Рабочая программа учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Хуснутдинова Фарида Халиловна.

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей направленности для детей подготовительных к школе групп  на учебный 2017-2018 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Приложение 9

к образовательной программе

дошкольного образования на 2017-2018 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА  на 2017-2018 учебный год

Разработчик: учитель - логопед

Хуснутдинова Фарида Халиловна

г. Югорск, 2017г.

Содержание программы

1. Пояснительная записка

- Введение,

- цель, задачи программы,

- характеристика речевых нарушений;

- режим занятий

2. Содержание коррекционно – развивающей работы

3. Организация коррекционно-развивающей работы

4.  Тематическое  планирование.

Приложения

1. Пояснительная записка

Введение

  Содержание коррекционно – развивающей  работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования направлено на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Данная рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы»  Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2014 г);  Филичевой Т. Б. Чиркиной, Лагутина А.В. «Воспитание и обучение детей с ФФН, ОНР (старшая группа), 2004г.

Программа реализуется в условиях логопедического пункта и предназначена для детей со следующими  речевыми нарушениями: 

- ФНР (фонетическое недоразвитие речи)

- ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи),

-  ОНР (общее недоразвитие речи).

Цель коррекционной работы: обеспечение своевременного и эффективного развития речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Характеристика речевых нарушений  детей

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность

к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

К НВОНР отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР III (у. р. р.) строится с учётом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Исходя из неоднородности состава детей в логопункте (с ФФНР и ОНР III ур.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Принципы и подходы программы

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с речевыми нарушениями, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с речевыми нарушениями, и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • Принципы интеграции усилий специалистов;
  • Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • Принцип постепенности подачи учебного материала;
  • Принцип учёта структуры речевого дефекта
  • Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Рабочая программа составлена с учётом общедидактических принципов:

  • Принцип наглядности регламентирует подбор наглядного материала;
  • Принцип доступности предполагает подбор материала от простого к сложному, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребёнка;
  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода отражается на комплектовании групп и подгрупп в зависимости от результатов обследования детей с нарушениями речевого развития.

Режим  коррекционно-развивающих  занятий  

с детьми подготовительных к школе групп в 2019-2020 учебном году

                                                          Группа

Понедельник

  Вторник

    Среда

  Четверг

  Пятница

Подготовительная

группа  

№ 9

08.30 –09.00 индивидуальное занятие

15.30 – 16.00 –

индивидуальное занятие

08.30 – 09.55

подгрупповые занятия

10.00 – 12.00

индивидуально-подгрупповые

занятия

11.10-12.00

подгрупповые

занятия

(бассейн)

15.30 – 16.00

Индивидуальное занятие

09.30 – 10.40

индивидуально-подгрупповые

занятия

Подготовительная группа   № 10

09.00-09.30

индивидуальное занятие

10.30 - 12.00 -

подгрупповые занятия

(бассейн)

15.30 – 16.00 –

индивидуальное занятие

08.30 – 10.00 – индивидуально-подгрупповые

занятия

08.30 - 9.30

индивидуальные занятие

08.30 – 09.30

подгрупповые занятия

10.40 – 11.10

индивидуальное занятие

15.30 – 16.00 –

индивидуальное занятие

Подготовительная группа   № 12

09.35 – 11.00

подгрупповые занятия

10.00 – 10.30

индивидуальное занятие

15.30 – 16.00 –

индивидуальное занятие

15.30 – 16.00 индивидуальное занятие

11.10 – 12.00

подгрупповые занятия

(бассейн)

2. Содержание коррекционно – развивающей работы

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Используемые программы и технологии:

- «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,

- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,

- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой,

- «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.

- Технология логопедического обследования.

- Технология коррекции звукопроизношения.

-Технология формирования речевого дыхания (использование комплекса дыхательной гимнастики Стрельниковой, игровых дыхательных тренажёров).

-Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи (использование музыкальных, логоритмических упражнений).

- Технология логопедического массажа (зондовый массаж, приёмы самомассажа).

- Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

- Технология коррекции нарушений слоговой структуры слова.

- Технология наглядного моделирования (использование моделей, схем, символов).

- Технология развития связной речи: использование технологии ОТСМ-ТРИЗ.

- Использование мультимедийных средств коррекции и развития.  

- Здоровьесберегающие технологии: су-джок-терапия; кинезиологические упражнения для координации работы глаз и рук, и межполушарного взаимодействия; песочная терапия).

В соответствии СанПиН  продолжительность занятий 6-го года жизни - 25 минут, с детьми 7-го года жизни - 30 минут.

Логопедическое обследование проводится с  1 по 15 сентября,  с 15 по 31 мая.

Логопедические  подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 1 сентября.

Основную  нагрузку несёт  индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа,  которая  проводится   2 - 3  раза в неделю с каждым ребёнком.

Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Программа  составлена с учётом  интеграции с образовательной деятельностью, реализуемой педагогами ДОУ:

  • Воспитатели групп старшего дошкольного возраста осуществляют:
  • Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия  на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности  (различные  дидактические, подвижные игры для развития речи).
  • Расширение и активизация словарного запаса детей.
  • Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание  детьми  картин и беседы по вопросам.  
  • Заучивание программных стихотворений.
  • Развитие монологической речи осуществляется  при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.
  • Проведение  повседневного наблюдения  за состоянием речевой деятельности детей, осуществление   контроля  за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных  на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.
  • Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

При организации образовательной деятельности  прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:

Приоритеты учителя-логопеда:

Приоритеты воспитателей:

-  звукопроизношение;

-  фонематические процессы;

-  языковой анализ;

-  моторный праксис;

-  психологическая база речи;

- обогащение и активизация словаря;

  • Музыкальный руководитель осуществляет:
  • выполнение  упражнений для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития “мышечного чувства”, развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры.
  • музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы  на автоматизацию тех  звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Коррекционно – развивающая работа предполагает тесное взаимодействие с семьями воспитанников (или лицами, их заменяющими).

После проведения логопедического обследования  логопед  предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых  и  неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее  учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Программа предусматривает:

  • активное участие во всех мероприятиях, проводимых для  родителей  в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные  консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
  • помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
  • систематические занятия с ребёнком  дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по  автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
  • создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия,  формирование интереса ребёнка  к собственной речи  и желания научиться говорить правильно.

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2019 – 2020 учебный год


п/п

Формы работы

Содержание

Сроки выполнения

1.

  • Сообщения на родительских собраниях в подготовительных группах № 8, 9, 10.
  • Выступление на родительских собраниях по результатам экспресс-обследования речевого развития  детей средних групп.
  • «Особенности речевого развития детей 6 -7 лет».
  • «Речевая готовность ребёнка к школе».
  • «Особенности речевого развития  детей 5-6 лет».
  • «Направления коррекционной работы учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ»

Сентябрь

Апрель

2.

Консультации с родителями

  • Индивидуальные беседы с родителями по результатам логопедического обследования, сбор анамнестических данных, обсуждение плана коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • Рекомендации для родителей по закреплению звуков в свободной речи ребенка и пройденным темам на занятиях (участие родителя вместе с ребёнком в коррекционном занятии).
  • Ознакомление родителей со специальными приёмами постановки звуков, элементами самомассажа языка (подъязычной связки), игровыми приёмами автоматизации поставленных звуков

В часы индивидуального консультирования родителей согласно графику работы учителя-логопеда ДОУ в течение учебного года

3.

Беседы с родителями

  • «Родительские пятиминутки» в виде кратковременной личной консультации в режимные моменты ДОУ

По запросу родителей и личной инициативы учителя-логопеда в течение учебного года

4.

Логопедический практикум для родителей

Проведение индивидуальных   занятий с детьми и родителями  с  целью показа специальных приёмов, отработки артикуляционных упражнений, особенностей  этапа постановки звука,  а также знакомство  с игровыми приёмами на этапе автоматизации поставленных  звуков.

В часы индивидуального консультирования родителей согласно графику работы учителя-логопеда ДОУ в течение учебного года

5.

Наглядное логопедическое просвещение родителей

Оформление информационно-консультативных  уголков  в приёмных групп:

  • «Советы логопеда»:
  • «Говорим правильно»
  • Выставки книг, пособий, памятки, образцы выполненных заданий

В течение  учебного года

6.

Семинары-практикумы

Встречи с родителями с целью демонстрации и обучения их методам и приемам развития речи детей,  а также памяти, внимания, мышления:

  •  «Развитие пространственной ориентировки у детей с помощью игровых приёмов технологии ОТСМ ТРИЗ».

В течение  учебного года

7.

Конкурсы, проектная деятельность

Вовлечение родителей в образовательный процесс с целью ознакомления их с  проектно-исследовательской деятельностью детей в детском саду. Реализация детского проекта «Умный портфель. Что возьму с собой я в школу?»

Октябрь-Ноябрь

8.

Открытый показ  образовательного мероприятия  с родителями и детьми.

Проведение совместного образовательного мероприятия с родителями и детьми подготовительных групп, посещающими логопункт д/с «Лого-марафон».

Март-Апрель

9.

Анкетирование

  • Анкеты для родителей  по результатам проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми.
  • Тесты «Готов ля Ваш ребёнок к школе?».

В течение учебного года.

Модель взаимодействия

субъектов коррекционно-образовательного процесса  в ДОУ

               1                                                                                                     3

                                                             2

                                       3                                                   4        

                                                             

                                                          5


   

٭Специалисты  ДОУ представлены педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.

   

 В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развёртывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определённой последовательности (см. табл.).

Алгоритм логопедической работы

Этапы

Основное содержание

Результат

Организационный

Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи.

Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.

Составление программ групповой(подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития.

Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.

Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых(подгрупповых) коррекционных программах.

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы  с ребёнком.

Определение дальнейших коррекционно-образовательных перспектив.

Выпуск детей из логопункта.

Содержание логопедической работы по преодолению

ФН, ФФН, ОНР-III ур.р. у детей 7-го года жизни.

Период

Произношение

Развитие речи

Подготовка к обучению грамоте

I

Сентябрь, октябрь

Индивидуальные и подгрупповые занятия

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. В соответствии с индивидуальными планами занятий.

2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

3. Формирование грамматически правильной речи.

4. Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо в случае индивидуальных затруднений.

Фронтальные занятия

1. Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], [м’], [л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с].

2. Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных — [п], [т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]

в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] — [х], [л’] — [j], [ы] — [и].

4. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных)

в связи с закреплением правильного произношения звуков.

Усвоение доступных ритмических моделей слов: тá—та, та—тá, тá—та—та, та—тá—та.

Определение ритмических моделей слов:вата—тáта, вода—татá и т. п.

Соотнесение слова с заданной ритмической моделью.

1. Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.).

Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли ... собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поет Валя, поют ... дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой ... стакан, моя ... сумка).

2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает...); способом присоединения суффиксов (мех — меховой — меховая, лимон — лимонный — лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико).

3. Предложение, связная речь.

Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов:

кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким (одним словом) и полным ответом на вопросы.

Составление простых распространенных предложений с использованием предлоговна, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.

Заучивание текстов наизусть.

1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа).

Анализ и синтез обратных слогов, например “am”, “ит”; выделение последнего согласного из слов (“мак”, “кот”). Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: “ком”, “кнут”.Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез слогов (“та”, “ми”) и слов: “суп”, “кит” (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме).

2. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: “am”, “ит”.

Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: “та”, “му”, “ми”, “си” с ориентировкой на гласную букву.

Преобразовывание слогов и их письмо.

Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: “сом”, “кит”.

Постепенное усвоение терминов “звук”, “буква”, “слово”, “слог”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”.

II

Ноябрь, декабрь, январь, февраль

Индивидуальные и подгрупповые занятия

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий.

2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, космонавт и др.).

3. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей.

Фронтальные занятия

1. Закрепление правильного произношения звуков: [с] (продолжение), [с’], [з], [з’], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р’].

2. Различение звуков на слух: [с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] — [с] — [с’], [б] — [б’] — [п] — [п’], [д] — [д’],

[д] — [д’] — [т] — [т’] — [г] — [г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] — [д] — [д’], [ш] — [с] — [ж] — [щ], [л] — [л’] — [р] — [р’], [ж]  — [з] — [ш] (без проговаривания).

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: [с] — [с’], [з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] — [р’], [л] — [л’].

4. Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков.

5. Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия

Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья...).

Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — яблок, платьев). Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались ... белкой. Дети кормили ... белку); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой ... мишка, большая ... кошка, большие ... кубики);к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой ... голубой платок; ая... голубая лента; ое ... голубое платье; ые ... голубые полотенца).

Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В зале много... светлых ламп. Дети кормили морковкой... белого кролика. Дети давали корм... белым кроликам...). Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили... два платья... пять платьев, две рубашки... пять рубашек).

Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю — катал — буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит — выкрасил).

2. Словарная работа.

Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); способом присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые;пластмассовый, ая, ое, ые),за счет словосложения (трехколесный, первоклассник).

Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет ... стеклянной вазы. Я катался на ... трехколесном велосипеде. Грузовик подъехал к заводу).Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет...). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик).

3. Предложения

Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения.

Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака...).

Составление предложений из “живых слов” (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу).Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку...; серенькой белочке — Дети дали орешков серенькой белочке...). Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили ... (перед, за)домом; елочка росла ... (у, около, возле)дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

4. Связная речь

Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа).Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. Развитие умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

1. Звуковой анализ слов

Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов. Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка.Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие.

Качественная характеристика звуков.

Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).

Развитие умения находить в слове ударный гласный.

Развитие умения подбирать слова к данным схемам.

Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т. п.).

2. Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой) Последовательное усвоение букв б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и.

Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа). Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: “Таня”, “Яма”.

3. Письмо букв и слов. Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучение чтению предложений и текстов.

4. Звуки и буквы

Определение различий и качественных характеристик звуков: “гласный — согласный”, “твердый — мягкий”, “звонкий — глухой”.

5. Слово

Звуко-слоговой анализ слов (например:“вагон”, “бумага”, “кошка”, “плот”, “краска”, “красный” и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием). Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного.

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или добавления букв (мышка — мушка — мишка...; стол — столик и др.); добавление в слова пропущенных букв (ми-ка).

Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели. Усвоение буквенного состава слов (например: “ветка, “ели”, “котенок”, “елка”). Заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова (занимательная форма подачи материала в виде: кроссвордов, шарад, загадок), выполнение упражнений.

6. Предложение

Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3—4 слов после устного анализа и без предварительного анализа.

7. Чтение

Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализа) с правильным произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов. Чтение предложений. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами(ежик сидит ... елкой).

Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов.

Соблюдение при чтении пауз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному.

Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи.

8. Правописание

Закрепление умения различать ударные и безударные гласные.

Привлечение внимания детей к проверке безударной гласной путем изменения слов (коза — козы).

Формирование умения проверять (в простейших случаях) звонкие и глухие согласные в конце слов за счет изменения слов (зуб — зубы, мороз — морозы) и с помощью родственных слов (дуб —дубок).

Привлечение внимания детей к некоторым словам, правописание которых не проверяется правилами. Простейшие случаи переноса слов.

Формирование умения выкладывать и писать слова с сочетаниями “ши”, “жи”.

Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов пишутся с заглавной буквы. Самостоятельное письмо отдельных слов и предложений доступной сложности после устного анализа.

III

Март, апрель, май, июнь

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Фронтальные занятия

1) Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков.

2) Различение на слух: [ч] — [т’] — [с’] — [щ], [ц] — [т’] — [с], [щ] — [ч] — [с’] — [ш].

3) Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч] — [т’], [ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [ч], [щ] — [с’].

4) Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи

(учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.

5) Анализ слов сложного звуко-слогового состава.

1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия

Закрепление полученных ранее навыков.

2. Словарная работа Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист).

Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений.

Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...).

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале).

Привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки).

3. Предложения

Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами“из-под”, “из-за”: кот вылез... (из-под)стола.

Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали).

Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами “чтобы”, “потому что”, “если” и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоимением “который” (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат).

4. Связная речь Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения.

Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

1. Звуки и буквы

Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ (24—31 неделя обучения). Закрепление и дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв е, ё и усвоение букв ю, я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков. Усвоение букв ь, ъ (разделительный ь и ъзнак) на основе отчетливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля-лья.

2. Слово

Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием.

Подбор слов по схемам и моделям.

Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов.

Усвоение буквенного состава слов различной сложности.

Дальнейшее усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, й.

Развитие умения выкладывать и писать слова с буквами ь (как знак мягкости), ю.

Умение выкладывать и писать слова с сочетанием “ча”, “чу”, “ща”, “щу”.

Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов.

3. Предложение

Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3—5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно. Выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует применения правил (У Маши болит зуб).

4. Чтение

Дальнейшее развитие навыков чтения.

Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами.

Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок. В летний период проводится работа по дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, различные упражнения в занимательной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков описывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного слитного чтения.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

3. Организация коррекционно-развивающей работы.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФНР, ОНР-III –IV ур.р.

7-го года жизни, разделено на 3 периода обучения

I период – 2-ая половина сентября -1 половина ноября 9 недель, 18 занятий - 2 занятия в неделю, 7 час.30 мин.

II период –2 половина ноября – 1-ая половина февраля 12 недель, 24 занятия – 2 занятия в неделю, 10 час.

III период – 2 половина февраля– май 12 недель, 24 занятия – 2 занятия в неделю, 10 час.

Звукопроизношение + связная речь

Всего 66 занятий в год, 27 час.30 мин.

С 15 мая – повторение пройденного материала

Форма организации обучения – подгрупповая, в подвижных микрогруппах и индивидуальная.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в группе.

Фронтальные занятия обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей, закрепление правильного произношения изучаемого звука, дифференциацию звуков на слух и в произношении.

В эти занятия необходимо включать упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий, а также упражнения направленные на развитие связной речи.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 4 человека, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН– 1 год

ОНР-III-IV ур.р. – 2 года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

 

Индивидуальные занятия.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.

ФН – 2 раза в неделю;

ФФН – 2 раза в неделю;

ОНР-III-IV ур.р – 2-3 раза в неделю.

 

Учебный план

 Направление

ФН, ФФН, ОНР-III у детей 7-го года жизни

Всего

Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

68

68

Формирование звукопроиз-

ношения

35

68

Обучение связной речи

15

-

Количество часов

34 ч.

34 ч.

4.    Тематическое  планирование индивидуальной работы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Содержание работы

Виды работы

Игры и упражнения

Оборудование

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания

1.Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

а) «Делай так»

б) «Что изменилось?»

в) «Чего не стало?»

г) «Разрезные картинки»

д) «Парные картинки»

е) «Кто больше запомнит или увидит»

ж) «Четвёртый лишний»

 а) «Угадай, чей голос»

б) «Шумовые коробочки»

в) «Улови шёпот»

г) «Жмурки с голосом»

д) «Отгадай, что звучит»

е) «Где позвонили?»

Дидактические игры, игрушки

звучащие игрушки

д/и «Шумелочки»

музыкальные инструменты

погремушки, колокольчик

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности челюстей.

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ.

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.

1) «Бегемот»

2) «Обезьянки»

3)»Жевательная резинка»

1) «Лягушка»

2) «Хоботок»

3) «Лягушка – Хоботок»

4) «Окошко», «Рыбка»

1) «Лопаточка»

2) «Иголочка»

3) «Лопаточка – иголочка»

4) «Футбол»

5) «Часики»

6) «Качели»

7) «Лошадка»

картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

Картинки – символы артикуляционных упражнений

д/и «Весёлый рыболов»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стёртой дизартрии

Упражнения, направленные на развитие подвижности губ, мышц языка, щёк

1) «Лягушка – хоботок»

2) «Лопаточка»

3) «Трубочка»

4) «Толстячок»

5) «Худышка»

6) «Накажем непослушный язычок»

7) «Расчёска»

8) «Часики»

9) «Качели»

картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для свистящих звуков  

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка

3. Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания

4. Упражнения, вырабатывающие умение образовывать желобок посередине языка

1) «Лягушка», «Улыбка», «Заборчик»

2) «Хоботок», «Трубочка», «Рупор»

3) «Лягушка – Хоботок»

4) «Упрямый ослик»

1) «Лопаточка», «Блинчик», «Лепёшка»

2) «Накажем непослушный язычок»

3) «Киска сердится», «Горка»

4) «Чистим нижние зубки»

5) «Посчитаем нижние зубки»

6) «Качели»

1) «Кто дальше загонит мяч»

2) «Подуем на лопатку»

3) «Дует ветер с горки»

4) «Сдуем с ладошки пёрышко»

5) «Тепло – холодно»

6) «Чей пароход лучше гудит?»

1) Улыбнуться, чтобы были видны все зубы (растягивание губ), и удерживать губы в таком положении некоторое время; высовывать при растянутых губах распластанный язык наружу и дуть на его кончик («заморозим язычок»)

2) Высунуть широкий язык наружу, а затем положив тонкую палочку на середину языка и сделав в нём небольшое углубление, выдувать воздух по этому желобку.

картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

Пёрышки, полоски бумаги, ватка, коктейльные  трубочки.

Логопедические зонды (ватные палочки)

д/и «Весёлый рыболов»

игра «Артикуляционные загадки»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для шипящих звуков  

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ.

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.

3. Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания

1) «Лягушка – хоботок»

2) «Бублик»

3) «Воронка»

1) «Лопаточка», «Блинчик»

2) «Накажем непослушный язычок»

3) «Чашечка»

4) «Маляр»

5) «Вкусное варенье»

6) «Лошадка»

7) «Грибок»

8) «Гармошка»

1) «Фокус»

2) «Согреем ладошки»

3) «Посади бабочку на цветок»

4) «Сдуй снежинку»

картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

«Снежинки», ватка

д/и «Бабочка»

д/и «Весёлый рыболов»

игра «Артикуляционные загадки»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звуков [л ], [ль ]

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка;

3.Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания;

Для дизартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц

1) «Лягушки»

2) «Хоботок»

3) «Лягушка – хоботок

1) «Накажем непослушный язык»

2) «Блинчик»

3) «Вкусное варенье»

4) «Качели»

5) «Маляр»

6) «Чистим верхние зубки»

7) «Посчитаем зубки»

1)»Индюк»

2) «Пароход»

3) «Поймаем звук А»

картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

картинки – символы артикуляционных упражнений

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звуков [р ],[ рь ]

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка;

3.Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания;

4.Упражнения для растягивания подъязычной уздечки (при необходимости), самомассаж  .

1) «Лягушка»

2) «Хоботок»

3) «Лягушка – хоботок»

1) «Качели»

2) «Маляр»

3) «Чистим верхние зубки»

4) «Посчитаем верхние зубки»

5) «Парус»

6) «Вкусное варенье»

7) «Лошадка»

8) «Грибок»

9) «Гармошка»

1) «Маляр»

1)»Дятел»

2) «Комарик»

3) «Кучер»

4) «Заведи мотор»

1) «Маляр»

2) «Барабан»

3) «Лошадка»

4) «Грибок»

5) «Гармошка»

картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

Картинки – символы артикуляционных упражнений

д/и «Весёлый рыболов»

игра «Артикуляционные загадки»

Постановка и коррекция звука

1.Знакомство с артикуляцией звука

1) Показ артикуляции перед зеркалом

2)Показ профиля данного звука

3) Показ положения языка кистью руки

4) Наглядная демонстрация вибрации кончика языка ( для звука [р])

5) Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)

Настенное зеркало;

Профили звуков;

Схема артикуляционного уклада звука.

Игровой материал

 Постановка свистящих звуков

 Постановка свистящих звуков

1) межзубная артикуляция (временно при боковом и шипящем сигматизме);

2) опора на звук [х] (шёпотом произнести звукосочетание ихи, а затем повторить его со сжатыми зубами);

3) произнесение звука со сжатыми зубами (временно при межзубном сигматизме);

4)работа над вспомогательными звуками:

   а) многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное  с нижнего подъёма  «т-т-т»)

      б) с присоединением голоса («д-д-д»)

      в) выполнение сильного задувания, вызывающего звукосочетание «тс-с-с»

5) опора на кинестетические ощущения (для звуков [з], [зь];

6) механическая помощь:

       а) удержание кончика языка у нижних резцов шпателем

       б) отжимание нижней губы шпателем книзу (при губно-зубном сигматизме)

        в) образование «желобка» при помощи зонда (тонкой палочки)

«Гномики»

«Дирижёр»

«Горлышко поёт»

«Задуй свечу»

Настенное зеркало

Ватные палочки, логопедические зонды, спирт, вата, одноразовые салфетки

Картинки – символы  упражнений

 Постановка шипящих звуков

1) постановка звука [ш] от арт. упражнения «Чашечка»;

2) постановка  звука [ш] от [р ];

3) постановка звука [ш] от [т];

4) постановка звука [щ] от  звука [ш];

5) постановка звука [ч] от звукосочетания тш;

6) опора на кинестетические ощущения (для звука [ж];

7) механическая помощь:

       а) поднимание вверх широкого язычка при произнесении звука [c]

       б) отодвигание кончика языка вглубь от верхних резцов при произнесении звука  [т]  (при постановке звука [ч])  

«Поезд»

Настенное зеркало

Шпатели, логопедические зонды

Спирт, вата, одноразовые  салфетки

  Постановка звука Л

1) вызывание межзубного звука Л:

улыбнуться, прикусить широкий кончик языка и протяжно произнести звук [а] или [ы]

2) Механическая помощь при постановке звука:

прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам.

«Пароход гудит»

«Улыбка»: прикусывание языка посередине и дутьё на него (язык широкий) так же с последующей артикуляцией гласных без участия голоса

«Поймаем звук Л»

«Качели» (для губного [Л])

«Качели» с одновременным произнесением  «А - А - ААА» или «Ы- – Ы – ЫЫЫ».

Настенное зеркало

Шпатели, логопедические зонды, ватные палочки

Спирт, вата, салфетки

 

Постановка звука [Р]

1) работа над вспомогательными звуками:

а) многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное «т-т-т»)

б) присоединение голоса: д-д-д

в) выполнение сильного задувания, вызывающего дрожание кончика языка («т-т-т-т-ттррр»)

2)механическая помощь при постановке звука:

а) удерживание кончика языка у верхних дёсен шпателем

б) вызывание дрожания кончика языка от звуков

«дддд» или звукосочетания «джжж»

«Песенка крокодила Гены»

«Танк стреляет»

«Пулемёт строчит»

«Лошадка вторит дятлу»

Сдувание клочка бумажки с кончика языка (от упражнения «грибок»)

Упражнение «Балалайка»

«Машина буксует»

«Сердитая муха»

Настенное зеркало

Шпатели, логопедические зонды, спирт, вата, салфетки.

Картинки – символы  упражнений

Полоски бумаги

Карандаши

Пробирки

Соломинки разных размеров (коктейльные трубочки)

Коррекция звука

Работа над:

а) точностью

б) чистотой (без вспомогательных движений)

в) плавностью (без толчков)

г) силой (с напряжением)

д) темпом (от  замедленного к быстрому)

е) достижение устойчивости достижения результата

Игры для развития физиологического и речевого дыхания и голоса:

«Поезд»

«Три медведя»

«Колобок»

«Теремок»

«Кто кричит?»

Дидактические и речевые игры

Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

1. Работа над голосом:

а) вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса

б) произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса

2. Работа над дыханием:

а) выработка плавного длительного выдоха

б) работа над силой выдох

3. Игра в «болтушку» или «индюшку», где высунут язык и на звук «А» болтается между зубами

4. «Фырканье лошади» - тип кучерского «р»

(«тпppp» -  задувание и дрожание обеих губ)

5. Растягивание уздечки в случае бокового произношения

«Лесенка»

«Разведчики»

«Вьюга»

«Кораблик»

«Шторм в стакане»

«Листопад»

«Пропеллер»

Символы гласных звуков

Александровой.

