СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Веккер Светлана Федоровна

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВ УКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена осуществляют так же голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одной из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Известно, что звуки произносятся на фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно — щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной и длительной воздушной струи.

Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи.

|        Воздушная струя

i

При произнесении!шипящих звуков:        При произнесении свистящих звуков:

  • широкая        -        узкая
  • теплая        -        холодная
  • слабая        -        сильная
  • рассеянная        -        направленная

В системе логопедической работы воспитанию воздушной струи можно выделить следующие направления:

  • дутьё при сомкнутых губах
  • дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой
  • дутьё сквозь растянутые в улыбке губы
  • дутьё на язык
  1. Дутьё при сомкнутых губах:

« Надуть два шарика» - надувать щеки и удерживать в них воздух.

« Перекатывание шариков» - щеки надуваются поочередно.

«Худенький мальчик» - втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.

  1. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой:
  • сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет
  • дуть на кусочки ваты, привязанные на нитки
  • дуть на карандаш, лежащий на столе, так, чтобы он покатился
  • задувание свечи
  • надувание воздушных шаров -пускание мыльных пузырей
  • дутьё с использованием свистков, дудочек
  • сильно дуть на воду до образования брызг
  • Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы:

«Пропеллер» - струю воздуха ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону

- «пошлёпать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя — пя — пя

  • Дутьё на язык:

«Дорожка» - положить спичку посередине языка и пустить ветерок, сдувая лёгкие предметы

«Желобок» - широкий язык положить на нижнюю губу, края языка свернуть так. чтобы образовался «желобок», легко подуть.

Упражнения на развитие воздушной струи: сильной        '

направленной

длительной

плавной

ротовой

«Снежинки»

Логопед дает ребенку кусочек ваты. «Это снежинка. Посмотри, как она летает». Кладет ватку на ладонь и сдувает её с руки. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку». Упражнения повторяются несколько раз.

«Ветерок»

Небольшой тонкий листок бумаги разрезают на 12 — 15 узких полосок. Полоски привязывают ниткой к карандашу. «Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так...». Инструкция: <• Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки».

«Фокусы» !

Для игры поролоновый шарик диаметром 2 — 2,5 см, прикрепляют на нитку длиной 10 — 12 см. Инструкция: «Держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй резко на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетает вверх.» «Шторм в стакане»

Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку так, чтобы вода в стакане забурлила.»

«Надуй игрушку»

Логопед заготавливает для каждого ребенка надувную игрушку маленького размера, такую чтобы её можно было надуть за 3 — 4 выдоха. Логопед показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати игрушку губами. Глубоко вдохни. Выдыхая воздух, медленно надувай игрушку».

«Пускание корабликов»

Логопед предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях тазика. Чтобы кораблик нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «Ф>; Кораблик при этом двигается плавно.

Работа по воспитанию воздушной струи в процессе постановки, автоматизации и дифференциации изолированных звуков речи:

  1. произнесение на одном выдохе нескольких гласных:
  • помоги укачать куклу — а - а- а
  • зубы заболели — о - о - о
  • гудит паровоз — У-у-у
  • пароход гудйт — ы-ы-ы
  • жеребенок- ржет — и - и — и
  • эхо звучит — э - э - э
  1. произнесение на одном выдохе несколько согласных:
  • сердитый гусь шипит — ш-ш-ш
  • паровоз идет, колеса стучат — ч-ч-ч
  • замедляет ход, останавливается — чщ - чщ - чщ
  • поют синички — ц- ц - ц
  • пилит пила -— с, - с, -с,
  • воздух выхбдит из насоса и свистит — с - с - с

Регулярное и систёматическое применение упражнений по воспитанию сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой воздушной струи способствует формированию речевого дыхания, укреплению мышц артикулярного аппарата, закреплению правильных дикционных навыков в процессе преодоления дислалии.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

  • Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении
  • Лучше выполнять упражнения стоя при свободном положении тела в пространстве, грудная клетка расправлена. Следить за осанкой
  • Обращать внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно через нос, выдох — через рот.
  • Следить за точностью направления воздушной струи
  • Интенсивное дутьё проводится не более 5 раз за один прием
  • Нельзя надувать щеки
  • Упражнения могут выполняться под счет
  • Тактильный контроль

ЛИТЕРАТУРА:

  • Лопухина С.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова — Спб.: Дельта, 1998
  • Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.- М.:Просвещение, 1998
  • Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - Спб.: Детство — Пресс, 2004
  • Белякова Л.И. - М.: Книголюб, 2004
  • Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - Спб.: Дельта, 2001
  • Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. - М.: Аркти, 1999
  • Сафронова В. К. Развитие эмоционально-образного восприятия старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой         192
  • Сиваш И. В. Конспект занятия «Как Кёнигсберг стал Калининградом» (пересказывание информационного рассказа о городе Калининграде)          196
  • Казанкова С. А. Использование игровых моментов и образного художественного слова для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста         199
  • Селихова И. Е. Воспитание экологической культуры
  • детей через поисково-познавательную деятельность         203
  • Косяк Е, А.., Развитие лексико-грамматического строя
  • речи у дошкольников          208
  • Тяпкина Т.А. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношений ... 211
  • Коваль С. В. Использование логических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста          216
  • Ворошилова А. С. Развитие математического мышления детей через дидактические и развивающие игры          219
  • Свирина И. П. Математика для детей          225
  • Майборода М. И. О комплексных занятиях в детском саду .... 229
  • Санарова Т. В. Синтез искусств — фактор развития личности ребенка            232
  • Денисова И. Н. Работа дошкольников с дарами природы .. 236
  • Москалева Л. И. Условия развития и укрепления
  • здоровья дошкольников         240
  • Филька М. Н. Способы умственного расслабления и отдыха дошкольников            245
  • Научное издание
  • ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:
    ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
  • Под редакцией
  • Л.М. Коваленко, В.В. Малыхиной
  • Редакторы Н.Н. Мартынюк, Е.Т. Иванова
    Корректор Е. А. Алексеева
    Оригинал-макет подготовлен О. М. Хрусталевой
  • Подписано в печать 07.05.2009 г.
  • Бумага для множительных аппаратов. Формат 60x90 7, Гарнитура «Таймс». Ризограф. Уел. печ. л. 18,8. Уч.-изд. л. Тираж 120 экз. Заказ 112.
  • Заведуюиц
  • МАДОУЦРР d/c I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация передового педагогического опыта по теме:Формирование воздушной струи и развитие речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество      детей с речевой патологией.       У детей присутствуют нарушения звуко...

Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями

Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно ее формировать вы узнаете в этой консультации. А чтобы деткам было не скучно, все упражнения представлены в игровой ...

Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями

Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно и интересно ее формировать у деток вы узнаете в этой консультации....

Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями

Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно и интересно ее формировать вы узнаете в этой консультации....

Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения

Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно-щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щеле­вые требуют сильн...

Игры и упражнения для формирования воздушной струи в процессе коррекции нарушений звукопроизношения

В статье приведены примеры игр и дыхательных упражнений для формирования воздушной струи. Данный материал предназначен для детей, имеющих нарушения речи, а так же родителей и педагогов....

Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения

В статье рассматривается коррекционная работа по воспитанию воздушной струи у детей с дислалией.Ключевые слова: воздушная струя, игровые упражнения, методы, приемы....