Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе тема: Как мы Путаника учили
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Подзорова Галина Арсеньевна

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи

в подготовительной группе
 

тема: Как мы Путаника учили

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи

в подготовительной группе

тема: Как мы Путаника учили


цель:

  • закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи;

задачи:

  • активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда»;
  • закрепить умение составлять предложения с союзом «а»;
  • коррегировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении;
  • коррегировать зрительное внимание и долговременную память через упражнения в припоминании;
  • воспитывать умение выслушать, тактично поправить товарища;


оборудование:

  • демонстрационное:
    предметные картинки, «Волшебное дерево», предметы одежды, обуви, головные уборы, конверт, папка, подарочный пакет, пакет, сумочка, сундук, коробка, газета, платок;
  • индивидуальное:
    снежинки, карточки с символами предлогов, листы бумаги, карандаши, блюдца с бусинками;


организационный момент

Дидактическая игра «Что с чем»

На стул сядет тот, кто внимательно посмотрит на «Волшебное дерево« и подберёт к предметам одежды соответствующие детали. Составляйте словосочетания, отвечая на вопрос «Что с чем».

Дети составляют словосочетания и садятся на стульчики (шорты с карманом, платье с воротником, юбка с поясом, халат с пуговицами, брюки с ремнём, куртка с молнией).


постановка цели занятия

- Как мы назовём все предметы одним словом?
- Какой предлог вы использовали в словосочетаниях?
- Сегодня на занятии мы будем повторять изученные предлоги, составлять с ними предложения и повторим названия предметов одежды.

Раздаётся стук в дверь. Входит Путаник.

- Здравствуйте, ребята! Я пришёл от вам на гости, и очень рад вас видеть.
- К кому ты пришёл и куда?
- От вам на гости.

- Ребята, я поняла, кто к нам пришёл - это же Путаник. А зовут его так, потому что он всё путает. Вот и сейчас я Путаника не поняла. А вы, ребята, поняли?
- А что Путаник в предложении перепутал?
- Ребята, о чём мы сегодня на занятии будем говорить?
- Правильно, о предлогах. А вы бы хотели Путаника научить правильно предлоги употреблять в речи?

- Останешься с нами, Путаник?
- Конечно останусь с такими хорошими ребятами.
- Тогда слушай нас внимательно и немного поиграй с нами.


дидактическая игра «верно-неверно»
упражнение «найди лишний предмет»

- Ребята, встаньте полукругом.
- Посмотрите внимательно, правильно ли оделся Путаник?
- Давайте поможем ему переодеться.

Дети составляют предложения.

Носки на руках. Это неверно. Носки надо надеть на ноги.
Рукавицы на ногах ...
Тапки в левом кармане ...
Шарф на ноге ...
Кепка в правом кармане ...

Путаник переодевается.

- Назовите предметы, которые нельзя назвать так же, как остальные.
- Тапки.
- Что это?
- Это обувь.
- Ещё есть такой предмет?
- Кепка. Это головной убор.


дидактическое упражнение «что изменилось»

- А сейчас поиграем в игру «Что изменилось».
- Внимательно посмотрите на Путаника, запомните, как он одет. Отвернитесь.
- Повернитесь. Что изменилось?

Дети составляют предложения.

- Путаник снял с правой руки рукавицу, а тапки с ног.
- Путаник снял с левой руки рукавицу, а кепку с головы.
- Путаник взял в левую руку шарф, а кепку надел на голову.
- Путаник шарф надел на шею, а тапки на ноги.
- Путаник снял шарф с шеи, а снежинку взял в правую руку.

- Путаник, а откуда у тебя снежинка?
- А я сюрприз для ребят приготовил.


дидактическая игра «найди снежинку»

- Ребята, посмотрите внимательно и найдите остальные снежинки.

Дети собирают снежинки и встают полукругом.

- Составьте предложения по образцу:
Я взяла снежинку со стола (с пола, из-под стола, из коробки, из-под стула, с ковра).


упражнение на дыхание «вьюга»

Возьмите снежинки за ниточку, по моему сигналу будем дуть на них. Следите за тем, чтобы плечи при вдохе не поднимались.

Упражнение называется «Вьюга».С Если вьюга воет, то как звук произносим - тихо или громко?
А если вьюга стихнет, то как звук произносим?

Старая, седая с ледяной клюкой
Вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Вдох, вьюга воет (ззззз).
Вдох, вьюга стихла (ссссс).
Повторить 4 раза.

Когда вьюга выла, мы какой звук произносили?

Придумайте предмет одежды со звуком [з].
Блуза, рейтузы, комбинезон.

Когда вьюга стихла, мы какой звук произносили?

Придумайте предметы одежды с этим звуком.
Сарафан, свитер, носки.

Молодцы. А сейчас немного отдохнём.


физкультминутка «будьте внимательны»

Подпрыгните, если услышите предлог, и присядьте, если услышите другое слово, слог или звук:
по, п, под, уехал, у, от, отбежал, к, с, а, о, сшила, из, н, над, на.


игра-соревнование «кто быстрее переложит бусинки»
рисование с последующим составлением предложений

- А сейчас садитесь за столы.
- Давайте Путанику на память подарим рисунки. Но сначала подготовим наши руки к работе.
- Одновременно двумя руками, сложенными крест-накрест, перекладывайте бусины.
- Кто быстрее переложит бусинки? Один, два, три.

- Возьмите лист бумаги и карандаш. Сядьте прямо. Нарисуйте квадрат в центре листа.
- Нарисуйте прямоугольник над квадратом.
- Где находится квадрат? Прямоугольник?
- Первый ряд превратит квадрат в предмет одежды, а второй - прямоугольник.
- Что у вас получилось из квадрата? Из прямоугольника?
- У меня шорты. И т.д.


составление предложений с предлогом и словом

- А сейчас составьте предложения с предметом одежды и символом предлога.
- Молодцы. Теперь можно дарить Путанику рисунки.


игра «в чём ты подаришь рисунок»

- Посмотрите на предметы, расположенные перед вами. Назовите их.
- Коробка, газета, платок, папка, пакет, конверт, пакетик, сумка, носки.
- Выбирайте предмет, в котором вы подарите Путанику свой рисунок и составляйте предложение по образцу: «Я подарю рисунок в папке».

Путаник:
- У меня и сундук есть, я в нём буду хранить ваши рисунки.

- Какой вы использовали предлог в предложении?


«слушай внимательно»

- А ещё ребята выучили стихотворения о предметах одежды.
- Слушайте внимательно и назовите предлоги, которые вы услышите в стихотворении.

У Джона превосходный плащ,
Отличные галоши.
А дождик не идёт - хоть плачь!
День, как назло хороший.
На небе тучки ни одной!
У них должно быть выходной.

Это чья рубашка -
Белые горошины?
Бабушка старалась,
Шила для Алёшеньки.
Это чей сарафан -
С белыми ромашками?
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки.

Сшила мама дочке
Платье голубое.
Платье голубое
С белою каймою.
До чего нарядное -
Весело глядеть.
Надо это платье
К празднику надеть.


итог занятия

- Путаник, научился ты правильно предлоги говорить?
- Конечно, у таких умных, да умелых ребят многому можно научиться.
- Сейчас мы тебя проверим.

Составление предложений с заданным предлогом.

- Ребята, задавайте Путанику предлоги, а он будет составлять предложения.

Путаник несколько раз ошибается.
Ребята его исправляют.

Примерные варианты неправильно составленных предложений:
Я взял ручку в пенала.
Книга лежит с полки.
Машина выехала из угла.
Книгу взяли из стула.

- Да, молодцы, ребята, научили Путаника предлоги употреблять.

Путаник:
- Спасибо, ребята, я больше не буду путать предлоги в речи.
- И за рисунки спасибо, вот вам от меня конфеты.

Путаник уходит.

- Ребята, о чём мы говорили на занятии?
- Какие задания вам понравились?
- Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи (подготовительная группа) Тема «Кто где живет?»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ• Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.• Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».• Формировать практические навыки правиль...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ ЛОГОПЕДОМ ГАРИНОЙ Е.Г. В АПРЕЛЕ 2013 Г.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ Л...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Предлоги В - НА »

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР.Тема: «Предлоги В -  НА »...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка” (подготовительная к школе группа)

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка”Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)Заключение:...

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР в подготовительной группе по теме: «Как мы Путаника учили»

Цель:  закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.Задачи:1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».2. Закрепить умение составлять предлож...