Методическая разработка занятия
план-конспект занятия по логопедии

Елена Константиновна Трофимова

Конспект логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_l_art.gimnastika.docx20.99 КБ
Файл zvuk_r_massazh.docx20.63 КБ
Файл logoritmika.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

«Звук [Л]»

по программе дополнительного образования

«Говорим красиво и правильно»

Тема: «звук [Л]»

Цель: постановка звука [Л]

Задачи:

  1. Развивающие:

- развивать подвижность и точность движений органов артикуляции средствами логопедического массажа и артикуляционной гимнастики;

- развивать правильное дыхание и силу голоса;

- способствовать развитию фонематического восприятия;

  1. Обучающие:

- формировать правильный артикуляционный уклад звука [Л];

- развивать способность к словоизменению и словообразованию.

- расширять, уточнять и активизировать словарный запас на основе изучения лексической темы «Зима».

III.     Воспитательные:

- способствовать формированию усидчивость, организованности.

Форма проведения: индивидуальная

Оборудование: картинки «Зима», мальчик с собачкой и палочкой, зимняя дорога, следы, предметные картинки, условные обозначения гласных звуков, одноразовый шпатель, свечка, снежинки, шарик «Су-Джок».

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Дифференцированный логопедический массаж.
  3. Развитие дыхания и силы голоса.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Уточнение артикуляции звука [Л].
  6. Физкультминутка.
  7. Развитие фонематического слуха.
  8. Автоматизация звука [Л] в слогах.
  9. Автоматизация звука [Л] в словах.
  10. Развитие грамматического строя речи.
  11. Кинезиологическое упражнение.

11.Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент. Знакомство с наступившим временем года «Зимой».

Ритуал приветствия.

На столе стоит картинка с изображением времени года - зимой.

Ай да, зимушка-зима!

Замела ты все дома,

Ёлки в шапки нарядила,

Снег в сугробы намела.

Всё бело, зима-зима!

Рассматриваем картинку. Спрашиваем, как называется наступившее время года.

2. Дифференцированный логопедический массаж с приемами локальной гипотермии.

Тихо падает снежок,

Ты куда летишь, дружок?

- Я на землю падаю,

Всех детей я радую.

Ваня радуется, стучат в бубен **, ***.

Постучи в бубен как Ваня

Снег, снег, снег, снежок!

 Хватит сыпать, мой дружок!

 Все вокруг и так бело,

 Все дороги замело.

 Даже тропки не видать,

 Как же я пойду гулять?

Одевает всех зима.

 Снегом запорошены

 Улицы - стоят дома

 В снег как будто брошены.

 Все прохожие - в снегу.

 Белый снег летает,

 И снежинки на бегу

 Дружбу предлагают.

3. Развитие правильного дыхания и силы голоса.

Холодный ветер на окна дует, в каждый домик и даже свечки задувает. – Дуй на свечку.

Давай и мы с тобой посмотрим в каждое окошечко и споём песенку как ветер – А, О, И, У, Э, Ы.

Показываем схематичные изображения звуков.

4. Артикуляционная гимнастика с использованием вкусовых и термических раздражителей.

Кто дорожки подметает

И ходить нам помогает?

Это дворник, посмотри,

Чистить снег нам помоги! («Накажем непослушный язычок»)

Вот теперь по дорожке можно всем ходить.

Котик милый пробежал

И следок свой оставлял. («Охотник идёт по болоту»)

Вот собачка пробегала

И хвостиком своим виляла. («Вкусное варенье»)

Вот проехала машина,

Вам оставлю след от шины. («Улыбка»)

5. Уточнение артикуляции звука [Л].

А снег всё идёт и не перестаёт.

Снег с детьми шутить привык!

То мальчишке озорному

Заберусь за воротник,

То девчонке сяду на нос –

Вот такой я озорник!

Снежок над нами смеётся – Л-Л-Л – дотрагиваемся до снежинки и произносим звук.  (Артикуляционный уклад межзубного звука [Л]). Где язычок? Что губки делают? (Уточняется артикуляция, показываем карточку со схематичным  изображением артикуляции).

6. Физкультминутка.

(Логоритмическое упражнение).

Мы зимой в снежки играем, мы играем и играем,

По сугробам мы шагает, всё шагаем и шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим и бежим.

И на саночках летим, мы летим и в сугром слетим.

Лепим снежок

Шагаем

Бежим и скользим

Приседаем к полу

7. Развитие фонематического восприятия.

Давай с тобой поймаем снежинки, собери их в корзинку, когда услышишь песенку [Л].

8. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Ты меня не прогоняй, ведь можно слепить снежок и с ним поиграть.

(Лепим снежок из салфетки)

1 - 2 – 3… Готов снежок –

Твёрдый маленький комок.

Мы, смеясь, снежки кидаем

И друг в друга попадаем.

Ла-ла-ла! – бросаем снежок (различные цепочки слогов).

9. Автоматизация звука [Л] в словах.

Снег летал-летал,

И всю землю заметал.

Что же снегом замело?

Выбери со звуком [Л] – лавка, колодец, лодки, лошадка, белочка.

10. Развитие грамматического строя речи.

А что же Ваня и его собачка делали на улице?

Ваня бегал и собачка бегала (прыгала, катала, возила, играла)

Куда палочка упала у собачки? За машину, за ёлку, за домик, на дорожку, на санки.

11. Кинезиологическое упражнение.

А как же ручки наши не замёрли на улице?

Мы перчатки одевали,

Каждый пальчик согревали.

1-2-3-4-5,

Тёплых пальцев ровно пять!

Катаем шарик «Су-джок»

Надеваем колечки на пальчики

12. Итог занятия.

Какое время года у нас сейчас? Какой звук мы учились хорошо говорить? Ритуал прощания.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

«Звук [Р]»

по программе дополнительного образования

«Говорим красиво и правильно»

Тема: «звук [Р]»

Цель: постановка звука [Р]

Задачи:

  1. Развивающие:

- развивать подвижность и точность движений органов артикуляции средствами логопедического массажа и артикуляционной гимнастики;

- развивать правильное дыхание и силу голоса;

- способствовать развитию фонематического восприятия;

  1. Обучающие:

- формировать правильный артикуляционный уклад звука [Р];

- развивать способность к словоизменению и словообразованию.

- расширять, уточнять и активизировать словарный запас на основе изучения лексической темы «Весна».

          III.     Воспитательные:

- способствовать формированию усидчивость, организованности.

Форма проведения: индивидуальная

Оборудование: картинки «Весна», мальчик и девочка, синичка, предметные картинки, условные обозначения гласных звуков, одноразовый шпатель, паралон, сосульки, шарик «Су-Джок».

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Дифференцированный логопедический массаж.
  3. Развитие дыхания и силы голоса.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Постановка звука [Р].
  6. Физкультминутка.
  7. Развитие фонематического слуха.
  8. Развитие грамматического строя речи.
  9. Кинезиологическое упражнение.

11.Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Знакомство с наступившим временем года «Весна».

Ритуал приветствия.

На столе стоит картинка с изображением времени года - весной.

Потеплело,

Побежали всюду быстрые ручьи

Засвистели птицы песню:

Чьи-чьи-чьи.

И захлопали крыльями: ** *,* **, ** **.

Закивали головками – наклоны головой

Рассматриваем картинку. Рассказываем, как называется наступившее время года, какое время года было перед весной, что происходит в это время года.

2. Дифференцированный логопедический массаж с элементами локальной гипотермии.

Жили – были братик и сестричка Оля и Коля, смотрят в окно, а там уже весна.

На солнышке весной

 Проснулся мир лесной.

 Течёт вода с зелёных лап,

 Поют капели: «кап-кап-кап!»

 Под ёлкой и сосной

 Сугроб намок большой!

 

 

 С деревьев –кап!

 С карнизов –кап!..

 Прощайте, холода!

 С  балконов, с крыш -

 Кап-кап! Кап-кап!

 Вода! Вода! Вода!

 Звучит капели перезвон:

 - Кап-кап! - Весна!- Весна!

