Развитие творческого замысла в рисовании детей дошкольного возраста нетрадиционными техническими средствами
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Пантюшина Наталья Николаевна

 Консультация содержит материал по нетрадиционным техникам рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.06_pustynnikova.docx95.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого замысла в рисовании  детей дошкольного возраста нетрадиционными техническими средствами.

Введение

Актуальность исследования. Современные исследователи отмечают снижение многих показателей качества жизни ребёнка, особенно в сфере духовно-нравственного здоровья, сокращение периода дошкольного детства из-за сложившейся практики дошкольного воспитания, кризис игровой культуры и пр. (В.В. Абраменкова, С.Л. Новосёлова, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова), что негативно отражается на психофизическом развитии детей. Отмечены, в частности, недостаток воображения, отсутствие творческой инициативы и самостоятельности мышления, нарастаний проявлений агрессивности и отчуждённости у современных дошкольников. Всё это диктует необходимость поиска эффективных и органичных для дошкольника условий развития его способностей, становление субъектности как интегральной характеристики, проявляющейся в самостоятельности, произвольности, творческости.

Одним из уникальных «инструментов» развития духовно-нравственных, интеллектуальных, эмоциональных и творческих способностей  детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность. Изучением проблемы и вопроса развития  и продвижения детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

Поиск новейших техник изобразительного искусства, способствующих психологическому развитию дошкольников – традиционно актуальная задача, которая на сегодняшний день находится в процессе решения.

Обстоятельства, влияющие на практическую реализацию художественных способностей детей, а именно, изменчивость многих точек зрения относительно психологических и художественных условий формирования способности, изменчивость поколений, техник работ педагогов, и побудило рассмотреть в рамках отечественного  теоретического опыта проблему развития творческого замысла дошкольников, а так же провести анализ имеющихся  в литературе авторских разработок, направленных на практическое развитие творческих способностей дошкольников.

В настоящее время  этой проблемой занимаются такие ученые как: Боровик О.В.[1], Григорьева Г.Г. [4], Захарюта Н. [8], Комарова  Т.С. [12], Швайко Г.С.[25], и др.,  которые не  только  указывают на важность и нужность развития у  детей дошкольного возраста способностей  к творчеству посредствам рисования, подчеркивают важность   приобщения   детей дошкольного возраста   к   нетрадиционным   техникам рисования. Авторы утверждают, что  нетрадиционное рисование помогает  развитию способности воображения, творческойуверенности, зрительной  памяти,  гибкости  и  быстроты  мышления ребенка.

Не смотря на указание ведущих специалистов в области дошкольной педагогики и психологии, данный вопрос остаётся открытым и в настоящее время. Наглядное доказательство тому отсутствие глобальных и системных разработок по изучаемой тематике. В педагогической литературе встречаются в основном небольшие монографии, методические рекомендации, авторские работы воспитателей и педагогов начального образования.

Актуальность проблемы, ее значимость и недостаточная разработанность обусловили постановку цели, выбор объекта и  предмета изучения и исследования.

Цель – теоретически изучить проблему формирования творческого замысла в процессе рисования дошкольников и утвердить нетрадиционные методы работы.

Дети старшего дошкольного возраста выступают в качестве объектов исследования,в виде рисования- их художественно-эстетическое творческое рисование.

Предмет исследования – пути и условия развития творческого замысла в процессе рисования детей 5-6 лет (старшего дошкольного возраста).

Согласно цели исследования, определением объекта и предмета, были сформулированы и поставлены следующие цели и задачи:

1.Рассмотреть и изучить состояние проблемы теоретически и практически в психологической и педагогической науки;

2.        Выявить особенности формирования способности к творчеству дошкольников средствами изобразительной деятельности;

3.        Определить пути и условия, способствующие развитию творческого замысла у детей старшего дошкольного возраста;

4.        Провести теоретический анализ  основных работ, представленных  в научной и методической литературе в области, изучаемой нами проблемы.

Глава I. Развитие творческого замысла детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

1.1.        Проблема развития детского творчества в данное время является одной из наиболее важных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Детское творчество  в психологии рассматривается рядом проблемой психического развития детей: детское мышление и воображение, детская деятельность, одаренность и другое.

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе педагогов, психологов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути его развития и формирования.

