Занятие по развитию речи .Путешествие мышки Шуршуни.
план-конспект занятия по логопедии

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе.Автоматизация звука Ш в открытых слогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_sh_gotovyy.docx104.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в открытых слогах.

Тема: Автоматизация звука [ш] в открытых слогах.

Цели: Развитие артикуляционной моторики

           Развитие памяти, внимания

           Образовательная: обучение произнесению звука  Ш в открытых слогах.

           Коррекционная: активизация артикуляционного аппарата.

           Воспитательная: воспитание интереса к занятию.

Оборудование: зеркало, предметные картинки.

Ход занятия:

Задачи

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

1

2

3.

1)Артикуляционная гимнастика, развитие кинестетических ощущений.

2)Развитие диафрагмального дыхания

3) Развитие мелкой моторики.

.  

4)Автоматизация звука ш в открытых слогах

Развитие звукового синтеза

5)Развитие психических функций и тактильных ощущений.

6)Развитие фонематического слуха

7)Развитие просодического компонента речи

.

8)Развитие графомоторных навыков

.

Организационный момент.

Здравствуй. Как твои дела? Как настроение?

(Логопед обращает внимание на осанку ребенка, проверяет хорошо ли ребенок видит себя в зеркало.)

Объявление темы занятия

Когда мышка скребет за стенкой какой звук мы слышим? (логопед имитирует шуршание)

Шу- у-шу

Наша тема звук [Ш]

Нашу Мышку пригласил на день рождения Змейка Шуша, Шуша живет в лесу,  и мы с тобой поможем Мышке туда добраться.

Мышка приготовила для Шуши поздравление, но чтобы правильно его произнести, она должна сделать гимнастику. Давай сделаем гимнастику вместе с Мышкой.

 Посмотри в зеркало на то, как я буду выполнять упражнения и сделай также.

Статические подготовительные упражнения для языка

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок — баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

Динамические упражнения для языка

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Ну теперь мы готовы поздравить Шушу, поехали на день рождения. А кто это еще собирается на праздник? (Показываем картинку змеи с шариком). Это Шушины подружки, они поедут с нами. (Логопед предлагает ребенку сделать дыхательную гимнастику )

Давай поиграем в змейку.

(Игра проводится на ковре.) Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ши-Ши-Ши!" Нужно вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного повторения слога «ши-ши-ши» добирать воздух нельзя.

А теперь садимся все в машину  и едем к Шуше, ой у нас кажется лопнуло колесо, давай его накачаем.

А теперь давай поиграем в насосы. (Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.)

- Давай возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "Шу-Шу-Шу" - работают насосы! (Логопед показывает движения насоса ) -Вдохни побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося слог Шу-шу-шу. Добирать воздух во время произнесения слогов нельзя(шу-шу-шу).( Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры ребёнок не перенапрягался.)

Пальчиковая гимнастика.

Смотри наша мышка немножко замерзла в дороге, ей надо погреться, давай поиграем с мышкой в ловилки, ты будешь мышкой.

( Ребенок ходит пальчиками по ладони логопеда

в разные стороны, как будто бегает мышка)

Ши-ши-ши. Ша-ша-ша.

Зашуршали два мыша,

Мышка, мышка не шурши.

Ша-ша-ша. да ши-ши-ши.

(Логопед пытается поймать пальчики в ладошку.

Потом меняется местами с ребенком и ходит пальчиками по его ладошке, а ребенок в конце стихотворения пытается поймать пальчики.)

Наша Шуша, как и все девочки-змейки, очень любит играть в куклы, ее друзья знают это и несут ей в подарок много куколок, давай придумаем им имена.

-Давай я буду начинать слово а ты заканчивай:

 Ма...(ша), Да...(ша), Са...(ша), Ми...(ша), Ната...(ша), Катю...(ша), Ле..(ша), Па..(ша), Ири..(ша), Ари..(ша)

Смотри как интересно получается, все наши куколки дружат со слогом ША.

Какой первый звук в слоге ша? Назови второй звук.

Скучно одному звуку [ш]. Пригласим к нему звук [а]. Звук [ш] «подружился» со звуком [а]. Какой слог получился?

— Найди картинку, в названии которой есть слог ша. (Шайба, шапка.)

До дома Шуши осталось совсем немного, главное нам не заблудиться, смотри 3 дорожки.

Перед нами три листа на которых нарисована извилистая дорога, (первый лист простой бумаги, второй шершавый,( как мягкая безопасная нождачка), третий пластиковый скользкий).

