Коррекционная работа при дисграфии у детей с ОВЗ во время занятий по обучению грамоте. (Зеркальное написание букв).
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Индивидуальное логопедическое занятие для детей, имеющих признаки дисграфического нарушения (зеркальные написания печатных и письменных букв). Возраст: 6 -7 лет. В конспекте раскрывается, как с помощью сказки научить ребенка правильно писать печатные буквы за одно занятие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 112.99 КБ | |
| 113.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарасова Лидия Николаевна, учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Комментарии к конспекту
Тема: Коррекционная работа при дисграфии у детей с ОВЗ во время занятий по обучению грамоте. (Зеркальное написание букв).
Цель: Формирование представления о правильном положении букв при письме.
Задачи: Образовательные: Обеспечение формирования представления о правильном положении букв. Добиться правильного написания букв на практике. Коррекционно-развивающие: Предупреждать дисграфические ошибки. Добиться четкого понимания правильного графического изображения букв. Воспитательные: Воспитывать нравственные понятия и тактичность в общении – не стремиться выделять себя. Цифровые образовательные ресурсы и оборудование:
УМК - сочетание традиционных методов коррекционной работы с авторской методикой.
Технологии: Технологии обучения грамоте, технология сказкотерапии; технологии развивающего обучения, критического мышления, развития общей и мелкой моторики рук. Здоровьесберегающие технологии: профилактические, образовательные, коррекционные.
Тип занятия: Индивидуальное. Для детей, имеющих признаки дисграфического нарушения (зеркальные написания печатных и письменных букв). Возраст: 6 -7 лет. Структурные элементы, план занятия:
I. Организационный момент. II. Артикуляционная гимнастика. III. Основная часть: 1). Графические особенности печатных букв, которые вызывают у детей затруднения: Б, В, Р, Ь, Ъ, Ы. 2). Пространственная ориентация ребенка. Определение правой стороны тела и руки. 3). Физкультминутка (в середине занятия). 4). Запоминание противоположной буквы Я. IV. Закрепление полученных знаний. Упражнения: найди правильные буквы. V.Итог занятия.
Подготовительный этап занятия: Выделение детей с признаками дисграфических нарушений по результатам логопедического обследования в начале учебного года.
Литература, интернет-источник: Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, СПб. 2007
Барылкина, Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей, М., 2005
Конспект индивидуального логопедического занятия.
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия:
- Я видела, что ты неправильно пишешь некоторые печатные и письменные буквы. Сегодня мы научимся, как правильно написать печатные буквы. И потом научимся правильно писать письменные буквы.
II. Артикуляционная гимнастика. – Упражнения для губ и языка (комплекс 3, общие упражнения). – Мы подготовили наши губы и язык для красивого произношения звуков. Ведь тебе нужно будет правильно назвать букву.
III. Основная часть.
1). Графические особенности букв, которые вызывают у детей затруднения. Б, В, Р, Ь, Ъ, Ы
- Назови эти буквы. Какие они –печатные или письменные? (Печатные). -Сегодня у нас на занятии будет сказка…
- Давай внимательно посмотрим на буквы – чем они друг на друга похожи? У них есть животики. И все животики направлены в одну сторону, посмотри. - В какую сторону направлены их животики? (В правую.) А знаешь почему? Потому, что все эти буквы важные, с большими животами. И они считают, что всегда правы во всём. Вот и направили свои животики вправо. - Теперь встань и повернись своим животиком вправо. Вот так стоят эти буквы…
2). Пространственная ориентация ребенка. Определение правой стороны тела и руки.
- Покажи, где у тебя правая рука. -Когда ты будешь писать печатные буквы у доски или за столом, вспомни о животиках у букв. Пошевели пальчиком правой руки, и сразу тебе станет ясно, с какой стороны надо писать животик у буквы. Давай потренируемся.
3).Физкультминутка ( в середине занятия): Ребенок встает с места, подходит к доске.
–Мы всегда делаем зарядку для всех пальчиков – и на правой руке, и на левой. Давай сегодня сделаем зарядку только для пальчиков правой руки, чтобы ты лучше запомнил правую сторону. Ребенок делает пальчиковые упражнения (комплекс «Здравствуй пальчик, как живёшь?).
4). Запоминание противоположной буквы Я.
-Но есть ещё одна буква с животиком. Это буква Я. Она важничала больше всех. Буква Я не захотела быть такой как все. И она сделала всё наоборот – отвернулась в другую сторону, да ещё и ножку отставила: Я
- Она без конца хвасталась: Я не такая как все! Я лучше всех букв! Я..Я…
- Все буквы обиделись и поставили букву Я самой последней в алфавите. – С тех пор, если кто-то много говорит о себе, говорят, что он Якает. И ему всегда напоминают: «Я – последняя буква в алфавите».
IV. Закрепление полученных знаний. Упражнения: Найди и обведи карандашом правильные буквы.
Найди правильную букву Я. Помни, что буквы не должны лежать. Они стоят.
V. Итог занятия: - Сегодня мы с тобой научились - в какую сторону нужно правильно писать печатные буквы с животиками. Узнали, что есть особая, очень хвастливая буква Я. И теперь знаем, как понимать выражение: «Я - последняя буква в алфавите». Надеюсь, что тебе никто не скажет эту фразу. Ты сегодня очень старался, правильно отвечал и выполнял задания. Молодец!
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Коррекционная работа по предупреждению зеркальной дисграфии у ребенка с ОВЗ (ОНР).
Учитель-логопед Тарасова Лидия Николаевна,
ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Санкт - Петербург 2021
Комментарии к конспекту
Тема: Коррекционная работа по предупреждению зеркальной дисграфии у ребенка с ОВЗ (ОНР).
