Программа коррекционно-развивающей работы
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Чодураа Владимировна Куулар

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._korrektsionno-razvivayushchaya_programma.docx73.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Алдан-Маадырская средняя общеобразовательная школа

Детский сад «Хунчугеш»

Согласовано:                                                                      Утверждаю:

ЗД по ДО:                 Ооржак А.М.                                  Директор школы:               Е.Ы.Ондар

«___»________________2019г                                       «____»__________________2019г

Программа

коррекционно-развивающей работы для детей старшей группы

Воспитатель: Куулар Ч.В.

Коррекционно-развивающая программа для детей старшей группы

Коррекционно-развивающая программа детского сада рассчитана на детей-логопатов (детей с тяжелыми нарушениями речи) - это специальный курс занятий (этюдов, упражнений, игр), направленный на развитие эмоционально-волевой, познавательной сферы, коммуникативных способностей.

Рекомендуется проводить одно занятие в неделю продолжительностью 25-35 мин.

Эмоциональная регуляция поведения является ведущей в дошкольном возрасте, а социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании и воспитании межличностных отношений. Нравственное развитие и воспитание ребенка стоит начинать с формирования его эмоциональной сферы. Понимание своих эмоций и чувств является важным условием в становлении личности маленького человека.

Цель программы для детей ОВЗ:

- создание у дошкольников позитивного настроения, психокоррекция эмоциональных проявлений (тревожности, агрессивности, импульсивности, конфликтности у детей-логопатов)

- развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти), воспитание сострадания, формирование умения освободиться от напряжения;

- эффективная стимуляция всего психического развития;

- социальная адаптация с приобретением социальных навыков и умения верить в свои силы.

Задача коррекционно-развивающей программы:

- создать позитивный настрой и атмосферу «безопасности» в группе сверстников;

- корректировать нежелательные личностные особенности поведения, настроения;

- развивать у детей-логопатов навыки общения и решения конфликтных ситуаций;

- формировать положительные черты характера;

- совершенствовать память, мышление;

- развивать устойчивость и концентрацию внимания;

- повышать уровень контроля эмоционального состояния;

- обучать приемам саморелаксации, снятию мышечного напряжения.

Ожидаемые результаты

После реализации этой программы у детей-логопатов старшей группы уменьшится конфликтность, снизится тревожность, они приобретают коммуникативные способности. Повышается уровень развития психических процессов. Дошкольники овладевают навыками самоконтроля, у них формируются положительные черты характера, они раскрывают свой потенциал.

Занятие 1. По сказке «Маша и медведь».

Цель:1. Настроиться на сказочный сюжет.

2. Развитие зрительного внимания и образно-логического мышления.

3. Ориентировка на плоскости (лево – право, верх – низ).

4. Развитие логоритмики.

5. Совершенствование навыков счёта (от 1 до 5).

Оборудование: карточки к игре «Отгадай-ка» с изображением Маши, медведя, короба, пирожка, избушки, дедушки, бабушки; иллюстрации к р.н. сказке «Маша и медведь».

Ход занятия.

Упражнение «Отгадай-ка». («Технологии», стр.6 «Сказкотерапия»)

Играющим прикрепляют на спину карточки с изображением сказочных персонажей, предметов. Все участники игры подходят друг к другу, показывают свои карточки и задают вопросы, на которые можно ответить только «да» и «нет». Если участник игры разгадал свою карточку, он прикрепляет её на грудь. Количество вопросов, которые можно задавать при разгадывании, можно ограничить (3).

Путешествие в сказку.

Рассмотреть иллюстрации к сказке. Вспомнить сюжет сказки и «выстроить» из иллюстраций в нужном порядке.

Ориентировка на картинке «Маша в лесу»:

Что нарисовано справа? (ель, гриб, белка …)

А слева? (заяц, куст …)

Что вы видите на верхней части картинки?

Какие предметы нарисованы внизу? (грибы, ягоды, заяц …)

Убираются  картинки, дети перечисляют то, что Маша увидела в лесу (ель, берёзу, грибы, ягоды, бабочек, белку, зайца …)

Сколько нарисовано елей? (три) бабочек? (четыре) ягод? грибов?

Логоритмическое упражнение «Дождик».

Смотри Е.А. Аляб

Рассказывание сказки от первого лица.

Массаж лица «Пчёлка».

Ла – ла – ла – на цветке сидит пчела.

(провести пальцами обеих рук по лбу от середины к векам – 7 раз)

Ул – ул – ул – ветерок подул.

(провести пальцами по щекам сверху вниз – 7 раз)

Ала – ала – ала – пчёлка крыльями махала.

(кулачками энергично провести по крыльям носа – 7 раз)

Ила – ила – ила – пчёлка мёд носила.

(растереть лоб ладонями, приставленными к нему «козырьком»).

Гимнастика для глаз «Саша, Маша …»

Дети не поворачивая головы, переводят взгляд на названных детей.

Итог занятия.

Спросить у детей, кто сегодня молодец и почему.

Занятие 2. История одной семьи.

Цель: 1. Развитие чувства эмпатии.

2. Развитие творческой фантазии.

3. Осознание внутрисемейных отношений.

Оборудование: предметные картинки с изображением членов семьи; бумага, цветные карандаши.

Ход занятия.

«Прогулка по Невскому». («Технологии», стр. 16 «Игровая терапия»)

Дети поворачиваются спиной друг к другу стоя в кругу. Выполняют следующие движения на спине ребёнка, стоящего впереди:

«Прогулка по Невскому» (двумя пальцами вдоль позвоночника).

«Бриз» (круговые движения по спине кончиками пальцев).

«Капли дождя» (лёгкие прикосновения кончиками пальцев к спине).

«Град» (лёгкие постукивания кончиками пальцев по спине).

«Бриз».

«Обратно идём в сторону «Эрмитажа» (двумя пальцами «шагаем» к воротниковой зоне туловища).

«Эрмитаж» (лёгкий массаж шейно-воротниковой зоны).

«Бриз» и скидывание рук.

Сочинение истории про одну петербуржскую семью. (по кругу)

Беседа о внутрисемейных отношениях:

Кто в вашей семье самый главный и почему?

Что каждый привносит в семью и получает от неё?

Логоритмическое упражнение «Заботливое солнышко».

(Е.А. Алябьева стр.9)

Рисунок «Моя семья».

Гимнастика для глаз «Солнышко».

Дети сидят за столом, фиксируют голову руками, согнутыми в

локтях, и следят глазами за кончиком карандаша, который

рисует солнышко.

Рассматривание детских рисунков.

Итог занятия: посчитать, у кого самая большая семья; вспомнить, что

дети привносят в семью.

