Индивидуальный план работы по теме самообразования: "Речевое развитие детей дошкольного возраста" на 2013-2018 учебный год
методическая разработка на тему

Корнилова Юлия Николаевна

Развитие словоря
Воспитание культуры речи
Развитие связанной речи
Воспитание любви и интереса к худ.речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Высокогорский детский сад «Петушок» Высокогорского муниципального района РТ»

Индивидуальный план работы по теме самообразования:

«Речевое развитие детей дошкольного возраста»

                                                                            Выполнила: воспитатель                

                                                                                         1 кв. категории Корнилова Ю.Н.

Ф.И.О.  педагога: Корнилова Юлия Николаевна

 Специальность: воспитатель ДОУ

Образование:  высшее педагогическое

Стаж педагогической работы: 17 лет

Квалификационная категория:  первая квалификационная категория

Курсы повышения квалификации:  ГАПОУ СПО «Арский педагогический колледж имени Г. Тукая» по теме:« Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

 Дата начала работы над темой:  2013 год

Предполагаемая дата окончания работы: 2018 год

Актуальность темы: 

  Тема  выбрана мной не случайно. Данная проблема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми. В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. 

Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.

    В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи                    речевого развития.

Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Значение речевого развития в дошкольном возрасте

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.                                                                                                  Традиционно в отечественной методике развития речи выделяется значение, которое объединяет большое разнообразие жанров произведения, сюда относятся сказки, рассказы, стихотворения, загадки и т.д. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия.                                                                             В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника - одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Нам нужно воспитать полноценную личность, поэтому надо устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. 

Основные направления работы по развитию речи детей на занятиях.

  1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
  2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
  3. Формирование грамматического строя:

- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);

- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);

- словообразование.

4.     Развитие связной речи:

-  диалогическая (разговорная) речь;

- монологическая речь (рассказывание).

5.    Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

6.   Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы развития речи.

  1. Наглядные:

- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).

2.  Словесные:

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть;

- пересказ;

- общая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал.

3.  Практические:

дидактические игры;

игры-драматизации, инсценировки,

 дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи:

- Общение взрослых и детей.

 - Культурная языковая среда.

-  Обучение родной речи в организованной деятельности.

 - Художественная литература.

- Изобразительное искусство, музыка, театр.

- Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.

Формы работы с детьми могут быть различны. (образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность, игра)

Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и т. д.

В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО.

 И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

- Театрализованные игры - (цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки).

- Сюжетно-ролевые игры - Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

- Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

- Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

Цель: Создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

1. Овладение речью как средством общения и культуры.

2. Обогащение активного словаря.

3.Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.

4. Развитие речевого творчества

5.  Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

6.  Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.

7.  Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Предпологаемый результат: Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет   познавательную активность, речь чистая, грамматически правильная, выразительная, ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные   качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове, является инициатором событий в группе организатором   коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки,   придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр), проявляет   интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

 Изучение учебно-методической литературы:

  1. Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
  2. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. дляруководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
  4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Работа с детьми подготовительной группы (2013 – 2014 уч. год)

Период

Содержание работы

Цели и задачи проводимой работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы»

Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

 Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем, пересказ  рассказа Лесной голосок»                                                                                                                                                   Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; обучение детей приемам планирования собственного                               пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Ноябрь - Декабрь

Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»

Февраль

Работа с загадками.

. 

Показать роль загадки на формирование выразительности речи

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов

Апрель

Работа над развитием речи через театральную деятельность.                                                                                                                                                                                                              Инсценирование сказки: «Теремок»

Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей.

Показ сказки «Теремок» детям младшей группы

Май                                                      

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.                                    

Тематическое занятие «Скоро в школу»

Младшая группа (2014 – 2015 уч. год)

Сентябрь - октябрь

Подбор и изучение методической литературы.

 

Повысить собственный уровень знаний путём изучения методических разработок.

Консультация в родительский уголок «Развитие речи детей 3 – 4 лет.»

Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей.

Ноябрь

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.

Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.

Декабрь

Проведение совместного праздника для детей и родителей «Новый  Год к нам идет».

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему «Как учить стихи»

Январь-февраль

Март - Апрель

Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д.

Игровые обучающие ситуации (ситуации – иллюстрации).

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!» (Папка - передвижка)

Консультация «Учим ребѐнка общаться».

Май

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

расширять и активизировать словарный запас детей, добиться употребления его в активной речи.

Выступление на педсовете с докладом из опыта работы «Развитие правильной речи детей через игровую деятельность».

Консультация для педагогов на педсовете. Тема: «Познавательно - речевое развитие дошкольников»;

Средняя группа (2015 – 2016 уч. год)

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

изучения методических разработок.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь

 Показ детям сказки «Колобок»

Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи

Консультация для родителей: « Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

Ноябрь

Досуг « Вечер загадок»

Работа с загадками.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

Совместный конкурс детей и родителей           « Отгадай загадку-нарисуй отгадку»

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Декабрь

Растительный мир планеты Земля

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Январь - Февраль

Обучение сочинению сказок

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов                ( прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Тематическое занятие «В мире сказок»

Март - Апрель

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме:Самообразования на итоговом педсовете

Выступление на педсовете

Старшая группа (2016 – 2017 уч. год)

Сентябрь

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

.

