Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи
проект по логопедии
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Учитель-логопед:
Пильникова Н.А.
2017-2018 у/г.
Ведение
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.
Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.
Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимости работы по обучению детей правильному звукопроизношению.
Программа проекта
«Язычок наш, не ленись»
Арт. гимнастике – привет,
лучшее её в мире нет!
Что укрепит лучше рот
и поможет речи?
Арт. гимнастике – почёт,
вы уж мне поверьте!
(Неуймина Т.Б.)
Направление: творческое
Сроки реализации: 1 год
Цели проекта:
- сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
- сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.
Задачи проекта:
- 1.В доступной форме познакомить детей с органами речи, их назначением.
- 2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
- 3.Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
- 4. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.
Гипотеза:
Упражнение артикуляционной гимнастки сами по себе не интересны, не понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. Поэтому, если в системе коррекционно - педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.
Предполагаемые результаты.
- четкое представление детей об органах речи: строении, назначении.
- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
- осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
Ожидаемый результат: подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
Содержание и структура проекта.
1 этап: подготовительный.
Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
Подготовка дидактических пособий и презентаций.
2 этап: основной.
1 Работа с родителями:
1. Сообщение в рамках родительского собрания «Артикуляционная гимнастика и ее влияние на формирование правильного звукопроизношения».
2. Консультация «Формирование правильного звукопроизношения у детей. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?».
3. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.
4. Создание буклета "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков»
5 Задание родителям подобрать картинки для знакомства с артикуляционными упражнениями и придумать артикуляционные сказки.
2 Работа с педагогами:
1. Консультация «Нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика и ее значение в развитии речи детей»
2. Изучение основного комплекса артикуляционной гимнастики и комплексов упражнений для правильного произнесения конкретных групп звуков».
3. Составление сборника артикуляционных сказок
4. Изготовление «книжек – самоделок» по артикуляционной гимнастике
5. Изготовление дидактического материала для проведения артикуляционной гимнастики.
6 Изготовление картотеки артикуляционных упражнений
3 Работа с детьми:
1 Знакомство с органами речи с использованием артикуляционных профилей звуков.
2. Изучение общего комплекса артикуляционной гимнастики и комплекса артикуляционной гимнастики для постановки конкретного звука.
3.Использование артикуляционных кукол «Лягушка», «Утенок», «Змейка» для изучения артикуляционных упражнений
4 Рассказывание и показ артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах»
5. Сочинение артикуляционных историй со Смешариками.
6. Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями
7. Изготовление артикуляционных кубиков
8 Просмотр презентаций по артикуляционной гимнастике
3 этап: заключительный.
Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.
Обобщение опыта работы по проекту и его представление.
Календарно-тематический план на 2017-2018 уч. г.
месяц | Тема | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
октябрь | "Сказка про Язычок" | "Утро Язычка" | "Белочка" | "Катин Мяч" |
ноябрь | "Машина" | "На дворе" | "Лесные новости" | "Множество забот" |
декабрь | " У бабушки с дедушкой" | "Пузырь и соломинка" | "Храбрый комар" | "Загадочная бабочка" |
январь | "Веселая змейка" | "Заяц-огородник" | "Сказка о кляксе" | |
февраль | "Дом, который построил рот" | "Как Язычок лепил снеговика" | "Веселый Язычок" | "Денискина зарядка" |
март | "Зоопарк" | " Веселая артикуляционная гимнастика" | "Сказка о лягушке-квакушке и ее веселом язычке" | "Приключения Язычка" |
апрель | "Ленивый котенок" | "Волк и три поросенка" | "Как Язычок отдыхал на море" | "Невоспитанный мышонок" |
май | "Как Язычок гулял в лесу" | "Веселый лягушонок" | "Как Язычок купался в ванне" | "Кто поможет воробью" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для родителей «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
Проект призван привлечь родителей к совместному взаимодействию: логопед-родители-дети. Не раз опробирован, незначително изменялся в зависимости от ситуации....
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников
Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступно...
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....
Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»
Задачи:- познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;- показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляцион...
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей
консультация для родителей...
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей"
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей....
Семинар-практикум для родителей на тему: Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей.
- познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;- показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного ап...