«Организация и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями произносительной стороны речи, обусловленными недостаточность иннервации речевого аппарата"
методическая разработка по логопедии

Курепина Нина Анатольевна

Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Нарушения речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата,  отличаются трудностями в преодолении нарушения. В практике логопедической работы с детьми это часто встречающиеся различные дизартрические проявления, которые требуют более длительного логопедического воздействия на их устранение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Обобщение опыта на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/vneklassa/obobsenie 

  «Организация и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями произносительной стороны речи, обусловленными недостаточностью иннервации речевого аппарата»

Номинация «Дошкольное образование (развитие речи)»

                                           Курепина Нина Анатольевна,

                     учитель-логопед

                                                      МБДОУ детского сада №5 «Радуга»

                                                г. Жердевка Тамбовской области

Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Нарушения речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата,  отличаются трудностями в преодолении нарушения. В практике логопедической работы с детьми это часто встречающиеся различные дизартрические проявления, которые требуют более длительного логопедического воздействия на их устранение.

Особенности фонематического нарушения речи у детей с недостаточностью иннервации речевого аппарата

Отмечаются: нечёткое звукопроизношение, смазанная речь, иногда сопровождающаяся назализацией, различные просодические и фонационные расстройства, наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляционного аппарата,  разнообразие и особенности фонетических нарушений.

Для  детей с дизартрическим проявлениями в речи характерно полиморфное нарушение звукопроизношения.

Страдают обычно три группы звуков: свистящие, шипящие и соноры:

На  первом месте – свистящие,

На втором – шипящие,

На третьем месте – нарушения произношения соноров.

Среди нарушений свистящих, шипящих – межзубное произношение.

Среди искажений звуков р-л – велярный ротацизм.

Нарушения просодики сказываются на разборчивости и внятности речи. Из-за нечеткого произношения у детей нечеткое восприятие звуков. Получается замкнутый круг – фонематический слух не развивается.

Основную сложность представляет диагностика дизартрических проявлений.

Основные критерии диагностики

  1. Наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных движений. В частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также ассиметричное положение кончика вытянутого вперед языка. Его тремор и беспокойство в этом положении, изменение конфигураций.
  2. Наличие синкинезий – движение нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при движении языка.
  3. Замедленный темп артикуляционных движений.
  4. Трудность удержания артикуляционной позы.
  5. Трудность переключения артикуляционных движений.
  6. Стойкость нарушения звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков.
  7. Наличие просодических нарушений.

В ряде случаев для диагностики дизартрических проявлений применяются так называемые функциональные пробы:

1. Открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии, одновременно следить глазами за перемещающимися в боковом направлении предметом. Проба считается положительной, если в момент движения глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

2.  Ребенка просят выполнять артикуляционные упражнения языком, положив при этом руки на его шею, при наиболее тонких, дифференцированных движениях языка, ощущается напряженность шейной мускулатуры, а иногда и видимые движения с закидыванием головы.

Нарушения общей моторики

При наличии дазартрических проявлений  всегда отмечается моторная неловкость. На физкультурных занятиях отмечается  нарушение координации и переключаемости.

Проверочные задания: «Покажи, как пилят, рубят», «Покажи, как ходит солдат», «Пройди по мостику», «Постой на одной ножке»

Если у ребенка нет, каких либо дизартрических проявлений, то моторная неловкость отмечаться не будет.

Нарушения мелкой моторики рук.

Для детей с дизартрическими проявлениями в речи характерно позднее и не очень успешное овладение навыками самообслуживания.

На занятиях по рисованию дети плохо справляются с заданиями. Главный показатель – аппликация. Работы таких детей небрежны, нет чувства центра и симметрии, не ориентируются на листе бумаги и пространственно.

У детей, не имеющих дизартрических проявлений, нарушения мелкой моторики рук отсутствуют.

Особенности артикуляционного аппарата

а) наличие патологии артикуляционного аппарата: гиперсаливация, девиация, нарушение мышечного  тонуса, асимметрия при улыбке и речи, гиперкинез (насильственные движения);

б) особенности моторики артикуляционного аппарата. Все движения у ребенка есть, но качество движений нарушено. Движения недостаточной силы, страдает ритмичность. Недостаточный объем движений, неточность движений, утомляемость, может быть девиация языка (отклонение от средней линии), нарушения переключаемости с одного движения на другое, гиперкинез (насильственные движения языка), тремор (дрожание кончика языка, посинение при нарушении кровообращения). У детей, не имеющих в речи дизартрических проявлений, эти проявления не наблюдаются.

Нарушения звукопроизношения

1.У ребенка нарушено произношение: искажение, замены, пропуски, смешения. Звуки ставятся по общему принципу, но чаще всего работа останавливается на автоматизации в слогах, дальше в речь звуки  не вводятся.

2. У ребенка изолированно все звуки есть, но в речи искажаются даже б,п,д,т,н. Это случается также у детей с нарушением слуха из-за плохого контроля.

