Конспект коррекционно-образовательного занятия по обучению грамоте «Звук [К], буква К, к.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.

Цель: Создать условия для знакомства детей со звуком и буквой К.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Познакомить со звуком и буквой К.
  • Закреплять знания детей о гласных звуках [А], [О], [У], [Я] и буквах, обозначающих эти звуки.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Создать условия для активизации и развития словарного запаса детей.
  • Обеспечить развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия; мелкой моторики; творческих способностей, воображения.
  • Закреплять понятия «звук», «буква».
  • Совершенствовать чувственное восприятие.
  1. Воспитательные:
  • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
  • Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_k.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-образовательного занятия

учителя-дефектолога Жуйковой Анастасии Юрьевны

Тема: «Звук [К], буква К, к.»

Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Познакомить со звуком и буквой К.
  • Закреплять знания детей о гласных звуках [А], [О], [У], [Я] и буквах, обозначающих эти звуки.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Создать условия для активизации и развития словарного запаса детей.
  • Обеспечить развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия; мелкой моторики; творческих способностей, воображения.
  • Закреплять понятия «звук», «буква».
  • Совершенствовать чувственное восприятие.
  1. Воспитательные:
  • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
  • Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Оборудование: компьютер, слайды, созданные в PowerPoint: «улыбочка», «часики», «змейка», «моляр»; микрофон; изображения букв; иллюстрации с упражнениями для артикуляционной гимнастики; с  карточки с пуговицами; карточки для упражнения «Найди букву»; зеркало для каждого ребенка.

Формы работы:

  1. Создание мотивационного поля (организационный момент):

Все дети сидят в кругу. Педагог приветствует детей.

  • Упражнение «Волшебный микрофон!»

Педагог на занятие принес микрофон. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем: "Доброе утро!" и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома.

  • Сюрпризный момент

      Педагог обращает внимание детей на то, что по группе развешаны изображения букв. Педагог загадывает загадки об этих буквах и предлагает детям их отгадать. 

Загадки про буквы:

 - Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву ... (О)

- Буква первая, друзья, в алфавите - это ... (А)

- Слово вкусное УХА

Начинает буква ... (У)

- Дальше всех, совсем в конце,

В алфавите буква …(Я)

           Педагог подводит детей к тому, что это буквы, которые обозначаются гласными звуками и предлагает пропеть гласные звуки.

    Основная часть.

      а) артикуляционная гимнастика

     Педагог предлагает детям сделать упражнения «улыбочка», «часики», «змейка», «моляр», смотря на иллюстрации ( Слайд 1, 2, 3, 4).

б) работа со звуком [К]

     Хоровое и индивидуальное произнесение звука [К] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом. С подробным акустико-артикуляционным анализом звука (губы свободны, кончик языка смотрит вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу). Звук [К] согласный, согласные звуки обозначаются синими фишками. Дети берут синие фишки.

       - Фонетическая зарядка «Как мы смеемся?». Педагог предлагает каждому ребенку посмеяться в микрофон, так что бы был звук [К] (Хо-хо, ха-ха, хи-хи, хе-хе).

           - Сказка «Как варить компот». Педагог предлагает детям запомнить слова со звуком [К], которые встретятся в сказке. Ребенку, который называет слово со звуком [К] педагог дает синюю фишку, у кого больше фишек, тому в подарок буква К.

                                Сказка  «Как варить компот»

На одном дворе жил кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

- Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!

- Ну и как же его варить?

- Принесите каждый все самое вкусное, остальное – за мной.

Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой.

Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.

Пот ом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

- Готово! Кушайте на здоровье.

Попробовали друзья, плюются:

- Компот называется! Сам ешь!

- Почему же так невкусно получилось? – мрачно размышлял кот.

                                                                                                       (Г.Юдин)

Динамическая пауза «Буквы»

В старом дереве дупло -                 (круговые движения руками)

Это домик буквы О.

Рядом с нею на суку                      (присесть на корточки)

Притаилась буква У.

В гости к нам издалека                   (бег на месте)

Прибежала буква А.

Прилетела буква Я                         (махи руками, как крыльями)

На спине у воробья.

Буквы стали веселиться:                (движения в соответствии с текстом)

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнут,

То опять плясать пойдут.

в) работа с буквой

     - упражнение «На что похожа буква?»

     Педагог предлагает детям пофантазировать на что похожа буква К. Педагог показывает картинки на что может быть похожа буква К (Слайд 5, 6, 7).

   - упражнение Найди букву» (Слайд 8)

    Педагог раздает каждому ребенку лист с заданием, где он должен найти букву К.

  - упражнение «Сделай сам».  Выкладывание буквы из различных материалов.        

г) чтение страницы в букваре Жукова.

  1. Рефлексия (итог):

Педагог вместе с детьми подводит итог, оценивает успешность деятельности каждого ребенка.

         

     

Конспект коррекционно-образовательного занятия

учителя-дефектологаЖуйковой Анастасии Юрьевны,

учителя-дефектолога Улатаевой Людмилы Николаевны

Тема: «Звук [К], буква К, к.»

Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Познакомить со звуком и буквой К.
  • Закреплять знания детей о гласных звуках [А], [О], [У], [Я] и буквах, обозначающих эти звуки.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Создать условия для активизации и развития словарного запаса детей.
  • Обеспечить развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия; мелкой моторики; творческих способностей, воображения.
  • Закреплять понятия «звук», «буква».
  • Совершенствовать чувственное восприятие.
  1. Воспитательные:
  • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
  • Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Оборудование: компьютер, слайды, созданные в PowerPoint: иллюстрации с упражнениями для артикуляционной гимнастики: «улыбочка», «часики», «змейка», «маляр» - с изображением «капустной кочерыжки», «котелка»; изображения букв; микрофон; карточки для упражнения «Найди букву»; зеркало для каждого ребенка.

Формы работы:

  1. Создание мотивационного поля (организационный момент):

Все дети сидят в кругу.Педагог приветствует детей.

  • Упражнение «Волшебный микрофон!»

Педагог на занятие принес микрофон.Тот, кто держит микрофон, может сказать всем: "Доброе утро!" и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня дома.

  • Сюрпризный момент

Педагог обращает внимание детей на то, что по группе развешаны изображения букв. Педагог загадывает загадки об этих буквах и предлагает детям их отгадать.

Загадки про буквы:

 - Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву ... (О)

-Буква первая, друзья, в алфавите - это ... (А)

-Слово вкусное УХА

Начинает буква ... (У)

- Дальше всех, совсем в конце,

В алфавите буква …(Я)

Педагог подводит детей к тому, что это буквы, которые обозначаются гласными звуками и предлагает пропеть гласные звуки.

Основная часть.

а) артикуляционная гимнастика

Педагог предлагает детям сделать упражнения «улыбочка», «часики», «змейка», «моляр», смотря на иллюстрации ( Слайд 1, 2, 3, 4).

б) Педагог предлагает послушать внимательно слова, и назвать первый  звук.

- К о т, к и т, к о м, к а ш а

Педагог подводит детей к тому, что сегодня они будут знакомиться со звуком  [К].

      в) работа со звуком [К]

Хоровое и индивидуальное произнесение звука[К] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом. С подробным акустико-артикуляционным анализом звука (губы свободны, кончик языка смотрит вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу). Звук [К] согласный, согласные звуки обозначаются синими фишками. Дети берут синие фишки.

  - Фонетическая зарядка. Педагог предлагает детям повторить скороговорки и выполнить движения.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх)

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришел из далека? (ставят правую руку на лоб «козырьком»)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча)

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку)

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что еще за стук? (стучат кулачками)

- Сказка «Как варить компот». Педагог предлагает детям запомнить слова со звуком[К], которые встретятся в сказке. Ребенку, который называет слово со звуком [К] педагог дает синюю фишку, у кого больше фишек, тому в подарок буква К. Перед чтением сказки педагог знакомит детей с непонятными словами, используя слайды с изображением этих предметов (котел, капустная кочерыжка). После прослушивания педагог предлагает детям ответить на вопросы по содержанию сказки.

Сказка  «Как варить компот»

На одном дворе жил кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

- Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!

- Ну и как же его варить?

- Принесите каждый все самое вкусное, остальное – за мной.

Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой.

Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.

Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

- Готово! Кушайте на здоровье.

Попробовали друзья, плюются:

- Компот называется! Сам ешь!

- Почему же так невкусно получилось? – мрачно размышлял кот.

                                                                                                       (Г.Юдин)

Динамическая пауза «Буквы»

В старом дереве дупло -         (круговые движения руками)

Это домик буквы О.

Рядом с нею на суку                      (присесть на корточки)

Притаилась буква У.

В гости к нам издалека                (бег на месте)

Прибежала буква А.

Прилетела буква Я                         (махи руками, как крыльями)

На спине у воробья.

Из соседнего дупла

Прискакала буква К.                    (прыжки на месте)

Буквы стали веселиться:   (движения в соответствии с текстом)

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнут,

То опять плясать пойдут.

в) работа с буквой

     - упражнение «Начто похожа буква?»

Педагог предлагает детям пофантазировать на что похожа буква К. Педагог показывает картинки на что может быть похожа буква К (Слайд 5, 6, 7).

   - упражнение Найди букву» (Слайд 8)

Педагог раздает каждому ребенку лист с заданием, где он должен найти букву К.

  - упражнение «Сделай сам».  Выкладывание буквы из различных материалов.        

г) чтение страницы в букваре Н. С. Жуковой.

  1. Рефлексия (итог):

Педагог вместе с детьми подводит итог, оценивает успешность деятельности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Звук [ Р ], Буква Р (подготовительная группа)

Цель-развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка....

Конспекты образовательной деятельности по обучению грамоте "Звук [ы], буква Ы"

Конспект по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети знакомятся со звуком и буквой Ы, развивают умение определять на слух место звука в словах. На практическом этапе д...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Звук У. Буква Уу"

Тема: Звук «у». Буква Уу.Цель: Четкое произнесение звука. Выделение начального ударного. Договаривание предложений по картинкам (употребление существительных в И.п., В.п. ед.ч.). Знакомств...

Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Волшебная поляна. Звуки Л-ЛЬ. Буква Л»

Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль (автоматизация звука).Познакомить с буквой Л на письме....