Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей с общим недоразвитием речи второго уровня
статья по логопедии

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. В современном обществе проблема детей с нарушениями речи остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Уровень развитости страны зависит от того, насколько интенсивно проводится политика в этой сфере. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_petrova_o.v.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности нетрадиционных техник рисования
в развитии творческого воображения детей
с общим недоразвитием речи второго уровня

Петрова О.В.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. В современном обществе проблема детей с нарушениями речи остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Уровень развитости страны зависит от того, насколько интенсивно проводится политика в этой сфере [1].

Общее недоразвитие речи является широко распространенным речевым нарушением. Под данным нарушением принято понимать речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Особенно важна связь рисования с воображением мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

При отклонениях в развитии, характерных для детей с нарушениями речи и их возрастных особенностях, необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные дети часто пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в творческую деятельность [2].

Все это указывает на необходимость развития воображения в занятиях с дошкольниками с общим недоразвитием речи второго уровня речевого развития.

Для того, чтобы развивать фантазию и воображение необходима особая организация изобразительной деятельности – в частности, использование нетрадиционных техник, т. к. в них присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.

Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в продуктивной деятельности. Осознание своего недостатка, возможный страх перед нарушенной мелкой моторикой рук затрудняет включение таких детей в творческий процесс. Данная техника рисования способствует развитию мелкой моторики и воображения.  Соблюдение правил при рисовании техникой набрызга, требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться с предметами, преодолевать неуверенность в себе, проявляющиеся из-за неудачного результата, уметь находить новые способы для художественного изображения, уметь украсить свою работу, добавлять недостающие детали [3].

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, способствует его раскрепощению, развивает воображение, фантазию, влияет на положительные эмоции. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего занятия.

Все эти виды нетрадиционных техник рисования позволят детям с общим недоразвитием речи второго уровня речевого развития достичь необходимых результатов. Как мы уже отмечали, дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, у них быстро пропадает интерес к деятельности, поэтому необходимо на занятиях регулярно использовать вариативные нетрадиционные техники рисования. Они помогут ребенку развить оригинальные идеи, воображение, творчество, самостоятельность.

Современные техники рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, воображение, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать.

Таким образом, мы рассмотрели возможности нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей с общим недоразвитием речи второго уровня. Систематическое использование данных технологий позволяет эффективно и быстро развить творческое воображение у детей.

Литература

  1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Сп.б.: Детство – пресс, 2005.
  2. Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Калягин В.А. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сп.б., Москва: САГА: Форум, 2006.
  3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. М.: Владос, 1993.