План диагностического речевого развития детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи на тему

МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

Для организации коррекционно-развивающего процесса, проводимого учителем-логопедом в детском саду очень важна диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. Результаты первичного обследования речи ребёнка, которое проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября, отражаются в индивидуальной речевой карте дошкольника.

На основании данных, занесённых в речевую карту, планируются фронтальные (подгрупповые), индивидуальные логопедические занятия.

При обследовании используется «Методика определения речевого развития детей дошкольного возраста». Авторы: О.А. Безрукова, О.Н. Коленкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_diagnosticheskogo_obsledovaniya.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

План диагностического речевого развития детей дошкольного возраста

Для организации коррекционно-развивающего процесса, проводимого учителем-логопедом в детском саду очень важна диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. Результаты первичного обследования речи ребёнка, которое проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября, отражаются в индивидуальной речевой карте дошкольника.

На основании данных, занесённых в речевую карту, планируются фронтальные (подгрупповые), индивидуальные логопедические занятия.

При обследовании используется «Методика определения речевого развития детей дошкольного возраста». Авторы: О.А. Безрукова, О.Н. Коленкова

Тестовые задания данной методики позволяют интегрировать в единое множество различные исследуемые параметры, которые следует учитывать при оценке речи ребёнка.

      Тестовые задания начинаются с обследования элементарных знаний об окружающем мире. 

      Затем даются задания, позволяющие оценить речевое развитие по таким параметрам, как:

Блок   I  Сформированность лексической системности

   Основная цель тестовых заданий данного блока заключается в определении объёма  словаря и  сформированности понимании смысловых связей между лексическими единицами.

 Задание 1.  Назови, что видишь на рисунках.

 Предлагаются картинки по лексическим  темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда» и т.д.

 Задание 2. Назови предмет и скажи, зачем он нужен

 Задание 3. Скажи, почему предметы поместили рядом

 Задание 4. Расскажи, чем отличаются предметы, изображенные

  Задание 5. Посмотри и расскажи, кто что делает

  Задание 6. Игра «Четвёртый лишний» - по лексическим темам

 Вишня, малина, крыжовник, ромашка, земляника.

Морковь, огурец, репа, яблоко, кабачок

  Задание 7. Растолкуй значение слов  

Маслёнка.  Пелёнка. Селёдочница. Дрессировщица. Воротник.

Лыжник. Шахматист. Турист

  Задание 8. Как называется профессия человека, который

 Работает на тракторе, убирает двор и улицу, показывает фокусы,

      играет на гитаре, на скрипке, охраняет лес

  Задание 9. Какое слово будет следующим

 Курица-цыплёнок; свинья- …;   Корова-телёнок; Собака - …;

Ворона-гнездо; муравей-…; Лётчик-самолёт; Шофёр- …;

Коза – козёл; курица-…; Рыба-удочка; Бабочка-… .

Блок   II  Словоизменение и словообразование

 Основная цель тестовых заданий данного блока заключается в определении уровня грамматической компетенции

 Задание 10. Ответь на вопросы:

 Какой мяч мы называем футбольным. Какую   бочку мы называем дубовой. Какую змею мы называем ядовитой. Какую ветку мы называем сосновой. Какие лыжи мы называем горными. Какие очки мы называем солнцезащитными. Какую машину мы называем снегоуборочной.

  Задание 11. Образование множественного числа существительного.

                      Лист- листья, колесо-…, ухо-…, перо-…, молоток - …, пень- …, леденец-….

 Задание 12. Согласование существительного с числительными

       Чашка, пуговица, кисточка, карандаш, топор, кукла              

  Задание 13. Назови иначе

                      Лист дуба – это дубовый лист

Куст сирени – это…;  Сок черники – это…;   Ствол берёзы – это….;  Косточка вишни – это…; Варенье из земляники – это…;

Сок абрикоса –это….

  Задание 14.

  Тигр живёт с тигрицей, а лев…; шерсть козы  - козья шерсть, а шерсть овцы…; На гитаре играет гитарист, а на скрипке…; Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины…;  Хвост кошки – кошачий хвост, а хвост лисы….

  Задание 15. Догадайся, какое слово будет следующим

  Перец-перечница, мыло - …; Сосна- сосновый, земляника - …; Лётчик-летать, дрессировщик-…; Длинный- длиннее, короткий-….;Рыбный- рыба, мясной - ….

  Задание 16. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся и что делают животные

  Задание 17. Послушай и повтори предложение, не меняя слов  

Наступила осень и перелётные птицы улетели на юг. На баяне играет баянист, а на скрипке скрипач.  Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

  Задание 18.

Катя старше Иры на два года. Кто младше Катя или Ира? Петю провожал дедушка. Кто уезжал? После завтрака дедушка прочитал газету. Что дедушка сделал раньше: позавтракал или прочитал газету?

 Блок III Сформированность фонетико-фонологической  компетенции

      Основная цель тестовых заданий (19-25) данного блока заключается в оценки развития фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи.

Такие задания как:

  • Повтори слова (для определения нарушений слоговой структуры слова);
  •  Повтори слоги.
  • Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с], [з].
  • Послушай и скажи, какой звук слышится первым (развитие фонематических процессов).
  •  Повтори слоги с различным ударением.
  • Повтори предложения с разной интонацией (фонетическое оформление речи).

   Блок IV Сформированность текстовой деятельности

   Основная цель тестовых заданий данного блока заключается в определении  уровня связного речевого высказывания

  Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы (вопросы отражают смысловое значение текста)

  Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ

 Задание 28. Составь рассказ по этим картинкам  (составление рассказа по серии сюжетных картинок, объединённых одним смысловым сюжетом)

  Задание 29. Послушай рассказ, Повтори его как запомнил.

     Психологическая база речи (память, внимание, мышление) оцениваются по результатам выполнения  диагностических заданий в целом.

     В итоге проведения диагностической процедуры складывается целостная картина речевого развития, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую коррекционную  работу с каждым ребёнком.

    Использование этих тестов позволяет проанализировать динамику речевого развития ребёнка в течение учебного года.

               

 

 

 

 

 

 

 

   

  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя Т.А.Пилясовой в межаттестационный период 2015-2019 г.г. по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 250 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДАНОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНАУТВЕРЖДАЮЗАВЕДУЮЩАЯ  МАДОУ  № 250 _____________Ч.М.Мурадимо...

Индивидуальный план работы по теме самообразования: "Речевое развитие детей дошкольного возраста" на 2013-2018 учебный год

Развитие словоряВоспитание культуры речиРазвитие связанной речиВоспитание любви и интереса к худ.речи...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: "Речевое развитие детей дошкольного возраста, посредством игровой деятельности".

Тема самообразования: "Речевое развитие детей дошкольного возраста".Цель самообразования: Обогатить знания по теме самообразования, осуществить целенаправленную работу по развитию речи дошко...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ПРОГРАММА кружка речевого развития детей дошкольного возраста «РЕЧЕЦВЕТИК» с элементами риторики и логоритмики

В кружке «Речецветик» ребенок учится:   1. Правильно говорить – это значит говорить доходчиво и понятно.2. Говорить убедительно и доказательно.3. Связно излагать свои ...