Занятие 3. Сон.

Цель: Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.

Развитие мышления и речи, воображения.

Закрепление знаний о приметах осени, перелётных птицах,      

геометрических фигурах.

Оборудование:картинки с изображением птиц (кукушка, ласточка, скворец, грач, соловей, журавль, утка); картинка с изображением зонта; листы бумаги, карточки к упражнению «Раскрась зонтик» (по количеству детей); простые и цветные карандаши; цветные мелки, доска.

Ход занятия.

Палец вверх!» («Технологии», стр.25 «Игровая терапия»)

Спросить у детей о том, что может означать этот знак.

Дети встают в круг. Один ребёнок начинает игру. Для этого он подходит к любому из детей, называет его по имени и показывает ему этот знак. После этого он возвращается на своё место. Тот, к кому обращались, выбирает следующего ребёнка и приветствует его точно таким же образом.

Подходить следует к тем детям, которых ещё не поприветствовали.

«Сон».

Ребята называют осенние месяцы и записывают первую букву месяца в верхней части доски. Прочитать слово, которое получилось из написанных букв. Вспомнить приметы начала и конца осени и зарисовать их цветными мелками на доске: листопад, светит солнышко, собирают фрукты, овощи, грибы, ягоды; идут дожди, тучи, снег, птицы улетают, лужи, грязь, голые деревья склоняются от ветра.

Пока один ребёнок рисует, остальные называют качественные характеристики этого предмета, отвечая на вопросы: Какое, какой, какие.

Логоритмическое упражнение «Дождик» (стр. 6)

Упражнение «Зонт».

Какой предмет помогает людям укрыться от дождя?

Показать ребятам картинку «Зонт», предложить запомнить, как он раскрашен. Раздать карточки к упражнению и цветные карандаши. Дети по-памяти раскрашивают свои зонтики.

Массаж лица «Пчёлка».

Смотри занятие 1, п.5

Упражнение «Закончи предложение»:

-Зимой холодно, а летом … (жарко).

-Днём светло, а ночью … (темно).

-Дождик намочит, а солнышко … (высушит).

-Один теряет, а другой … (находит).

-Карабас-Барабас злой, а Айболит … (добрый).

-Покупаем картофель сырым, а едим … (варёным, жареным).

-Ручей мелкий, а речка … (глубокая, широкая).

-Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники … (крупные).

-Осенью в тёплые края улетают перелётные птицы, а в наших краях остаются … (зимующие).

Упражнение «Фигуры».

Какие геометрические фигуры нарисованы на доске? (треугольник, круг и овал)

Какие ещё геометрические фигуры вы знаете?

Какую геометрическую фигуру можно превратить в мухомор? В солнышко? В тучку?

Возьмите листок бумаги и простой карандаш, нарисуйте четыре квадрата. Превратите их в какие-нибудь предметы – дорисуйте необходимые детали.

Игра «Птицы».

Как называются птицы, которые улетают зимовать в тёплые страны? Почему они улетают?

Рассмотреть картинки с изображением птиц, назвать их. Определить порядок их отлёта: кто первыми улетают, кто затем (сначала насекомоядные, а затем водоплавающие).

Инструкция к игре: водящий называет любые предметы, услышав название перелётной птицы, все игроки разводят руки в стороны и имитируют полёт птиц. Кто ошибается, становится водящим.

Гимнастика для глаз «Саша, Маша …»

Итог занятия: вспомнить, чем занимались, свои заслуги.

Занятие 4. Мои потребности.

Цель: выявит совместно с детьми их потребности.

Оборудование:мяч, часы, игрушка, загадки, цветные карандаши, таблицы с 9-ю квадратами (по числу детей).

Ход занятия.

-Приветствие друг друга в кругу глазами.

-Игра с мячом «Живой, неживой предмет».

Подвести детей к выводу, что человек – это живой предмет.

-Игра с мячом «Что может делать человек».

Мяч передаётся по кругу. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не окажется в руках того, кто не сможет назвать ни одного действия человека. В игре действует правило: нельзя повторяться.

-Игра с часами «Кто дольше всех сможет не дышать?».

Ребята рассматривают часы. Им объясняется значение трёх стрелочек. Когда секундная стрелочка дойдёт до цифры 12, дети зажимают рукой нос, закрывают рот – задерживают дыхание. Ребята выясняют, кто дольше всех может не дышать.

Дети с насморком в игре не участвуют.

Ребята делают вывод о том, что человеку жизненно необходим воздух, которым он дышит через нос и рот.

-Игра с игрушкой «Прятки».

Ребятам предлагается закрыть глаза. В это время прячется игрушка и выключается свет. По команде «Открывайте глаза!», дети их открывают и ищут игрушку.

Во время поиска игрушки дети испытывают неудобство от нехватки света. Подвести детей к выводу, что человеку нужен свет, он не видит в темноте.

Логоритмическое упражнение «Заботливое солнышко» (стр.9).

Игра с мячом «Как называется дом … ?»

Проводится в кругу сидя на ковре. Ребята вспоминают названия домов представителей животного мира.

Подвести детей к выводу о том, что у большинства животных есть жилище.

Загадки:

Скачет баба на метле.

Страшная и злая.

Кто она такая?

(Баба-Яга)

-Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.

(Колобок)

-Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит)

-Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажи мне имя её.

(Красная Шапочка)

-Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом …

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Семеро козлят)

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(Гуси-лебеди)

Спросить у ребят, как они догадались, откуда узнали про сказочных персонажей. Подвести детей к выводу о том, что им интересно слушать сказки.

-Составление таблицы потребностей.

Дети заносят в пустые квадраты таблицы рисунки того, что им необходимо для жизни: воздух, свет, вода, еда, игрушки, одежда, дом, сказки, родители.

-Итог занятия: вспомнить, чем занимались, что рисовали.

Занятие 5. Станем мы деревьями.

Цель: 1. Формирование фундаментальных ценностей человеческих

отношений и взаимодействия с природой.

2. Развитие эмоциональной экспрессии у детей.

3. Расширение словарного запаса (прилагательные).

Оборудование: сказка «Деревья» («Практикум по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стр.263); доска, мел; картинка с изображением клёна; листы бумаги, цветные карандаши (по числу детей).

Ход занятия.

-Этюд «Из семени в дерево». («Технологии», стр.35 «Игровая терапия»)

Ведущий-«садовник» предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, опустить голову и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (поднимаются). У него раскрываются листочки (руки убираются с головы и тянутся к верху), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям), кланяется им, дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно. Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (сжаться на полу в комочек). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживёт!

-Упражнение «Дерево – лист».

Дети делятся на две команды. Одна команда называет прилагательные к слову лист, другая – дерево. На доске рисуется дерево и лист. Взрослый записывает названные детьми прилагательные. Побеждает та команда, которая больше назовёт прилагательных.

Например:

Дерево - Лист:

Сильное - порхающий

Крепкое - мокрый

Мокрое - пожухлый

Засохшее - сухой

Молодое - красивый

Старое - цветной

Склонённое - грязный и т.д.

-Рассказывание детям сказки «Деревья».

-Логоритмическое упражнение «Станем мы деревьями» (стр.28)

-Обсуждение сказки «Деревья».

Использовать картинку «Клён».

-Почему девочка считала себя самой богатой и счастливой на свете?

-Почему доброта девочки заслуживала награды, по словам гнома?

-Для чего людям нужны деревья?

-Почему Твила решила остаться с деревьями?

-«Чудо рисунок».

Детям предлагается нарисовать свою семью в виде деревьев.

-Рассматривание и обсуждение детских работ.

-Гимнастика для глаз «Солнышко».

-Итог занятия: спросить у детей, чего бы они пожелали, будучи деревьями.

Занятие 6. По сказке «Курочка Ряба».

Цель:1. Обогащения понимания детьми эмоции радости, печали и

удовольствия через знакомство с ситуациями их возникновения в

               сказке.

2. Развитие доверия к другим людям.

3. Развитие мышления, речи.

Оборудование: мяч, наборы «Колумбово яйцо» (по числу детей), магнитофон, кассета с записью весёлой музыки.

Ход занятия.

-Игра «Мама, я хочу домой». («Технологии», стр. 6 «Сказкотерапия»)

-Путешествие в сказку.

Отгадать сказку: Жи …бы...Де...и Ба...Бы...у ни...ку...Ря...

Совместное рассказывание сказки с одновременным проигрыванием экспрессивных этюдов:

 как ходили Дед и Баба;

 удивление.

Дидактическая игра с мячом «Назови яйцо …». Например, яйцо голубя называется голубиное.

Проиграть с детьми следующие названия: голубиное, куриное, утиное, гусиное, воробьиное, воронье (вороновое), индюшачье, сорочье, кукушечье яйцо.

-Игра «Колумбово яйцо».

-Экспрессивный этюд «Дед и Баба обрадовались».

-Подвижная игра «Замри».

Дети танцуют под музыку, на остановку музыки они останавливаются и замирают.

-Обобщение. О чём эта сказка? О том, что в трудной ситуации не надо печалиться, надо обратиться за помощью. Нам всегда рады помочь другие люди.

-Обращение к личному опыту.

У каждого из нас были случаи, когда нам в чём-то помогали другие люди. Давайте вспомним и расскажем эти случаи.

Итак, мы знаем, что вокруг нас добрые, отзывчивые люди, которые рады помочь другим.

-Рассказывание сказки от имени Яйца.

-Итог занятия. Спросить у детей, что им сегодня понравилось на занятие.

- Прощание глазками.

                              Занятие 7. Жили-были два микроба.

Цель: 1. Раскрыть смысл и важность личной гигиены.

           2. Развитие творческих способностей, повышение самооценки.

           3. Развитие навыков сотрудничества.

Оборудование: клубки ниток (по числу детей), мультфильм «Королева Зубная Щётка», зеркала (на каждого ребёнка).

                                          Ход занятия.

  1. Упражнение «Я рад вас видеть!».

Упражнение выполняется при помощи стульчиков в кругу. Первый ударяет по сидению стульчика и говорит «Я». Второй три раза ударяет по сидению стульчика, произнося при этом: «вас видеть!».

  1. Упражнение «Расскажи о своём настроении с помощью барабана».

Вместо барабана можно использовать сидение стульчика.

  1. Рассказывание детям сказки «Жили-были два микроба».

«Практикум по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стр.73.

  1. Беседа по сказке:
  • Как выглядит зуб, в котором поселились Кариус и Бактериус?
  • Посмотрите на свои зубки при помощи зеркал и найдите, где спрятались Кариус и Бактериус. Почему они там поселились?
  • Нужна ли вам помощь Стоматолога Стоматологовича? Почему?
  1. Рисование с помощью клубков по сказке «Жили-были два микроба». («Технологии», стр.3 «Игровая терапия»)
  2. Игра «Зоопарк». («Технологии», стр. 17 «Игровая терапия»)

На определённые команды дети выполняют следующие действия. Ведущий стоит в центре круга, крутится, останавливается, указывает на кого-нибудь пальцем, называя при этом команду. Игра проводится до тех пор, пока дети не покажут пять правильных образов.

    Команды:

  • «Слоник» (одна рука держит нос, другая через неё проходит, показывая хобот. Двое детей, стоящие по бокам показывают уши).
  • «Обезьянки» (показать уши; двое, стоящие по бокам ловят блошек на обезьянке).
  • «Крокодильчик» (руки, согнутые в локтях, скрещены на плечах, хлопают как челюсти; двое, стоящие по бокам показывают хвост крокодила).
  • «Зайчик» (держит руки как зайка; двое по бокам показывают ушки зайчика).
  • «Уточка» (ладонями рук изобразить клюв; двое по бокам крутят тазом как в танце).
  1. Итог занятия: вспомнить свои достижения.
  2. Просмотр мультфильма «Королева Зубная Щётка».

                            Занятие 8. «Грязь-Грязище и Иван».

Цель: 1. Закрепить навыки личной гигиены.

           2. Развитие умения сосредотачиваться.

           3. Развитие навыков сотрудничества.

           4. Развитие детской фантазии.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши.

                                       Ход занятия.

1. Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе».

(«Технологии», стр.18 «Игровая терапия») 

 Детям предлагается ответить на ряд вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда будет поднято много вверх пальцев, на счёт «Три» все вместе должны прошептать ответ.

Предлагаемы вопросы:

  • Какой сегодня день недели?
  • Сколько девочек (мальчиков) находится в этой комнате?
  • Как называется улица, на которой стоит наш детский сад?
  • Что сегодня повар приготовил вам на завтрак? и т.д.

2. Рассказывание детям сказки «Грязь-Грязище и Иван».  

     «Практикум по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стр.95.

3. Беседа по сказке:

    * Как вы думаете, для кого эта сказка? 

    * Почему Ванюша слыл дураком?

    * Какие предметы помогают нам поддерживать своё тело в чистоте?

    * Так ли уж необходимо быть чистым?

    * Представьте, что вы попали на остров, как тогда поддерживать себя чистым?

4. Обращение к личному опыту.

     У каждого из нас есть какие-то моменты в поддержании чистоты своего    

     тела, которые нам не очень  нравятся. Например, маленькой я не любили

     расчёсываться. Расскажите, что вам не нравится.

5. Логоритмическое упражнение «Сосулька» (стр.27)

6. Рисование «Ванюша заросшей грязью и Ванечка герой».

7. Игра «Зоопарк». (Смотри занятие 7 п.6)

8. Игра «Что было бы, если бы …» («Технологии», стр. 20 «Игровая

    терапия»)

    Детям предлагаются темы для обсуждения:

  • Что было бы, если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?
  • Какое желание ты загадаешь, если найдёшь волшебную лампу?
  • Куда ты полетишь, если у тебя будет ковёр-самолёт?
  • Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?
  • Что было бы, если бы ты был учителем?
  • Что было бы, если бы ты стал совсем зелёным? Чем ты тогда будешь?
  • Если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда хотел стать?

 9. Итог занятия. Обсуждение смысла поговорки «Здоровье дороже всего».

 

                   

    Занятие 9. «Про девочку Настю, которая боялась тёмных кладовок».

Цель: 1. Обсуждение страха темноты.

           2. Укрепление чувства собственного достоинства и единства группы.

           3. Развитие коммуникативных навыков, опирающихся на интуицию и

               доверие к партнёру.

           4. Развитие воображения.

Оборудование: микрофон, повязка на глаза, стулья, карточки с изображением обыденных ситуаций.

                                      Ход занятия.

  1. Игра «Доброе утро!» («Технологии», стр.19 «Игровая терапия»)

     Ребята садятся, образуя круг. Каждый ребёнок получает по очереди в руки микрофон, приветствует всех словами : «Доброе утро!» и сообщает, чему он сегодня радуется. Он может рассказать, какое у него настроение с утра, и как прошло начало дня у него дома.

  1. Рассказывание детям сказки «Про девочку Настю, которая боялась тёмных кладовок» («Практикум по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стр. 91)
  2. Обращение к личному опыту. Были ли у вас в жизни подобные ситуации. Расскажите о них. Что вы делали, чтобы перестать бояться.
  3. Игра «Корабль среди скал». («Технологии», стр. 19 «Игровая терапия»)

     Дети встают, образуя круг. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взяться за руки. В середине круга находится море. Но это очень опасное море, поскольку в нём есть несколько скал. Эти скалы делаются из стульев. Один из детей назначается кораблём, другой – капитаном корабля. «Кораблю» завязываются глаза, и капитан начинает управлять кораблём с помощью слов таким образом, чтобы корабль не налетел ни на одну скалу.

  Когда «корабль» подойдёт к конечной точке своего маршрута, берег должен сказать «кораблю»: «Ты достиг цели», и радостно заключить «корабль» в объятия.

 5. Игра «Необычный рассказ». («Технологии», стр. 20 «Игровая терапия») Для каждого ребёнка потребуется карточка с изображением любой обыденной ситуации.

  Дети садятся в круг, берут из коробки по карточке. Рассматривают, что изображено на карточке. Затем выходят по очереди на середину и показывают всем, что изображено на их карточках. Другие должны догадаться, что им показывают.

6. Итог занятия. Обсуждение смысла поговорки «У страха глаза велики».

                        Занятие 10. «Зайчик- Почемучка».

Цель: 1. Обсуждение «навязчивости» детских вопросов.

           2. Развитие чувства собственного достоинства.

           3. Развитие доверия детей друг к другу, сплочённости группы.

Оборудование: карта, клад, энциклопедия.

                                       Ход занятия.

  1. Игра «Таинственный незнакомец». («Технологии», стр.18 «Игровая терапия»)

     Проводится по типу «Узнай по описанию».

  1. Рассказывание детям сказки «Заяц-Почемучка». («Практикум по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стр.103)
  2. Беседа по сказке:
  • Почему Зайчика прозвали «Почемучка»?
  • Почему у зверей не хватало терпения отвечать на вопросы Зайчика?
  1. Обращение к личному опыту. Были ли вы в ситуации, когда к вам    

приставал Почемучка? Может быть, вы сами становились Почемучками. Расскажите нам об этом.

Вокруг нас много интересного. Чтобы о чём-то узнать, надо сначала подумать, поразмышлять, а потом уже спрашивать. Свой вопрос лучше начинать со слов: «Как вы думаете …?»

Давайте потренируемся. Например, интересно: почему трава зелёная? Я думаю потому, что … А вы как думаете?

Демонстрация энциклопедии.

  1. Игра «Ищем клад» («Технологии», стр.28 «Игровая терапия)
  2. Игра «Клеевой дождик» («Технологии», стр.28 «Игровая терапия»)
  3. Итог занятия. Вспомнить, как себя вести, если к вам пристал «Почемучка» (Спросить его, что он сам об этом думает).

                                  Занятие 11. «Слонёнок с шариками».

Цель: 1. Обсуждение детских капризов.

           2. Развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе.

           3. Развитие способности понимать жесты и движения.

Оборудование: повязка на глаза, «летающая тарелка».

                                        Ход занятия.

  1. Игра «Таинственный незнакомец» («Технологии», стр.18 «Игровая терапия»)

        Проводится по типу «Узнай по описанию».

  1. Рассказывание детям сказки «Слонёнок с шариками». («Практикум по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стр.113)
  2. Беседа по сказке:
  • О чём задумался Слонёнок?
  • Как вы думаете, что может сделать Слонёнок для того, чтобы ему стало хорошо со своими родителями?
  • Каким, по вашему мнению, был Слонёнок?
  1. Игра «Охота». («Технологии», стр.19 «Игровая терапия»).

 Играют два ребёнка. Один – Охотник, другой – Заяц. Им завязывают глаза. Все остальные дети ведут себя очень-очень тихо. Вначале Охотник и Заяц стоят в противоположных углах зала. Заяц пытается перебежать через поле. Если он окажется на другой стороне поля – он в безопасности. Охотник пытается поймать его при удобном случае.

Анализ упражнения:

*Все ли дети были настолько тихими, чтобы Заяц и Охотник могли хорошо слышать друг друга?

*Как ты чувствовал себя в роли Зайца? В роли Охотника?

*Что было в этой игре трудным для тебя?

  1. Игра «Волшебный ящик». («Технологии», стр. 18 «Игровая терапия»)

     «Сядьте, пожалуйста, в круг. Представьте себе, что я принесла волшебный ящик. Поскольку ящик волшебный, внутри него есть всё, что только существует на свете. Кто-нибудь из вас может подойти к ящику и, не говоря ни слова, что-то из него «вытащить». Он должен будет без слов показать нам, что он вытащил, что с этим предметом делает

или как будет с ним играть. Мы посмотрим на его пантомиму и попробуем отгадать предмет, который вытащили из волшебного ящика».

  1. Игра «От спины к спине». («Технологии», стр.24 «Игровая терапия»)

     Ребята встают на четвереньки, тесно прижавшись плечом к плечу. Тарелка кладётся на спину одного из них. Нужно будет передавать тарелку друг другу спинами, без помощи рук. Когда тарелка сделает полный круг, все вместе кричат громко: «Ура!», а если тарелка упадёт на пол, то дети должны немного повыть, как голодный волк воет на луну. Потом руками кладётся тарелка снова на спину того, кто её уронил.

  1. Итог занятия. Спросить у детей, почему капризничают дети. Как сообщить взрослым о своих желаниях без каприз?

                         Занятие 12. «Камушек в ботинке».

Цель: 1. Помочь детям сообщить о своих трудностях.

           2. Развитие творческих способностей.

           3. Развитие доверия друг к другу.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, мел, доска, повязки на глаза по числу детей.

                                          Ход занятия.

  1. Игра «Камушек в ботинке». («Технологии», стр.14 «Игровая терапия»)

      « Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете всё как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

  Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остаётся целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке», или: «У меня есть камешек в ботинке. Мне не нравится, что Максим смеётся над моими очками». Расскажите нам, что вас удручает.»

  1. «Игра-рисунок». («Технологии», стр. 5 «Игровая терапия»)

    Психолог рисует на доске или бумаге и одновременно рассказывает следующую историю.

«Нарисуем-ка домик» (рисует квадрат, в нём два квадрата поменьше, изображающие окна, и прямоугольник, изображающий дверь домика (рис. 1).

«Это был обычный домик с двумя окнами, дверью, крышей и двумя трубами.» (пририсовывает к большому квадрату сверху треугольник и две трубы с двух сторон (рис.2).

«В этом доме жил мальчик (девочка). Его звали Джон. Джон жил в этом доме со своими родителями. Однажды они купили ему щенка. Назовём его Спотом. Однажды Джон вернулся из школы и не нашёл дома Спота. Он вышел на улицу поискать собачку.» (проводит прямую линию от двери дома вниз (рис. 3).

«Подойдя к собачке, которая гуляла по улице, он увидел, что она только похожа на Спота, но вовсе не Спот. Джон искал свою собачку повсюду. Он прошёл по одной улице, потом по другой.» (рис.4).

«Джон вспомнил, что Спот любил гулять в парке, поэтому он поспешил туда.» (рисуется что-то отдалённо напоминающее хвост (рис.5).

«Джон ходил по парку в поисках Спота, но нигде его не находил, и поэтому отправился домой. Джон шёл медленно, потому что ему было очень грустно.» (проводится линия в направлении к дому (рис.6)

«Что случилось с нашим рисунком?»

  1. Игра «Точки». («Технологии», стр. 20 «Игровая терапия»)

     Возьмите лист бумаги и поставьте на нём двадцать точек, разбросав их по всему листу.

  Теперь обменяйтесь листами с сидящим рядом. Соедините точки линей так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета.

В конце игры дайте каждому ребёнку показать свой рисунок детям. Все остальные могут угадывать, что на нём нарисовано.

  1. Игра «Ночной поезд». («Технологии», стр. 21 «Игровая терапия»)

       «Один из вас станет Локомотивом, остальные будут его Вагончиками. Вагончики встают за Локомотивом кладут руки на плечи предыдущего ребёнка. Я завязываю каждому Вагончику глаза, потому что только у Локомотива есть свет и он может видеть. Локомотив будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять Вагончики, и чтобы все Вагончики чувствовали себя уверенно. Локомотив сам выбирает путь, которым поедет через лес».

Лес можно построить из мягких блоков.

Анализ упражнения:

  1. Как ты чувствовал себя в качестве Локомотива?
  2. Каким образом ты ощущал, что «ведёшь» целый поезд?
  3. Как ты чувствовал себя в качестве Вагончика?
  4. Чувствовал ли ты себя надёжно, идя за Локомотивом?
  5. Кем тебе лучше нравилось быть – Локомотивом или Вагончиком?
  1. Игра «Мой друг—дерево». («Технологии», стр.21 «Игровая терапия»)

     «Перед началом игры я хотела бы рассказать вам короткую историю. Жила-была в одной маленькой деревне девочка. Звали её Катя. Каждый день она играла со своими подругами в занимательные игры. Под конец одного длинного дня она так устала от игр, что легла спать под величественным и прекрасным старым деревом. Через несколько секунд она уже уснула. Старое дерево очень любило Катю, так как она часто с ним разговаривала. И оно захотело сделать уснувшей Кате чудесный подарок. Нежно опустило свои могучие ветви, приподняло ими девочку и стало покачивать её потихоньку так, что Кате начали сниться удивительные сны…Все страхи от неё отступили, она чувствовала вокруг себя надёжную защиту и доверяла ей… Благодаря этим волшебным мягким покачиваниям она во сне попала в свою любимую страну, где всегда светит солнце, и где дети никогда не ссорятся …Когда пришло время ужина, старое дерево бережно опустило девочку на мох и пощекотало её тоненькой веточкой по носу так, что она проснулась. И потом Катя всегда помнила об этом прекрасном переживании.

Кто из вас хотел бы стать Катей? Хорошо, Саша, ты первый, которому будет так же хорошо. Ложись на спину и закрывай глаза. Разведи руки в стороны, ноги вместе. Теперь нужно восемь детей, которые будут Ветвями дерева. Встаньте по четверо с каждой стороны «уставшей девочки»…Ветви, вам надо подсунуть свои руки ладонями вверх под Сашины ноги и спину. Я буду держать Сашину голову. Я досчитаю до трёх, и Ветви медленно встают с пола и, когда они встанут, мы будем очень тихо вместе напевать песню слабого ветерка. Мы представим себе, что ветерок тихо покачивает ветви туда-сюда так, что Саша чувствует себя, словно на качелях. (60 секунд)

А теперь мы хотим аккуратно положить Сашу снова на пол. Ветви медленно опускают руки вниз. Один из вас может быть теперь тоненькой  Веточкой, которая разбудит ребёнка, и он радостно и бодро побежит домой».

Анализ упражнения:

  1. Что ты чувствовал, когда был в роли Уставшего ребёнка?
  2. Были ли Ветви бережны с тобой?
  3. Чувствовал ли ты себя уверенно?
  4. Что ты чувствовал, когда был Веткой?
  5. Охотно ли ты укачивал Уставшего ребёнка?
  6. Почему плавное покачивание даёт нам такое чудесное переживание?

