Организованная образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности «Как помочь Серой шейке?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие направлено на развитие и коррекцию артикуляционной и общей моторики, слухового, зрительного  внимания и фонематического восприятия, совершенствование грамматического строя , развитие связной речи. Данное занятие  может быть рекомендовано как учителям-логопедам, так и воспитателям групп компенсирующей направленности детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seraya_sheyka.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности

Тема:  «Как помочь Серой шейке?»

учитель-логопед Венидиктова Л.А.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- продолжать формировать представления детей об осени;

- систематизировать знания детей о перелётных птицах, их  образе жизни;

- активизировать словарь детей по теме «Перелётные птицы» (птица, утка, гусь, ласточка, стриж, грач, тосковать, возвращаться, перелётные);

- учить образованию существительных с суффиксами -ата,    -ята;

- совершенствовать навыки конструирования из бросового материала.

Коррекционно-развивающие:

- развивать диалогическую  речь,  зрительное внимание, память,  мышление, фонематическое восприятие, ориентировку в пространстве, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением,  длительный речевой выдох.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.

Оборудование:

аудиозаписи: «Осенняя песня» П. И. Чайковского, «Голоса птиц», «Песнь о друге» И. Крутого,  дидактическое пособие «Тучка», предметные картинки перелётных птиц, тренажёр «Осенние листочки», обруч, игрушка сороки, карандаши, листы по количеству детей с изображением лисы, геометрические фигуры жёлтого и синего цвета.

Предварительная работа

наблюдение за птицами во время прогулки, прослушивание записи голосов перелётных птиц, чтение сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка», заучивание упражнения «Утята учатся летать», беседы о перелётных птицах.     

Интеграция образовательных областей:  

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа: водоплавающие птицы, рыжие листья.

Ход занятия

1. Вводная часть

 (создание положительного эмоционального фона)

Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского из альбома «Времена года». Дети подходят к педагогу

- Птицы стаями летят. Грустно. Дождь и листопад.

  Ветер тучи в небе носит, потому что это…     (осень)

- Напомните признаки осени…  (ответы детей)

Введение в тему (мотивация к деятельности)  

- Предлагаю послушать звуки природы. Прослушав их, мы узнаем, о чем с вами сегодня будем говорить.

Прослушивание детьми аудизаписи «Голоса птиц» (развитие слухового внимания, фонематического восприятия)

Звучит запись голосов птиц (журавли, кукушка, утка)

- Что услышали?   (голоса птиц)

- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?   (об осени, о птицах)

- Почему вы так решили?  (рассуждения детей)

- А голоса каких птиц прозвучали?      (журавлей,  уток, кукушки)

- Какими были крики?    (грустными, печальными)

- Как вы думаете, почему?   (птицы улетают в тёплые края. Они прощаются с родиной до самой весны, поэтому им грустно)

2. Основная часть  

- Ребята, вы хотите узнать, что происходит в жизни птиц в это время года?  

- Как мы можем это узнать, откуда, из каких источников?  (можем посмотреть передачу по телевизору, спросить у родителей, почитать книжку…)

- Предлагаю нам отправиться (совершить прогулку) в сказку. Кто «за» поднимите руки (дети поднимают руки) А теперь поднимите руки кто «против».

- Отлично! Тогда в путь! Напомните мне, куда мы пойдем?   (в сказку)

Артикуляционная гимнастика 

- чтобы не было нам скучно, сделаем артикуляционную гимнастику

(дети выполняют артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики с музыкальным сопровождением)

Идем дальше, ребята?

- Что видим на своем пути?  (разноцветные геометрические фигуры)

- Возьмите по одной геометрической фигуре и разделитесь на группы по цвету  (деление детей на 2 группы)

- Сколько групп у нас получилось?    (две группы) 

- Задание первой группе. Ваше задание называется под кодовым названием «Тучка», вы должны будите разделить названия перелетных птиц на слоги и разместить их в соответствии с количеством капелек на дождинках.

- Задание второй группе. Ваше задание под кодовым названием «Чудо-дерево». Вы должны подойти к дереву, внимательно рассмотреть его обитателей и сказать, что на нем не так.

- Но, чтобы попасть к «Тучке» и «Чудо-дереву» каждая команда должна пройти свой путь.

1 группа: - Нужно встать на середину ковра, лицом к уголку изобразительной деятельности, затем повернуться направо и идти прямо в направлении игрового уголка. Там вы увидите свое задание.

2 группа: - Нужно встать на середину ковра, лицом к уголку изобразительной деятельности, затем повернуться налево, лицом к окну и идти прямо по направлению к уголку уединения.

- Откуда начинаем движение?

- Приступайте к выполнению задания.

Упражнение «Кто лишний?» (на дереве птицы - ласточка, кукушка, синичка, журавль)

- Внимательно посмотрите и подумайте, какая птичка здесь лишняя? Докажите, почему? При ответе старайтесь использовать в предложении слова «потому что»

Упражнение «Тучка» (картинки птиц: гусь, ласточка, утка)

(дети берут картинки на столе и, разделив названия птиц  на слоги, прикрепляют к соответствующей  дождинке  на тучке)

- Как вы считаете, с заданиями вы справились?  (рассуждения детей)

- Напомните, куда мы держим путь?        (в сказку)

-  Я предлагаю послушать сказку. Садитесь поудобнее (дети располагаются на ковре)

Рассказывание сказки

- Итак, ушки на макушки! Слушаем сказку.

- Наступила осень. По небу плыли рваные, чёрные тучи. Листья на деревьях стали рыжими. В выходной день отправилась девочка Аришка  на прогулку в парк.