Цель: Формирование представления о правильном положении букв при письме.
Задачи: Образовательные: Обеспечение формирования представления о правильном положении букв. Добиться правильного написания букв на практике. Коррекционно-развивающие: Предупреждать дисграфические ошибки. Добиться четкого понимания правильного графического изображения букв. Воспитательные: Воспитывать нравственные понятия и тактичность в общении. Цифровые образовательные ресурсы и оборудование:
УМК - сочетание традиционных методов коррекционной работы с авторской методикой. Технологии: Технологии обучения грамоте, диалогового обучения; развивающего обучения, критического мышления, развития общей и мелкой моторики рук. Здоровьесберегающие технологии: профилактические, образовательные, коррекционные.
Тип занятия: Индивидуальное. Для детей, имеющих признаки дисграфического нарушения (зеркальные написания печатных букв). Возраст: 6 -7 лет. Структурные элементы, план занятия:
I. Организационный момент. II. Артикуляционная гимнастика. III. Основная часть: 1). Графические особенности букв, которые вызывают у детей затруднения. 2). Пространственная ориентация ребенка. Определение правой стороны тела и руки. 3). Физкультминутка (в середине занятия). 4). Запоминание противоположной буквы Я. 5). Запоминание особой буквы Ф. IV. Закрепление полученных знаний. Упражнения: найди правильные буквы. V.Итог занятия.
Подготовительный этап занятия: Выделение детей с признаками дисграфических нарушений по результатам логопедического обследования в начале учебного года.
Литература, интернет-источник: Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, СПб. 2007 Барылкина, Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей, М., 2005 Профилактика дисграфии, https://sch1561uz.mskobr.ru/files/prophil-disgraph.pdf
Конспект занятия
I. Организационный момент. Занятие с ребенком проводится в логопедическом кабинете.
II. Артикуляционная гимнастика. – Упражнения для губ и языка (комплекс 3, общие упражнения). – Мы подготовили наши губы и язык для красивого произношения всех звуков.
III. Основная часть.
1). Графические особенности букв, которые вызывают у детей затруднения. Б, В, Р, Ь, Ъ, Ы
- Назови эти буквы. Какие они –печатные или письменные? (Печатные). -Давай внимательно посмотрим на них – чем они друг на друга похожи? У них есть животики. И все животики направлены в одну сторону, посмотри. - В какую сторону направлены их животики? (В правую.) А знаешь почему? Потому, что все эти буквы важные, с большими животами. И они считают себя всегда правыми во всём. Вот и направили свои животики вправо. - Теперь встань и повернись своим животиком вправо. Вот так стоят эти буквы… Садись.
2). Пространственная ориентация ребенка. Определение правой стороны тела и руки.
- Покажи, где у тебя правая рука. -Когда ты будешь писать печатные буквы у доски или за столом, вспомни за животики у букв. Пошевели пальчиком правой руки, и сразу тебе станет ясно, с какой стороны надо писать животик у буквы. Давай потренируемся.
3).Физкультминутка ( в середине занятия): Ребенок встает с места, подходит к доске. –Мы всегда делаем зарядку для всех пальчиков – и на правой руке, и на левой. Давай сегодня сделаем зарядку только для пальчиков правой руки, чтобы ты лучше запомнил правую сторону. Ребенок делает пальчиковые упражнения (комплекс «Здравствуй пальчик, как живёшь?).
4). Запоминание противоположной буквы Я.
-Есть ещё одна буква с животиком. Это буква Я. Она важничала больше всех. Буква Я не захотела быть такой как все. И она сделала всё наоборот – отвернулась в другую сторону, да ещё и ножку отставила: Я
- Она без конца хвасталась: Я не такая как все! Я лучше всех букв! Я..Я…
- Все буквы обиделись и поставили букву Я самой последней в алфавите. – С тех пор, если кто-то много говорит о себе, говорят, что он Якает. И ему всегда напоминают: «Я – последняя буква в алфавите».
5). Запоминание особой буквы Ф. -Посмотрите на букву Ф. У этой буквы нет животика. Это физкультурник Федя. Он делает зарядку:
IV. Закрепление полученных знаний. Упражнения: Найди и обведи карандашом правильные буквы.
Найди правильную букву Я. Помни, что буквы не должны лежать. Они стоят.
V. Итог занятия: - Сегодня мы с тобой научились - в какую сторону нужно правильно писать буквы с животиками. Узнали, что есть особая, очень хвастливая буква Я. И теперь знаем, как понимать выражение: «Я - последняя буква в алфавите». Надеюсь, что тебе никто не скажет эту фразу. Ты сегодня очень старался, правильно отвечал и выполнял задания. Молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»
Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Непосредственная образовательная деятельность.Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е" (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е"...
Конспект коррекционно-образовательного занятия по обучению грамоте «Звук [К], буква К, к.»
Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.Цель: Создать условия для знакомства детей со звуком и буквой К.Задачи:Образовательные:Познакомить со звуком и буквой К.Закреплять знания детей о гл...

Конспект занятия по обучению грамоте «Что такое буквы, звуки , алфавит» для детей дошкольного возраста
Конспект занятия для детей дошкольного возраста по обучению грамоте. Данное занятие легко поможет детям понять , что такое звук, буква, алфавит. Занятие даст детям начальное представление о строении с...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук и буква Р» для детей подготовительной группы
Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Рр и звуками (Р Рь). Формирование навыка чтения слогов , слов, предложений с новой буквой. Закрепление представления о твердости и мягкости, глухости и зв...

“Конспект коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте: «Звук и буква Ш» (для детей с ЗПР, 6 лет)”
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР. Занятие направлено на формирование у детей представлений о звуках и буквах, в частности, на изучение твердого согласного звука &ldq...