  6. Итог занятия. Вспомнить игры, в которые играли; поделиться   впечатлениями о прошедшем занятие.

                                         Занятие 13. «Я».

Цель: 1. Развитие самовыражения.

           2. Адекватное принятие своей внешности.

           3. Развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе.

Оборудование: музыкальные инструменты, магнитофон, плёнка для записи, зеркала, ножницы, клей, нитки, картон,  дидактическая игра «Составь портрет».

                                       Ход занятия.

  1. Игра «Музыкальные каракули». («Технологии». «Музыкальная терапия»)

 Детям предлагается сесть рядом и выбрать один из инструментов или звучащих предметов.

Предлагается каждому ребёнку извлечь звуки из выбранного им инструмента и сыграть на нём мелодию.

Весь процесс создания музыки записывается на плёнку. Когда дети почувствуют, что им больше нечего добавить, им предлагается прослушать запись. Ребят хвалят за процесс творчества и предлагают обсудить музыкальное произведение:

*какие инструменты чаще использовались;

*что можно сказать о звуках, преобладающих в импровизации, как можно описать их;

*какие ещё звуковые сочетания запомнились;

*можно ли услышать какую-либо мелодию, получилась ли красивая музыка;

*о чём, по их мнению, рассказывает музыка;

          2. Логоритмическое упражнение «Заботливое солнышко».

              (Е.А. Алябьева стр.9)

     3.    Игра «Составь свой портрет». (с использованием зеркал)

     4.    Игра «Я». (Дети выполняют свой портрет из ниток на картоне)

     5Итог занятия. «Похвали себя». (с аплодисментами)

                       Занятие 14. «Моё имя».

Цель: 1. Познакомить детей со значениями их имён и тотемными животными.

  1. Помочь детям почувствовать свою принадлежность группе.
  2. Подчеркнуть важность каждого ребёнка.
  3. Развивать творческие способности детей.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, повязка на глаза, покрывало.

                                         Ход занятия.

  1. Игра «Имя и движение». («Технологии», стр.23 «Игровая терапия»)

     Дети садятся в большой круг. Им предлагается по очереди вставать, называть своё имя и при этом делать какое-нибудь движение. Затем вся группа хором повторяет его имя и движение.

  1. Игра «Кто позвал?».
  2. Знакомство с тотемными животными, рассматривание картинок с их изображением.
  3. Рисование своего тотемного животного в сюжете.
  4. Игра «Весёлый паровозик». (Водящему-паровозику завязываются глаза. Он должен отгадать по голосу кто едет в 5-м, 3-м и т.д. вагончике.)
  5. Рассматривание детских рисунков.
  6. Игра «Кого не хватает?». («Технологии», стр.24 «Игровая терапия»)

     Дети садятся в круг, беседуют о том, что каждый ребёнок в группе очень важен для них. Когда кто-то отсутствует, то по нему скучают остальные  дети.

Ребята называют имена отсутствующих детей.

Детей просят закрыть глаза, и пока никто не видит, тихо подходят к одному из них и прикасаются к его плечу. Тот, кого выбрали, открывает глаза, тихо-тихо выходит на середину круга, и его накрывают покрывалом.

После этого детей просят открыть глаза и угадать, кого не хватает.

  1. Прощание. Игра «Имя и движение». (значение имени)

                                   Занятие 15. «Вкуснятина».

Цель: 1. Способствовать развитию дружеских отношений между детьми.

           2. Развитие творческих способностей детей.

           3. Учить детей сосредоточению.

           4. Понимание пословицы «На вкус и цвет—товарища нет».

Оборудование: бумага, цветные карандаши, сказка «Салат» из программы  О. Князевой «Я, ТЫ, МЫ» (стр.63), картинки с изображением продуктов, готовых блюд, клубок цветной шерсти.

                                        Ход занятия.

    1. Игра «Ты мне нравишься». («Технологии», стр.25 «Игровая терапия») Потребуется клубок цветной шерсти.

Дети садятся в круг. Пару раз обматывается свободный конец нитки вокруг ладони и катится клубок в сторону одного из детей. После того, как передали кому-то клубок, мы говорим этому ребёнку, чем он вам нравится. Фраза должна начинаться со слов: «Коля! Ты мне нравишься, потому что …»

Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Ребёнок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребёнок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

*Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

*Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

*Почему каждый ребёнок достоин любви?

*Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

  1. Рассказывание детям сказки «Салат». Обсуждение любимых детьми салатов.
  2. Игра «Поварята». (Ребята-поварята выбирают картинки с изображением продуктов для приготовления какого-то блюда. Остальные должны догадаться, что за блюдо хотят приготовить поварята.)
  3. Рассматривание картинок с изображением готовых блюд. Рисование «Моё любимое блюдо».
  4. Динамические упражнения с «ёжиками».
  5. Рассматривание детских рисунков. Обсуждение пословицы.
  6. Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе». («Технологии», стр.18 «Игровая терапия»)

Детям предлагается ответить на ряд вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда будет поднято много вверх пальцев, на счёт «Три» все вместе должны прошептать ответ.

Предлагаемы вопросы:

Какой сегодня день недели?

Сколько девочек (мальчиков) находится в этой комнате?

Как называется улица, на которой стоит наш детский сад?

Что сегодня повар приготовил вам на завтрак? и т.д.

  1. Прощание «глазками».

                              Занятие 16. «Эксперимент».

Цель: 1. Закрепить знания детей о значении их имён.

  1. Развитие обоняния.
  2. Развитие воображения, творческих способностей.
  3. Понимание пословицы «О вкусах  не спорят».

Оборудование: дидактическая игра «Путешествие в страну запахов» (чеснок, лук, лимон, апельсин, герань, жасмин), бумага, цветные карандаши.

                                         Ход занятия.

  1. Приветствие. «Имя и движение». (значение имени)
  2. Дидактическая игра «Путешествие в страну запахов».
  3. Игра «Любимый запах». (Ребята описывают, на что похож их любимый запах)
  4. Рисование «Мой любимый запах».
  5. Динамические упражнения с «ёжиками».
  6. Рассматривание детских рисунков. Обсуждение пословицы.
  7. Прощание. Игра «Доброе животное». («Технологии», стр.31 «Игровая терапия»)

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперёд. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперёд, выдох – все делают 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперёд, выдох – 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т.д.»

                                       Занятие 17. «Модельер».

Цель: 1. Развитие у детей чувства общности.

            2. Закрепить знания детей об одежде.

            3. Развитие слухового восприятия.

            4. Понимание пословицы «По одёжке протягивай ножки».

Оборудование: бумажные куклы и одежда к ним, нарисованные силуэты кукол, цветные карандаши.

                                                  Ход занятия.

  1. Игра «Доброе животное».  (Смотри занятие 16 п.7)
  2. Игра «Дотронься до …». (названия одежды)
  3. Игра «Модельер». (одеть бумажную куклу и устроить показ мод)
  4. Игра-рисование «Одень свою куклу».
  5. Динамические упражнения с «ёжиками».
  6. Рассматривание детских работ. Ребята обсуждают, в чём совпадают их вкусы, а в чём – нет. Обсуждение пословицы
  7. Игра «Есть или нет?». («Технологии», стр.31 «Игровая терапия»)

    Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка?

Есть ли клюв у поросёнка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ум у дурака?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли дом у рыбки?

  1. Прощание «глазками».

                        Занятие 18. «Какой Я?».

Цель: 1. Развитие эмпатии.

            2. Помочь детям лучше осознать себя и черты своего характера.

            3. Развитие слухового восприятия.

Оборудование: мяч, бумага, цветные карандаши, предметные картинки с изображением животных, птиц, растений.

                                         Ход занятия.

  1. Приветствие «глазками».
  2. Игра «На кого Я похож». («Технологии», стр.28 «Игровая терапия»)

Дети садятся в круг. Выбирается один ребёнок, а все остальные отвечают на вопросы:

  • На какое животное он похож?
  • На какую птицу?
  • На какое дерево?
  • На какой цветок? И т.п.

С использованием предметных картинок.

3. Рисование «Моя любимая игрушка».

4. Игра с мячом «Что вам нравится» (зимой, из одежды, из вкусненького, летом, игра)

5. Рассматривание детских рисунков.

6. Игра «Ветер дует на …». («Технологии», стр.30 «Игровая терапия»)

«Ветер дует на того, у кого светлые волосы (у кого есть сестра; кто любит животных; кто много плачет; у кого нет друзей) и т.д.»

  1. Прощание «Подари улыбку».

                              Занятие 19. «Мир красоты».

Цель: 1. Способствовать развитию дружеских отношений между детьми.

         2. Осмысление мимических реакций.

         3. Развитие воображения, творческих способностей, саморегуляции.

Оборудование: клубок шерстяных ниток, детские калейдоскопы, бумага, цветные мелки, записи «красивой» музыка, магнитофон, скотч.

                                              Ход занятия.

  1. Приветствие «Ты мне нравишься». (Смотри занятие 15 п.1)
  2. Игра с калейдоскопами.
  3. Разыгрывание этюдов: «Впервые увидел море; оно такое красивое»,  «Нашёл красивый цветок», «Увидела красивое платье в магазине», «У меня появился щенок; он такой красивый».

Обсуждение мимических реакций в ходе разыгрывания этюдов.

  1. Рисование «Мир красоты» под музыку.
  2. Рассматривание детских рисунков. Создание из них картины «Мир красоты». (Рисунки соединяются скотчем. Картина вывешивается в группе.)
  3. Прощание «Солнечный зайчик». («Технологии», стр.33 «Игровая терапия»)

    «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть; затем погладь голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

                        Занятие 20. «Волшебник».

Цель: 1. Развитие саморегуляции.

  1. Развитие творческого мышления, воображения.
  2. Осознание понятий «добрый – злой».

Оборудование: рассказ В.А. Сухомлинского «Что лучше?», аудиозапись     Э. Грига «Шествие гномов», магнитофон, бумага с изображением силуэтов двух одинаковых фигурок волшебников, цветные карандаши.

                                     Ход занятия.

  1. Приветствие «Солнечный зайчик». (Смотри занятие 19 п.6)
  2. Чтение и обсуждение рассказа В.А. Сухомлинского «Что лучше?».
  3. Прослушивание и обсуждение Э. Грига «Шествие гномов»:
  • какая это музыка по характеру звучания?
  • Что представляется под эту музыку?
  • Какими видятся вам герои этого музыкального произведения?
  • Как бы вы назвали это музыкальное произведение?

Рассказать ребятам об этом произведении и предложить подвигаться под  музыку соответственно характеру героев.

  1. Игра «Волшебник». («Технологии», стр.37 «Игровая терапия»)

    Ребятам предлагается две совершенно одинаковые фигурки «волшебников». Их задача дорисовать эти фигурки, превратив одну в «доброго», а другого в «злого» волшебника. Затем предлагается придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

  1. Прощание «плечиками».

                         Занятие 21. «Я могу».

Цель: 1. Повторить с детьми значения имён.

  1. Развитие эмпатии, самовыражения.
  2. Развитие взаимосвязи зрительного и слухового образного          

воображения.

    Оборудование: магнитофон, аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года», пейзажные и сюжетные картинки с изображением разных времён года, бумага, кисточки, салфетки, ёмкости для воды, на каждого ребёнка четыре краски: красная, зелёная, синяя, жёлтая.

                                           Ход занятия.

  1. Приветствие «Имя и движение». (значение имени)
  2. Прослушивание «Времён года» П.И. Чайковского. Подбор к музыкальным фрагментам пейзажных и сюжетных картинок.
  3. Игра «Музыка». («Технологии», стр.37 «Игровая терапия»)

     Детям предлагается прослушать музыку из «Времён года» П.И. Чайковского. После чего им предлагается четыре краски: красная, зелёная, синяя, жёлтая. Дети изображают услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавливают свои рисунки.

  1. Игра «Зоопарк». (Смотри занятие 7 п.6)
  2. Прощание «спинками».

                            Занятие 22. «Филиппок».

Цель: 1. Развитие саморегуляции, чувства собственного достоинства.

         2.  Обсуждение понятия «робкий».

         3.  Помочь детям преодолевать свою застенчивость.

Оборудование: маленькие зеркала, книжка Л.Н. Толстого «Филиппок», большое зеркало.

                                   Ход занятия.

  1. Приветствие «Солнечный зайчик». (если солнечная погода, то при помощи маленьких зеркал)
  2. Игра «Озеро». Ребёнок подходит к большому зеркалу. Ему кто-нибудь из детей говорит комплимент. Он в ответ произносит фразу «я знаю, а ещё у меня» и заканчивает её.
  3. Рассказывание с использованием иллюстраций «Филиппка» Л.Н. Толстого. Обсуждение рассказа:
  • Почему Филиппок боялся войти в класс?
  • Как его встретили дети?
  • Как поступил учитель, увидев, что Филиппок стесняется?
  1. Игра «Волшебный стул». Ребёнок садится на стул и заканчивает фразу «Я больше не стесняюсь». Первым садится на «волшебный стул» психолог.
  2. Игра «Мама, я хочу домой». («Технологии», стр.6 «Сказкотерапия»)

     Все участники группы стоят вместе. Ведущий – по другую сторону. Он спрашивает участников: «Кто хочет домой?» Когда кто-либо отвечает: «Я», -- ведущий ставит условие: «Вы должны пройти, как … (один из образов, подходящих данному человеку): балерина, бабочка, слон, лягушка, автомобиль, ленивый ребёнок, идущий в детский сад и т.п.».

     Группа оценивает качество исполнения образа и в зависимости от этого

      исполнения пропускает «домой» или не пропускает.

  1. Прощание «Подари улыбку».

                                 Занятие 23. «Котёнок».

Цель: 1. Обсуждение понятий «смелый – робкий».

  1. Развитие чувства общности.
  2. Предоставить возможность ребятам побольше узнать друг о

     друге.

    Оборудование: мяч, иллюстрация к отрывку стихотворения В. Маяковского «От вороны карапуз убежал, заохал!», мультфильм «Крошка-Енот», рассказ Л.Толстого «Котёнок».

                                         Ход занятия.

  1. Приветствие «Доброе животное». (Смотри занятие 16 п.7)
  2. Рассматривание иллюстрации.
  3. Знакомство ребят с рассказом Л.Н. Толстого «Котёнок».

Вопросы к детям:

  1. Игра с мячом «Закончи фразу».

«Я чувствую себя смелым, когда …»

«Я горжусь собой, когда …»

  1. Просмотр мультфильма «Крошка-Енот». П о окончании просмотра

   детям предлагается ответить на вопрос: «Что Еноту помогло стать

   смелым?» (улыбка)

  1. Прощание «Подари улыбку».

                 Занятие 24. «Белоснежка и семь гномов».

Цель: 1. Учить детей по пантомимическим признакам узнавать

                настроение и характер сказочных героев.

           2.  Развитие пантомимики у детей, снятие мышечного напряжения.

           3.  Развитие самовыражения.

Оборудование: барабаны, мультфильм «Белоснежка и семь гномов», иллюстрации к этой сказке с изображением гномов.

                                     Ход занятия.

  1. Приветствие. Рассказать о своём настроении с помощью барабанов.
  2. Просмотр отрывка из сказки-мультфильма «Белоснежка и семь гномов».
  3. Динамические упражнения с «Ёжиками».
  4. Обсуждение персонажей сказки с использованием иллюстраций. (Профессор, Весельчак, Простак, Засоня, Скромняк, Ворчун. Спонтанный) (Кто из персонажей понравился и почему)
  5. Мимическая гимнастика: «весёлый клоун», «грозовая туча», «страшный сон», шустрый ёжик», «скука».  
  6. Прощание «спинками». 

                          Занятие 25. «Гномики».

Цель: 1. Укрепление чувства собственного достоинства и единства

               группы.

           2. Продолжать развивать способность понимать символические

               жесты и движения.

           3. Развитие детской фантазии.

Оборудование: цветные колпачки гномиков из сказки «Белоснежка и семь гномов», бумага, сундук, цветные карандаши, микрофон.

                                    Ход занятия.

  1. Приветствие «Доброе утро». (Смотри занятие 9 п.1)
  2. Игра «Волшебный сундук». Ребята достают из сундука колпачки гномиков, надевают их и превращаются в гномов из сказки. Они рассказывают о своём персонаже, называя имя, чем примечателен.
  3. Рисование «Гномик, который мне нравится».
  4. Динамические упражнения с «ёжиками».
  5. Рассматривание детских работ. Фантазирование на тему «Почему так зовут гномов?».
  6. Прощание носиками.

                             Занятие 26. «Обида».

Цель: 1. Закрепить значения имён.

  1. Обсуждение понятия «обида».
  2. Развитие экспрессивности.

    Оборудование: рассказ Э. Мошковской «Обида», зеркала, бумага, простые карандаши.

                                             Ход занятия.

  1. Приветствие «Имя и движение». (значение имени)
  2. Игра-тренинг «Моё ощущение»:
  • «Я съел что-то солёное»
  • «Я съел что-то вкусное»
  • «Я иду в цирк»
  • «Мама что-то принесла»
  • «Скучно дома сидеть»
  • «Помогаю маме»
  • «Смотрю мультики»
  • «Пропала любимая игрушка»
  1. Чтение и обсуждение рассказа «Обида».
  2. Игра с зеркалом «Изобрази эмоцию».
  3. Рисование лиц-схем, отображающих грусть, радость, удивление, спокойствие.
  4. Прощание «глазками».

                              Занятие 27. «Пара».

Цель: 1. Учить детей сотрудничать в парах.

  1. Расширение поведенческого репертуара.
  2. Преодоление застенчивости.

    Оборудование: маленькие зеркала, всевозможные игрушки и ведёрки, бумага, цветные карандаши, магнитофон, аудиозапись весёлой музыки.

                                           Ход занятия.

  1. Приветствие «Солнечный зайчик». (с зеркалами)
  2. Ролевая гимнастика: («Технологии», стр.29 «Игровая терапия»)

*  Рассказать известное стихотворение: шёпотом, со скоростью улитки, как робот.

*  Походить как: младенец, старик, лев.

*  Улыбнуться как: кот на солнышке, само солнышко.

*  Посидеть как: пчела на цветке, наездник на лошади, Карабас-Барабас.

*  Попрыгать как: кузнечик, козлик, кенгуру.

*  Нахмуриться как: осенняя туча, рассерженная мама, разъярённый лев.

3.  Игра «Только вместе». («Технологии», стр.24 «Игровая терапия»)

     Дети разбиваются на пары и встают спина к спине. Им предлагается медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, сесть на пол. Затем точно так же встать.

Анализ упражнения:

  1. С кем тебе вставать и садиться было легче всего?

2.  Что было самым трудным в этой игре?

4. Игра «Сборщики». («Технологии», стр.29 «Игровая терапия»)

    Масса всевозможных игрушек разбросана на полу. Участники игры разбиваются на пары и берутся за руки. По сигналу двумя свободными руками каждая пара должна собрать как можно больше предметов. После того, как все предметы собраны, каждая пара подсчитывает число имеющихся у них предметов.

При сборе используется весёлая, энергичная музыка.

    5.  Игра «Качели». («Технологии», стр.32 «Игровая терапия»)

        Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет голову

        к ним, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза

        закрыты.

       Второй встаёт сзади, кладёт руки на плечи сидящему и осторожно

       начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный,

       движения плавные. Выполнять упражнение 2минуты. Затем участники

       меняются местами.

6.  Рисование «Подарок другу».

  1. Прощание «коленочками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...