Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну красивой речи" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Развитие речи в старшей речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

«Путешествие в страну красивой речи»

Цель: Закрепление знаний детей о времени года зима.

Задачи:

Образовательные:

- учить подбирать слова с противоположным значением,

-обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в делении слов на слоги; - совершенствовать грамматический строй речи:  учить образовывать прилагательные от существительных; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа множественного числа; учить отвечать на вопрос, обозначающий признак предмета. Учить  составлять стихотворение, состоящее из 5 строк ( технология синквейн).

Развивающие:

развивать артикуляционный аппарат, развивать связную речь, развивать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; развивать  внимание, память, воображение, фантазию, мышление, умственную деятельность.

Воспитательные:

-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности; инициативности.

- воспитывать внимательное отношение к богатству родного языка.

Предварительная работа: Рассматривание картин о зиме, отгадывание загадок, словесно-речевые игры, чтение  сказок и рассказов о зиме, наблюдение на прогулке за признаками зимы, составление рассказов о зиме по картинам, заучивание стихов.

Словарная работа: пушистая, кружевная, кристаллик льда, падает, кружится, сверкает, вьюжная, крутая, морозец.

Материал и оборудование:

 Зеркала, салфетки, картинка-ребус, зимние картинки, мнемотаблицы, сюжетные картинки.

Организационный момент.

- Ребята, помните мы с вами были в стране геометрических фигур?

Кто там управляет страной? (Куб).

А сегодня я вас хочу пригласить в страну красивой речи и управляет этой страной не король, а Правитель.

Правитель страны просит нас помочь. Снежная королева заколдовала все буквы, слова и теперь жители этой страны не могут разговаривать, читать, писать  и просят вас помочь. Сможете?

 Правитель Страны красивой речи прислал нам напоминание: как надо правильно говорить.

Дети.- Говорим всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим!

- И еще одно напоминание:

 Если хочешь ответить, не шуми, только руку подними.

- Но попадем мы в эту страну, только тогда, когда скажите противоположные слова по смыслу. Кто первый ответит, подходит ко мне.

  игра «Скажи наоборот»

-Летом дни жаркие, а зимой (холодные).

-летом катаются на роликах, а зимой ( на коньках).

-летом небо светлое, а зимой ( серое).

-осенью листопад, а зимой ( снегопад).

- снег мягкий, а лед (твердый).

- летом дни длинные, а зимой (короткие).

- летом земля покрыта травой, а зимой (снегом).

- летом надеваем шорты, а зимой ( шубы).

- летом катаемся на велосипедах, а зимой ( на санках).

- летом идет дождь, а зимой ( снег).

- летом бывает праздник Нептуна, а зимой ( Новый год).

- летом деревья покрыты листвой, а зимой ( снегом).

 - Вот мы с вами и попали в страну красивой речи.  

- Ой, смотрите замок ,он закрыт. (На замке снежинка , на ней задание –разгадать ребус).

- разгадываем ребус. Заколдовано слово «зима».

-Ребята, наверно речь пойдет сегодня о зиме.

- Но замок все равно не открывается, сделали ручки в замок

Выполняем пальчиковую гимнастику «Замок»

 На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали  (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули  (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

- Замок, мы открыли, молодцы!

- Проходим за столы.

Ход занятия

Основная часть:

Воспитатель. – Ребята, я хочу вам рассказать сказку про язычок.

( Проводится артикуляционная гимнастика).

Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)

Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены-повторить 3-5 раз)

А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку-повторить 3 раза)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)

Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу,

потом на травку (язык опустить вниз, понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).

Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)

Потом захотелось ему пить (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).

А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).

Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать (язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).

А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую-по 5 раз).

Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены,язык за нижними зубами:С-С-С-С,

И Язычок услышал,как зашелестели листочки на деревьях :Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).

А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д… (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)

Как хорошо в лесу!

1.- Заколдованы картинки, нужно отгадать загадки и они оживут.

(при отгадывании загадки, показать картинку)

Шубку снежную надела,

Закружила, завертела.

Заковала речку в лед,

Встать на лыжи нас зоветЗима

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идетСнег

Без досок, без топоров,

Через реку мост готовЛед

Странная звездочка

С неба упала

Мне на ладошку

Легла и пропалаСнежинка

Что за нелепый человек,

Пробрался в 21 век?