Проблеме детского творчества посвящены труды зарубежных и русских ученых А.В. Бакушинского, К.Н. Вентцеля, Ф.И. Шмита, М.Н. Скаткина, В.Г. Злотникова, Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, П.И. Пидкасистого, Р. Мюллера, Б. Джефферсон.

Определяя понятие творчества, все авторы опираются на следующее значение: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью.

В это же время каждый из ученых по-разному смотрит на источник возникновения творчества, его развитие и обучение.

Так, по мнению сторонников биогенетизма (А.В. Бакушинского, К.Н. Вентцеля, Ф.И. Шмита), детское творчество имеет самопроизвольный, спонтанный характер в своем развитии.

Сторонники детерминизма (М.Н. Скаткин, В.Г. Злотников) считали источником развития детского творчества окружающую действительность, включая искусство.

Характеризуя художественное творчество детей и его взаимосвязь с обучением, другой отечественный психолог Б.М.Теплов говорил:

«… творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность только учебная…, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-то должен  и может оказать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности.»[21].

Л.С. Выготский также писал: «… творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве… игра ребенка… есть творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

К.К. Платонов в качестве основы творчества выделял мышление, которое позволяет решать задачи ранее неизвестными способами.

Рассматривая вопросы взаимосвязи воспроизведения и творчества в деятельности ученика, П.И. Пидкасистый называет в качестве признаков творчества новизну и социальную значимость деятельности и ее продукта. При этом он предлагает различать субъективную и объективную новизну деятельности и ее продукта.

Р. Мюллер, исследуя детское творчество на занятиях, отмечает, что детям необходимо овладеть комплексом знаний, умений, способностей для создания нового продукта, в том числе знать технику и материалы, художественно-технические способы использования красок и уметь их применять.

О методах обучения как важном средстве достижения успехов в развитии детского творчества пишет американский ученый Б. Джефферсон. Она выделяет такие методы, как мотивирование, наставничество, оценка, выставки. Автор считает эти методы прогрессивными.

На основании вышесказанного следует заключить, что в  психолого-педагогической литературе крайне неоднозначно определяется способность творчества вообще. В самом деле, творчество является характеристикой деятельности: особого ее вида (творческая деятельность - искусство, литература, наука) или любой деятельности, если речь идет о ее развитии, совершенствовании, переходе на новый уровень [20]. С другой стороны, проблема связана с психологическими характеристиками творчества и, следовательно, сопряжена с проблемой способностей 

Делается также попытка определить и основные компоненты творческой деятельнос-

ти. Выделяются, в частности, перцептивный компонент, интеллектуальный; характерологический.

Обращаясь к дошкольному возрасту, ставится вопрос о том, способен ли ребенок-дошкольник к процессу творчества - ведь многие из компонентов, присущих этому вопросу в период детства, только начинают развиваться. Взрослый не может усомниться в том, что все это пронизано творчеством: ребенок дошкольник  постоянно открывает что-то новое, даже репродуцируя уже известное другим людям. Однако при этом важно рассмотреть и учесть две позиции.

Во-первых, креативность в детском возрасте следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, его личности, его опыта.

Во-вторых, компоненты творчества в рассматриваемые нами в период дошкольного возраста будут носить особый характер и иметь специфическую структуру. Не ставя перед собой вопрос, подробно анализировать теоретическую сторону вопроса, отметим только наиболее важные его аспекты- основным в творчестве ребенка является воображение как процесс оперирования образами и их комбинирования. Поэтому в детской психологии мы замечаем использование терминов воображение и творчество зачастую рядоположено. Кроме того, важнейшим для творчества ребенка является интенсивно развивающееся в период детства мышление, способность ребенка к выбору неординарных решений [6].

И наконец, третий показатель креативности в детском возрасте, стремления ребенка к открытию нового - эмоционально положительный фон его деятельности.

1.2.        Развитие детского творчества  и игрового замысла

Психолого- педагогические разработки, а также работа детских садов убедительно доказывают, что начало развития творчества детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризовал как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мыcли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка» [3].

Первеночальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Воображение старших дошкольников приобретает все более яркий характер, у них развивается способность к творчеству. «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т.е. замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его игры, рисунка, рассказа» [16].

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Креативное творчество проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к рисунку, свои мысли и чувства.

В отличие от взрослых дети не могут во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общее. Задача воспитателя – развивать творчество ребенка дошкольного возраста, воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Обучение играет огромнейшую роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков» [2]. При правильном обучении творчество  детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка» [23].