3.  Развитие дыхания и силы голоса.

А кто ещё за окном появился?

За окном на ветке птичка,

Желтогрудая синичка.

Дили-день, дили-день –

Распевает целый день.

Она радуется весне и крылышками машет.

Ах, Ох (руки через стороны вверх – вниз), Ух (руки вперёд),  Ых (руки в стороны, согнуты в локтях). Показываем схематичные изображения звуков.

4. Артикуляционная гимнастика с использованием вкусовых и термических раздражителей.

Что ты хочешь синичка?

Я всю зиму голодала,

Я всю зиму замерзала,

А теперь поесть хочу,

Зёрнышек я у тебя прошу.

Девочка дела зернышек, а они не простые! Под ними картинки с гимнастикой для язычка. («Орешек», «Месим тесто», «Качели», «Ослик», «Уточка чистит пёрышки»)

5. Постановка звука [Р].

Смотри, около дома остался снежок. Давай постучим сильно язычком за зубками и снежок растает. Говорим «Дын-дын-дын», «т-д,т-д», «д-д-да», «Дж», при этом палочкой вызываем вибрацию языка.

6. Физкультминутка.

Солнце, солнце высоко,

Нам от солнышка тепло.

Тает снег от лучей,

Звонко побежал ручей.

Мы за ручейком пойдём,

Лужи все перешагнём.

Поднимаем руки вверх

Гладим по лицу, по голове

Приседаем

Фонарики «Ш-ш»

Шагаем

Руки перед собой сомкнуты

7. Развитие фонематического восприятия.

Ручеек привёл нас в весенний лес. Птички стали махать крыльями, давай и ты как птичка поднимешь ручку вверх, когда услышишь [Р].

Р, а, о, т, р, м, ф, р, ор, ру, ма, ми, фа, ла, ра, рама, мама, рыбы, стол, весна, капель, рысь, шар.

8. Развитие грамматического строя речи.

Посмотри сколько животных в лесу, давай каждому найдём его домик. Чья нора? Лисья и т.д. (Медвежья, бобриная, беличья). Чья еда?

Звери стали играть в прятки, чей это хвост? Лисий и т.д.

  1. Кинезиологическое упражнение.

Нарисую солнышко на своей ладошке,

Пусть оно сияет хоть и понемножку.

Катаем шарик между ладонями по кругу

Одеваем колечко на пальчики

III. Итог занятия.

Какое время года у нас сейчас? Что происходит весной в лесу? Давай повторим как звенел капель –вызывание звука «Р» Ритуал прощания



Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

«Звук [Р]»

по программе дополнительного образования

«Говорим красиво и правильно»

Тема: «звук [Р]»

Цель: автоматизация звука [Р]

Задачи:

  1. Развивающие:

- развивать подвижность и точность движений органов артикуляции средствами артикуляционной гимнастики;

- развивать звуковой и слоговой анализ и синтез;

- способствовать развитию фонематического восприятия;

  1. Обучающие:

- автоматизировать правильную артикуляцию звука [Р];

- развивать способность к словоизменению и словообразованию.

- расширять, уточнять и активизировать словарный запас на основе изучения лексической темы «Весна».

III.     Воспитательные:

- способствовать формированию усидчивость, организованности.

Форма проведения: индивидуальная

Оборудование:картинки «Весна», весенний лес, медведь, лесные животные, полянка с цветами, берлога, предметные картинки, картинки артикуляционной гимнастики, условные обозначения гласных и согласных звуков, звуковая дорожка, кораблики.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Уточнение артикуляции звука [Р].
  4. Развитие фонематического восприятия.
  5. Автоматизация звука [Л] в слогах и чистоговорках.
  6. Автоматизация звука [Л] в предложении. Развитие грамматического строя речи.
  7. Физкультминутка.
  8. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа.
  9. Автоматизация звука [Л] во фразе. Развитие навыка слогового анализа и синтеза.
  10. Итог занятия.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Знакомство с наступившим временем года «Весна».

Ритуал приветствия.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчёлы скоро полетят.