Морковка-нос, в  руке-метла,

Боится солнца и теплаСнеговик

Художник - невидимка

По городу идет:

Всем щеки нарумянит,

Всех ущипнет за нос. Мороз

2. -Посмотрите заколдовано стихотворение, жители страны не могут его прочитать. А мы сможем? Поможет нам мнемотаблица. Читаем стих с помощью мнемотаблицы. Расколдовали стих, теперь и жители страны смогут его прочитать.

- Смотрите еще снежинка ,а на ней  какая-то игра ,правитель страны просит вас помочь расколдовать слова, жители страны не могут правильно назвать «один-много»,один сказать могут, а много нет.

3. Игра «Один -много».(кидаю ребенку снежок, говорю - один, ребенок-  много)

(Снежинка- снежинок, снеговик, мороз, ель, сугроб, сосулька, дерево, горка, холод, зима, ветер)

- Снежинка заколдована, нужно назвать зимнее слово и разделить на слоги.

4.Игра « Раздели слова на слоги» ( назвать зимнее слово и разделить на слоги).

- Жители страны не могут определить признак предмета, ответить на вопрос «какой»

5. Дидактическая игра «Кто больше?»

- Снег…. какой? (белый, холодный, пушистый).

- Лед … какой? (скользкий, гладкий, прозрачный).

- Зима…. какая? (снежная, морозная, холодная).

- Горка …. какая (снежная, скользкая, крутая).

-День …. какой (короткий, морозный, зимний).

6.- Дети, кто сочиняет стихи? (поэт).  В страну красивых слов случайно попал Незнайка, и он никак не может придумать стих про снежинку, но стих должен быть необычным, он будет нерифмованным. Мы с вами тоже сейчас будем поэтами.  Давайте поможем , придумаем нерифмованное стихотворение про снежинку.

1.Что это ( снежинка),2. какая она (пушистая, белая, кружевная) ,3.что делает ( падает, летает, кружится),4. придумать предложение со словом«снежинка».

5. что такое снежинка ( кристаллик льда ).

- Снежинка.

- Пушистая, кружевная.

- Падает, кружится, сверкает.

- Мне нравится ловить снежинки.

- Кристаллик.

- Давайте немного отдохнем, выходите ко мне.

7. Физкультминутка «Снег – снежок»

Снег – снежок,
Снег – снежок.
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег – снежок,
Снег – снежок
Белая метелица.
Снег – снежок,
Снег – снежок
Замело дорожки.
(Плавно качают руками вправо–влево).
Снег – снежок,
Снег – снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем.
(«Лепят снежки»).
И друг в друга снежки
Весело бросаем.
Молодцы, ребята!

-Заколдованная снежинка

8.Упражнение «Дополни слово»

Воспитатель. Скажите, ребята, а какая она зима. Я начну слово, а вы заканчивайте.

– Холод, значит зима какая? Зима холодная.

– Мороз – морозная.

– Стужа – студеная.

– Вьюга – вьюжная.

– Лед – ледяная.

– Снег – снежная.

- Грустный снеговик ,он не может назвать ласково слово, давайте поможем

9.Назови ласково

-снег - снежок

-снеговик – снеговичок

-шапка - шапочка

-варежка - варежечка

- мороз - морозец

- ветер - ветерок

- ель-елочка

- валенки - валеночки

-санки - саночки

Посмотрите, какая- то картина и тоже заколдованная

10.Рассказывание по мнемотаблице «Зима».

11.Составление рассказов по сюжетным картинкам.

- У вас на столах лежат картинки, их нужно разложить по порядку: что сначала, что потом.

12. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

- В какой стране мы с вами побывали ?

- Помогли мы жителям страны?

-Что мы делали?

-О каком времени года мы говорили?

-Что вам понравилось на занятии?

- Что было сложно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи: « В стране сказок» (старшая группа)

Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательн...

Конспект занятия на тему «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия  на тему «Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект занятия на тему "Путешествие в страну красивой речи"

Развивать активность,самостоятельность,уверенность в своих силах....

Конспект занятия по развитию речи "В стране звуков", средняя группа

Конспект занятия по развитию речи "В стране звуков", средняя группа.Задачи: Познакомить детей:- с понятиями «слово». «буква», «звук» и с тем, что слова бы...

Конспект занятия по развитию речи «Песочная страна» в старшей группе

Интересное занятие для детей. В помощь педагогам....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...