«Развитие мелкой моторики у дошкольников».
материал по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1 «Березка» г. Кукмор»
Кукморского муниципального района РТ
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
воспитателя
- межаттестационный период на 2021-2026гг.
г. Кукмор, 2020 г.
Личная карточка
педагога
- Фамилия, имя, отчество, год рождения Федотовой Лилии Валерьевны, 1980 гр
- Образование (когда и какое учебное заведение окончил(а))
Высшее профессиональное, Казанский государственный педагогический университет, 26 июня 2002 г
- Специальность по диплому педагогика и методика начального образования
- Квалификация по диплому учитель начальных классов
- Занимаемая должность учитель-логопед
- Общий стаж трудовой деятельности 20лет
- Педагогический стаж 20лет
- Стаж работы в данной должности 11 лет
- Стаж работы в данном МБДОУ 13 лет
- Квалификационная категория, дата присвоения высшая квалификационная категория, 28.12.2015 г.
- Курсы повышения квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов)
- Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Арский педагогический колледж им. Г. Тукая», г. Арск 64 часа Курсы повышения квалификации "Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения" ,удостоверение АПК_1529_2017;
- Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования института психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета, Курсы повышения квалификации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по программе «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста средствами цифровизации, математики, роботоконструирования», 72 часа, удостоверение 2020 003 00285/2020 .
Личные данные
- Фамилия, имя, отчество, год рождения
Федотова Лилия Валерьевна, 1980 г.р.
Образование Высшее профессиональное, 2004 г., Казанский государственный педагогический университет, квалификация «учитель начальных классов», диплом ИВС № 0000968 от 26 июня 2002 г.
- Педагогический стаж 20лет стаж работы в МБДОУ 13 лет.
- Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов)
- Курсы повышения квалификации для учителей – логопедов по программе «Совершенствование содержания и методов работы учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций» в НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», г. Казань, 72 часа. Удостоверение № 162403606121, выдано 24 марта 2016 г.;
Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
- Повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.
- Установление партнерских отношений , приобщение родителей к жизни детского сада.
Когда начата работа над темой: январь 2021 год.
Когда предполагается закончить работу над темой: декабрь 2026
год.
Форма самообразования: индивидуальная.
Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
Итог: обобщение опыта работы по данной теме.
Цель: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности, развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
- Изучить теоретический и практический материал о методах развития мелкой моторики, их функциях, характеристиках.
- Изучить методы диагностики нарушений мелкой моторики.
- Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, и включить в работу упражнения и задания по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами и за счет применения этих методов:
-улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
-улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-улучшить общую двигательную активность;
-содействовать нормализации речевой функции;
-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
-создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
4.Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
5.Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр.
Ожидаемый результат:
- Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
- Формирование речевых навыков у детей дошкольного возраста;
- Интеллектуальное развитие детей;
- Обогащение родительского опыта в воспитании детей по данному направлению.
Этапы работы
Учебный Год | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
2021-2022 | Определение проблемных вопросов по выбранному направлению | Сентябрь | Список проблемных вопросов |
Изучить и проанализировать научную, методическую, практическую литературу по выбранной тематике | Сентябрь | Библиографический список по данному направлению | |
Провести анализ предметно-пространственной развивающей среды в группе | Сентябрь | Список необходимых дидактических игр и материалов по направлению | |
Изготовить игры и методические пособия с привлечением родительской общественности группы | В течение года | Игры и методические пособия | |
Изучение темы: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Подбор материала по теме «Пальчиковые игры», согласно лексическим темам планирования» | Октябрь | Оформление папки – передвижки на тему: «С пальчиками играем, речь развиваем». | |
Ознакомление с опытом реализации развития моторики рук у педагогов МБДОУ | Октябрь-ноябрь | Комплексы упражнений и итр | |
Выявление детей особо нуждающихся в занятиях для индивидуальной работы | Выявлена группа детей | ||
Оформление выставки творческих работ детей | Апрель | Выставка «Цветные ладошки» | |
Анализ эффективности проведенной работы | Июнь | Самоанализ проведенной работы | |
2022-2023 | Обследование уровня развития мелкой моторики и речевого развития детей | Август | Выявление проблем по результатам диагностики и составление предварительного плана по реализации дальнейших мероприятий |
Проведение необходимых мероприятий по развитию мелкой моторики детей | Сентябрь-май | Корректировка мероприятий | |
Дополнительно изучить способы организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов у педагогов с большим опытом работы в данном направлении | Сентябрь-апрель | Материалы по результатам изучения опыта работы педагогов-стажистов | |
Изготовить игры и методические пособия | В течение года | Игры, методические пособия | |
Разработать советы, рекомендации, буклеты по проведению воспитательно-образовательной работы | В течение года | Рекомендации, буклеты, памятки | |
Обследование уровня развития мелкой моторики и речевого развития детей | Май | Результаты диагностики | |
Организация выставок творческих работ детей совместно с родителями и педагогами | В течении года | Выставки | |
Анализ эффективности проведенной работы | Июнь | Самоанализ проведенной работы | |
2023-2024 | Обследование уровня развития мелкой моторики и речевого развития детей | Сентябрь | Результаты диагностики |
Изучение методической литературы по развитию графомоторных навыков детей | В течение года | Библиографический список по данному направлению | |
Проведение мероприятий в процессе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах и в свободной деятельности детей по развитию мелкой моторики | В течение года | Систематический анализ динамики развития детей и соответствующая корректировка плана | |
Организация мероприятий в процессе непосредственно образовательной деятельности, подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию графомоторных навыков детей | В течение года | Корректировка планов в соответствии с динамикой развития детей. Рекомендации родителям | |
Организация выставок творческих работ детей совместно с родителями и педагогами | В течение года | Участие в конкурсах различного уровня | |
Итоговое обследование уровня развития мелкой моторики и речевого развития детей | Май | Результаты диагностики Рекомендации родителям на летний период | |
Итоговое мероприятие | Май | Самоанализ деятельности Комплект дидактических материалов по теме | |
2024-2025 | Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей | В течение года | Список материалов и методической литературы со ссылками в интернете |
Ознакомление родителей с задачами по развитию мелкой моторики, с перспективным планом работы на 2024-2025 учебный год | Октябрь | Памятки для родителей | |
Использование игр
| В теч. года | Игры, методические пособия | |
2025-2026 | Проведение мониторинга развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. | Сентябрь | Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей |
Цель данного этапа: Способствовать общему развитию детей, формировать предпосылки учебной деятельности, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, ручной умелости, подготовить к формированию графического навыка; познакомить с основными правилами красивого письма. Для достижения цели поставлены следующие задачи: Обучающие - Научить детей ориентироваться в тетради (в строке и в клетках) и на листе бумаги. Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения и написания элементов букв. Развивающие - Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев. Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку. Воспитательные - Формировать эстетическое восприятие, аккуратность, усидчивость и самостоятельность. | |||
Подготовить различный раздаточный дидактический материал, в том числе с помощью родителей | В течение года | Комплект дидактических материалов | |
Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками | В течение года | Результаты наблюдений | |
Штриховка, графические упражнения с постепенным усложнением | В течение года | Работы детей | |
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию | Март-май | Работы детей | |
Предоставление детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности | В течение года | Результаты наблюдений | |
Приглашение родителей на выставки детских работ | 1 раз в месяц | Выставки детских работ | |
Итоговое обследование уровня развития мелкой моторики и речевого развития детей | Май | Результаты диагностики Рекомендации родителям на летний период | |
Анализ эффективности проведенной работы | Июнь | Самоанализ проведенной работы |
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.
- Изучение теоретических основ формирования речи детей раннего и дошкольного возраста.
- Изучение особенностей становления речи детей на ранних и дошкольных этапах детства.
- Создание картотеки пальчиковых игр.
- Ознакомление родителей с задачами данного направления, с перспективным планом.
- Консультативная помощь родителям.
- Приглашение родителей к взаимодействию по данной теме и вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс.
Взаимодействие с родителями
- Индивидуальные беседы.
- Рекомендации родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
- Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры».
- Ширма - передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста».
- Буклеты с подборками пальчиковых игр.
- Привлечение к сотрудничеству: пополнение необходимого дидактического материала для занятий (бусины, гофрированная бумага, различные виды круп, природный материал т.д.).
Для развития мелкой моторики детей в группе необходимо иметь следующий раздаточный дидактический материал:
- Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего».
- Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, нитки, проволока…)
- Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков…
- Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
- Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки.
- Тетради в клетку, линейки, тетради на печатной основе с заданиями.
- Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
- Всевозможные шнуровки.
Работу по данному направлению намереваюсь выстраивать на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения, с учетом интеграции образовательных областей и видов детской деятельности.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение и для развития творчества детей. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.
Форма отчета по проделанной работе: Выставка детских работ
Библиографический список
Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: Сага, 2002
Крупенчук О.И. Развиваем пальчики – развиваем речь СПб, 2009
Примерная программа «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой - М.: ТЦ Сфера, 2011
Парамонова Л.А., Трифонова Е.В. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов основной программы (Истоки) - М.: ТЦ Сфера, 2013
Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр - Волгоград: Учитель, 2014
Н.А. Кнушевицкая Стихи, загадки, игры по лексическим темам - СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
Девятова О.Е., Л.Н. Прохорова Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2. Готовность детей к обучению в школе - М.: Национальный книжный центр, 2013
Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом - Волгоград: Учитель, 2015
Олейников С.П., Телюкова Г.Г. Компакт-диск. Мониторинг развития детей 3 – 7 лет - Волгоград: Учитель,2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...
Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР
Презентация. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...
Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-472910-1409111322.jpg)
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000553-1516712671.jpg)
Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...
Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/12/picture-128433-1631450849.jpg)
Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"
Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....