- Когда наша машинка едет по обычной дороге она говорит «ша-ша-ша» (машинка, это 3 пальчика правой руки), когда по шершавой говорит шу-шу-шу , а когда едет по скользкому льду, говорит ши-ши-ши. (Потом меняем листы местами и ребенок должен вспомнить на какой дорожке какой звук произносит машинка).

Ура вот мы и приехали! Нас встречает веселая Шуша(достаем игрушку змею).Шуша хочет поиграть с нами.

— Какой слог лишний?

Ша-ша-ша-ши,

ша-ша-шу-ша

ша-ша-шо-ша

шу-шу-шу-ша

Повтори цепочку звуков

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (ши-ША-ши)

Логопед следит, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках.

Если ему трудно дается повторение трех слогов,  сначала два слога: Шу-ша, ша-Шу,

Затем

Ши-ша-ша,

ша-ша-ши,

ши-ша-ши,

шу-ша-шу

Шу-ши-шу,ши-шу-ши, ши-шу-шу

Ой а куда же делась наша мышка, с кем это она там играет.

«Разговор мышки с мышонком». Произнесение слогов со сменой интонации (логопед меняет интонацию за маму мышку и мышонка):

Мама :ши-ши-ши,     Мышонок: ши-ши-ши, ши-ши-ши;

Мама: ша-ши-шо-шу; Мышонок :ша-ши-шо-шу

Мама: ши-ша-шо-шу. Мышонок: ши-ша-шо-шу

.

Динамическая пауза

Так, хорошо. Давай немножко отдохнём ,мы же все-таки в лесу, тут так много деревьев. Встань и повторяй за мной: «Ветер дует нам в лицо (машем ладошками в сторону лица). Закачалось деревцо (поднимаем руки вверх и качаем ими)». Итак, мы немножко отдохнули, теперь давай садиться.

Вот и подходит праздник концу, но какой же день рождения без подарков. Давай поможем Шуше посмотреть ее подарки. Для этого е нужно проползти по дорожке до подарка, возьми карандаш и проводи Шушу, смотри как она радуется, давай пошипим вместе с ней

(Ребенок ведет карандашом по дорожке и шипит вместе с Шушей).

ША-ША-ША-ША

ШИ-ШИ-ШИ-ШИ

ШУ-ШУ-ШУ

ШО-ШО-ШО

.

Итог занятия.

Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо, и я надеюсь, что на следующем занятии ты поработаешь ещё лучше. До свидания.

 

Здравствуйте!(садится)

Отлично!

Хорошее!

Ребенок отвечает

Шу-Шу-Шу

Ребенок смотрит в зеркало и  выполняет инструкции логопеда.

Ребенок повторяет за логопедом., изображая змею ШИ-ШИ-ШИ

Ребенок повторяет за логопедом «Шу-шу-шу», имитируя движения насоса

Ребенок ходит пальчиками по ладони логопеда в разные стороны, как будто бегает мышка, и в конце пытается убрать руку, чтоб логопед ее не поймал, затем они меняются местами и ребенок вместе  логопедом повторяет

ШИ-ШИ-ШИ,ША-ША-ША

Ша-Ша-Ша,Ши-Ши-Ши и пытается поймать мышку на

ладошке.

Ребенок заканчивает слова открытыми слогами со звуком Ш.

Ребенок называет звук Ш и А

ША

Рассматривает картинки, находит нужные.

Ребенок ставит пальчики на дорожку и едет от начала до конца, произнося соответствующий звук.

Ребенок находит лишний слог

Ребенок повторяет цепочки, с соответствующей интонацией

Ребёнок произносит звуки за мышат повторяя интонацию логопеда

Ребенок встает и повторяет упражнения за логопедом.

Ребенок обводит карандашом дорожку и повторяет с логопедом шипение змейки

ША-ША-Ша-ША

ШИ-ШИ-ШИ-ШИ

ШУ-ШУ-ШУ

ШО-ШО-ШО

Ребёнок прощается до следующего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи) (старший возраст

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Программное содержание: выявить знания и умения детей, полученные на занятиях по развитию речи:-пони...

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи»

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи» в подготовительной группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19102087","attributes":{"alt":"","class":"media...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в город Красивой речи"

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи "Путешествие в город Красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»

обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх....

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие в страну Красивой речи"

                      Открытое занятие по развитию речи...