Какое время год сейчас? Давай похлопаем весне ** *, ** **.

Рассматриваем картинку. Рассказываем, как называется наступившее время года, какое время года было перед весной, что происходит в это время года.

2. Артикуляционная гимнастика с использованием вкусовых и термических раздражителей.

.

На поляне цветок появился,

На поляне цветочек расцвел,

Ветерок на полянку злится

И её заморозить его готов.

Давайте укроем цветочки, первоцветы! Вот зверьки принесли из своего домика маленькие одеяльца, давай посмотрим, что на них нарисовано!(«Заборчик», «Месим тесто», «Ослик», «Орешек», «Маляр»)

3. Уточнение артикуляции звука [Р].

Ой, а одному цветочку одеяльца не хватило, он заплакал. Как капают слёзки? Тр-Тр, р-р.

4. Развитие фонематического восприятия.

А кто на полянку не пришёл, одеяльце нам не дал? А это медведь в своей берлоге сидит и выходить не хочет. Давай постучимся ему в берлоге, разбудим его. Стучи, когда услышишь [Р].

5. Автоматизация звука [Л] в слогах и чистоговорках.

Логоритмическое упражнение.

Не открывает медведь.

Ры-ры-ры, ты не спи. (Грозим пальчиком)

Ри-ри-ри, дверь отвори. (Руки согнуты в локтях, разводим в стороны)

Ру-ру-ру, встречай весну. (Хлопаем в ладоши).

Ра-ра-ра, наступила весна. («Фонарики»)

Там же столько цветов появилось, целая поляна!

Давай посчитаем, сколько цветов выросло: Ра-ра-ры, ра-ры-ро, ра-ла-ра.и др. (Цветы разной величины. Если величина одинаковая, то слоги одинаковые, разная величина - разные слоги)

6. Автоматизация звука [Л] в предложении. Развитие грамматического строя речи.

Вышёл мишка на дорожку,

Захотел размять он ножки.

Стал топтаться  и рычать

И цветочки ломать.

Что мишка сломал?

Выбери те картинки, в названии которых есть звук [Р].

Палки, ёлки, фиалки, подснежники, ведро, забор, корыто, конура, дрова.

7. Физкультминутка.

Мишка говорит, расскажите, как цветок появился, какой он!

 Подснежник проснулся

 И потянулся

 Солнышку улыбнулся

Солнышку поклонился

 Подснежник, подснежник

 В лесу появился.

Поднимаем руки вверх

Потягиваемся

Разводим руки в стороны

«Флажки»

Хлопаем в ладоши

Раскрываем ладошки.

8. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа.

Мишка обрадовался весне, цветочкам, стал реветь: «Ура!». Давай составим схему слова УРА.

9. Автоматизация звука [Л] во фразе. Развитие навыка слогового анализа и синтеза.

Мишка принес нам кораблики, давай посадим животных по местам – 1 слог, в первых кораблик, 2 слога – во второй, 3 слога – в третий.

Рак, рысь, рыба, жираф, носорог, корова.

10. Итог занятия.

Какое время года у нас сейчас? Что происходит весной? Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ Для школы раннего развития «УМКА» «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА        ЗАНЯТИЙДля школы раннего развития«Страна Знаний»«РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»...

методическая разработка:занятие "Наш город и его транспорт"

Занятиеконспект занятия"НАШ ГОРОД И ЕГО ТРАНСПОРТ"Образовательные задачи:познакомить с историй развития нашего города, с движением транспорта и пешеходов.Развивающие задачи:дать представление о том, к...

Мы живём в Республике Марий Эл-методическая разработка занятия в подготовительной группе

Методическая разработка познавательно-развлекательного занятия с детьми подготовительной группы по истории, сохранении. ознакомлении с обрядами, обычаями, играми и музыкальными инструментами родного к...

Методическая разработка занятия в условиях детского сада. Тематическое занятие по познавательному развитию ТЕМА НОД: «Космическое путешествие».

Пояснительная записка            12 апреля  - один из праздников в нашей стране. В подготовительной группе  узнают про первого космонав...