Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Волшебная поляна. Звуки Л-ЛЬ. Буква Л»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лобанова Валентина Владимировна

Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль (автоматизация звука).

Познакомить с буквой Л на письме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 16»

Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему:

«Волшебная поляна. Звуки Л-ЛЬ. Буква Л»

составил:

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Лобанова Валентина Владимировна

ст.Темнолесская 2022-2023 уч.год

Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль (автоматизация звука).

Познакомить с буквой Л на письме.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

1). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков

л и ль.

2). Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала слова.

3). Уточнить артикуляцию звуков л и ль.

4). Учить различать звуки по твердости-мягкости.

5). Учить образовывать притяжательные прилагательные.

6). Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).

7). Развивать мыслительные операции.

8). Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.

9). Формировать начальный навык чтения.

Коррекционно-развивающие

1). Развивать речевое дыхание.

2). Развивать слуховую память, внимание.

3). Развивать фонематический слух.

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, взаимопомощь, положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: мультимедийная система (ноутбук, телевизор, музыкальные колонки), индивидуальные зеркала, сундучок с загадками, домики с картинками, песчаный короб, изображения животных с прищепками-дидактическая игра «Чей хвост», сигнальные карточки, снежинки для дыхательной гимнастики и рефлексии.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Звук сообщения.

(слайд №1)

Л.: - Ребята, посмотрите, нам с Вами пришло голосовое сообщение. Давайте послушаем от кого оно и что в нём говорится?

Голос: - Здравствуйте ребята, я Волшебный-Лесовичок. Мне Ваш логопед по секрету рассказал, что Вы очень замечательные ребята и я бы очень хотел с Вами познакомиться. Для этого я приглашаю Вас к себе в гости, на волшебную поляну. Но по пути ко мне Вам нужно будет преодолеть препятствия, выполнить много трудных заданий, помогать тем, кому нужна Ваша помощь.

«Ждёт Вас трудная дорога-

В этом нет секрета.

Чтобы Вам помочь немного,

Дам я три совета.

По тропинке в лес идите,

по своей дороге.

Постарайтесь помогите.

Всем, кто ждёт подмоги!»

2. Артикуляционная гимнастика.

Л.: - Ну что ребята, отправимся к Лесовичку? По пути в детский сад почтальон вручил мне конверт, давайте вместе посмотрим, что же в нём. А в нём карта, для того чтобы мы нашли дорогу и не заблудились. А для того, чтобы нам с Вам оказаться в лесу мы закроем глаза и проговорим волшебные слова:

«Покружись,покружись и в лесу окажись!»

(Звук «волшебства»)

Л.: -Вот мы и оказались в лесу ребята. И на пути нас ждёт первая опушка и первый зверь, который что-то для нас приготовил. А кто же нас ждёт ребята? Правильно, это белка.

(на столе фигурка белки, индивидуальные зеркала, салфетки.)

Л.: - Что же приготовила для нас белочка? Давайте посмотрим на экран. Это упражнения для развития артикуляционного аппарата.

(На экране появляются картинки с символами

артикуляционных упражнений. Дети выполняют упражнения.)

(слайд 2 3 4 5 6 7 8)

- «Почистить верхние зубы»

- «Парус»

- «Качели»

- «Вкусное варенье»

- «Лошадка»

- «Маляр»

- «Накажем язычок»

Л.: _ Молодцы ребята Вы очень хорошо справились с заданием, и мы можем двигаться дальше. А кто же нас ждёт на следующей опушке? Правильно это волк.

3. Дыхательная гимнастика. Автоматизация звука.

Л.: -Ребята, у волка здесь очень заснежено, давайте с Вами раздуем сугробы и посмотрим, что же приготовил для нас волк.

(Дети раздувают снежинки, а под ними снежинки с загадками.)

Л.: -Ребята, а здесь загадки, волк хочет посмотреть, как Вы умеете их отгадывать.

На потолке висит на нас глядит( лампочка)

Кто приклеил майским днем

Рукавичку над окном,

Поселил в нее жильцов,

Непоседливых птенцов. (ласточка).

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает

Тот слезы проливает. (лук).

Сама не ем, а людей кормлю. (ложка).

Л.: - Молодцы ребята, Вы правильно угадали все загадки!

Логопед произносит отгадки еще раз.

Л.: - С какого звука начинаются слова?

Д.: - Со звука «л».

Л.: - Давайте вспомним, как он правильно произносится.

Посмотрите внимательно, как я произношу звук «л».

Логопед произносит звук «л».

Л.: - А теперь вы произнесите звук «л».

Дети произносят, логопед следит за правильностью произношения.

Л.: - Молодцы ребята и мы можем отправляться дальше.

4. Знакомство с новой темой. Развитие фонематического слуха.

 Игра «Сигнальщики».

Л.: - Ребята на следующей опушке нас ждёт следующее животное. Кто же это ребята? Правильно это лось. Давайте скорее посмотрим, что же он для нас приготовил.

Л.: - Ребята, давайте расскажем лосю, какой звук «л» твёрдый или мягкий?

(Ответы детей.)

Л.: - Можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.

Д.: - Нет.

Л.: - Значит, какой это звук?

Д.: - Согласный.

Л.: - У звука «л» есть младший брат мягкий звук «ль».

Звук «л» мы будем обозначать синим кружочком, а звук «ль» зеленым

кружочком.

Л.: Я буду произносить слоги, вы должны поднять сигнал синего или зеленого цвета (ла, ло, ли, лу, ле, ля, лы и т.д.)

Л.: - Молодцы ребята, Вы отлично справились с заданием, и мы можем отправляться дальше.

5. Игра «Украсим домик».

Л.: - Ребята, на следующей опушке нас ждёт следующее животное, которое приготовило для нас какое-то задание. Это лиса. Но нет ребята, это не задание, это просьба. Лиса мне сказала, что к своему дню рождения она очень хотела украсить свой домик. На окна она расставила свои любимые игрушки, но забыла повесить шторы. Давайте поможем ей.

(У детей на столах домики из фоамирана с окошечками, на которых располагаются игрушки. Если название игрушки начинается с твердого звука «л» - прикрепляют шторку синего цвета, а если с мягкого «ль» - зеленого цвета.)

(Дети выполняют задание).

Л.: - Молодцы ребята.

Л.: - А сейчас я предлагаю отвлечься чуть-чуть.

6. Динамическая пауза. «На водопой»


Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосёнок(топать)
За мамой лисицей крался лисёнок (на носочках) 

За мамой ежихой катился ежонок (приседая)
За мамой медведицей шёл медвежонок (вперевалочку)
За мамою белкой скакали бельчата (вприсядку)
За мамой зайчихой косые зайчата (прыжки)
Волчица вела за собою волчат (руками изображаем пасть волка) 

Все мамы и дети напиться хотят. 

(Аудиозапись)

Л.: - Мы можем отправляться дальше. И следующий кто нас ждёт посмотрим на карте.  Посмотрите кто же нас ждёт на этот раз?

Д.: - Лев.

Л.: _ Правильно ребята. это Лев-царь зверей. Давайте посмотрим, что же он нам приготовил.

7.Знакомство с буквой «Л» на письме.

Л.: - Звук «л» на письме обозначается буквой «Л».

Слайд 9.

(На экране появляется буква Л).

Л.: - На что похожа буква «Л»?

Л.: - Из скольких элементов состоит буква?

Л.: - Какие это элементы?

Л.: - Давайте прорисуем букву на песке.

(дети пальчиками прорисовывают букву «Л» на песке в «песчаном коробе»)

8. Словообразование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами –ий, -ья, -ье, ьи. Игра «Чей хвост?»  «Исправь ошибки».

Л.: - Ребята посмотрите, кто нас ждёт на следующей опушке.

Д.: - Олень.

Л.: - Давайте посмотрим что-же приготовил для нас оЛень?

Игра: «Чей хвост».

(дети подбирают «хозяина» хвоста и при этом правильно произносят чей он.)

Лиса – лисий.

Белка – беличий.

Волк – волчий.

Заяц – заячий.

Слон – слоновий.

Игра: «Исправь ошибки».

Л:-Ребята послушайте меня внимательно и исправьте если я не правильно говорю. Лисий голова. Волчья хвост. Беличий лапа и т.д.

Дети исправляют.

Л.: - Ну что ребята, мы с Вами немного отвлеклись, а теперь можем отправляться дальше, ведь нас с Вами ждёт Волшебный Лесовик.

9. Дидактическая игра «Составь слог».

Слайд 10

На экране появляется Лесовичок и голос за кадром:

Лесовик: -Ребята! Наконец-то Вы добрались ко мне на волшебную поляну! А почему она волшебная, я сейчас Вам расскажу. Здесь вместе со мной живут волшебные буквы, и они любят гулять по лесной поляне. Вот и буква «Л» тоже любит гулять по лесу и встречаться с гласными буквами. Посмотрите, что же получается, когда это случается!

Слайд 11 12 13 14 15

По мере передвижения буквы «л» по экрану, дети прочитывают слоги: ла - ло - лу - ли – лы и т.д)

Вот мы с Вами и побывали в гостях у Волшебного Лесовика, он показал нам своё волшебство, но нам пора возвращаться в детский сад.

Вместе: - Покружись. покружись и в детском саду окажись.

10. Итог занятия. Рефлексия.

Л.: - Ребята, очень здорово, что мы добрались до Лесовика, помогли животным и справились со всеми заданиями. Было ли что-то сложное для Вас в нашем путешествии?

Ответы детей.

Возникли ли какие-то трудности?

Ответы детей.

А что Вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

 Лесовичок очень рад что Вам понравилось путешествие и на память о нём он оставил Вам на память снежинки. Если занятие понравилось, то улыбающуюся, если были какие-то трудности или что-то не понравилось, то грустную.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".

Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»

Данный конспект НОД позволит учителю-логопеду через игру познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С»,  обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста...