Конспект подгруппового логопедического занятия «Зима»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Бригоцкая Юлия Андреевна

Подгрупповое логопедическое занятие по развитию лексико-грамматического строя речи «Зима» для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи 3 уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ «детский сад № 1 комбинированного вида г. Пудожа» РК

(структурное подразделение «Журавушка»)

Конспект подгруппового логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя речи

«Зима»

для детей подготовительной группы

с общим недоразвитием речи 3 уровня

Составитель:

Бригоцкая Ю. А.

Учитель – логопед

2019 – 2020 уч. год

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Зима» для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме, зимних забавах, зимовке диких животных и птиц.

Задачи:

- Расширять, обобщать, актуализировать словарь по теме «Зима»;

- Продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы:

- Развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

- Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования:

  • Учить образовывать сложные прилагательные;
  • Учить образовывать однокоренные слова;
  • Продолжать учить образовать относительные и притяжательные прилагательные;
  • Совершенствовать навык образование существительных множественного числа в родительном падеже.

- развивать связную речь:

  • Продолжать учить составлять предложения по теме занятия;
  • Продолжать учить составлять рассказ по картинно-графическому плану.

- Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание;

- Развивать координацию речи и движения;

- Формировать личностные качества: любознательность, активность, сотрудничество, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу.

Необходимые материалы

Магнитная доска, магниты, изображение (игрушка) Снегурочки, картинно – графический план в виде льдинок;

Индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, бумажные снежинки на ниточке;

Маски с изображением диких животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка);

Картинки с изображением зимней и летней одежды;

Мяч;

Елочные украшения – снежинки для подарков.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Приветствие. Дети становятся в круг, берутся за руки

- Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг

Дружно за руки возьмемся и все вместе улыбнемся!

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте еще раз поздороваемся с ними.

2. Введение в тему

К вам пришло много гостей. И вы, наверно, совсем не заметили одного сказочного гостя? Кто же это? Посмотрите внимательно глазками, кто – то новенький появился в кабинете? (дети находят изображение снегурочки, называют).

Верно, к нам пришла Снегурочка! А как вы думаете, почему она к нам пришла? (ответы детей) Наступило ее любимое время года – Зима! Ей очень интересно узнать, готовы ли вы к Новому году, к зиме, все ли вы про зиму знаете? (да!). Покажете Снегурочке свои знания? Замечательно! За каждое правильно выполненное задание Снегурочки вы получите льдинки – картинки. Они помогут вам выполнить последнее задание и получить маленькие подарочки.

  1. Основная часть

Первое задание:

- А кто из вас назовёт - сколько зимних месяцев? (Дети отвечают: три зимних месяца)

- А вы сможете назвать зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

- Молодцы, а теперь мне назовите самый первый зимний месяц. (дети отвечают: это декабрь)

- А второй зимний месяц называется . . .  (дети отвечают: январь)

- И третий, самый последний и холодный месяц?

- Ребята, а вы знаете какой сейчас месяц?

- Какое время года наступит после зимы?

- Какой месяц был перед декабрем?

- Молодцы, вы справились с заданием. Вот вам первая льдинка. Что на ней нарисовано? (солнце, снежинки, снег, сосульки). Расскажите, какая погода зимой? (Зимой на улице холодная, морозная погода. Солнце светит мало и совсем не греет. Везде лежит снег – на дорогах, тропинках, крышах домов. Часто бывают снегопад и метели).

Второе задание. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

- Все дорожки снегом замело! Скорей возьмемся за лопаты!

Лопаточка. Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу, удерживать в таком положении (под счет до «шести» - «восьми»). 

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех.

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе

щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

- А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки со звуком «Х»)

- Молодцы! Вот еще одна льдинка от нашей Снегурочки. Что на ней изображено? (Белка на дереве и ребята).

Третье задание. Упражнение «Чей, чья, чьё»?

- Ребята, мы с вами на занятиях говорили о том, что зима — это трудное время для диких животных.

- Почему зима страшна для диких животных? Выслушиваются ответы детей.

- Молодцы, вы все правильно ответили!

- Давайте поиграем!

Логопед достает из коробки карточки с изображением диких животных (волка, зайца, лисы, медведя), раздает карточки детям.

- Ребята, расскажите, какие это животные! (медведь - неуклюжий, большой, косолапый, бурый; лиса -  хитрая, рыжая, пушистая, красивая...).

Расскажите, как же животные приготовились к зиме? (ответы детей)

- Ребята, про чей хвост я говорю? длинный, пушистый, рыжий — ЛИСИЙ хвост

короткий, серый — ЗАЯЧИЙ хвост

- Ребята, дупло — это чей домик? (беличий)

Нора? -  (лисий)

Берлога -  (медвежий)

Логово - (волчий)

- А вот и третья льдинка. Что на ней изображено? (Дети катаются на лыжах и санках). О чем эта картинка? (О зимних играх и забавах). Расскажите Снегурочке, какие еще зимние забавы вы знаете?

Физкультминутка.

- Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Четвертое задание Игра «Найди лишнее слово»

- Вы так хорошо играли, а сейчас послушайте и найдите лишнее слово.

«Мороз, морозильник, мороженое, моросит». (моросит)

 «Снег, снегирь, снасти, снеговик». (снасти)

 «Холод, хороший, холодильник, холодок». (хороший)

 «Лёд, ледышка, лекарство, ледяной». (лекарство)

«Лыжи, булыжник, лыжница, лыжня» (булыжник)

(Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)

- Дети, вы молодцы! Так много всего знаете о зиме! Получите еще одну льдинку. Кто нарисован на картинке? (Снегири на ветках). Снегири – какие птицы? (зимующие). Каких еще зимующих птиц вы знаете? (ответы детей). Почему их так называют? Как мы можем помочь птицам зимой?

Пятое задание. Игра с мячом «Составь новое слово»

- Закончите, пожалуйста,  предложения:

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

- И осталась у нас последняя картинка – льдинка, которую Снегурочка вам с радостью отдает. Кто на ней нарисован? (мальчики девочка в зимней одежде). Как мы с вами будет одеваться зимой? Почему?

Шестое задание. Игра «Один – много»

- Распределите эти картинки на две группы: зимнюю и летнюю одежду.

- Когда мы с вами отправимся все вместе на прогулку, мы наденем не одну шапку на всех, а много чего? (шапок) и т.д.

Седьмое задание.

- Ребята, посмотрите на доску. Наши льдинки – картинки выстроились в определенный ряд! Пришло время для последнего задания Снегурочки.

- Вспомните, о чем вы с вами говорили сегодня и составьте рассказ о зиме. Кто – то начнет, а другой продолжит. Поэтому слушайте товарища внимательно.

  1. Заключительная часть.

- Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

- Что у каждого из вас получилось лучше всего?

- Снегурочка благодарит вас за интересное занятие. Вы молодцы. И за это получите небольшие подарочки – снежинки. Мы сможете повесить их дома на елочку, чтобы они вас радовали.

- Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в средне-старшей группе на тему: «Дикие животные зимой».

Основная цель: Научить первоначальному самостоятельному словоизменению существительных. Цели. Логопедические: I. Неречевые: 1. Координация речи с движением, развитие слухо-моторных координ...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Зима"

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи II-III уровня речевого развития....

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий на тему: "Зима"

Конспект  подгруппового логопедического занятия составлен для закрепления лексической темы «Зима». Материал рассчитан на детей подготовительной группы с заключением НВОНР, ОНР 3 урове...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы. Лексическая тема: «Зима»

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы.Лексическая  тема: «Зима»...