Проектная деятельность "Пальцы помогают говорить"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Кирсанова Елена Игоревна

Актуальность проекта: заключается в том, что уровень развития речи и мышления ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поскольку центры головного мозга, отвечающие за речь и тонкую моторику пальцев расположены очень близко. Стимулируя последнюю и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что дальнейшее обучение в школе потребует от ребенка использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_paltsy_pomogayut_govorit.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

в логопедической подготовительной к школе группе

Тема проекта: «Пальцы помогают говорить»

Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, долгосрочный, групповой.

Срок реализации проекта: с 01.10.2020 г. по 31.05.2021 г.

Участники проекта: дети логопедической подготовительной к школе группы (6-7 лет), учитель-логопед, воспитатели, родители.

Актуальность проекта: заключается в том, что уровень развития речи и мышления ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поскольку центры головного мозга, отвечающие за речь и тонкую моторику пальцев расположены очень близко. Стимулируя последнюю и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что дальнейшее обучение в школе потребует от ребенка использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных учебных действий.

Цель проекта: Создать образовательное пространство в группе по развитию мелкой моторики рук; разработать систему работы направленную на развитие мелкой моторики.

Задачи:

  1. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук на логопедическую подготовительную к школе группу на основе тематического планирования.
  2. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук.
  3. Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук.
  4. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
  5. Сформировать элементарные специфические графические навыки.
  6. Подготовить руку ребенка к письму.

План реализации проекта:

  1. Подготовительный этап (сбор информации по теме).
  1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.
  2. Обоснование путей реализации проекта.
  1. Основной этап (практический).
  1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе календарно-тематического планирования с подбором материала (Приложение А):
  • комплексов пальчиковой гимнастики;
  • игр и упражнений с различными предметами;
  • упражнений на развитие графо-моторных навыков;
  • упражнения с элементами массажа;
  • упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.
  1. Работа с детьми. Закрепление упражнений в непрерывной образовательной и свободной деятельности:
  • тематические занятия;
  • игры с предметами;
  • разного вида шнуровки;
  • пальчиковый театр;
  • пальчиковые игры;
  • развитие графо-моторных навыков;
  • раскраски, трафареты;
  • самостоятельная творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование и т.д.).
  1. Работа с педагогами.
  • Семинар-практикум: «Пальцы помогают говорить».
  1. Работа с родителями.
  • Консультации: «Развиваем мелкую моторику», «Пальцы помогают говорить», «Формирование графических навыков», «Игры на развитие мелкой моторики», «Готовим руку к письму»;
  • Семинар-практикум «Пальцы помогают говорить»;
  • папки-передвижки;
  • родительские собрания;
  • индивидуальные консультации и беседы;
  • привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики.
  1. Заключительный этап.

Подведение итогов и анализ проектной деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Граб А.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР. – М.: Издательство Гном, 2016.
  2. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 16 с.
  3. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, 2014. – 160 с.
  4. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику и речь. 150 игровых упражнений. – М.: Эксмо, 2018. – 112 с.

Приложение

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук

Месяц

Неделя / Тема

Содержание работы

Октябрь

1 неделя

«Осень золотая»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Обведение прямых и волнистых пунктирных линий; предметов по контуру.

2 неделя

«Деревья»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, рисование по клеточкам.

3 неделя

«Лес. Грибы, ягоды»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Игры со шнуровкой.
  4. Обведение прямых и волнистых пунктирных линий, предметов по контуру, дорисовывание симметричных предметов.

4 неделя

«Перелетные птицы»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Работа с трафаретом.
  4. Рисование точек, прямых и волнистых линий, рисование по клеточкам.

Ноябрь

1 неделя

«Наш город. Наш дом»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Рисование геометрических фигур, ломаных линий, выполнение штриховки, рисование предметов по клеточкам.

2 неделя

«Мебель»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Д/и «Выложи фигуру по образцу» (выкладывание из счетных палочек фигуры дивана, стола, табурета, шкафа).
  4. Рисование прямых параллельных линий, рисование по клеточкам; упражнения с элементами конструирования.

3 неделя

«Посуда»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Рисование прямых, косых и волнистых линий, рисование по клеточкам, дорисовывание предметов по образцу.

4 неделя

«Одежда, обувь, головные уборы»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Обведение пунктирных линий; поочередное соединение точек; рисование по клеточкам.

Декабрь

1 неделя

«Предзимье»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Игры с предметами.

2 неделя

«Зима»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Обведение пунктирных линий; дорисовывание предметов; составление контуров фигур из палочек; рисование по клеточкам; раскрашивание предметов.

3 неделя

«Зимние забавы»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Игры с мелкой мозаикой.

4 неделя

«Новогодний праздник»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Игры со шнуровкой.

Январь

2 неделя

«Зимующие птицы»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Работа с трафаретом.

3 неделя

«Дикие животные наших лесов»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.

Рисование прямых линий, обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам, упражнения на развитие навыков конструирования.

4 неделя

«Животные и птицы холодных стран»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Работа с трафаретом.

Февраль

1 неделя

«Профессии. Инструменты»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Обведение ломаных пунктирных линий; предметов по контуру, рисование предметов по клеточкам.

2 неделя

«Транспорт. Правила дорожного движения»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Рисование волнистых и прямых линий; выкладывание контуров предметов из палочек; обведение пунктирных линий; дорисовывание предметов; рисование по клеточкам.

3 неделя

«День защитников Отечества»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Игры с предметами.

4 неделя

«Семья»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Рисование волнистых и прямых линий.

Март

1 неделя

«8 Марта – мамин день»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Игры с мелкой мозаикой.

2 неделя

«Весна»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Рисование прямых и волнистых линий; обведение пунктирных линий; составление контуров фигур из палочек; рисование по клеточкам.

3 неделя

«Первоцветы. Комнатные растения»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Работа с трафаретом.

4 неделя

«Вода и ее обитатели»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Работа с трафаретом.

5 неделя

«Продукты питания»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Рисование волнистых и прямых линий; рисование по клеточкам.

Апрель

1 неделя

«Откуда хлеб пришел?»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Игры с предметами.

2 неделя

«День Космонавтики»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Игры со шнуровкой.

3 неделя

«Домашние животные и птицы»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Рисование параллельных прямых линий, рисование по клеточкам, рисование предметов по образцу.
  4. Рисование прямых и волнистых линий, рисование по клеточкам, обведение предметов по контуру, рисование предметов по образцу, упражнения на развитие навыков конструирования.

4 неделя

«Животные жарких стран»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Работа с трафаретом.

Май

1 неделя

«День Победы»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Игры с предметами.

2 неделя

«Человек. Части тела»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Рисование и дорисовывание предметов по образцу.

3 неделя

«Школа»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Игры с предметами.

4 неделя

«Лето. Цветы. Насекомые»

  1. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  2. Самомассаж пальцев рук.
  3. Рисование прямых, косых и волнистых линий, рисование по клеточкам, рисование и дорисовывание предметов по образцу; выкладывание контуров предметов из палочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальцы помогают говорить

развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...

Пальцы помогают говорить

Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...

Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"

Представляла опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города....

Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует  возрасту , то и речевое р...

Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить

Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....

"Пальцы помогают говорить"

 "Пальцы помогают говорить"   Почему для малышей так важны игры, тренирующие мелкую моторику- движения пальцев и кисти рук? У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженн...