Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Подзорова Галина Арсеньевна

Составление описательных рассказов о домашних животных
по наглядно-графическому плану

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_opisatelnyh_rasskazov_o_domashnih_zhivotnyh.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Составление описательных рассказов о домашних животных
по наглядно-графическому плану


цели:

  • расширение и активизация предметного словаря;
  • расширение и активизация словаря признаков по теме «Домашние животные»;
  • развитие мышления - загадки;
  • закрепление навыков практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • практическое употребление притяжательных прилагательных;
  • употребление существительных в предложном падеже;
  • формирование связной речи;
  • обучение умению составлять описательные рассказы по наглядно-графическому плану;
  • развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого внимания;


оборудование:

  • сюжетные картины с изображением домашних животных (большие и маленькие);
  • игрушка Кот Матроскин;
  • картинки с изображением жилища животных;
  • наглядно-графический план рассказа;


организационный момент

Раздается стук в дверь.

Логопед:
Ребята, к нам кто-то пришёл. Давайте посмотрим. Здравствуйте. Вы кто? И зачем вы к нам пришли?

Кот:
Я - кот Матроскин. Хочу найти себе хозяина. А вдруг у моего нового хозяина уже есть домашние животные? Мне очень хочется узнать о домашних животных побольше. Расскажите мне, пожалуйста, ребята, о домашних животных.

Дети:
Расскажем.

Логопед:
Присаживайся, котик, слушай детей и сам принимай участие в занятии.

Кот:
Хорошо.

Логопед:
За правильные ответы Матроскин будет давать фишки, и в конце занятия мы объявим победителя.

Логопед загадывает детям загадки. Дети отгадывают, о ком говорится, и по очереди выставляют сюжетные картинки с изображением домашних животных.

Серая, полосатая, ласковая. (Кошка)
Большая, любит травку, даёт молоко. 
(Корова)
Лает, кусает, дом сторожит. 
(Собака)
Ест сено, любит сахар и хлеб, возит наездников и грузы. 
(Лошадь)


2-ой этап занятия

Логопед:
А сейчас мы поиграем в игру «Мамы и детёныши».
(Mожно играть с мячом).

У кошки - котята,
У козы - козлята,
У коровы - телята,
У лошади - жеребята,
У овцы - ягнята, 
(oтвечает Матроскин)
У собаки - щенки,
У свиньи - поросята,
У крольчихи - крольчата.


3-ий этап занятия

Логопед:

Давайте назовём наших животных ласково.

Коза - козочка,
Кошка - кошечка,
Лошадь - лошадка.
Собака - собачка и т.д.


4-ый этап занятия

Детям раздаются картинки с изображением частей тела животных.

Логопед:
Чей хвост и чью морду ты будешь искать? Что ты нашел?

Дети:
- Я нашёл собачий хвост, собачью морду.
- Я нашла овечий хвост, овечью морду.
- Я нашел коровий хвост, коровью морду и т.д.


физкультминутка

А сейчас мы отдохнём. Кот Матроскин, присоединяйся к нам.

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила,
(указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
(руки разводят в стороны)
Положила Маша кашу:
Кошке - в чашку,
Жучке - в плошку,
А коту - в большую ложку,
В миску - курицам, цыплятам,
И в корытце - поросятам.
(загибают по одному пальчику на левой руке)
Всю посуду заняла,
(разжимают кулачок)
Всё до крошки раздала.
(сдувают «крошки» с ладошки)


6-ой этап занятия

Дидактическая игра «Кто где живёт?».

Логопед:
А теперь, ребята, мы с вами вспомним, где живут наши животные, и как называются их домики. 
(С показом картинок)

Собака живёт в конуре.
Лошадь - в конюшне.
Корова - в коровнике.
Коза - в хлеву.
Свинья - в свинарнике.
Кошка - в доме. 
(oтвечает Матроскин)
Овечка в овчарне.
Кролики в клетке. 
(oтвечает Матроскин)


7-ой этап занятия

Логопед:
Сейчас, каждый выбирает себе картинку с изображением домашнего животного и по плану составляет описательный рассказ.

План рассказа:
- Кто это?
- Какие части тела у него есть?
- Домашнее или дикое животное?
- Как называется его дом?
- Чем животное питается?
- Как называются его детёныши?
- Как животное подает голос?
- Какую пользу приносит?

Примерный рассказ:
- Я хочу рассказать о собаке.
- У неё есть туловище, голова, ушки, глазки, рот, лапы и хвост.
- Собака - домашнее животное.
- Её дом называется конура.
- Питается собака косточками, кашей, супом.
- Детёныши собаки называются щенки.
- Собака лает.
- Она приносит пользу человеку - сторожит дом.


Составление рассказа о домашнем животном каждым ребёнком.


итог занятия

Оценка работы детей.

Логопед:
Вы сегодня отлично потрудились, составили замечательные рассказы. Сейчас мы посчитаем фишки и узнаем, кто из ребят больше всех знает о домашних животных. Кот Матроскин, ты узнал что-то новое о домашних животных?

Кот:
Да, спасибо большое. Я надеюсь, что теперь найду себе хорошего, доброго хозяина, и с его животными мы будем жить дружно. До свидания, дети.

Дети:
До свидания, Матроскин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану.

ТЕМА: Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану.   ЦЕЛИ: - расширение иактивизация предметного словаря; словаря признаков по теме «Домашние животные»...

Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы.

Конспект НОД для детей логопедической  подготовительной к школе группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием     плана-схемы.»Интеграц...

НОД в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о домашних животных»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, познавательно...

презентация "составление описательных рассказов о домашних животных"

презентация в помощь для составления описательных рассказов в старшей группе с опорой на схему...

Конспект НОД по составлению описательных рассказов о домашних животных используя «системный оператор» современной развивающей технологии ТРИЗ

Данный конспект с использованием современной развивающей технологии ТРИЗ Г.С.Альтшуллера позволяет педагогам в интересной форме сформировать речевые навыки, обогатить словарный запас, способствовать р...

Конспект занятий "Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану"

Занятие по развитию речи для средней группы. Составить рассказ по карточке - подсказке. P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...