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. К.С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых всегда отличает вера и правда. Поэт П. Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в различной области искусства. «Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенном развитом инстинкте подражания» [26].

Творческое воображение ребенка очень ярко проявляется  и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.

В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им. Испытывает ли ребенок эти чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование его морального облика?

И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Игровое творчество проявляется  и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

Чем  старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя – поддержать это стремление детей к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.

Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

В ходе анализа различных взглядов отечественных ученых можно выделить психологические особенности в развитии детского творчества:

1.Благоприятным периодом в развитии творчества является дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической и физической сферах ребенка.

2.В обучении творчеству необходимо опираться на развитие психических процессов: мышление и воображение.

3.В развитии творчества, безусловно, необходимо опираться на задатки ребенка, но все, же большое значение приобретают способности, которые позволяет всесторонне развиваться личности.

4.На занятиях необходимо создавать развивающую среду, используя разнообразный стимульный материал, технику изображения, различные методы и приемы в работе педагога.

1.3.        Развитие  творческого замысла у дошкольников средствами изодеятельности

Так что же такое «изобразительная деятельность», или другими словами рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка. Дети рисуют то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое своё отношение к нему, «живут в рисунке» [1]. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

Рисование – это далеко не забава, это тяжелый творческий труд! При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязательные анализаторы. Процесс рисования тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки и в особенности пальцев, с тончайшим механизмом зрительно-двигательной координации 

Рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостнопередавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиямосознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие - медлительны, вялы. В средней группе, возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но, не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе [12, С. 52].

Необходимо заботиться не только о хорошем темпе работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять работу аккуратно, выразить полностью свой замысел, сделать ее законченной.

Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка -координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы - компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.

Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала [5].

Глава II. Развитие творческого замысла  в рисовании дошкольников нетрадиционными техниками и материалами

2.1.    Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)» [12].

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать [10, С. 18].

 Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.

Занятие может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к своей любимой сказке, а затем поочередно рассказывают эпизод, который изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение воспитателя нарисовать или вырезать и наклеить общую картинку к какому-то произведению, например, «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова, «Чебурашка и крокодил Гена» Э. Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм  и др.  Предлагая детям  создавать изображения на темы  сказок, необходимо разнообразить и материалы.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

2.2.    Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами

Надо ли обучать детей технике рисования? Данный вопрос, казалось бы, не должен вызывать причины для появления дискуссии. Однако как не парадоксально, она была особенно острой  в 20-е годы прошедшего столетия.  А. Бакушинский  и его соратники, считали, что в обучении нет необходимости, полагавшие, что  творчество  детей  совершенно  и  им  нечему учиться у взрослых. Противоположной точки зрения  придерживались  К. Лепиков, Е.Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи  К. Риччи  (Италия)  и

Л. Тэдд (США), подчеркивавшие особую важность обучения, без которого  детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Позднее вторая точка зрения  была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше  время  этой проблеме уделяет  внимание  Комарова Т.С.,  которая  не  только  подчеркивает необходимость формирования  у  детей  навыков  рисования,  но  и  говорит  о целесообразности   приобщения   дошкольников   к   нетрадиционной    технике рисования [14]. Автор утверждает, что  занятия нетрадиционным рисованием способствуют  развитию  воображения, творческой активности, зрительной  памяти,  гибкости  и  быстроты  мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка. Ниже представлены основные из них.

Кляксография

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя взрослого. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Рисование с секретом в три пары рук

Рекомендуется использовать данный метод, по достижению ребёнком 4-х лет. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Точечный рисунок        

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Однако лучше всего получаются точечные рисунки красками. Суть техники в следующем. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же [9].

Поролоновые рисунки

Суть техники заключается в рисование красками, однако вместо кисти предлагается использовать поролон. Рекомендуется сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично могут рисовать геометрические фигуры. А затем необходимо предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной, будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками

Возможности развития творческого воображения предоставляют обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках рекомендуется изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает [13].

Акварельные мелки

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Метод волшебного рисунка

Реализуется этот метод следующим образом. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков

Разумеется, чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. По-лучается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности [9].

Метод пальцевой живописи

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если тема осени) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево [15].

Рисование ладошкой

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ   получения    изображения:    ребенок   прижимает   пробку   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ   получения   изображения:   ребенок  прижимает  пенопласт   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   печатку   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага [9].

