“Конспект коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте: «Звук и буква Ш» (для детей с ЗПР, 6 лет)”
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Рыбкина Татьяна Александровна

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР. Занятие направлено на формирование у детей представлений о звуках и буквах, в частности, на изучение твердого согласного звука “Ш” и его графического обозначения. Цель занятия – развитие фонематического восприятия, умения выделять звук “Ш” в словах, а также коррекция и развитие внимания, памяти, мышления и мелкой моторики. Включает в себя игры и упражнения, адаптированные для детей с особыми образовательными потребностями, с использованием наглядного материала и игровых приемов для повышения эффективности коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx38.93 КБ

Предварительный просмотр:

“Конспект коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте: «Звук и буква Ш» (для детей с ЗПР, 6 лет)”

Учитель-дефектолог:

Т.А. Рыбкина

Тамбов 2023

Тема занятия: Звук и буква «Ш».

Задачи:        

Коррекционно-образовательные: 

      -продолжать знакомить с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

     - познакомить с новым звуком, дать представление о том, что он всегда твердый;

       - продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

  -дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

- формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения.

Коррекционно-развивающие: 

- развивать внимание, память, фонематическое восприятие, зрительное и тактильно-двигательное восприятие, мышление, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: 

-воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого, воспитывать положительное отношение к коммуникативно-познавательной деятельности.

Оборудование: письмо от Королевы Знаний, сундук , 7 звёздочек, сюрприз, магнитные буквы: А, О, У, Ы, М, С, Х; 2 домика(синий и красный ), тетрадь в клетку, 3 карандаша (простой, синий и красный); счётные палочки, иллюстрации «На что похожа буква Ш», слоговые домики, карточка со словом Маша.

Словарь: буква, звук, гласный, согласный.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Учитель - дефектолог:

- Артём, к нам на занятие пришли гости. Давай с ними поздороваемся. (Здравствуйте!)

Эмоциональная настройка

Учитель - дефектолог:

- Какое у тебя сегодня настроение? (Хорошее).

- И у меня тоже хорошее настроение. Давай наше настроение подарим гостям и покажем, как мы с тобой занимаемся.

Сюрпризный момент

Учитель - дефектолог:

- Артём, сегодня в мой кабинет принесли письмо и этот сундучок.

Сейчас мы его прочитаем и узнаем от кого же оно. (От Королевы Знаний)

«Дорогой, Артём! Я Королева Знаний. Сегодня, я приглашаю тебя в гости, в мою Страну Знаний! Там тебя ожидают интересные задания, знакомство с новым звуком и буквой. За каждое задание ты получишь волшебную звёздочку с сундучка.  Собери все звездочки и получи сюрприз. Желаю тебе удачи!!!»

Д.: Артём, ты готов отправиться в Страну Знаний? (Да)

Д.: вокруг себя повернись, в стране знаний очутись.

- Вот мы и оказались в Стране Знаний, садись на стульчик.

II. Повторение пройденного материала.

Д.: прежде чем приступить к выполнению первого задания, давай вспомним:

-Что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим).

- Что такое буквы? (Буквы мы видим и пишем).

- На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

- Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Произношением).

-При произнесении гласных звуков, как выходит воздух?  (Свободно, мы их можем пропеть).

- При произнесении согласных звуков, как выходит воздух? (Воздух в ротовой полости встречает преграду. Они не поются).

  1. Задание «Волшебный мешочек».

Д.: - Сейчас мы поиграем в игру «Волшебный мешочек», у меня в мешочке лежат изученные буквы. На ощупь нужно узнать буквы.  И поселить их в свой домик. (2 домика: красный и синий)

А     О

У     Ы

М С

   Х

                             

Беседа.

- Как, одним словом, назвать все буквы, которые ты поселил в красный домик? Какие это буквы?  (Гласные).

- Как, одним словом, назвать все буквы, которые ты поселил в синий домик? Какие это буквы? (Согласные)  

- Молодец, с этим заданием ты справился. Получи первую звёздочку с сундучка.

III. Основная часть

  1. Задание «Определи общий звук в скороговорке».

Д.: Артём, послушай внимательно скороговорку:

Маша шила для мартышки

Шубу, шапку и штанишки.

– Назови звук, который часто слышится в этой скороговорке? (Звук Ш)

- Какие слова из скороговорки со звуком «Ш» ты заполнил, назови.

-Какие ещё слова ты знаешь, которые начинаются со звука «Ш»? (Ответ ребёнка)

– Молодец, всё правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой «Ш».

Характеристика   звука Ш.

Когда мы произносим звук «Ш», губки округлены и слегка вытянуты вперед, широкий язычок наверху и образует «чашечку», между зубками маленькая щелочка, теплая воздушная струя идет по центру язычка и горлышко «спит». Смотря на правильное положение губ, языка и зубов, произносим звук «Ш». Молодец!