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии

Октябрь

Оформление в группе фотостенда «Лучшие на свете впечатления о лете!»

Развитие связной речи через фототворчество

Работа с родителями, консультация родителей «Как я провел лето». Сбор фотоматериала и информации о летнем отдыхе детей

Ноябрь

Развитие речи посредством дидактических игр по ПДД

Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр по ПДД

Картотека дидактических игр для изучения ПДД с детьми

Декабрь

Развитие связной речи  через театральную деятельность.

Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в ДОУ.

Показ сказки «Репка» детям младшей группы.

Январь - февраль

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Тематическое занятие «Зимние забавы»

Март

Развитие речи через обучение детей этикету

Изучение передового опыта педагогов по данной теме в сети Интернет

Создание картотеки к Дню «Спасибо»: пословиц, стихов, загадок о вежливости

Апрель - май

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.

Тематическое занятие «Скоро в школу»

Подготовительная группа (2017 – 2018 уч. год)

Сентябрь

Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы»

Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем, пересказ  рассказа Лесной голосок»                                                                                                                                                   Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; обучение детей приемам планирования собственного                               пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Ноябрь - Декабрь

Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»

Февраль

Участие с детьми во всероссийских конкурсах

Выполнение работ для конкурсов

Пополнение портфолио детей

Март

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов

Апрель - май

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.

Тематическое занятие «Скоро в школу»

Вывод: Развитие связной речи дошкольников – важный процесс, которому следует уделять максимум внимания. Он включает в себя развитие монологической, диалогической речи и интонационной выразительности. Детей необходимо правильно мотивировать к обучению, заинтересовывать в этом процессе, подбирая наиболее занимательные игровые задания и упражнения. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Задания для проверки состояния "словаря"

  Называние предметов, относящихся к различным логическим группам.

Например, ребенок должен назвать все известные ему виды деревьев, цветов, животных.

  Нахождение обобщающих слов для группы однородных предметов.

Белка, заяц, волк - это кто?

Чашка, кастрюля, сковорода, стакан - это что?

Блузка, брюки, футболка - а это что?

 Подбор признаков к определенному предмету.

Куртка - новая, красная, теплая;

снег - белый, рыхлый, сверкающий.

 Подбор возможных действий к предмету.

Книгу покупают, читают, рассматривают;

дерево сажают, удобряют и т. д.

 Подбор предметов к заданному действию.

Готовят обед, суп; рисуют картину, домик; гладят ребенка по голове, котенка.

  Подбор синонимов – слов, близких по значению

(добрый, ласковый, нежный; громадный, огромный, большой, высокий).

  Подбор антонимов – слов с противоположным значением

(горячий - холодный, быстро - медленно, высокий - низкий).

Игра «По секрету всему  свету»

Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух.

Комментарий педагога: Дети стараются произнести чистоговорку  правильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего участника.

Игра «Пойми меня»

Один ребёнок встаёт лицом к остальным игрокам. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово.

Одновременно идёт работа с толковым словарём (книга или на компьютере). Педагог определяет лексическое значение в контексте.

(Карточка с предложением)

Комментарий педагога: Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря.

Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.

Игра-ассоциация «Словесная цепочка»

Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Педагог спрашивает: «Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?» Например, « сказка», следующий ребёнок называет «герои», «волшебство»…

Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.

Комментарий педагога:

Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.

Работа над словосочетанием и предложением

«Словесный ручеёк»

Дети распространяют предложение по принципу «снежного кома». Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение.

Комментарий педагога: Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.

 «Помоги мышке убежать от кошки»

Такая работа  помогает поработать над словосочетаниями, в которых дети допускают речевые ошибки  (в управлении).

(Щелчок  мышкой по мышонку при верном ответе - мышонок убегает).

« Угадай-ка», «Доска объявлений»

Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше справились с работой те, кто загадывал.

Комментарий педагога: Приём словесного описания активизирует словарный запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

 «Что не так?» 

(цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком);                  

«Улыбка»

 (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют его);                                

«Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия).

   игры-викторины:

«Придумай загадку» 

(упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок),

 «Кто лучше знает своё село»

 (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках села),

«Из какой сказки вещи»

(упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

игры с готовыми текстами: дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

Анализируя свою работу в этом году увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю нужную литературу, сотрудничаю со специалистами детского сада.

 И вот какие требования нужно выделить для дальнейшего руководства в работе:

-знание особенностей развития детей, их специфику,

-умение поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка,

-способствовать овладению необходимыми навыками.

Перспектива: продолжить работу  с детьми по заявленной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

СодержаниеВведение ………………………………………………………………………..3-41. Теоретические основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста.1.1. Основные направления социально-личностного развития ребе...

План работы городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение педагогического мастерства воспитателей по физическому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ....

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта (А.Н.Леонтьев), в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка [16]. У животных ...

ПЛАН РАБОТЫ городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2016– 2017 учебный год.

ПЛАН РАБОТЫгородского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2016– 2017 учебный год....

Опыт работы по теме "Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста"

Опыт работы по теме "Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста"...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...