Опыт работы с неговорящими детьми.
консультация по логопедии

Зибницкая Наталья Георгиевна

Нарушения речи ограничивают нормальный ход развития, познания окружающего мира. Это дети с ограниченными возможностями здоровья и таким детям требуются особые условия, специфические методы обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл negovoryashchie_deti.docx783.49 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы с неговорящими детьми.

В семье появился малыш. Его ждали, его любят, о нем заботятся и радуются каждому продвижению в развитии. Он смотрит, слышит, чувствует, улыбается, откликается, реагирует на голос, на интонацию, на звук. Он познает мир. И все больше и дальше движется в своем развитии. Родители окутаны радостью существования и развития своего малыша. Но вот рано или поздно родители обнаруживают, что что-то ни то, что-то ни так. Они замечают, что ребенок вроде все понимает, но не говорит или говорит очень мало (несколько слов). И все бы ничего, ведь они понимают своего малыша и без слов, но они видят, что малыш начинает отличаться от других детей. Порой родители и не подозревают, что за этим последуют и другие особенности развития, которые еще сильнее будут препятствовать и мешать нормальному развитию ребенка.

Мысли, поиск информации, обсуждения с близкими, обращения к специалистам. Так начинается работа над проблемой, поиск решения, действия. И как важно увидеть проблему, услышать и понять слова специалистов, справиться со своими мыслями, чувствами и эмоциями для того чтобы начать тот путь, который приведет к решению, исправлению, изменению проблемы. Путь, который дает и укрепляет надежду, что у малыша все будет хорошо, он выправиться, он будет развиваться, он будет знать, уметь и понимать, как и другие нормально развивающиеся дети. 

И так, родители, за дело.

Первое что вы должны сделать не отчаиваться, настроиться и действовать. (не слушать советов доброхотов подождать, пока само собой наладится).

Обратиться к специалистам: педиатр, невропатолог, лор, логопед.

И вот ребенку ставиться диагноз, заключение. И это старт того пути, который необходимо пройти с ребенком, со специалистами, с педагогами, с окружением. Мы взрослые должны понять и осознать, что от нас зависит каким станет, чему научится, чем овладеет, как войдет во взрослую жизнь сегодняшний ребенок с особенностями в развитии.

Онтогенетический подход

Свою работа я выстраиваю по онтогенетическому принципу.

В беседе с родителями, во взаимосвязи с педагогами поясняю ход развития речи в онтогенезе.

Первое, что мы можем наблюдать при рождении ребенка это крик. Появление крика связано с рефлексами человека и появляется он, как результат на действие неких внешних раздражителей. Период крика продолжается до двух месяцев с момента рождения.

В 2 – 3 месяца появляются протяжные негромкие певучие звуки или слоги, представляющие собой вокализации, цепочки звуков.

В конце первого — начале второго полугодия жизни ребёнка появляются слогоподобные вокализации, наступает стадия лепета.

К 1 году появляются первые слова.

В 1,5-2 года ребенок постепенно начинает произносить короткие фразы.

Развитие речи представляет собой определенные этапы и подчиняется универсальным законам развития. Возникающие нарушения на определенном этапе развития влечет за собой нарушение всей системы речи, нарушается ход развития последующих этапов. Так у ребенка появляются затруднения, нарушения общего развития.

Нарушения речи ограничивают нормальный ход развития, познания окружающего мира. Это дети с ограниченными возможностями здоровья и таким детям требуются особые условия, специфические методы обучения и воспитания.

Дети, с которыми мне приходилось работать, на момент поступления в детский сад имели ненарушенный физический слух, сохранный интеллект, аномалий строения речевого аппарата не было выявлено, состояние зрения определялось в пределах возрастной нормы, но при этом отмечались: отягощённый анамнез, соматическая ослабленность (частые респираторные болезни), неврологическая симптоматика, задержка речевого развития, алалия.

Дети 3- 4 летнего возраста не имели фразовой речи, отмечались либо единичные звукоподражания, обрывки слов, либо ребенок вообще не издавал звука. Кто – то из детей пользовался активно жестами и мимикой, кто - то только указательным жестом и взглядом. Кто-то охотно вступал в контакт, а кто-то проявлял негативизм. Отмечался разный уровень понимания речи: от непонимания некоторых обращенных элементарных просьб до понимания инструкций педагога.

Изучив медицинскую документацию, побеседовав с родителями и собрав анамнез, провожу наблюдение за ребенком и обследование психоречевого развития.

Работу с неговорящими детьми начинаю с индивидуальных занятий.

На индивидуальных занятиях устанавливаю эмоциональный контакт, провожу подготовку.

D:\MIREX\Новая папка (2)\IMG_2781.JPG

Подготовительные занятия включают:

•        проведение логопедического массажа (массаж стоп и голени, массаж кистей рук, предплечья, плеча, область ушных раковин, массаж лица, точечный массаж, массаж языка, губ),

•        развитие подражательной способности - подражание движениям и действиям (пальчиковые и подвижные игры, игры с предметами и игрушками);

•        проведение артикуляционной гимнастики (Развиваем подвижность и переключаемость органов артикуляции, формируем и закрепляем артикуляционные уклады. С малышами артикуляционную гимнастику провожу перед зеркалом или лицо в лицо, с детьми постарше и обученными артикуляционной гимнастике провожу в малой подгруппе, они смотрят друг на друга, оценивают, подражают – подгоняют свои возможности, комментируют.);

•        развитие речевого дыхания («загнать ватный шарик в ворота»; пускать мыльные пузыри; раздувать бумажный язык, вертушки, свистульки, дудочки, губные гармошки и т.д.).

•        развитие слухового внимания и восприятия (игрушки шумелки, пищалки, стучалки, «волшебные баночки»; музыкальные инструменты, игры).

В процессе индивидуальной работы определяю какие гласные звуки ребенок произносит, уточняем и закрепляем их произношение и артикуляцию.

Отсутствующие, нечеткие (редуцированные) гласные звуки вызываю через показ артикуляции (ребёнок сидит на против учителя-логопеда, лицо в лицо, использование картинок-символов), слуховое восприятие (слушаем звук –громко, тихо, протяжно, отрывисто) и тактильные ощущения (рука на передней поверхности шеи – ощущение вибрации, ладонь перед ртом – ощущение воздушной струи). Вызванные гласные звуки многократно произносим с опорой на зрительное, слуховое и тактильное восприятие, пропеваем, закрепляя звуковой образ и артикуляцию. Затем гласные звуки сливаем и поем «песенки».

После гласных звуков перехожу к уточнению и вызыванию согласных звуков, отрабатываем слоговые ряды. Вызванные звуки ввожу в звукоподражания.

Вся работа со звуками проводится в игровой форме.

D:\MIREX\Новая папка (2)\IMG_2797.JPG

Но чтобы звуки, звукоподражания закреплялись в активной речи необходимо создать условия, которые мотивировали бы ребенка к общению.

В ходе коррекционной работы добиваюсь появления потребности в общении. Эту потребность вызываю в процессе совместной предметно-практической, игровой, продуктивной деятельности – ролевая игра, театрализация, лепка, рисование. Разворачивая активную деятельность пытаюсь заинтересовать ребенка этой деятельностью, в последующем у него формируется и закрепляется интерес и желание участвовать в этой деятельности. На этом этапе устанавливаю словесный контакт через задаваемые ребенку вопросы и демонстрацию ответов, многократным проговариванием простых по звуковому составу слов, имен близких людей и звукоподражательных слов (« машина би – би», «собачка ам-ам»). И как только получаю первые звукоподражательные слова то все возможными способами закрепляю и поощряю их проговаривание (морально или материально - хвалю, глажу ребенка по головке, наливаю сока, даю конфету (по согласованию с родителями) и др.). Ребенка невозможно перехвалить, поэтому хвалю, подмечаю успехи, что помогает в дальнейшем самоутвердиться ребенку.

Важно сформировать навык отраженной речи – имитации речи.

Приемы вызывания отраженной речи — имитации речи взрослого ребенком применяю во время проведения режимных моментов. Многократно проговариваю названия одежды, предметов гигиены, совершаемые действия, проговаривая оказываю помощь ребенку в совершении действий. Перед ребенком разворачиваю так называемый диалог, где сама задаю вопросы, и сама же отвечаю на них. В замедленном темпе, четко, утрированно проговариваю слова и действия. Например, помогая одеваться на улицу многократно проговариваю название одного предмета одежды, затем другого и так весь процесс сбора на улицу. Проговаривание осуществляю всегда в процессе действий с определенным предметом. В процессе такого диалога очень важно, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. И так какое-то время (у всех детей по-разному) проговариваю слова по несколько раз на дню.

Эти приемы демонстрирую воспитателям, родителям, лицам, которые постоянно взаимодействуют с ребенком, для реализации процесса коррекции и развития речи. Очень важно чтобы этот процесс проходил не только в стенах образовательного учреждения, но и дома. И над формированием и развитием речи работали и родители, и воспитатели, и учитель-логопед, как одна команда.

Как только замечаю активизацию речевой деятельности начинаю косвенно поощрять ребенка к вступлению в диалог – после заданного вопроса делаю паузы. Любую речевую реакцию поддерживаю, поощряю и тем самым закрепляю желание и интерес ребенка к речевому взаимодействию.

В играх с игрушками, с картинками, в процессе совместной деятельности наращиваю активный предметный словарь. Для закрепления слов в самостоятельной речи создаю ситуации, стимулирующие речевое общение. Задаются альтернативные вопросы (После знакомства с игрушкой. «Кто к нам в гости пришел мишка или зайка?» создается вербальная ситуация с элементами имитации), разворачивается общение в ходе выполнения поручения («Попроси у Анны Александровны красную машинку.» Анна Александровна помогает ребенку проговорить просьбу.), стимулируется опосредованное общение с игрушкой или с животными (педагог поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Что хочет кукла Маша? Кукла Маша хочет спать. Скажи кукле, спи, Маша.», «Зайка хочет есть. Скажи зайке – ешь!»).

На этом этапе большой вклад вносят воспитатели, родители, которые активно включаются в коррекционный процесс и используют указанные приемы.

По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка формируется потребность в речевом общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушивать, задавать вопросы, эмоционально откликаться, простраивать диалог, хвалить.

Очень хорошо подключить музыкальные занятия. Детские музыкальные произведения благотворно влияют на детей. Важно заинтересовать, установить эмоциональный контакт и включить в деятельность. Дети слушают, расслабляются, возникает чувство радости, появляется желание свободно подвигаться, повторить мелодический рисунок, пропеть, прокричать, постучать, погреметь.

D:\MIREX\Новая папка (2)\IMG_2748.JPG

Так музыкальные занятия помогают нам развивать слуховое восприятие, вызванные звуки мы слушаем в музыкальном сопровождении, а затем пытаемся пропеть в звукоподражательных словах, в не сложных четверостишиях, что способствует закреплению. Песни подбираются с многократно повторяющимися слогами, несложными словами («Ля, ля, ля», «ду –ду ду-ду-ду», «кап-кап», «бип-бип»), при пении которых делаются паузы, стимулирующие детей к самостоятельному продолжению пения.

D:\MIREX\Новая папка (2)\IMG_2732.JPG

А как трудно бывает остаться равнодушным и усидеть без движения при прослушивании заводной, веселой мелодии. И здесь мы двигаемся, отрабатываем ритм, координацию движений, осваиваем подвижные игры с музыкальным сопровождением.

Малые формы фольклора так же являются незаменимыми помощниками в работе над развитием речи. Народные игры, игровые песенки, потешки, пестушки, прибаутки — вот, тот речевой материал, который является для детей понятным, приятным на слух и легким к восприятию, веселым и простым по содержанию, доставляющий детям большое удовольствие и радость. Играя, подражая, осваивая устное народное слово, ребенок успешно овладевает родным языком, речью с достаточным дыханием, ритмом, интонацией.

Дальнейшая работа направлена на формирование и совершенствование компонентов речи – лексический состав, грамматический строй, фонематические процессы, развитие связной речи.

В работе с детьми, имеющими нарушения речи, необходим комплексный подход – это наблюдение у специалистов (невропатолог, психиатр, иммунолог и др.), медикаментозное лечение, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, занятия с учителем – логопедом, учителем – дефектологом, педагогом - психологом.

Медицинское сопровождение - это неотъемлемая часть коррекционного процесса. Оно направленно на:

-повышение эффективности педагогических приёмов коррекционно-развивающей работы;

-выявление и изменение неблагоприятных компонентов;

-оптимизацию физического развития, что позитивно сказывается на самочувствии, эмоциональном статусе и, в конечном счёте на результативности оздоровительного процесса.

Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель-дефектолог – это специалист, осуществляющий коррекцию особенностей развития интеллектуальной и сенсорной сфер, обусловленных речевым нарушением, а также подготавливает детей с к обучению.

Педагог-психолог — специалист, осуществляющий деятельность по коррекции и развитию основных психических процессов (внимание, мышление, память, речь, восприятие, воображение), коррекции отклонений в поведении, профилактической работе по развитию эмоций.

Комплексное воздействие медико-педагогическими мероприятиями, направленно на оздоровление нервной системы и всего организма в целом, на коррегирование общей и речевой моторики. Только при таком подходе можно добиться ощутимых положительных результатов в воспитании, как речи, так и личности в целом.

Литература.

1. О. Е. Грибова Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно М., Айрис пресс, 2004

2. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития - СПб.: Речь, 2004. — 128 с.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с. - (Серия: Учимся играя).

4. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. — Москва : Теревинф, 2007. — 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к работе с неговорящими детьми

У неговорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого.  В   активном  словаре не более 10-20 слов.   Уровень  понимания   речи мо...

Работа с неговорящими детьми

Материал содержит самые простые рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить....

Презентация "Как работать с неговорящими детьми".

1. Тщательная  подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения. 2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения. Оптимальная и...

Работа с неговорящими детьми (2 часть)

Данная презентация - продолжение коррекционной работы с неговорящими детьми. Она подразумевает - вызывание и пропевание  гласных звуков. Во время демонстрации презентации можно включить запись, ч...

Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"

Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....

Презентация опыта работы по теме " Личный речевой альбом как форма работы с неговорящими детьми"

Данный опыт работы представлен на районном методическом объединении по образовательной области "Речевое развитие"...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...