Консультация "Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ для развития ЗКР у дошкольников"
консультация по логопедии

Горовая Ольга Владимировна

Консультация для педагогов ДОУ, в которой даны рекомендации по созданию ППРС в групповых помещениях по развитию ЗКР у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_pprs_dlya_razvitiya_zkr_v_dou.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ для развития ЗКР у дошкольников»

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиям; этап активного речевого развития.

         Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

        Основным методом в младшем дошкольном возрасте воспитания звуковой культуры речи является дидактическая игра и дидактические упражнения.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

         Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку.

В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению  с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

        Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, следовательно, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. И здесь значение  имеют разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр.

        Речевой уголок является одним из центров самостоятельной деятельности  детей, индивидуальной и подгрупповой работы педагога с дошкольниками.

        Предлагаем познакомиться с методическими рекомендациями к оформлению речевых уголков групп детского сада.

Критерии организации речевого уголка

- наполняемость уголка;

- разнообразие материала;

- соответствие возрасту;

- доступность;

- системность;

- эстетика оформления;

- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).

Содержание речевого уголка

1. Картотека артикуляционных упражнений.

2. Комплект зеркал (с ручкой).

3. Картотека дыхательных упражнений.

4. Картотека пальчиковых игр.

5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным

текстом (динамических).

6. Дидактические игры на обогащение словаря.

7. Дидактические игры на развитие ГСР.

8. Дидактические игры на развитие СР.

9. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.

10. Дидактические игры на совершенствование ЗКР.

11. Картотека игр на развитие фонематического восприятия.

12. Предметы на развитие мелкой моторики

 (шнуровки, застёжки и т. д.)

13. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

В младшей группе:

1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастики.

2.  Художественные произведения по программе и др.

3.  Словесные дидактические игры.

4.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5.  Предметные картинки.

6.  Различные виды театров.

7.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предмета(машина: кабина, руль, окна, двери, колеса);

г)  изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

В средней группе:

1.  Каталог игр:

а)  по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастики.

2.  Художественные произведения по программе и др.

3.  Словесные дидактические игры.

4.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

6.  Различные виды театров.

7.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол - много столов, одна кукла - много кукол);

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Организация предметно – пространственной развивающей среды в «Социально – коммуникативном развитие»"

 Проблема социально – личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его  взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольк...

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада для развития социального интеллекта дошкольников.

      Проблема развития социального  интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с теми изменениями, которые происходят...

« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»

В данной работе описана роль    развития познавательной активности и исследовательского поведения у  детей с нарушением зрения    в особой, специально организованной...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

«Создание предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ, обеспечивающей развитие внимания дошкольников»

Внимание детей дошкольного возраста как зеркало отражает, что именно в окружающем мире интересует ребёнка, и как он взаимодействует с окружающими его вещами. Среди психических явлений внимание занимае...

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников

организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников...