Конспект открытого занятия "Путешествие в осенний лес".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Щербакова Ирина Анатольевна

Цели занятия:

 

Коррекционно-образовательная:

- образовывать имена прилагательные и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже;

- продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;

- расширять активный словарь детей;

- продолжать учить детей выделять звук из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов, составлять предложения с заданным словом.

 

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.

 

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа;

- формировать навык сотрудничества на занятиях, умение слушать педагога;

- воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

 

Оборудование:  Сюжетная картина «Осень», запись звуков, осенние листья с разных деревьев, символы звука «О», игрушка «Ёж», массажные мячики, сюжетная картинка со словами на звук «О» в начале слова, «волшебный мешочек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект.27.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №89 «ДЕЛЬФИНЕНОК»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Старшая группа.

НОД «Путешествие в осенний лес»

                                                                    Подготовила и провела учитель – логопед

МБДОУ Детского сада №89 «Дельфиненок»

                    Щербакова И.А.

02.11.2020 г.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

- образовывать имена прилагательные и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже;

- продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;

- расширять активный словарь детей;

- продолжать учить детей выделять звук из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов, составлять предложения с заданным словом.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа;

- формировать навык сотрудничества на занятиях, умение слушать педагога;

- воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

Оборудование:  Сюжетная картина «Осень», запись звуков, осенние листья с разных деревьев, символы звука «О», игрушка «Ёж», массажные мячики, сюжетная картинка со словами на звук «О» в начале слова, «волшебный мешочек».

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку.

Учитель - логопед: Ребята сегодня на занятие к нам пришли гости. Поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте.

Учитель – логопед: Я сейчас расскажу стихотворение, а вы его внимательно послушаете.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Как вы думаете, о каком времени года я прочитала стихотворение?

Дети: Вы прочитали стихотворение об осени.

Учитель – логопед: А какое время года сейчас?

Дети: Осень.

Учитель – логопед: Молодцы, ребята! Сегодня нас ожидает путешествие в осенний лес.

2. Двигательное упражнение «По тропинке мы идём»

По тропинке мы идем

Да по узенькой идем,             дети шагают «по узкой дорожке»

Через ямки перепрыгнем,     перепрыгивают

Лужи все перешагнем!        перешагивают

Дружно, весело мы шли

И к лесочку подошли!            маршируют

Птицы громко здесь поют

Звери дикие живут…

Лес осенний не молчит

Он сегодня зазвучит!

«Звуки осеннего леса»

Учитель – логопед:  Хорошо в осеннем лесу!

Давайте вспомним приметы осени.

- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются) 

- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)

Возьмите листики и давайте с ними поиграем.

Игра: «С какого дерева листочки».

- С какого дерева твой листочек? (С дуба, клена, березы, рябины).

- Значит он какой? (Дубовый, кленовый, рябиновый, березовый)

-Все листья разного цвета, они какие? (Разноцветные)

- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)

- Эти птицы называются? (Перелётные)

- Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса).

Ребята, молодцы, вы  назвали много признаков осени!

 3.Упражнение на дыхание.

Учитель – логопед: Послушайте, что за звук из кучки листьев «Звук фыркающего ёжика»

Там кто-то спрятался. Давайте подуем на листья. Дуем на листья правильно, щеки не надуваем, воздушная струя проходит посредине. Дуем плавно, не торопимся, плечи не поднимаем. (Учитель – логопед следит за правильным выполнением дыхательной гимнастики.) Как хорошо мы подули, все листья разлетелись, посмотрите, кто там фыркал!!! Ой, это ёж, а рядом маленькие ежата! Возьмите их в ладошки.

Гимнастика « Ёж»

Ёжик колет нам ладошки

Поиграем с ним немножко

Если будем с ним играть –

Ручки будем развивать

Ловкими станут пальчики,

Умными - девочки и мальчики.

Положите малышей обратно.

Учитель – логопед: Ребята, еж готовится к спячке, а мы сломали его домик, он может замерзнуть зимой, давайте соберём листья, что бы у ежа была тёплая постелька. Какие вы молодцы, не обидели ежика, теперь он будет спать всю зиму в тепле!

 4. Лексико – грамматические упражнения.

Учитель – логопед: Давайте отдохнём, присядем на пенечки и

давайте вспомним, какая погода бывает осенью, поиграем в игру «Назови, какая погода?»