- Как ты считаешь, звук «ш» гласный или согласный и почему? (Язычок и зубы создают преграду воздуху. Мы его не можем тянуть и пропеть. Значит звук «Ш» согласный)

- Я тебе открою один секрет. Звук «Ш» всегда твердый. Обозначать будем его только синим цветом.

- Закрой глаза и произнеси звук ш-ш-ш.

- С чем можно сравнить звук «ш» (змея шипит, гусь шипит, воздушный шарик спускается, шум листьев)

3.Задание «Определи место звука в словах»

- Артем, определи место звука «Ш» в названиях нарисованных предметов и соедини картинку с соответствующей схемой.

В начале слова: шапка, шоколад, штаны;

В середине слова: машина, кошка, матрёшка;

В конце слова: карандаш, камыш, ландыш.

- Молодец, и с этим заданием ты справился.  Получи третью звёздочку.

4.Задание «На что похожа буква?»

-Артём, мы с тобой познакомились с   новым звуком «Ш».

-  А чем мы обозначаем звуки на письме? (Буквами.)

(Демонстрация буквы.)

-Как ты думаешь, на что похожа буква «Ш». (Выслушиваю ответ.)

Показ картинки одновременное чтение (вилы, забор, перевёрнутая табуретка)

«Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл».

«Ах, табуретка хороша!

Перевернул и буква Ш!»

«Буква Ш совсем простая,

Как забор стоит прямая.».

«Буква Ш с тремя шипами,

Не хватай её руками».

  -Давай посчитаем, из скольких элементов, состоит буква Ш. (Из 4).

-Какие это элементы? (Палочки).

- В воздухе указательным пальцем напишем эту букву.

-У тебя на столе есть палочки. Выложи букву из них. (Выкладывание на столе из счетных палочек букву Ш.)

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

 Графическая работа в тетради.

-Написание букв Ш, ш.

Д.: «Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково».  «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (сопровождаю написание буквы показом на доске).

-Молодец, мы познакомились ещё с одним звуком и буквой. Теперь её можно поселить в домик.  А ты получаешь ещё одну звёздочку.

-А теперь мы можем немного отдохнуть.

Физкультминутка «Шарик»

— Надуваем быстро шарик, (Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

— Он становится большой. (Руки через верх в сторону, описывают круг)

— Шарик лопнул, (Хлопок)

— Воздух вышел, (Наклон вниз, присесть)

— Стал он тонкий и худой. (Встать, прижав руки к туловищу)

5. Задание «Слоговые домики».

-Артём, напиши в слоговых домиках букву «Ш» сначала по точкам, а затем самостоятельно.

А

Ш

О

Ш

У

Ш

Ш

А

Ш

О

Ш

У


- Чтение обратных и прямых слогов.

Придумайте слова, начинающиеся с этого слога (ША, ШО, ШУ_)

-Молодец и с этим заданием ты справился успешно. Получи пятую звёздочку.

6. Задание «Чтение слов простых фраз».

СЛОВА

ФРАЗЫ

о-са

мох

сом

Ма-ша

Са-ша

су-шу

ма-шу

ма-ма

му-ха

Маша, о-са.

Маша, мох.

Ма-ша, сом.

Маша, му-ха.

       - Молодец, всё верно. Получи шестую звёздочку.

7. Звуковой анализ слова «Маша».

-Артём, какое слово встречалось во всех предложениях? (Маша)

Сделай звуковой анализ слова «Маша». Для этого   на столе лежат карандаши синего и красного цвета.

-Какие звуки обозначаются синим цветом? (Согласные)

-Какие звуки обозначаются красным цветом? (Гласные)

-Итак, приступаем к звуковому анализу слова «Маша».

 -Сколько звуков в слове «Маша»? (4)

-Сколько слогов в слове «Маша»? (2)

-Какой первый звук в слове? (М-согласный)

-Каким цветом его обозначим? (синим)

-Какой второй звук в слове? (А - гласный)

-Каким цветом его обозначим? (красным)и т.д.

-Молодец, получи последнюю звёздочку с сундука.

IV. Подведение итогов.

-С каким новым звуком мы сегодня познакомились? (Звуком Ш)

- Какой это звук? (Согласный, твёрдый)

-  Какой буквой мы обозначаем звук Ш? (Буквой Ш).

- Молодец, Артём! Ты отлично справился со всеми заданиями. Собрал все звёздочки. А теперь можешь открыть сундук и забрать свой сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...

Конспект коррекционно-образовательного занятия по обучению грамоте «Звук [К], буква К, к.»

Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.Цель: Создать условия для знакомства детей со звуком и буквой К.Задачи:Образовательные:Познакомить со звуком и буквой К.Закреплять знания детей о гл...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Г"

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук и буква Р» для детей подготовительной группы

Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Рр и звуками (Р Рь). Формирование навыка чтения слогов , слов, предложений с новой буквой. Закрепление представления о твердости и мягкости, глухости и зв...