Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алдабаева Лайда Александровна

Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия.

       В содержание логопедической работы включаются:

  1. коррекция нарушений дыхательной функции;
  2. коррекция нарушений голосовой функции;
  3. коррекция дефектов звукопроизношения;
  4. коррекция просодических нарушений;
  5. развитие фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем), фонематического анализа, синтеза и представлений.

I этап - Подготовительный.

Цель: создание необходимых условий для преодоления фонетических нарушений.

Занятие 2. Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 2. Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений;

- познакомить с понятием «слово»;

- развивать сенсорные функции (осуществляется в процессе проведения игр по развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать кинестетические ощущения от моторных функций: общей, ручной, артикуляторной моторики и мимических мышц;

- развивать фонематическое восприятие (слуховой дифференциации звуков);

- формировать условий для развития и коррекции нарушений дыхательной и голосовой функций.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование потребности к правильной речи.

Оборудование: листочки из лёгкой бумаги, зеркало, плакат с изображением ротовой полости.

Ход занятия

Слова логопеда

Слова ребёнка

Доброе утро!

Доброе утро!

Сегодня у нас идёт дождь.

Давай проговорим стихотворение про дождь.

Упражнения на кинестетические ощущения при знакомстве с основными массажными движениями.

Я буду показывать и рассказывать, а ты повторяй за мной. (Логопед перед зеркалом совместно с ребёнком показывает движения).

 (Всё упражнение сопровождается вопросом: «Что ты чувствуешь?», «Где ты проводишь пальчиками?»

Сначала мы вспомним как мы поглаживали лицо на предыдущем занятии:

- от середины лба к вискам;

- вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

- по мышцам щёк от крыльев носа к вискам;

- от середины подбородка к ушам.

А теперь мы представим, что капельки дождя капают на наше лицо. Мы будем постукивать пальцами по лицу. (Логопед показывает постукивающие движения).

Ребёнок повторяет.

По лбу, вискам, вокруг глаз, по щекам, по подбородку.

Ребёнок повторяет постукивающие движения.

Дождик, дождик, веселей

От середины лба к вискам.

Капай. Капай не жалей!

Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).

Только нас не замочи!

По мышцам щёк (от крыльев носа к вискам).

Зря в окошко не стучи!

От середины подбородка к ушам.

Молодец!

Упражнения на развитие кинестетических ощущений мимических мышц.

Давай вспомним любимых сказочных героев. Какой герой хитрый? Какой взгляд у лисы?

Лиса.

Ребёнок перед зеркалом изображает хитрый взгляд.

Какой герой злой?

Волк.

Ребёнок перед зеркалом изображает злой взгляд.

Какой герой печальный?

Молодец!

Зайчик.

Ребёнок перед зеркалом изображает печальный взгляд.

Упражнение на развитие кинестетических ощущений артикуляционной моторики.

Помнишь, как на прошлом занятии ты изображал «дудочку»? Ты представил, что ребятам стал показывать представление. Ты взял дудочку и стал на неё дудеть. Покажи, как ты в неё дудишь.

(Логопед проводит знакомство с артикуляционным упражнением «Дудочка» перед зеркалом)

Что ты чувствуешь?

Ребёнок повторяет.

Губы сложились в узенькую «дудочку».

Ребятам очень понравился твой концерт, и они стали улыбаться. Покажи, как они улыбаются.

(Логопед показывает артикуляционное упражнение «Улыбочка» перед зеркалом)

Что ты чувствуешь?

Ребёнок повторяет.

Губы растянулись в широкую «улыбку».

Давай поочерёдно будем изображать, как ты играешь на «Дудочке», и как ребята улыбаются.

(Логопед показывает чередующиеся артикуляционные движения с постепенным понижением темпа и фиксацией на каждом движении. Упражнения сначала выполняются перед зеркалом, а затем без него).

Ребёнок выполняет упражнение за логопедом с постепенным уменьшением темпа и фиксацией на каждом движении.

Давай вспомним сказку про петушка. Помнишь, как петушок выглядывал в окошко.

(Логопед показывает артикуляционное упражнение «Окошко»).

Я буду считать до пяти, а ты должен удержать его открытым.

Ребёнок выполняет упражнение за логопедом с фиксацией на каждом движении.

Упражнение над развитием дыхания и голоса.

Игра «Ветерок и ветрище»

Какое сейчас время года?

Осень

Правильно. Осенью с деревьев облетают листья. Мы сейчас изобразим, как лёгкий ветерок сдувает листья с деревьев.

Для этого улыбнись, положи широкий язык на нижнюю губу и подуй так, чтобы слетел листик с твоей ладони. Вот такой лёгкий ветерок у тебя получился.

Ребёнок повторяет за логопедом движения и дует на широкий язык.

Теперь представим, что подул очень сильный ветер. Дует этот ветер с порывами.

Сначала соедини руки в виде рупора и произнеси протяжно: «У ………».

Резко опусти руки вниз и произнеси коротко: «У».

Молодец!

Ребёнок повторяет за логопедом. Одновременно дует и гудит звук «У», чередуя протяжное и короткое звучание.

На прошлом занятии мы учились различать звуки вокруг нас и угадывать звуки, которые издают разные предметы. А сегодня мы поговорим о тех звуках, которые мы произносим. Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, а слоги образуют слова.

Упражнение по развитию слухового внимания.