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ  получения  изображения:  ребенок  покрывает листок дерева красками  разных  цветов,  затем  прикладывает  его  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.   Каждый  раз  берется  новый  листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Печать по трафарету

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Набрызг

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Метод ниткографии (изонить)

Изонить - техника напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей, на картоне или бархатной бумаге. Используют  этот метод в работе преимущественно с девочками. Но это не значит, что он не пригоден для детей мужского пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить  мешочки с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно изготовить интересные сюжеты. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод монотопии

К сожалению, данный метод редко используется в работе с дошкольниками. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. При этом краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге [15].

Рисование на мокрой бумаге

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Тканевые изображения

В мешочек собираются остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Фоновое рисование

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.[15].

2.3.    Авторские методики использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми  дошкольного возраста по данным литературы

При всем разнообразии авторских программ, представленных в дошкольной педагогике, современные работы, посвящённые специально данному вопросу, малочисленны. Однако  имеет место большое количество обучающих программ, направленных на развитие творческого потенциала личности дошкольника методом рисования. Нами были проанализированы некоторые из них: программа «Радуга» (авторы: Доронова Т.Н., Якобсон С.Г.), программа «Эстетического воспитания детей двух-семи лет Красота. Радость. Творчество» (авторы Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б.), программа по изобразительной деятельности детей четырех - семи лет (автор Швайко Г.С.), программа по  развитию творчества у детей средствами нетрадиционных техник рисования (автор Львова Г.А.). Общей задачей которых, является развитие творческих способностей, в том числе творческого воображения,  по средствам изобразительной деятельности. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди) произведения искусства (как классического, так и народного) ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства, радость, восхищение и восторг.

Общими являются у перечисленных работ и принципы построения обучающей программы:

•        Концентрический принцип. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

•        Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

•        Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

•        Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Структура занятий по данным программам может быть гибкой, и изменяться от целей и задач. Не зависимо от этого обстоятельства, занятия вышеперечисленных программ, состоят из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

Программа по изобразительной деятельности детей четырех - семи лет (автор Швайко Г.С.) объединяет занятия в циклы на основе единой тематики. Все циклы занятий построены в определенной системе. Первые занятия являются обучающими. На последующих занятиях умения навыки формируются и закрепляются. А главное методика такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения. Таким образом, создается возможность для развития творческого замысла изображаемых объектов [25].

Автор методики развития творческих способностей у дошкольников  средствами нетрадиционных техник рисования, воспитатель детского сада №96, г. Рыбинска, лауреат конкурса «Воспитатель года 2007» - Львова Г.А., утверждает, что детям нравится рисовать не только в тетради или альбоме,  но и на кусках обоев или на старой газете, оргстекле, гипсе, срезе дерева, шпоне. «Самое главное не навязывать ребенку свою помощь, дать ему возможность рисовать, так как ему нравится» [15]. В своей работе автор использует технику рисования нитью, которая носит название  изонить. Эту технику автор использует с детьми старших групп. Так же автор в работе по развитию творческих способностей дошкольников использует технику под названием водяная печать. Суть, которой состоит в том, что ребенок сначала на органическом стекле рисует пейзаж. Затем, намочив лист бумаги, сверху кладет его на изображение, слегка прижав лист к оргстеклу. Затем осторожно снимает его с оргстекла. Полученные изображения дополняет, сделав несколько завершающих штрихов. По утверждению автора следующий метод, который используется  в работе с дошкольниками, является одним из наиболее любимых самими детьми. Метод тычка, не требует от детей профессионального изображения. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно в правильной форме. Процесс рисования тычками - эта не точность, которая не влияет на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближены к реальным.

Методика преподавания начального курса живописи во второй младшей группе дошкольных образовательных учреждений, автором которой является Пахомова А.В., так же представляет безусловный интерес в вопросе развития творческого потенциала дошкольников. Курс программы состоит из 40 тем. Каждая предполагает повышение сложности задания: к практическим навыкам, полученным на предыдущем занятии, добавляются новые. Метод, который использует автор, представляет собой сочетание модульного рисования и метода синхронного рисования. Курс составлен таким образом, что ребёнок к концу года обучения владеет основными приёмами живописи, знает восемь цветов и самостоятельно может изображать несложные предметы и даже сюжеты.

