Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Развитие словесно-логического мышления при формировании лексико-грамматических средств языка"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Карих Эльвира Мадиховна

Методическая разработка  рекомендована  учителям-логопедам ДОУ. Лексическая тема: "Дикие животные наших лесов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_2.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  НОД  с детьми  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 

Тема:     «Развитие словесно-логического мышления при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Лексическая тема:  «Дикие животные наших лесов»

Учитель-логопед  ГБДОУ д/с  №33  Карих Эльвира Мадиховна

Представленный материал разработан для обучения подгруппы детей 6-летнего возраста (подготовительная к школе группа, второй год обучения) с тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи 3-го уровня речевого развития.  Длительность занятия составляет 30 минут и является обобщающим по лексической теме «Дикие животные наших лесов».

Интеграция образовательных областей:

  • социализация;
  • коммуникация;
  • познание.

Образовательные технологии: здоровьесберегающая; игровая; проблемно-поисковая деятельность; элементы ТРИЗ; ИКТ, мультимедийные.

Планируемый результат: систематизировать представления детей о жизни диких животных, совершенствовать умение решать простейшие логические задачи, формулировать ответы на поставленные вопросы.

Цель: расширить знания детей о жизненных проявлениях, повадках диких животных.

Задачи:

Коррекционные:

  • закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • согласовывать существительные и качественные прилагательные;
  • образовывать падежные формы;
  • образовывать сложные прилагательные.    

Образовательные:

  • расширять, актуализировать словарь по теме;
  • закреплять знания, представления о диких животных;
  • обогащать словарный запас, развивать связную речь;
  • совершенствовать навык построения предложения.

     Развивающие:                                                                                                          

  • развивать просодическую сторону речи: дыхание, силу, высоту голоса;
  • развивать логическое мышление: умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
  • развивать внимание, память;
  • развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитательные:

  • воспитывать речевую активность, чувство языка;
  • формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
  • воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

             Предварительная работа: разучивание загадок по теме; дидактические игры «Кто где живёт?», «Назови детёныша», «Опиши животное»; рассматривание иллюстраций;

разучивание стихотворения, соответствующих движений для проведения динамической паузы.

Материал:

  1. Демонстрационный: мультимедийный проектор и экран; подготовленная мультимедийная презентация «Дикие животные наших лесов».
  2. Раздаточный: картинки с изображением диких животных; ёмкость, наполненная горохом и «утопленные» в нём фигурки диких животных; индивидуальные картинки для раскрашивания, цветные карандаши.

Индивидуальная работа:

Вова   -   правильное произношение звука «Р» в свободной речи.

Марьяна  -  правильное произношение звука  «С» в свободной речи.

Ваня  -  правильное произношение звуков «С» и «Ш» в словах.

Ход мероприятия

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и улыбкой встретим новый день. Какая сегодня погода? (пасмурная, дождливая, ветреная). В группе у нас тепло, светло, уютно. И впереди у нас целый день. Наверное, сегодня мы узнаем что-то новое, будем много играть.  Будем друг к другу добры и внимательны! Пусть наш день будет радостным!  Вдохнём всё хорошее, что ждёт нас сегодня, и выдохнем все обиды и огорчения.   (Дети 3 раза делают глубокий вдох через нос и выдыхают через рот.)

Основная часть

Сюрпризный момент

- Сегодня я приготовила для вас маленькие подарки – сюрпризы, но спрятала их. Вы сможете их найти, если выполните мои задания и ответите на мои вопросы. Вы согласны?

Игра «Опиши предмет -  загадай загадку»

- Вот банка. По очереди запустите туда руку и попробуйте определить, чем она наполнена (горохом).   В горох погружены небольшие предметы, каждому предлагаю достать один, а остальные не видя   угадать этот предмет. Поэтому нужно загадать загадку про этот предмет или описать его.  (Дети достают фигурки диких животных, загадывают загадки или описывают, остальные отгадывают.)

- Как они называются одним словом?   (животные).  Фигурка какого животного лишняя?  (Фигурка свиньи – это домашнее животное, остальные дикие).

- Почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу и сами заботятся о себе). Молодцы, вы прекрасно справились с моим заданием!

Проблемно-поисковая  ситуация

- Ребята, а вы хотите оказаться в зимнем лесу, там, где живут дикие животные? (Отвечают). Тогда давайте отправимся с вами в зимний лес.  На каком виде транспорта вы предлагаете добраться?  Почему именно это вид транспорта вы считаете наиболее удобным и надёжным?  (Ответы).

- Ну что ж транспорт мы выбрали.  Рассаживайтесь так, чтобы было видно дорогу. (Дети садятся на ковёр напротив экрана.).  Пока мы едем, давайте поговорим о том, как нужно вести себя в лесу. (Вместе с детьми формулируем ответ:  в лесу нужно быть внимательным и осторожным, стараться не шуметь, чтобы не потревожить покой лесных обитателей).  А теперь моё задание – ответьте на вопрос:

- Каких животных можно встретить в лесу зимой?

- Каких диких животных мы в зимнем лесу не встретим?   (медведя, ежа).- Почему? (они спят).   Молодцы, выполнили задание!

- Ну вот, пока мы  беседовали, и дорога кончилась, мы приехали. (На экране возникает картина зимнего леса). Выходите, ребята.  Давайте войдём  в лес. (Дети встают, подходят ближе к экрану).  . Полюбуйтесь красотой зимнего леса. Видите, какие чудесные места есть в нашей  стране.  Кого можно встретить  в зимнем лесу? (На экране возникают изображения диких  животных,  дети отвечают: «Мы встретили лису»  и т.д.)

- А теперь у меня для вас следующее задание: Как называются жилища разных диких животных?  Где они могут спрятаться от врагов, согреться?  (Отвечают). Далее на экране демонстрируются фотографии дупла, лисьей норы, логова, берлоги.

- А если белка живёт в дупле, значит, чьё это дупло? Берлога? Логово? Нора? (Ответы).

- Посмотрите на экран и найдите лишнюю картинку. ( На слайде среди животных, не впадающих в спячку – медведь). Ну, какие же вы молодцы!  

- А теперь следующее задание.   У вас на столах лежат конверты. Достаньте оттуда картинки и рассмотрите их внимательно. Что вы на них видите?  (Ответы).    Правильно, художник нарисовал изображения животных и очень ловко спрятал их среди ветвей деревьев, кустарников.   Давайте назовем их. (Называют: волка, лису, белку и т.д.).

- Где находятся животные? (Ответы детей – белка на ветке, заяц под кустом и т.п.)

А ведь художник – хитрец, проверяет нашу внимательность.  Может вы заметили, что он изобразил неправильно?  Предполагаемые  ответы детей:  Бабочки не летают в зимнем лесу. Лисы не  лазают по деревьям. Молодцы, вы не только внимательные, но и знаете повадки животных.

Динамическая пауза. Речь с  движениями.  Развитие просодической стороны речи – выразительности, силы и высоты голоса.

Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть

Встряхивающие движения пальцами

Поднимайтесь руки вверх, шевелитесь пальчики – так шевелят ушками беленькие зайчики.

Поднимают руки вверх, имитируют шевеление ушами зайцев

Крадёмся тихо на носочках, как лисы ходят по лесочку.

Идут по кругу на цыпочках.

Понижают силу голоса.

Волк озирается кругом, и мы головки повернём.

Поворачивают головы в разные стороны.

Говорят чуть громче, понижают тон.

Теперь садимся тише, тише – притихнем, словно в норах мыши.

Садятся.

Переходят на шёпот.

Ходил медведь по лесу, топтался и рычал, хотел он очень мёда, но где достать не знал.

Идут вразвалку., имитируя походку медведя.

Говорят громко с понижением тона голоса.

Игра « Волчок»

- А теперь я приглашаю вас поиграть  в игру и выполнить моё следующее задание. По краю нашего поля расположены картинки диких животных. Раскручиваем волчок, на какое животное он укажет, про того и будем говорить кем он был раньше.  (Волк был волчонком, ёж – вы ежонком и т.д.).

- Молодцы, все задания в лесу мы выполнили. Давайте попрощаемся с зимним лесом и отправимся в обратную дорогу. Занимайте свои места, отправляемся в обратную дорогу. (Дети садятся на ковёр)

«Вопросы на засыпку».

- А пока мы добираемся - вот вам следующее задание.  Но, чтобы его выполнить, нужно быть очень внимательным и хорошо подумать, прежде чем ответить на вопросы.

- Чего больше в лесу – елей или деревьев?

- Заяц обманул лису. Кто хитрее?

- Волчица ждёт волка. Кто опаздывает?

- У кого больше лап – у лисы или у медведя?

- Чего больше – зайцев или заячьих ушей?

Игра с элементами ТРИЗ  «Фантастическое животное».

- Ребята, как вы думаете, у какого животного больше всего врагов, который всё время боится?  Его даже в сказках называют трусишкой.   (Заяц).    Давайте немного пофантазируем, поможем зайцу. Возьмём что-нибудь у других животных и дадим зайцу, чтобы помочь ему защититься от врагов.  У нас получится фантастическое животное. (Предполагаемые ответы детей:  У волка возьмём острые зубы. У ежа…) Молодцы! Теперь нашему фантастическому зайцу ни один враг не страшен!

Заключительная часть

- Вот мы и вернулись обратно. Вы выполнили все мои задания, ответили на все вопросы. Какое задание или вопрос вам понравились больше всего? В какую игру вы хотели бы поиграть дома?   И теперь я скажу, где каждый из вас найдёт свой сюрприз.  Ваня, зайди в уголок природы, встань лицом к окну, открой коробку, которая находится справа, там  найдёшь сюрприз. 

Каждому из детей даются словесные инструкции, помогающие найти нужный предмет.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных умельцев»

Поддерживать стремление детей активно участвоватьв досуге, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности: петь, читать стихи, танцевать, играть на музыкальных и...

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему : "Перекрёсток"

конспект НОД в игровой форме помогает закрепить  и систематизировать первоначальные знания дошкольников о правилах дорожного движения....

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "С праздником Пасхи"

Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной кул...

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Книга – лучший друг»

В результате НОД воспитанники обогатят свои представления о значении книги в жизни человека, закрепят ранее полученные знания....

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Домашние животные»

В результате НОД воспитанники обогатят своё представление о жизни домашних животных, закрепят ранее полученные знания....

Методическая разработка мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Институт здоровья»

Предлагаю вашему вниманию Методическую разработку педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Институт здоровья...

Методическая разработка мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с использованием средств ИКТ «Викторина «Что? Где? Когда? »

Цель: закреплять имеющиеся знания и представления детей об их правах иобязанностях. Задачи:1. Учить  детей понимать, что такое права и обязанности и их важность; 2. Развивать мышление и...