываю, что писатели своему мастерству учатся, и мы будем учиться. Сначала мы вспоминаем, что такое сказка и какие мы знаем. В них главным героем может быть животное, а могут быть люди. Сказки бывают страшными, смешными, но всегда рассказывают о том, чего не бывает в жизни. Например, в ней звери разговаривают. И самое главное – сказка любит хороший конец. Дети называют любимые произведения и рассказывают, почему их любят. После короткого обсуждения мы вместе решаем, что у нас будет за сказка, кто главный герой? У детей – эмоциональная вспышка: все активны, включены в процесс сочинительства. В этом процессе нет места дисциплине и строгим правилам. «А как ты считаешь?» - звучит приглашение к сотворчеству.

Первыми воспитанники вспоминают героев из современных мультфильмов. Но на эту идею можно посмотреть под другим ракурсом: «Хотелось бы, чтобы сказка была такая, какую полюбили бы ваши бабушки и дедушки, чтобы она была интересная и понравилась всем, даже тем, кто не знает этих героев». Тогда дети называют принцев, принцесс, а могут и Красную Шапочку вспомнить. Но ведь у Красной Шапочки есть свой автор, и он уже придумал все её действия. А принц или принцесса могут выглядеть и вести себя так, как придумаем мы. К тому же ребятам легче «надеть» на себя этот образ, потому что можно привнести что-то от себя. С Кощеем это было бы сделать сложнее.

Итак, с чего начинается сказка? Кто наш главный герой? Какой он был? С кем жил? Кто первый начнёт? Дети быстро, хаотично, экспрессивно высказывают свои версии. Идёт запись на диктофон. Это важно ещё и потому, что появляется возможность зафиксировать слова всех детей.

«И вот однажды…» Конечно, в представлении детей доминирует опыт просмотра современных мультфильмов, откуда они черпают идеи развития сказки. Но ведь у народной сказки есть канон, она строится по определённым законам. «В лесу, который был неподалёку от замка…»

Если представить это занятие образно, то его можно сравнить с рекой: она широкая, но с берегами, в качестве которых выступают мои вопросы и неоконченные фразы. У реки есть определённое русло, которое ребёнок может и поменять, есть водопады и пороги.

У такой формы работы есть и свои сложности: все дети по-разному включаются в работу. Кому-то достаточно озвучить своё мнение, а кто-то рассуждает, разворачивает мысль вслух. И нужно дать ей состояться. Течение то ускоряется, то замирает. Важно этим творческим потоком управлять, направлять его: «И что дальше произошло?»; «Что он ему сказал?»; «И по дороге встретил…»; «А поехали они на…».

По завершению занятия уже есть вся сказка: с главными героями, сюжетной линией, началом и концом, но без связок. Наша задача – обработать текст, включить в него слова каждого ребёнка. Пусть это будет фраза, которая не влияет на сюжет, но автор её узнает.

На следующем занятии зачитываем готовую сказку, с печатного листа. Дети замирают: вдруг появилось на свет то, что придумали они! Каждый помнит свои идеи и радуется, когда они появляются в тексте: «Атласное бальное платье принцессы…» Глаза автора сияют! Если у детей появляются дополнения, они включаются в текст. А бывает – рождается новый сюжет. «Пусть это будет другая сказка. Про это ты можешь придумать сам».

Можно сочинять сказку иначе, используя опорные картинки по структуре сказки: место действия, герой, волшебный предмет, герой-помощник и другие. Каждый ребёнок вытягивает одну картинку из серии. Например, у нас местом действия была комната, героем – девочка, а волшебным предметом – шина. Далее мы прорабатываем каждую картинку. Где нашли шину? Какие у неё волшебные свойства? Она их покажет, если герой ей поможет, а какая помощь ей может быть нужна? Волшебный предмет непростой и требует от сказочников развитых воображения и речевых навыков. В этом случае по завершению занятия сказка есть «крупными» сценами, между которыми часто не хватает деталей, логических связок. Их мы прорабатываем, когда зачитывается первый текст.