Л.В. Лопухина

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

Автоматизация поставленного звука в речи

Работа над звуком:

1.Изолированное произнесение

2.Звук в слогах

3.Звук в словах и в словосочетаниях

4. Звук в предложении

5. Звук в тексте

Игры на звукоподражание

Произнесение слогов, слов и предложений

Работа с игровым материалом, картинками

Работа с деформированным текстом

Заучивание и проговаривание чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок

Дидактические и речевые игры

Конспекты индивидуальных занятий

Картотека речевого и картинного материала

Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико – синтетической деятельности

1. Узнавание звука на фоне слога, слова

1) Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово

2) Запомнить на слух и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности

3) Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов

4) Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение с показом картинок)

5) Отхлопать ритмическую структуру слова

«Звуковая мозаика»

«Подними нужный символ»

«Раз, два, три, за мною повтори»

«Цепочка слов»

«Телеграф»

«Запомни, повтори»

«Морзянка»

«Шнурок»

Дидактические игры

Картотека речевых игр

Картинный и речевой материал

Символы звуков

2. Формирование фонематического анализа

1) Определить первый звук в слоге, слове

2) Определить последний звук

3) Определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

4) Определить последовательность звуков в слове

5) Определить количество звуков в слове

«Звуковое домино»

«Весёлый поезд»

«Весёлый рыболов»

«Домики»

«Кто за кем?»

«Как нас зовут?»

Дидактические игры

Картинный и речевой материал, мяч

3. Развитие фонематического синтеза

1) Составить из названных звуков слог, слово:

     а) данных в ненарушенной последовательности;

      б) данных в нарушенной последовательности

«Путаница»

«Звуки поссорились»

«Доскажи словечко»

«Поймай звук»

Символы звуков, фишки

4. Развитие фонематических представлений

1) Подобрать слово на заданный звук, слог

2) Придумать слово по количеству данных звуков, слогов

3) Подобрать картинки на заданный звук

4) Преобразовать слова:

     а) добавить начальный или конечный звук;

     б) изменить гласный или согласный звук;

     в) назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;

     г) разгадать ребусы, шарады

«Звукоедик»

«Волшебная ромашка»

«Отбери картинки»

«Звук убежал»

«Звуковое лото»

«Отгадай»

«Скажи наоборот»

«Пуговицы»

«Пирамидка»

«Следопыт»

Картинный материал

Дидактические игры

Ребусы, шарады

Дидактические игры

Дифференциация звуков, сходных артикуляционно и акустически

Работа над звуками:

1. Дифференциация звуков  на слух

2. Дифференциация звуков в слогах

3. Дифференциация звуков в словах

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, текстах.

«Звуковая мозаика»

«Звуки, я вас различаю»

«Четвёртый лишний»

«Цветные подарки»

Картинный и речевой материал

Дидактические игры

Символы звуков

Автоматизация  и дифференциация звука в самостоятельной речи ребёнка.

1.Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

2. Введение звука в самостоятельную речь

Коррекция звукопроизношения у детей. /Л.Е. Лыкасова  Дид. материалы/

Выговаривать хочу…/Т.И. Пименова/

Автоматизация и дифференциация звуков /О.В. Епифанова/

Картотека с речевым материалом (стишки, потешки, чистоговорки) на изучаемый звук.

Развитие мелкой моторики рук

Развитие движений кистей и пальцев рук (для дизартриков):

1) Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики

2) Штриховка

3) Обведение шаблонов

4) Вырезание ножницами разных фигур

5) Сортировка по сортам семян, по цвету мозаик

6) Сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определённые цели

«Золушка»

«Художник»

«Пальчиковый бассейн»

«Шнуровка»

«Забей мяч в ворота»

«Расскажи стихи руками»

Дидактические игры

Картотека игр и упражнений с пальчиками

Мозаика

Шаблоны и трафареты

Речевой материал (стихи и потешки для развития мелкой моторики)

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение № 1

Речевая карта

Приложение № 2

Список детей, зачисленных на логопедический пункт

п/п

Ф.И.О. ребёнка

Дата

рождения

Логопедич.

заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата

Подпись логопеда МАДОУ

Подпись заведующей МАДОУ

Приложение № 3

Статистический отчёт учителя-логопеда

Учебный год

Количество детей (подг.гр)

Речевые нарушения

Выпущено детей

Рекомен

дации

ФНР

ФФНР

НВОНР

ОНР

N реч. развития

Со значит. Улучш.

Без улучшения

Дата

Подпись логопеда МАДОУ

Подпись заведующей МАДОУ

Приложение № 4

Протокол по приёму  воспитанников в логопедический пункт МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»

Фамилия, имя ребёнка

Дата рождения

Речевое развитие

Заключение

Решение комиссии

Связная речь

Словарный запас

Грамм. строй

Звукопро-

изношение

Слогов.

стр-ра

Фонематич.

процессы

Приложение № 5

Протокол по выпуску воспитанников из логопедического пункта МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»

Фамилия, имя ребёнка

Дата рождения

Сроки коррекционной работы

Состояние речи ребёнка

Фонематические

процессы

Заключение

Решение

Рекомендации

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Фамилия, имя ребёнка

Дата рождения: 

Логопедическое заключение:

Коррекционно-развивающие занятия по «Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».

1-ый год обучения в логопункте МАДОУ Детский сад «Снегурочка», группа №

п/п

Основные направления коррекционно-речевой  работы

Виды занятий

1.

