В чем заключается польза интерактивных технологий в работе учителя-логопеда?
статья по логопедии

Востокова Надежда Николаевна

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОЛЬЗА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА?

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.  Суть интерактивного обучения состоит в том, что все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, общения, в результате применения методов и приёмов интерактивного обучения в речевом развитии:

  • активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
  • развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
  • формируются условия для самообразования и саморазвития личности каждого ребенка.

Разработка и внедрение интерактивных технологий в логопедической практике опирается на  ФГОС ДО, в котором сказано, что  «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Кроме того, использование таких технологий в коррекционно-развивающем процессе позволяет решать множество специальных задач  интегративно, комплексно формируя сразу несколько компонентов речевой системы ребенка-логопата.

Хоть такие технологии еще и не совсем распространены в среде логопедов, однако логопед будущего будет обеспечен большим количеством самых разнообразных методов и приемов, которые помогут ему в работе и значительно облегчат достижение положительных результатов.

Интерактивные технологии и их роль в логопедической диагностике и коррекции сегодня недооценены. Их польза довольно высока, так как облегчает логопеду в первую очередь работу с ребенком, превращая зачастую нужные и долгие занятия в интересную игру, которая помогает ребенку понять, как правильно произносить те или иные звуки.

Специальные интерактивные технологии упростят работу логопеда, а детям принесут больше радости и интереса от занятий. К таким технологиям можно отнести, например:

«Работа в парах». Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. «Хоровод». На начальном этапе взрослый является ведущим, так как дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Педагог с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

«Цепочка». Интерактивная технология «Цепочка» способствует формированию у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создаёт обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решения задания.

«Карусель». Динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом и это стимулирует общение между детьми. Для того чтобы интерактивная технология «Карусель» заработала, детям предлагается договориться с кем бы они хотели поиграть в паре, и кто из них будет стоять во внешнем круге, а кто – во внутреннем. Дети из внутреннего круга в течение всей работы остаются на месте. Дошкольники, которые находятся во внешнем круге, после каждого мини-диалога делают шаг влево и оказываются перед новым собеседником. Познавательный диалог повторяется вновь и вновь. Тематика мини-диалогов может быть самой разнообразной: понятия – их определения; изучаемое правило – подтверждающий пример и т. п. Особое внимание следует уделять развитию умения у детей формулировать и задавать вопросы; в соответствии с услышанным – строить ответ; дополнять, исправлять собеседника; сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

«Работа в малых группах» (тройках). В режиме интерактивного обучения отдаётся предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» даёт возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

«Интервью».На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью», которая требует от каждого играющего выполнение правил ведения диалога:

  • соблюдение очерёдности в разговоре; выслушивание собеседника, не перебивая его;
  • поддержание общей темы разговора;
  • проявление внимания и уважения к собеседнику.

Таким образом, благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Аквариум». Форма диалога, представляющая собой обсуждение детьми проблемы «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные дети выступают в роли зрителей.

Большое внимание следует уделять качеству ответов детей: развивать у них умение отвечать на вопрос, как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от его содержания. Постепенно приобщать детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает взрослый, слушать высказывания товарищей, не перебивать его (их), не отвлекаться. Содержательная сторона технологии «Аквариум» состоит в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

«Большой круг». Технология «Большой круг»– это технология, которая позволяет каждому ребёнку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Дерево знаний». Для успешного овладения ребёнком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребёнок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

Описанные технологии  позволяют создать определенную систему  взаимодействия детей и педагогов с игровой  средой, которая легко подстраивается под решение определенных обучающих задач, взаимодействует с участниками образовательного процесса и трансформируется под их потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на пед.совете. Тема: «Интерактивные технологии в работе с дошкольниками».

Интерактивные технологии в работе с дошкольниками. Интерактивные педагогические технологии направлены на формирование интерактивных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и...

Современные интерактивные технологии методической работы с педагогическими кадрами- коучинг. Презентация.

 Коучинг - это индивидуальная тренировка человека для достижения значимых для него цел...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Авторская подборка игр и игровых технологий, направленная на формирование основ культуры здоровья.Данная разработка может использоваться в практической деятельности педагогов ДОУ при реализации ...

Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ

Проект на тему: "Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ"...

«Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в сторон...

Опыт работы по теме: "Использование интерактивных технологий в работе с детьми"

Данный материал посвящен особенностям использования ИКТ в работе с детьми...