Игра «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,

Если дует ветер  –  ветреная,

Если на улице холодно, какая погода? – холодная,

Если пасмурно – пасмурная,

Если сыро – сырая,

Если  хмуро – хмурая,

Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.

Если  солнечно – солнечная,

Если  ясно – ясная.

Учитель – логопед:  Ребята, у меня есть волшебный мешочек, давайте посмотрим, что в нём. (достает символ звука О)

Дети: Это символ звука «О»

Учитель – логопед:  Расскажите, что вы знаете об этом звуке.

Дети: Когда мы произносим звук «О», губы принимают форму овала, воздух выходит свободно, не встречая преграды. Звук «О» – гласный, обозначается красным цветом.

Мы умеем его показывать руками.

Учитель – логопед:  Ребята, а какой первый звук в слове ОСЕНЬ?

Дети: «О»

Учитель – логопед: Верно, ребята! Давайте поиграем с этим словом.

Упражнение «К нам пришла осень».

- Мы ждали…(Осень).

- Долго не было…(Осени).

- Мы одеваемся тепло…(Осенью).

- Мы поем песни об…(Осени).

- Мы любим…(Осень).

5. Развитие фонематического восприятия на материале гласных звуков.

«Узнай звук среди других звуков»

Учитель – логопед: Ребята покажите, какие вы внимательные, я буду произносить звуки, а вы, услышав «О», будете поднимать символ этого звука.

Ряд звуков: А, У, О, И, А, Ы, О, У, Э, О.

Сейчас я буду произносить слоги, как только услышите слог со звуком «О», поднимите символ.

Ряд слогов: АМ, УТ, ОН, ИТ, ОС, УМ, ОХ, УС.

Слушайте слова, которые сейчас буду называть, поднимите символ, если услышите слово, со звуком «О»

Ряд слов: Утка, Мак, Дом, Икра, Мост, Игра, Облако.

Молодцы, правильно выполнили задание!

Учитель – логопед: А сейчас немного отдохнём!

Физкультминутка  «Осенние листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.                (Дети встают в круг, руки над головой в  кольцо.)

Дунул ветер – полетели.          (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели,            (Бег по кругу.)

И на землю тихо сели,              (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.             (Встали, руки в стороны.)

Повертел их, покрутил             (Покружились.)

И на землю опустил.                 (Присели.)

6. Работа с предложением.

Учитель – логопед: Ребята, в волшебном мешочке ещё что – то есть, давайте посмотрим. Тут картинка.

Ребята, я назову три волшебных слова, вы их запомните, закроете глазки и повторите: Листопад, ветер, туча 

Закрывайте глаза, повторите слова!

Ой, смотрите, а картинка стала большой!

Давайте её рассмотрим и найдём предметы, названия которых начинается со звука «О».

Давайте составим предложения с этими словами.

Дети составляют предложения.

 

Учитель – логопед: Ребята, вы отлично справились с заданиями, давайте снова заглянем в волшебный мешочек. Что там? Вкусные подарки!

7. Заключительная часть.

Учитель – логопед: Ребята, наше путешествие в волшебный лес подходит к концу.

Давай возвращаться обратно:

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосна, справа – дуб.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Учитель – логопед: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? Мне очень понравилось, как вы сегодня говорили. А как вы думаете, много ли знаете об осени? Давайте возьмём ваши подарки и попрощаемся с гостями.

Дети прощаются и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Золотая осень"

Проведение открытого урока в средней группе на тему "Золотая  осень"...

Конспект открытого занятия "Ходит осень по дорожкам". "Вот художник, так художник, смело в руки краски взял, осень нам нарисовал!.."

Конспект открытого занятия На тему«Ходит осень по дорожке»  Провела:воспитатель 1-ой мл. группыЗубкова Алла Гаяровна.Задачи:1.     дать элементарные представления о ...

конспект открытого занятия "Щедрая осень"

Проведение открытого занятия в МБДОУ ДС № 28 в подготовительной группе компенсирующей направленности 10.10.2016года...

Конспект открытого занятия "Золотая осень"

 Знакомство детей с признаками времени года осень целью занятия является закреплениепредставления детей о характерных признаках осени  и осенних явлениях...

Конспект открытого занятия "Золотая осень в гости к нам пришла"

Конспект открытого занятия с детьми средней группы "Золотая осень в гости к нам пришла"...

Конспект открытой игровой деятельности "Осеннее царство"

Конспект для воспитанников группы раннего возраста по формированию элементарных математических представлений...