Развитие артикуляционной моторики:

  • комплекс артикуляционных упражнений для свистящих, сонорных звуков;
  • комплекс специальных артикуляционных упражнений для растягивания подъязычной уздечки;
  • логопедический массаж;
  • самомассаж языка, губ;
  • специальные дыхательные упражнения (выработка целенаправленной воздушной струи; постановка правильного речевого дыхания).
  • развитие просодической стороны речи: интонации, силы голоса, тембра, темпа речи с использованием логоритмических упражнений.

Индивидуальные

Микрогруппа.

2.

Формирование правильного звукопроизношения:

  • Уточнение произношения гласных звуков (укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций  губ).
  • Свистящих [С, С;З,З;Ц].
  • Сонорных звуков [Л,Л'], [Р, Р].
  • Дифференциация оппозиционных звуков  [С-Ш], [З-Ж], [Сь-Щ], [Ч-Ть], [Р-Л].

Индивидуальные

Микрогруппа.

3.

Формирование фонематических представлений:

  • Развитие речевого слуха, слухового внимания и памяти.
  • Дифференциация неречевых и речевых звуков.
  • Формирование элементарного фонематического анализа и синтеза (узнавание звука на фоне слога, слова; выделение  1-ого звука в слоге, слове,  последнего; определение последовательности звуков в слове).

Микрогруппа.

Подгрупповые

4.

  • Уточнение, расширение и обогащение словаря по лексическим  темам в соответствии с перспективным планом.
  • Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.
  • Формирование глагольного  словаря: активное усвоение вопросительного и повелительного наклонения глаголов.
  • Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо,  плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).
  • Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года).
  • Обучение подбору слов-антонимов.

Микрогруппа.

Подгрупповые

5.

Работа над слоговой структурой:

  • Формирование ритмической стороны речи на основе неречевых звуков (воспроизведение ритмов).
  • Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок.
  • Проговаривание 3-4-х сложных слов со стечением согласных сопряжено, отражённо и самостоятельно по предметным картинкам.

Индивидуальные,

Микрогруппа.

Подгрупповые

6.

Формирование грамматического строя речи:

  • Образование сущ-ных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Образование множественного числа существительных.
  • Согласование притяжательных местоимений с существительными.
  •  Практическое  употребление  в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.
  • Закрепление предложно-падежных конструкций.
  • Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
  • Употребление приставочных глаголов.
  • Согласование числительных и существительных в ед. числе, мн. числе.
  • Образование относительных прилагательных.
  • Образование притяжательных прилагательных.

Индивидуальные,

Микрогруппа,

Подгрупповые

7.

Развитие мелкой моторики:

  • Совершенствование динамической и статической  организации движений: пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж  (су-джок, массажные мячики);
  • Формирование графомоторных навыков (песочная терапия).
  • Формирование различного вида захвата.
  • Формирование зрительно-пространственной ориентировки, ориентировки в схеме собственного тела.

Индивидуальные,

микрогруппа.

Подгрупповые

Приложение № 6

План индивидуально-подгрупповой образовательной деятельности

Фамилия имя  ребёнка

№ группы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Содержание работы

Приложение 7

Список оборудования и мебели логопедического кабинета    

  • Настенное зеркало для логопедических занятий;
  • Зеркала для индивидуальной работы;
  • Дополнительное освещение у зеркала.
  • Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки, су-джок колечки, массажные мячики и др.
  • Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
  • Шкафы для пособий;
  • Письменный стол для работы учителя-логопеда;
  • Столы для занятий с детьми;
  • Стулья детские.

Литература

1.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993

2.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978

3.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009

4.Н.В.нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.

5.З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002

6.О.И.Крупенчук.Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001

7.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002

8.Е.В.кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999

9.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999

10.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002

11В.И.Руденко .домашний логопед.-Ростов на Дону:феникс,2002

12.Г.С.Швайко .Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988

13З.Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005

14.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000

15.В.В.Коноваленко .Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ,2005

16.Н.В.Курдвановская .Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007

17.Н.В.Соловьёва Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009

18.Е.А.борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера,2008

19. Э.Ф.курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет.-Волгоград : Учитель,2011

20.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011

21 Е.Л.Ворошилова .Коррекция заикания у дошкольников.-М.:Сфера,2012

22.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопризношения у детей. Речевой материал.-Волгоград:Учитель,2001

23.Н.В.Нищева .Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001

24.О.Б.иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

25.А.В.Ястребова.Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001

26.Т.Ю.Бардышева.учусь перессказыват.-М.:Карапуз,2003

27.Э.М.Курицына.большая книга занятий по развитию речи. М.:рОСМЭН,2005

28.О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005

29.Н.В.Нищева. Будем говорить правильно.С.П.:Детство-Пресс,2002Е.Н.Косинова.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008

30.О.С.Гомзяк.Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007

31.Журнал “Логопед”

32.Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)

33.О.В.Жохова.Домашние задания для детей логопедической группы ДОУ.-М.:Сфера,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...