Например, принцесса познакомилась с принцем, и ей сразу было предложено пожениться. Но как же так? Она с ним не знакома. Принцы бывают разными… Каким может оказаться этот принц? Дети решают, что он может оказаться глупым и его нужно проверить.  И сразу же предлагают «коварные» вопросы: знает ли принц те учебные предметы, которые уже изучили они? Математика? Обучение грамоте?

Важно ещё и то, что канва сказки позволяет детям продемонстрировать своё умение говорить в разной ситуации по-разному: как герой обращается к старшему, как он предлагает помощь. Жест, слово, мимика – всё имеет значение для сюжета.

А следующий шаг – создание иллюстраций. Наша коллега, преподаватель ИЗО, читает сказку снова и после прочтения обсуждает с детьми, какие сцены представлены в этом произведении. Кто-то сразу выбирает себе понравившуюся сцену, кому-то нужна рекомендация педагога. И вот авторы сказки становятся её иллюстраторами. Эта форма работы позволяет ребёнку выразить в рисунке не свои слова из текста, а тот поворот сюжета, который ему кажется наиболее значимым и интересным.

Сказка воспитанников подготовительной группы «Пчёлки»

«Принц, принцесса и волшебная собака»

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был принц. Был он добрый и хороший. Но однажды ему стало всё неинтересно. Куда ни посмотрит – всё серое, что ни услышит – всё глупость, что ни прочитает – всё скучно.

И вот однажды...

Купил он собаку. А собака оказалась не простая, а волшебная, и захотела она помочь хозяину. Она знала, что в другом царстве живёт красивая принцесса, и решила рассказать ей о принце. Побежала она быстро-быстро и добежала до огромного хрустального замка. Стала собака думать, как ей внутрь попасть. Она сначала забыла, а потом вспомнила, что ведь она волшебная! Включила свои лазерные лучи и пробила стену! Попала внутрь и увидела прекрасную принцессу. Она была очень красивая и в хрустальных башмачках. Рассказала ей собака о принце и предложила им пожениться. Но принцесса сказала:

– Зачем он мне? Мне и так хорошо.

Тогда собака снова быстро-быстро побежала и привезла принца к принцессе. Увидела она, какой красивый принц. И влюбилась. Но подумала: «А вдруг он глупый?»

Спрашивает она принца:

– А ты знаешь математику?

– Да, и хорошо считаю.

– А ты знаешь грамоту? Умеешь читать?

– Да, я люблю читать.

И тогда принцесса согласилась выйти за него замуж. Захотелось им иметь красивого коня – и превратилась собака в коня. А чтобы коню не было скучно – купили принц с принцессой ещё лошадку. Купили они карету, запрягли в неё двух лошадей и поехали в замок принца. (Принц, принцесса и волшебная собака / М. Бондаренко, М.А. Карпова, О.В. Попова и др. // Я придумал книгу – Веледниково: Самиздат, 2016. - С. 5-8.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описываются условия успешного развития детского творчества в процессе изобразительной деятельности....

Рисунки и слова для автоматизации звуков В, Вь.

Удобное простое пособие для автоматизации звков В, Вь, расширения словаря и раскраска....

Особенности развития воображения и творческих замыслов у дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Доклад

Данные отечественной и зарубежной истории дошкольной педагогики и психологии подчеркивают значение развития творческого воображения для творчества в различных продуктивных видах деятельности и для общ...

Консультация для родителей «Чудо-песочница» для реализации творческого замысла.

Консультация для родителей«Чудо-песочница» для реализации творческого замысла....

Учебно-методическая разработка «Развитие творческих замыслов детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью»

Развитие у ребенка творческих замыслов и проявление его индивидуальности в процессе занятий изобразительной деятельностью –важная задача для педагога.  Изобразительная деятельность  эм...