На наш взгляд, следует так же выделить методику развития творческих способностей, предложенную Боровик О.В. «Мы постоянно искали пути и средства, - повествует автор, - позволяющие развивать воображение, максимально учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Именно поэтому наряду с традиционной формой обучения предлагаем использовать и нетрадиционные методы» [1]. Автор метода предлагает использование приёмов арттерапии при развитии творческих способностей дошкольников, таких как релаксация, рисунок-импровизация, свободное рисование, коллективное рисование. Немаловажную роль Боровик О.В. придаёт  музыкальному сопровождению занятий по рисованию. Автор так же предлагает проводить групповые занятия по развитию воображения, подчёркивая тем самым важность совместной деятельности детей при организующей деятельности взрослого для развития воображения. Методика состоит из четырёх достаточно сложных для дошкольников заданий.  Однако они активизируют прошлый опыт детей, способствуют развитию важнейших компонентов воображения, пробуждают интерес, а так же учат их работать вместе, договариваться и искать компромиссы. Блок заданий автор предлагает завершать творческой композицией – созданием группой детей большого общего рисунка или коллажа. Необходимо отметить, что Боровик О.В. разрабатывая данную программу, считал необходимым её внедрение  в работу с детьми, имеющими ограниченные возможности умственного развития.

Таким образом, становится очевидным тот факт, что нетрадиционные методы  рисования используются не только в работе с детьми, имеющими нормальное психофизическое развитие, но и с детьми, имеющими отклонения в развитии. А это свидетельство в свою очередь даёт основание утверждать, что использование нетрадиционных методов рисования играет ведущую роль  в работе по развитию творческих способностей дошкольников.

Заключение

В ходе проведённого теоретического исследования, нам удалось установить, что сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые однако не достаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Следует отметить, что доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

В процессе изучения проблематики заявленной темы, нами было установлено, что при всем разнообразии авторских программ, представленных в дошкольной педагогике, современные работы, посвящённые специально данному вопросу, малочисленны, и представлены виде небольших публикаций и монографий, которые недостаточно научно обоснованны.

Поэтому проведённая нами работа по указанной проблематике хоть и предоставляет ценный теоретический материал, однако в перспективе может быть раскрыта  экспериментальным путём.

Таким образом, обобщая вышесказанное, необходимо констатировать тот факт, что в ходе комплексной работы, направленной на решение заявленной проблемы, была реализована цель исследования, решены поставленные задачи.

Список литературы

1.        Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 112с.

2.        Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5.

3.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – С. 25 – 37.

4.        Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

5.        Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. –1987. – №1. – С. 36 – 39.

6.        Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника// Вопросы психологии. 1988. – №6. – С. 52 – 60.

7.        Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Просвещение, 1996. – 234с.

8.        Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности // Дошкольное воспитание. – 2006. – №9. – С. 8 – 14.

9.        Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.

10.        Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

11.        Кириллова А.И. Начальные формы творческого воображения у детей // Дошкольное воспитание. – 1971. – №2. – С. 17 – 26.

12.        Комарова Т. С. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

13.        Казакова Т.С. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов // Дошкольное воспитание. – 2006. – №2. – С. 80 – 86.

14.        Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического   воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 235с.

15.        Львова Г.А. Программа по  развитию творчества у детей средствами нетрадиционных техник рисования. – Рыбинск, 2007. – 123с.

16.        Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. М., 1965

17.        Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.

18.        Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985. – 386с.

19.        Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб: Речь, 2006. – 220с.

20.        Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 1990. С.16 - 20.

21.        Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.

22.        Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.

23.        Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961

24.        Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.

25.        Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 126с.

26.        Эстетическое воспитание в семье. М., 1963


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение бумагокручения для развития творческих и речевых навыков детей дошкольного возраста.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, на­пример, с бумагой. Техника рабо­ты с бумагой может быть раз­личной: обрывная и вырезная, о...

Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста.

тема " Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Развитие творческих и математических способностей детей дошкольного возраста (5-7 лет). Подготовка детей к школе по методикам Воскобовича

Основные принципы, заложенные в основу игр Воскобовича  - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытн...

Консультация для педагогов «Развитие творческих двигательных способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных здоровьесберегающих технологий»

Детям совершенно так же, как и взрослым,хочется быть здоровыми и сильными,только дети не знают, что для этого надо делать.Объяснить им, и они будут беречься....

Презентация опыта работы «Проектная деятельность как средство развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста

Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста – сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формиров...