Использование элементов логопедической ритмики в работе по подготовке к обучению грамоте.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Материал содержит подборку логоритмических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов  логопедической ритмики в работе по подготовке к обучению грамоте.

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логоритмика - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Основными задачами логоритмического воздействия являются: 

-развитие чувства ритма;
- развитие слухового внимания и фонематического слуха; 

-развитие общей, тонкой и речевой  моторики, кинестетических ощущений, пространственной организаций движений;

-формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения;

-формирование звуко-слоговой структуры слова

Все эти задачи необходимо решить для успешного обучения детей в школе. И в этом прекрасно может помочь логопедическая ритмика.

  • Упражнения, направленные на развитие слоговой структуры слова:

«Ритмический рисунок»:

1.Логопед отхлопывает ритм – ребёнок повторяет его, отщёлкивая языком

2.Логопед отхлопывает ритм – ребёнок повторяет его, произнося определённый гласный звук

3. Игра «Займи своё место» Логопед называет слово, дети определяют количество слогов и занимают домик с определённым количеством этажей

  • Упражнения, направленные на развитие графо-моторных навыков:

1. Логопед ударяет в бубен – ребёнок передаёт ритм с помощью карандаша

2. «Песенка». Логопед поёт на одной ноте песенку «ля-ля-ля» в умеренном темпе. Дети «записывают» мелодию непрерывным движением в рабочей строке.

3. « Вальс».  Логопед предлагает детям послушать вальс. Под эту музыку карандаш «кружится» на листе бумаги.

  • Упражнения, направленные на автоматизацию звуков:

1. «По следам кошки» - Используется тренажёр-панно, который представляет собой плакат с изображением силуэтов следов кошки. Ребёнок прикасается поочерёдно руками к опорам и проговаривает слоги. Прикосновения рук различное: мягкое, сильное, отрывистое.

2.Проговаривание чистоговорок, сопровождаемое движением рук, ног, головы:

Са-Са-Са – к нам бежит лисаса

Сы-Сы-Сы – хвост пушистый у лисы

Со-Со-Со – у лисы колесо

Су-су-су – не боимся мы лису

  • Упражнения, направленные на развитие слухового внимания:
  1. «Весёлая гимнастика» 

Логопед называет слова – если дети услышат имя, приседают; если логопед называет предмет, наклоняются вперёд

2. «Поймай звук» - Хлопки  в ладоши на заданный звук.

  • Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха:

1. «Звуковой ручеёк» Дети передают друг другу мяч под музыку. Музыка останавливается и ребёнок, у которого в руках оказался мяч, называет слово на заданный звук.

2.«Угадай звук»  Логопед бросает мяч, дети называют первый звук в заданном слове.

Игровые упражнения, построенные на речевом материале в сочетании  с движением, вызывают огромный интерес у детей и позволяют осуществить комплексный подход к развитию речи и двигательной сферы.

Использование элементов логоритмики помогает ускорить процесс овладения необходимыми речевыми навыками и не допустить появления трудностей в усвоении школьной программы в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях логопедической группы дошкольного учреждения.

В статье описан опыт работы автора по подготовке дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня к обучению грамоте....

«Авторские методы работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»

Предлагается материал из опыта работы логопеда по обучению грамоте с помощью необычных пособий и придуманных автором методов (изучение новых букв, анализ слова, предупреждение дисграфии). ...

Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»

Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...

Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»,

         Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте....

Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

Аннотация Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 4 -7 лет к обучению грамоте. Творческая работа представляет собой подборк...

«Использование пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» для подготовки к обучению грамоте и формированию первоначальных навыков чтения в группе компенсирующей направленности с детьми 5 – 7 лет с ОНР»

quot;Теремки Ларчик" - это игровая система. Она разработана на основе традиционной методики, основанной на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенного Д.Б, Элькониным....