Послушай стихотворение и дополни его.

В стойле коровы мычали:

М-м-м-м-у!

Мимо машины бежали:

Д-д-д-д-д!

Гудели от ветра все провода:

Н-н-н-н-н!

Капала в кухне из крана вода:

Кап-кап-кап!

Перекликались в ночи поезда:

Молодец!

У-у-у! У-у-у!

Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давай поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумай, с помощью чего мы произносим звуки?

Рот

Правильно, чтобы произнести звуки – нам нужен рот. Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык.

(Логопед демонстрирует строение ротовой полости на плакате)

Ребёнок рассматривает плакат.

Упражнение по развитию динамической координации рук.

Посмотри в окно, опять пошёл дождь.

Давай вместе расскажем и покажем как он стучит.

Кто там топает по крыше?

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

- Топ-топ-топ.

Удары по столу ладонями.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

- Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли –

- Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

- Топ-топ-топ.

Далее – такие же движения по тексту.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

Игра «Доскажи словечко».

Я прочитаю стихи, а ты дополнишь их словами, подходящими по смыслу.

Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама…

Косы

Под землёю он живёт.

Землю роет старый …

Крот

Словно дом огромен он.

В зоопарке живёт …

Слон

Подарили нам игрушки:

Целый день стреляют …

Пушки

Молодец! Ты досказал стихотворения. Ты назвал косы, крот, слон, пушки – это слова.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

Я буду называть подряд разные звуки. Тебе надо из этих звуков узнать звук «У». Как я произнесу звук «У», ты в этот момент хлопай в ладоши.

(Логопед произносит ряд звуков: А,У,И,А,О,И,У,О,И,У…)

Теперь тебе надо из этих звуков узнать звук «И». Как я произнесу звук «И», ты в этот момент хлопай в ладоши.

(Логопед произносит ряд звуков: А,У,И,А,О,И,У,О,И,У…)

Молодец!

Ребёнок, как только слышит звук «У», хлопает в ладоши.

Ребёнок, как только слышит звук «И», хлопает в ладоши.

Игра «Звук заблудился».

Послушай внимательно стихотворения и исправь слова, не подходящие по смыслу и назови правильное слово.

На поляне весной

Вырос зуб молодой.

Ребёнок исправляет:

Дуб.

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползёт зелёный лук

С длинными усами!

Ребёнок исправляет:

Жук.

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у дверей.

Ребёнок исправляет:

Зверей.

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку.

Молодец!

Ребёнок исправляет:

Точку.

Давай сейчас вспомним, какое сейчас время года?

Правильно, осень.

Давай с тобой покажем, что происходит осенью.

Упражнение на развитие динамической координации общей моторики.

Логопед показывает движение и проговаривает текст вместе с ребёнком

Осень.

Ребёнок становиться напротив логопеда. Проговаривает текст и повторяет движение за логопедом.

Туча небо кроет

Ребёнок поднимает руки вверх.

Солнце не блестит

Указательным пальцем и головой показывает отрицательное движение.

Ветер в поле воет

Складывает рупором руки и в него проговаривает текст.

Дождик моросит

Руки перед собой. Машет расслабленными кистями рук.

Зашумели воды

Быстрого ручья.

Руки в стороны, изображает волну.

Птички улетели

В тёплые края.

Молодец!

Руки в стороны, изображает машущие крылья.

Давай вспомним чем мы слушаем слова, которые произносят другие люди?

Ушами

Упражнение на развитие фонематического слуха.

Я буду называть по несколько одинаковых слов и одно слово будет другое. Оно отличается от остальных одним звуком. Тебе надо будет это слово услышать и назвать.

Дом, дом, том, дом.

Ребёнок отвечает:

Том.

Банки, панки, банки, банки.

Ребёнок отвечает:

Панки.

Балка, балка, балка, палка.

Ребёнок отвечает:

Палка.

Порт, борт, борт, борт.

Ребёнок отвечает:

Порт.

Итог занятия.

О каких звуках мы сегодня говорили?

«У» и «И»

Что такое: косы, крот, слон, марки, пушки?

Молодец!

Слова.

Задания для закрепления:

Игра «Поймай звук». Ребёнок хлопает на заданный звук: «У», «И».

Игра «Выдели звук». Выделить первый звук в словах: улитка, улитка, Аня, облако, иглы, Оля, Ира, Инна, Уля.

Закрепление материала вне занятий выполняется воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития.

Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. С чего начинается формирование речевого восприятия? Вашему вниманию предлагаются упражнения для формиро...

Занятие:"Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках".

В занятии используются различные музыкальные инструменты для развития слухового внимания.Представлены игры на развитие общей и мелкой моторики. Дети обучаются выполнять простые массажные движения с оп...

Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития»

Консультация для родителей  детей имеющих задержку речевого развития, содержит  игры для формирования фонематического слуха...

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках (конспект подгруппового занятия для детей 4-5 лет)

Задачи:Социально-коммуникативное развитие:Способствование созданию комфортной обстановки для каждого участника.Социально-коммуникативное развитие:Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым.Р...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»

Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.Задачи:Образовательные:- активизировать глагольный словарь: скрипит, звенит, звонит, заводится, льется, лает, кудахчет, пищит...

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках (2 занятия)

Формирование слухового внимание и восприятие детей на неречевых звуках в старшей группе...