Семейный клуб «Школа дошколят» Пальчиковый игротренинг. Информация для родителей.
консультация по логопедии (старшая группа)

Семейный клуб «Школа дошколят» Пальчиковый игротренинг. Информация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovyy_igrotrening.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный клуб «Школа дошколят»

Пальчиковый игротренинг

                                                                         Учитель-логопед                                                                                                                                                                  

                                                                                         Есина Светлана Алексеевна

                                                               

                                                   

                                           

                                                             

                           

Семейный клуб “Школа дошколят»:

пальчиковый игротренинг

Информация для родителей

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться этими движениями – держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

        Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют её  развитию много внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичёва), которые подтверждают, что тренировка тонких движений         пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики следует проводить систематически, пальчиковую гимнастику в комплексе с  артикуляционной в специально отведённое время.

        Пальчиковый игротренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материалов. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «Пальчики-фокусники», «Пальчики-путешественники» и т. п.

        Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, верёвочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Практикум для родителей.

Задачи:

  • Познакомить родителей с нетрадиционными приёмами и материалами, используемые в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
  • Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в работе по устранению речевых нарушений у детей.
  • Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Метод проведения: имитационная игра

        Детям и родителям предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, - страну пальчиковых игр.

1.Релаксация. 

Снятие напряжения с пальцев рук, развитие пространственных   представлений.

         Мне ладони покажите –

         Правую и левую!

         В кулачки скорей сожмите

         Пальчики умелые.

         Разожмите, рассмотрите…

         И скорее мне скажите:

         Для чего нам, дети,

         Ловкие ладоши эти?

         (Ответы детей)

    2. Самомассаж кистей и пальцев рук.

    (По Йосиро Цуцуми, модифицированный)

1. Чтобы пальчики разогрелись, хорошо работали, сделаем массаж, а поможет нам   зубная щётка. Растираем зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаемся к основанию, начиная с большого пальца и до мизинца.

    Этот массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками.

    Я возьму зубную щётку,

    Чтоб погладить пальчики.

    Станьте ловкими скорей,

    Пальчики-удальчики.

2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ёжиками, прыгунками, теннисными мячиками.

    Выполнение различных движений с мячиками.

                Мой весёлый мячик,

               На ладошках скачет.

               Вперёд-назад его качу,

               Влево, вправо – как хочу.

               Сверху – левой, снизу – правой

               А теперь наоборот.

               Ах, как славно мы играем,

               И ладошки разминаем.

                 Мячик я слегка сжимаю

            И ладошки поменяю.

                 Танцевать умеет танец

            На мяче мой каждый палец.

                      Мячик пальцем разминаю,

            Вдоль по пальцам мяч гоняю.

                      Поиграю я в футбол

            И забью в ладошку гол.

3. Массаж грецкими орехами (каштанами)

    Катание двух орехов между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

                     Научился два ореха,

                     Между пальцами катать.

                     Это в школе мне поможет

                   Буквы правильно писать.

4. Массаж «чётками»

    Перебирание «чёток» (бус) развивает пальцы, успокаивает.

                  Дома я одна скучала,

                  Бусы мамины достала.

                  Бусы я перебираю

                  Свои пальцы разминаю.

    Попробуй посчитать бусы в прямом и обратном порядке.

Пальчиковый тренинг

«Шелчки» - каждым пальцем по бусам, закреплённым на ширме на дуге.

«Кус-кус» - бельевыми прищепками поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

                 Котёнок

                 Если кто-то с места сдвинется,

                 На него котёнок кинется.

                 Если что-нибудь покатиться,

                 За него котёнок схватиться.

                 Прыг-скок! Цап-царап!

                 Не уйдёшь из наших лап.

                                                В. Берестов.

«Узелки» - перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку дни недели, месяцы, гласные.

«Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

                    Ног от радости не чуя,

                    С горки снежной вниз лечу я!

                    Стал мне спорт родней и ближе,

                    Кто помог мне?... (лыжи)

«Волшебные превращения верёвочки» - из различной длины и цвета верёвочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, фигуры.

«Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «Клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

Слоги:

        ША-ШО-ШУ-ШИ

        ШКО-ШКА-ШКУ-ШКИ

        АШ-ОШ-УШ-ИШ-ЕШ

        ШТА-ШТО-ШТУ-ШТЫ

Чистоговорки:

Ша-ша-ша в доме у нас Маша.

Шо-шо-шо Маша ведёт себя хорошо.

Шу-шу-шу на руках её ношу.

Ши-ши-ши голоши у Маши хороши.

«Мой весёлый мяч» - прокатывать мяч пальцами правой и левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.

                Трудно мячик мне вести

                Прямо по дорожке

                Так и хочется ему

                Спрятаться в ладошке.

«Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платочек) пальцами в ладонь, начиная с угла (Кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

«Рисование» - «рисовать» цветы верёвочками, пуговицами, камешками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

                  Тренируйте пальчики!

                  Станет рука сильной,

                  Головушка умной,

                  А речь красивой.

Итог практикума

В ходе дискуссии с родителями выясняется.

1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:

- развивают мелкую моторику,

- стимулируют речевое развитие,

- повышают работоспособность головного мозга,

- оказывают тонизирующее и оздоравливающее воздействие на весь организм.

   

2. Необходимость использования пальчиковой игры – тренинга не только в детском саду, но и дома.

В детском саду родители могут получить:

- варианты самомассажа кистей и пальцев рук;

-варианты пальчиковых игр;

- разнообразный нетрадиционный материал для самомассажа рук (поглаживания, растирания, разминания рук, ладоней, пальцев рук): мячики с шипами, карандаши шестигранные, зубные щётки, каштаны, мочалки, цветные верёвочки, шнурки и др.

Кроме того, родители могут ознакомиться:

- с  выставкой авторских пособий: «Универсальное панно», «Спираль», «Ширма – ловкие пальчики»;

- выставкой дидактического материала: «Народные игры с пальцами», «Расскажем стихи руками»;

- фотовыставками: «Тренируем пальчики», «Рисуем картины».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы семейного клуба "Школа дошколят"

Выступление в рамках республиканского семинара "Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства" в виде мастер-класса....

Семейный клуб "Школа дошколят".

Цель семейного клуба «Школа дошколят»:Познакомить родителей с некоторыми способами работы с детьми по развитию мелкой моторики.Помочь родителям овладеть основными упражнениями по развитию ...

Методическая разработка. Работа с родителями. Семейный клуб Школа вежливых наук"

В данной тематик данна разработка совместных мероприятий родителей и детей...

Семейный клуб "Школа молодого родителя"

Презентация к выступлению на ГМО...