Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей
статья

Специфика и методы проведения занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей

Материал подготовил:

Воспитатель

Донченко Светлана Михайловна

Проанализированы этапы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста, условия, специфика и методы проведения занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.

В наше время большое внимание уделяется решению нестандартных проблем в жизни общества, тем самым создавая потребность общества в инициативной, творческой личности, которая способна качественно и нетрадиционными методами решать задачи, поставленные перед ней. В следствие этого в психологии и педагогике часто встречается вопрос о роли воображения в развитии детей. Творческое воображение – психический процесс, являющийся неотъемлемой частью любой формы деятельности и поведения ребенка.

Данная проблема изучалась многими учеными педагогами, психологами и философами такими как: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Р. С. Немов, К. Д, Ушинский, В. А. Крутецкий.

Дошкольный возраст квалифицируется как наиболее благоприятный для развития творческого воображения. Без воображения, развитого на достаточном уровне, учебная работа может быть довольно затруднительна для ребенка. Существуют условия, которые необходимо соблюдать для эффективности развития творчества:

В процессе выполнения творческих заданий, взаимодействие учащихся и педагога должно быть личностно-деятельностное;

Необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка, а не на стандарт;

Предлагать учащимся творческий подход к решению задач;

Вместе с творческим воображением нужно развивать еще и внимание, память, мышление, восприятие;

Нужно обеспечить ребенку самостоятельность в творчестве, не стоит подавлять его инициативу;

Одно из главных условий развития творческого воображения – учет возрастных особенностей ребенка. У детей, вопреки существующему мнению, оно все же беднее, чем у взрослых. Хоть ребенок и живет больше в фантастическом мире, чем в реальном, тем не менее его интересы проще, отношения с окружающим миром элементарны, не имеют многообразия и тонкости.

Можно выделить несколько этапов развития творческого воображения у детей дошкольного возраста:

До трёхлетнего возраста в рамках других психических процессов закладывается фундамент для словесных форм воображения, позже оно становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Образы, создаваемые ребенком, выступают в различных ситуациях и характеризуются содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Техника нанесения изображения, специфические способы передачи образов в рисунках, необычность материала, все это отличительные черты нетрадиционных техник рисования. Их использование может иметь творческий характер в том случае, если у детей сформированы образное мышление, воображение, эстетическое восприятие, а также необходимые навыки и умения для создания изображения.

К сожалению, нетрадиционные техники рисования крайне редко встречаются в образовательном процессе. Дети зачастую не имеют представления о том, что такое монотипия, кляксография и многое другое.

Овладение нетрадиционной техникой рисования приносит ребенку большую радость. Он рисует узоры, берется за художественные материалы, не испытывая страха перед самостоятельной работой и не утомляя его. Считается, что детское рисование – это аналитико-синтетическое мышление. Во время создания рисунка, дети формируют объект, мысль и оформляют с помощью рисунка знания, закономерности, которые касаются предметов и людей. Благодаря воображению ребенок познает окружающий мир, часто это происходит в ситуациях неопределенности. При рисовании в работу включаются двигательные и зрительные анализаторы, развивается внимание, память, также в процессе развивается мелкая моторика, дети учатся анализировать, сравнивать, воображать, сочинять и соизмерять. Именно это роднит воображение и мышление.

Дополнительно стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам рисования зависит от степени подготовленности педагога. Он должен уметь, используя различные методы и приемы, доносить до детей содержание работы по каждой из техник. В обучении могут использоваться разные виды нетрадиционных техник рисования и разнообразные материалы, поэтому педагог должен уметь работать с ними и воспринимать их как маленькую игру.

Сотворчество – главный метод обучения рисования. Выполняя задания вместе с педагогом, дети быстрее овладевают новыми навыками и умениями. Совместная работа должна объединяться доступным, простым содержанием. В последствие, дети смогут самостоятельно применять полученные знания в других ситуациях. Важно помнить, что методы обучения должны быть направлены на: умение различать формы, цвета, формирование процессов восприятия.

Для успешного обучения детей старшего дошкольного возраста, следует использовать следующие методы и приёмы:

Словесные методы:

Беседа;

Чтение рассказов, загадок;

Художественное слово;

Физкультминутки.

Наглядные методы:

Рассматривание иллюстраций и картин;

Наблюдение;

Экскурсии;

Объяснения и показ воспитателя.

Репродуктивные методы:

Повтор;

Работа с эскизами;

Выполнение формообразующих движений рукой.

Исследовательский метод направлен на самостоятельность ребенка, он выполняет либо часть работы, либо всю.

Использование нетрадиционных техник рисования может нести как индивидуальный характер, так и групповой.

В работе с ребенком необходимо попытаться проникнуться его состоянием, понять ход его мыслей и настроение. Для этого можно поговорить о его мечтах, помочь с рефлексией, спросить: «Все ли задуманное получилось?», «Какие трудности были?», «Что бы ты поменял(а)?».

Подводя итог выше сказанному, хочу отметить, что начинать развивать творческое воображение по средствам нетрадиционных техник рисования с младшего возраста. Их использование помогает детям чувствовать себя смелее, даёт свободу для самовыражения, позволяет ребенку стать более раскованнее. Так же нельзя забывать и про степень квалификации педагога. Чтобы донести до детей содержание работы, воспитатель должен владеть различными техниками нетрадиционного рисования.

Так же можно увидеть новизну данной техники. Она заключается в том, что ребенок имеет право выбора, для него создаются условия, при которых он эмоционально реагирует на цвета, формы, краски, выбирает их по собственному желанию. Дополнительно к этому нетрадиционное рисование выполняет такую функцию, как терапевтическую, то есть помогает детям отвлечься от обид и грусти, снимает нервное напряжение, страхи, улучшает настроение, способствует активизации творческого воображения дошкольников.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Список литературы:

Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. - Т. 2 -М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436-455 с.

Вязов А. В., Смирнова Н. Б. Развитие воображения у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2019

Моисеева И.С., Добродомова О.С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Mеждунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. с.79-81.

Убогова Л. А. Развитие творческого воображения дошкольников в художественной продуктивной деятельности // Символ науки. 2016

Шинкарёва Н. А., Гавриленко А. А. Особенности проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воображение – один из важных познавательных процессов, поэтому так важно развивать его в дошкольном возрасте, так как ребенок активно исследует окружающий мир и легко усваивает информацию. Ребен...

Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей с общим недоразвитием речи второго уровня

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность темы исследования обусловлена состоянием педагогики в настоящее время. На данном этапе эта наука, не только в теории, но и на практике, подвержена существенным изменениям в сфере эстетиче...

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, собственными чувствами и эмоциями. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение, тем веро...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста

Ученые отводили огромную роль нетрадиционным приемам рисования и указывали на великую роль его в период дошкольного среднего возраста. Она выражается у ребенка тем, что совершенствуется наблюдат...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

В процессе различных нетрадиционных техник рисования можно развивать творческую личность ребенка – его природные наклонности, воображение, фантазию.Ученые отводили огромную роль нетрадиционным п...