Особенности просодики

а) голос слабый, монотонный (не модулируется по высоте и силе);

б) дыхание: ослаблен речевой выдох, ребенок тихо произносит окончания слов, фразы, темп речи ускоренный;

в) интонация: речь невыразительная, тусклая, неправильные паузы, страдает логическое ударение, дикция. Нарушения возникают из-за парезов, параличей мягкого нёба, голосовых связок. Страдает сила, высота голоса, звонкие согласные звуки.

В анамнезе асфиксия, не сразу принесли кормить, позже развивался, лежал в неврологическом отделении, до года массаж, вскрикивал по ночам от головных болей.

Особенности эмоционально-волевой сферы.

Отмечается эмоциональная возбудимость, истощаемость. Дети плохо адаптируются к новой ситуации. Они раздражительны, характерны резкие перепады настроения, агрессивны, упрямы.

Психолого-педагогическая работа

а) сенсорное развитие, зрительные дифференцировки, слуховое восприятие, слуховые дифференцировки, развитие положительной кинестезии (ощущение мышц своего тела);

б)  развитие стереогноза – высших корковых умений: нащупать и определить предмет по форме, величине, фактуре;

в) развитие пространственных представлений (знаний схемы человека, животного, понимание предлогов, выполнение задания по пространственному расположения, умение раскладывать разрезную картинку, кубики с картинками;

г) развитие конструктивного праксиса, выполнение заданий по образцу, по инструкции, по памяти (конструирование из природного материала);

д) развитие мелкой моторики рук (подготовка руки к письму);

г) психологическая подготовка к школе (развитие внимания, памяти, мышления).

Коррекционная работа с дизартрическими проявлениями ведется комплексно: медицинское, психолого-педагогическое и только потом логопедическое воздействие.

Индивидуальные занятия для ребенка с различными проявлениями  дизартрии 15-20 минут, 3 раза в неделю по схеме:

  1. Оргмомент
  2. Массаж
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Работа над голосом
  5. Работа с дыханием
  6. Просодика
  7. Пальчиковая гимнастика
  8. Фонематический слух
  9. Грамматические категории, словарь.

Краткая аннотация статьи Лопатиной Л.В.

Дети с различными проявлениями дизартрии делятся на три группы:

I группа –у детей нарушены звукопроизношение и просодика, все остальное сохранно, это дети для группы с ФФН

II группу – составляют дети, у которых не закончен процесс формирования фонематического слуха,  также нарушена просодика, лексика и грамматика – это группа с ФФН Также этим детям необходима индивидуальная работа по устранению дизартрических компонентов в речи.

III группа – это дети, у которых нарушено звукопроизношение, просодика, недостаточно развит фонематический слух, грубо нарушен грамматический строй, словарь. Также без специальных занятий недостаточно формируется связная речь. Это группа с ОНР, и индивидуальная работа по устранению дизартрических проявлений.

Задачи работы с  I группой.

  1. Развитие общей и речевой моторики
  2. Логопедический массаж и специфическая артикуляционная гимнастика.
  3. Развитие речевого дыхания и голосовых модуляций.
  4. Регуляция просодики
  5. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Задачи работы со II группой.

Актуальны все задачи для первой группы, дополнительно работа по обогащению словаря, развитию грамматического строя речи, уточнению и развитию фонематического слуха, отработка слов сложной слоговой структуры, развитие связной речи.

Задачи работы с 3 группой.

Необходимы все задачи для первой и второй группы, плюс развитие психологической базы речи: зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, мышления.

Причины возникновения у взрослых

  1. Нарушение мозгового кровообращения и сосудистые расстройства
  2. Черепно-мозговые травмы
  3. Менинго-энцефалиты
  4. Опухоли

Причины возникновения у детей

  1. Родовая травма (в результате родовспоможения)
  2. Асфиксия (красная – самая лёгкая, в результате различные проявления дизартрии, синяя – 1-2, минуты (есть микро патология), белая –реанимация от нескольких минут  до суток. В результате тяжелые двигательные и психические расстройства.
  3. Резус-фактор – конфликт плода и матери. Возникает у матери с резус-отрицательным фактором. У таких детей страдают подкорковые образования. В результате нарушения двигательной сферы, интеллект сохранен.
  4. Менингоэнцефалиты.
  5. Поствакцинальные менингоэнцефалиты.
  6. Черепно-мозговые травмы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. "Организация оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата".

На сегодняшний день самой актуальной проблемой жизни в 21 веке является проблема сохранения здоровья.В ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе в...

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в коррекции нарушений произносительной стороны речи"

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в коррекции нарушений произносительной стороны речи" раскрывает проблему создания прочной физиологической базы для развития и формирования прави...

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"...

Этапы коррекционной работы при нарушениях произносительной стороны речи

Этапы коррекционной работы при нарушениях произносительной стороны речи...

Презентация на тему: "Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"

Организация  и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи....