Диагностическая методика речевого развития детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Диагностическая методика речевого развития детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
3.1. Диагностическая методика речевого развития детей с ОНР
Цель диагностики: определить уровень речевого развития.
Обследование активного словаря
В основу обследования словаря положена методика, предлагаемая С.Г. Шевченко.
Задания:
1. Назвать слова, обозначающие конкретные существительные, обобщающие слова.
Материал: Картинки с изображением предметов, животных и т.д.
Ребенку предлагается назвать предметы, изображенных на предъявляемых картинках одним словом; назвать обобщенные слова по группе однородных предметов,
2.Назвать действие по предъявленному предмету
Материал: картинки с изображением предметов и действий (Самолет – летит, Мальчик – идет, бежит, девочка – спит и т.д.)
3.Подобрать слова противоположные по значению (антонимы).
Материал: картинки с изображением предметов большого - маленького, высокого –низкого и т.д.
4.Сосчитать, сколько предметов нарисовано, назвать порядковый номер.
Материал: сюжетные картинки и предметные
Обследование грамматического строя речи
В основу обследования положена методика, предлагаемая Г. А. Волковой.
Задания:
1..Изменение существительных по падежам
Материал: картинки с изображением лисы, машины без колеса, и т.д.
Педагог задает вопросы ребенку по картинкам: кому Маша дает зерно? - курочке, мальчик нарисовал кого? Работает чем? Думает о чем?
2.Изменение прилагательных по родам.
Материал: картинки.
Ребенку предлагается назвать, какой по цвету предмет? (желтая майка, желтый мяч, желтое яблоко)
3.Образование уменьшительно – ласкательных форм.
Материал: картинки с изображением больших и маленьких предметов
Назови картинки, большой…, маленький… (напри мер большой ключ, маленький ключик)
4.Образовать прилагательные от существительных
Ребенок должен ответить на вопрос: «Из чего сделано?»
Материал: предметы или картинки предметов сделанных из разных материалов. (например: сделан из дерева - деревянный).
Обследование связной речи
В основу обследования положена методика, предлагаемая Г. А. Волковой.
Задания:
1.Составить предложения по сюжетным картинкам.
Материал: сюжетные картинки (Девочка рисует бабочку красками. Мальчик моет посуду, а девочка вытирает ее полотенцем.)
2. Составить рассказ по картине.
Материал: сюжетные картины. («Кот»)
3. Составить рассказ по серии сюжетных картинок
Материал: серии сюжетных картинок.
Ребенку предлагается расставить картинки по порядку и составить рассказ.
4. Пересказ. Педагог читает ребенку текст и предлагает пересказать близко к тексту.
Критерии оценки:
3 балла - ребенок полностью и быстро справился с заданием самостоятельно.
2 балл – ребенок затрудняется, но при помощи взрослого справляется с заданием.
1 балл – ребенок не справился с заданием
Баллы, полученные по каждому заданию, суммируются. На основе набранной суммы можно выявить уровень развития у дошкольников.
Оценка показателей:
высокий уровень - от 25 до 36 баллов
средний уровень - от 13 до 24 баллов
низкий уровень - 12 баллов
Результаты диагностики детей по речевому развитию
Показания выполнения данных заданий заносятся в диагностическую карту «Уровень речевого развития у дошкольников» (таблица 1).
Таблица 1
Диагностическая карта
«Уровень речевого развития у дошкольников»
(пример для заполнения)
Ф.И. ребенка | Активный словарь | Грамматический строй речи | Связная речь | Итог | Уровень | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
Вова | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 27 | высокий |
Маша | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 16 | средний |
Показания уровня речевого развития у дошкольников можно представить в сравнении на начало и конец года обучения в таблице 2.
Таблица 2
Уровень речевого развития дошкольников
в сравнении на начало и конец года обучения
(пример для заполнения)
Всего детей | Уровни развития | |||||
высокий | средний | низкий | ||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | |
12 детей | 0 | 10 | 2 | 5 | 13 | 0 |
3.2. Диагностическая методика развития знаний, умений, навыков у детей с ОНР по театрализованной игре
Цель: определить уровень развития знаний, умений, навыков у детей с ОНР по театрализованной игре.
Диагностика проводится на основе разыгрывания сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». В основу обследования положена методика, предлагаемая Т.С. Комаровой.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения
Педагог вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Педагог поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера. Педагог показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе. Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют). Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
Критерии оценки занесены в таблицу № 3:
Таблица 3
Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл | |
1. Основы театральной культуры | 1. Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре. 2.Называет различные виды театра, знает из различия, может охарактеризовать театральные профессии. | 1. Интересуется театральной деятельностью. Знает правила поведения в театре. 2. Использует свои знания в театрализованной деятельности. | 1. Не проявляет интереса к театральной деятельности. 2. Затрудняется назвать различные виды театра |
2. Речевая культура | 1.Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание. 2.Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев . 3.Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. 4.Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи. | 1. Понимает главную идею литературного произведения . 2.Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев. 3.Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета. 4. В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения). | 1.Понимает содержание произведения. 2.Различает главных и второстепенных героев. 3.Затрудняется выделить единицы сюжета. 4. Пересказывает произведение с помощью педагога. |
3.Эмоционально-образное развитие | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства педагога. | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности. | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения. |
4. Навыки кукловождения | Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. | Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. | Владеет элементарными навыками кукловождения. |
5.Основы коллективной творческой деятельности | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности. | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. |
Оценка показателей:
высокий уровень - от 11 до 15 баллов
средний уровень - от 6 до 10 баллов
низкий уровень - 5 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое обследование развития детей первого года обучения (для детей с нарушениями зрения).
Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-318473-1414410073.jpg)
План диагностического речевого развития детей дошкольного возраста
Для организации коррекционно-развивающего процесса, проводимого учителем-логопедом в детском саду очень важна диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. Результаты первичного обследован...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/17/picture-906035-1489761131.jpg)
Диагностическая карта развития детей 2-3 лет. Основные показатели развития ребенка раннего возраста ( по программе «Тропинка»)
В данной таблице представлена диагностическая карта развития детей 2-3- лет....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/17/picture-906035-1489761131.jpg)
Диагностическая карта развития детей подготовительной группы "Познавательное развитие" (2023 г.)
Карта диагностики развития воспитанников подготовительной группы по "Познавательному развитию"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/17/picture-906035-1489761131.jpg)
Диагностическая карта развития детей подготовительной группы "Речевое развитие" (2023 г.)
Карта диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы «Речевое развитие»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/17/picture-906035-1489761131.jpg)
Диагностическая карта развития детей подготовительной группы "Художественно-эстетическое развитие" (2023 г.)
Карта диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы «Художественно-эстетическое развитие"...