- О ком идет речь в сказке?    (о девочке Аришке)

- Под ногами у Аришки шуршала опавшая листва.  Вдруг поднялся сильный ветер  и закружил, завертел   листочки.

- Покажите, как закружились осенние листочки    

Упражнение «Осенние листочки» ( развитие речевого дыхания)

(дети подходят к тренажеру, делают глубокий вдох через нос и длительный выдох через рот, вытянув губки трубочкой, упражнение повторяют 2-3 раза)

- И вдруг девочка увидела на поверхности пруда утку. Она медленно плыла, опустив голову.

Словарная работа

- Как называют птиц, которые не только летают, но и плавают?  (водоплавающие)

(проговаривание хором, индивидуально и прохлопывание)

- И тут Аришка вспомнила, что летом она видела на пруду эту уточку с целым выводком утят.   Эта была та самая Серая шейка.

Упражнение «У кого кто?»   (на развитие грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –ат, -ят)

- Давайте встанем в круг и вспомним, как называют птенцов у перелётных птиц

(дети становятся в круг и берутся за обруч)

- Мы будем вращать обруч, держась за него руками, как только вы услышите команду «СТОП!» - вращение прекращается, тот, у кого под рукой окажется волшебный узелок – называет птенцов.

(обруч, по команде логопеда, начинает вращаться  вправо, затем влево. По сигналу  «СТОП!» обруч останавливается. Тот, у кого под рукой оказался узелок – называет птенцов перелётных птиц)

- У грача? (грачата)

- У скворца? (скворчата) - У гуся? (гусята) - У утки? (утята) - У журавля? (журавлята) - У кукушки? (кукушата)

(игра заканчивается, дети продолжают стоять в кругу)

- Что же случилось? – подумала Аришка. Почему Серая шейка не улетела?

- Ребята, а как вы как думаете, что случилось с Серой шейкой?  Почему она не улетела?    

                                               (рассуждения детей)

Сорока: - Да, все утки улетели, а эта осталась на пруду одна.

- Вдруг услышала чей-то голос Аришка. Она повернулась и увидела на сосне сороку    (логопед надевает на руку  игрушку сороки)

 Сорока: - Это злая лиса поймала Серую шейку и сломала ей крыло, когда она защищала своих утят.

- Да все утки улетели в тёплые края. А Серая шейка защищала своих деток от злой лисы и повредила крыло. Утята выросли и улетели, а уточка осталась.

- Ребята, давайте покажем, как утята учились летать.

П/игра «Утята учатся летать» (координация речи с движением)

Удивительный ребёнок, только вышел из пелёнок

Может плавать и летать, как его родная мать.

(после игры дети стоят на ковре)

- Так что же утка так и будет зимовать в парке? Но ведь пруд скоро замёрзнет – подумала Аришка. Что тогда станет с уточкой?  Начинался осенний дождь. Девочка Аришка раскрыла зонтик и грустная побрела домой. У ворот она оглянулась, посмотрела на уточку и задумалась…

- Так, что же делать, как помочь Серой шейке пережить суровую зиму? Как вы считаете, как помочь Серой шейке?

 (рассуждения детей, подвожу их к тому, что нужно построить домик для уточки)

Строительство домика  (дети из подручного материала строят дом для утки)

- Что у вас получилось?  (ответы детей)

-   Как вы считаете, сможет ли теперь Серая шейка пережить суровую зиму?  

- Как вы ей помогли? (ответы детей)

 - На благо потрудились! А сейчас пройдем и присядем на стульчики (дети присаживаются на стулья)

Беседа с детьми

- Ребята, с какой сказкой мы познакомились?  (про уточку)

- Расскажите, как описана природа в начале сказки?  (Наступила осень. По небу плыли тёмные тучи. Листья на деревьях стали рыжими

- Рыжие – это какие (оранжевые)

- Куда пошла девочка Ариша?   (в парк)

- Кого она там увидела?   (уточку)

- Почему уточка не могла улететь? (у неё было повреждено крылышко)

- Почему в сказке сорока называет лису злой?  (потому, что она хотела поймать и съесть уточку)

- Предлагаю спрятать злую лису за забор, чтобы она больше не смогла подойти к нашей уточке. Пройдите за столы. Задание: заштриховать лису.

(дети садятся за столы и самостоятельно выполняют штриховку лисы)

Заключительная часть

- Ребята, как вы думаете, удалось ли нам помочь  Серой шейке?

- Как мы ей помогли?  (ответы детей)

- А завершим мы нашу прогулку в сказку ритуалом «Узел дружбы»

                                       (дети встают в круг и берутся за руки)

- Мо-лод-цы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности 2 года обучения Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Цель: Формирование у детей умения  пересказывать рассказ близко к тексту. Задачи:-активизировать речевую деятельность детей;- развивать навык подробного пересказа по мнемодорожке составленно...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 5 – 6 лет на тему: «У лукоморья дуб зеленый»

Дети с речевыми нарушениями с неохотой разучивают стихи. Мнемотаблицы могут служить средством для запоминания, а также стимульным материалом для развития памяти. Предлагаю вашему вниманию конспект по ...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Книга твой друг, без нее, как без рук",

Развитие и закрепление устойчивого интереса детей к книге, воспитание любви к художественному слову на примере изучения творчества С,Я, Маршака....

План - конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-6 лет). Тема: "Одежда".

Организованная образовательная деятельность на тему: «Одежда» .                                  ...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему «Путешествие в библиотеку»

Представляю конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему «Путешествие в библиотеку». Цель проведения: формиро...